Научная статья на тему 'ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО: РУССКИЕ БЕЛОЭМИГРАНТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ИСПАНИИ'

ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО: РУССКИЕ БЕЛОЭМИГРАНТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИСПАНИЯ / БЕЛАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ВОЕННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВОЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / CIVIL WAR / SPAIN / WHITE EMIGRATION / MILITARY ROUTINE / MILITARY ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакалина Дарья Алексеевна

Статья посвящена исследованию военной повседневности русских белых эмигрантов, принявших участие в Гражданской войне в Испании (1936-1939). Изучение этого конфликта имеет большое значение, поскольку он оказал ключевое влияние на международные отношения перед Второй мировой войной. Исследование написано в рамках военно-антропологического направления исторической науки, которое имеет междисциплинарную направленность и находится на стыке таких наук, как психология, социология и история. Источниками выступают эго-документы: дневники и мемуары русских добровольцев в Гражданской войне. В статье анализируются мотивы, взгляды и идеи, которыми руководствовались белоэмигранты при участии в военном конфликте. Как показано в исследовании, белоэмигранты надеялись на то, что Гражданская война в Испании станет катализатором мировой революции против коммунизма. Желание взять реванш за поражение в российской Гражданской войне было основным мотивом их участия в испанском военном конфликте. В его рамках русские добровольцы состояли всмешанных отрядах франкистов, собранных из неиспанского населения. Особое внимание автор уделяет отношению русских добровольцев к испанцам-франкистам, а также самим боевым действиям. Кроме того, исследуется реакция испанцев на участие белоэмигрантов в Гражданской войне. С одной стороны, простое население удивляло присутствие русских на стороне Франко. С другой - Каудильо высоко ценил помощь со стороны белоэмигрантов. На основе проделанного анализа в статье сделан ряд выводов, которые могут помочь в дальнейшем изучении антропологического измерения военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR FAITH, TSAR AND FATHERLAND: THE RUSSIAN WHITE EMIGRANTS IN THE SPANISH CIVIL WAR

The article is devoted to the research of the military routine of Russian white emigrants who took part in the Spanish Civil War (1936-1939). The importance of studying this conflict means that it had a key impact on international relations before the Second World War. The research is written within the framework of the military anthropology, which is essentially interdisciplinary, and is located at the intersection of such academic disciplines as psychology, sociology and history. Among the sources are ego-documents such as diaries and memoirs of Russian volunteers in the Civil War. The article analyzes the motives, views and ideas that guided the white emigrants to take part in the military conflict. White immigrants hoped that the Spanish Civil war would become a catalyst for a world revolution against communism as shown in the research. The desire to take revenge for the defeat of the Russian Civil War was the main cause for their participation in the Spanish military conflict. As part of it, Russian volunteers were in mixed units of Francoists assembled from the non-Spanish population. The author pays special attention to the attitude of Russian volunteers to the Spanish-Francoists, as well as to the fighting itself. In addition, the reaction of Spaniards to the participation of white immigrants in the Civil War is studied. On the one hand, the common population was surprised by the presence of Russians on the Franco`s side. On the other hand, Caudillo highly valued the help of white immigrants. Based on the analysis, the article makes a number of conclusions that can help in further study of the anthropological dimension of military actions.

Текст научной работы на тему «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО: РУССКИЕ БЕЛОЭМИГРАНТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ИСПАНИИ»

УДК 94(460) ББК 63.3(4Исп)

Д.А. Бакалина

За Веру, Царя и Отечество: русские белоэмигранты в Гражданской войне в Испании

Статья посвящена исследованию военной повседневности русских белых эмигрантов, принявших участие в Гражданской войне в Испании (1936-1939). Изучение этого конфликта имеет большое значение, поскольку он оказал ключевое влияние на международные отношения перед Второй мировой войной. Исследование написано в рамках военно-антропологического направления исторической науки, которое имеет междисциплинарную направленность и находится на стыке таких наук, как психология, социология и история. Источниками выступают эго-документы: дневники и мемуары русских добровольцев в Гражданской войне. В статье анализируются мотивы, взгляды и идеи, которыми руководствовались белоэмигранты при участии в военном конфликте. Как показано в исследовании, белоэмигранты надеялись на то, что Гражданская война в Испании станет катализатором мировой революции против коммунизма. Желание взять реванш за поражение в российской Гражданской войне было основным мотивом их участия в испанском военном конфликте. В его рамках русские добровольцы состояли в смешанных отрядах франкистов, собранных из неиспанского населения. Особое внимание автор уделяет отношению русских добровольцев к испанцам-франкистам, а также самим боевым действиям. Кроме того, исследуется реакция испанцев на участие белоэмигрантов в Гражданской войне. С одной стороны, простое население удивляло присутствие русских на стороне Франко. С другой - Каудильо высоко ценил помощь со стороны белоэмигрантов. На основе проделанного анализа в статье сделан ряд выводов, которые могут помочь в дальнейшем изучении антропологического измерения военных действий.

Ключевые слова: Гражданская война, Испания, белая эмиграция, военная повседневность, военная антропология

В 2020 г. мир отмечает 75-летие со дня окончания Второй мировой войны. Актуальность ее исследования не угасает по той причине, что она определила характер истории человечества на много лет вперед. В этой связи кажется важным вернуться к рассмотрению международных контекстов, служивших прологом к мировому

© Бакалина Д.А., 2020

конфликту. Одним из ключевых из них является Гражданская война в Испании. Ее анализ под новым интересным углом может помочь выявить ранее незамеченные причинно-следственные связи.

Значение Гражданской войны, длившейся с 1936 по 1939 г., весьма велико для понимания расклада сил на мировой арене в предвоенный период. Как указывает С. Каливас, обычно гражданская война -это вооруженные боевые действия в границах признанного суверенного образования между сторонами, подчиняющимися общей власти в начале военных действий1. Отличие Гражданской войны в Испании состоит в том, что она обрела международный характер. Начавшись как внутригосударственный конфликт между правительством Народного фронта в лице республиканцев и оппозицией во главе с Франциско Франко, в ней затем приняли участие представители многих стран (США, СССР, Великобритании и Ирландии, Франции, Польши и др.) в составе интернациональных бригад. Одной из принимавших участие в конфликте сторон как раз и были русские белоэмигранты, сражавшиеся на стороне франкистов.

Данная статья написана в рамках военно-антропологического направления в исторической науке. Пережив антропологический поворот в конце XX в., историки создали ряд новых междисциплинарных направлений, объединенных акцентом на исследование культуры2. По авторитетному мнению Д. Бахманн-Медик, «в качестве интегративного мостика между дисциплинами культурная антропология разработала важные базисные представления и для других наук о человеке и обществе, направивших культурный анализ на признание культурной чуждости и плюралистичности,

« 3

а также на анализ культурных различий в поведении человека»3. Одним из направлений новой культурной истории является военная антропология - дисциплина, базирующаяся на достижениях сразу нескольких наук и интегрирующая «в себя и военно-историческую психологию, и другие аспекты знаний о человеке на войне в прошлом»4. В России в рамках исследований военно-исторической антропологии успешно работает Е.С. Сенявская5.

Цель данной статьи - реконструкция военной повседневности Гражданской войны в Испании в репрезентациях русских белоэмигрантов. Психологические, эмоциональные и идеологические аспекты, которые повлияли на принятие тех или иных решений русских добровольцев, также находятся в фокусе исследования. В статье также анализируются основные причины вступления белоэмигрантов в ряды армии Франко и рассматривается военная повседневность комбатантов и их взаимоотношения с испанцами-франкистами.

Мотивации добровольцев-белоэмигрантов

В настоящее время ведется множество дискуссий вокруг понятия «белая эмиграция». Кто-то использует в своих работах взаимозаменяемые термины. Во многих литературных изданиях мы можем встретить такие дефиниции, как «русская белая эмиграция»,

1 Kalyvas S. The Logic of Violence in Civil War. Cambridge University Press, UK, 2006.

P. 39.

2 Берк П. Историческая антропология и новая культурная история // Новое литературное обозрение. 2005. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines. gorky.media/nlo/2005/5/ istoricheskaya-antropologiya-i-novaya-kulturnaya-istoriya. html (дата обращения 02.05.2020).

3 Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с нем. С. Ташке-нова. М., 2017. С. 31.

4 Сенявская Е.С. Военная антропология как новая научная дисциплина: перспективы развития и значение для обороноспособности России // Вестник Академии военных наук. 2004.

№ 3 [Электронный ресурс]. URL: http://militaryarticle.ru/ vestnik-akademii-voennykh-nauk/2004-vavn/10466-voennaj a- antropologij a-kak-novaja-nauchnaja (дата обращения 10.05.2020).

5 Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология - новая отрасль исторической науки // Отечественная история. 2002.

№ 4. С. 135-145.

или «белое движение». Так, издательство «Глобус», которое содействовало публикации рукописей непосредственно одного из участников движения белых эмигрантов А.П. Яремчука, использует такой термин, как «Белая Борьба»6.

Кто-то, наоборот, очень строг к выбору понятия и старается придерживаться исключительно одного термина. К примеру, Ю.С. Цурганов исключает взаимозаменяемость понятий «белая эмиграция» и «первая волна русской эмиграции», поскольку «белое движение» в пору Гражданской войны в России было абсолютно индифферентным по идейным соображениям, и оно не было едино в отношении к революции7.

Так или иначе, все вышеперечисленные понятия имеют отношение к военным, которые уехали из России после 1917 г. Белоэмигранты в основном являлись выходцами из дворянского сословия, воспитанные в военных традициях, с ностальгией вспоминавшие о дореволюционных временах и нашедшие новый дом в самых разных частях мира: от Китая до Латинской Америки8. В данной статье термин «белая эмиграция» будет относиться исключительно к группам русских добровольцев, эмигрировавших в Испанию в 1920-1930-х гг. и выступавших в Гражданской войне на стороне Франко9.

Назвать точное количество участников-белоэмигрантов Гражданской войны в Испании достаточно сложно. Записи добровольцев позволяют оценить их число от 80 до 100 человек10. В записях А.П. Яремчука говорится о Русском национальном отряде при «терсио рекете Донна Мария де Молина и Марко де Бельо», в котором насчитывалось около 36 русских добровольцев11. По его мнению, «это все, что дала двухмиллионная российская эмиграция»12.

Почему Испания была выбрана участниками Русского общевоинского союза в качестве места для эмиграции? Промонархические идеи Ф. Франко были созвучны политическим взглядам белоэмигрантов, ведомых идеей «крестового похода против коммунизма»13. Первыми, кто вступил в ряды сторонников будущего каудильо, были командиры, числившиеся в рядах белой армии во времена Гражданской войны в России. Многие из них приезжали из Франции, где к власти пришел коммунистический Народный фронт, в надежде, что победа монархистов в Испании запустит механизм «домино», который начнет мировую революцию против комму-

низма14.

Один из добровольцев, В.В. Орехов, во время Гражданской войны в России командовавший железнодорожной ротой, а после уехавший во Францию, начал издавать журнал «Часовой», который впоследствии стал каналом связи для членов Русского общевоинского союза (РОВС), т. е. для всех белоэмигрантов-добровольцев. В своем письме Орехов писал: «Испания силою вещей сделалась театром борьбы белых и красных сил. Победа первых будет жестоким ударом по мировому коммунизму, красная власть в Испании - это огромный шаг к большевизации Европы»15.

Некоторые белоэмигранты полагали, что их жизнь вне России представляет собой временное явление, и ждали какого-то собы-

Яремчук А.П. Русские добровольцы в Испании. Сан-Франциско: Глобус, 1983. С. 6.

Цурганов Ю.С. Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне. Интрада, 2001. С. 1. О белой эмиграции в других странах см.: Жалнина-Василькиоти И.Л. Русская белая эмиграция в Салониках 1919-1980 гг. // Ежегодник дома русского зарубежья им. А. Солженицына. 2011. № 2. 121-139; Курганский К.С. Белая эмиграция в Латинской Америке: попытка сохранения русской культуры, традиционного быта и православной веры (на примере Аргентины и Парагвая) // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 4. С. 5-7; Тинина З.П., Благинин С.И. О православной самобытности русских эмигрантов в Болгарии по мемуарам «Бытие. Исход. Второзаконие» // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. 2011. С. 13-19; Рубанов Е.А. Белая эмиграция в Китае в межвоенный период: русские наемники на иноземной службе в Маньчжурии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 4. С. 70-75; Сорокина М.Ю. Русское научное зарубежье в Болгарии // Русское зарубежье в Болгарии: история и современность / Автор идеи и сост. С.А. Рожков. София: Русский Академический Союз в Болгарии, 2009. С. 50-55; Она же. Российское научное зарубежье versus русская научная эмиграция: К определению объема и содержания понятия «российское научное зарубежье» // Ежегодник Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына. 2010. № 1. С. 75-94.

6

7

8

тия, которое бы смогло мобилизовать мировое сообщество против коммунизма. Как полагает исследовательница Дж. Кин, «эти люди жили в мире, в котором мечта о возможном повторении событий 1918-1921 годов, ведущем к победоносному исходу, была единственной компенсацией за психологическое отчуждение и физическое изгнание»16.

Так, Яков Лопухин, бывший штабс-капитан Марковского артиллерийского дивизиона, в своем дневнике писал: «Когда впервые прочитал в "Последних новостях" о военных столкновениях в Испании и о позиции генерала Франко весь встрепенулся, как после спячки - началось»17. Война рассматривалась им как попытка взять реванш за проигрыш в России: «то, чего мы не смогли сделать под Севастополем18, быть может отсюда, из Испании, мы продолжим, и

19

уже не одни»19.

Действия белоэмигрантов не были направлены исключительно против Советского Союза, но в целом против такого явления, как коммунизм. Уже после того как война в Испании подходила к своему логическому завершению, в своем письме Н.Н. Болтин, один из добровольцев армии генерала Франко и организаторов Русского отряда в Испании, писал: «Мы все, здесь находящиеся, глубоко верим, что нанесенный здесь Генералиссимусом Франко тяжелый удар Коминтерну отразится и в России и дни его власти над ней сочтены!»20

Наряду со всеми причинами для эмиграции можно также выделить финансовый фактор, повлиявший на принятие решения. В целом денежные проблемы, начиная с обеспечения РОВСа материальной поддержкой и заканчивая получением жалованья на линии фронта, преследовали участников белой эмиграции на протяжении долгого времени. Нередко именно необходимость в финансах могла стать поводом для вступления в воздушные войска, потому что зарплата у членов эскадрилий была выше21.

Гражданская война глазами русских участников

Находясь на Гражданской войне, многие из русских добровольцев уделяли большое внимание отношениям, которые у них складывались с испанцами-франкистами. Например, Н.Н. Болтин писал: «Офицеры этого полка [Кастельехос] наши большие друзья, относятся к нам с исключительным уважением и всячески стараются нам доказать свою дружбу»22. У русских белоэмигрантов установились достаточно дружеские отношения с членами армии Франко. Их сблизили общие взгляды и ценности, «девиз карлистов "За Бога, Родину и Короля". <...> Девиз Российской Императорской Армии, наследниками которой мы являемся, был "За Веру, Царя и Отечество", так что наши идеологии фактически ничем не отличаются»23. О теплом приеме в Испании писал и капитан П.В. Белин: «Испанцы с большим вниманием, симпатией и чисто братскими чувствами отнеслись ко мне и тем офицерам, которые к ним прибыли. Скажи-

9 Кин Дж. Сражаясь за Франко: русские эмигранты на стороне националистов // Неприкосновенный запас. 2012. № 1 (81) [Электронный ресурс]. URL: https://magazines. gorky.media/nz/2012/1/ srazhayas-za-franko-russkie-beloemigranty-na-storone-naczionalistov.html (дата обращения 02.05.2020).

10 Там же.

11 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 181.

12 Там же.

13 Шубин А.В. Великая Испанская Революция. М., 2016. С. 166.

14 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 27.

15 Там же. С. 209.

16 Кин Дж. Указ. соч.

17 ЛопухинЯ.Т. Испания, 1937 г. Дневник русского добровольца. С. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www. dk1868.ru/history/dnevnik_ lopuxina.htm (дата обращения: 02.05.2020).

18 События под Севастополем - военные действия в Крыму 1920 г., когда белые войска под командованием барона П.Н. Врангеля потерпели поражение от войск Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

19 Лопухин Я.Т. Указ. соч.

20 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 262.

21 Семенов К.К. Чужая война? Новый взгляд на участие русской эмиграции

в Испанской гражданской войне (1936-1939) // Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию достопамятного зала. Часть 3. СПб., 2006. С. 48-53.

22 Там же. С. 261.

23 Там же. С. 36.

те всем, что мы здесь счастливы и удовлетворены. Счастливы уже хотя бы потому, что перестали быть шоферами, рабочими... Военные и добровольцы, мы нашли опять свое признание...»24.

Одним из самых больших психологических вызовов для человека на линии фронта, как показал в нашумевшем исследовании по «килологии» Д. Гроссман, является проблема убийства25. С учетом того что людям в принципе несвойственно убивать себе подобных, для участников боевых действий это был также тяжелый шаг. Отношение к убийствам на линии фронта у многих русских добровольцев и испанцев, с одной стороны, весьма разнилось, с другой -было схожим.

Так, Я.Т. Лопухин, как и другие белоэмигранты на войне, не колеблясь был готов стрелять в «красных», однако он сознавал неестественность и греховность войны: «Прекрасно видел, как после моего выстрела один из красных "споткнулся" и рухнул на землю. Господи! Прости, очередная смерть на моей совести»26. В то же время испанцы, казалось, не очень хотели доводить дело до боя. Как заметил А.П. Яремчук, находясь на одном из фронтов: «Впечатление такое, что испанцы "не спешат воевать"»27. Чем вызвано такое поведение, Яремчук не объясняет. Можно предположить, что испанцы просто не стремились во что бы то ни стало достичь своих целей, проливая кровь своих соотечественников.

Белоэмигранты участвовали в Гражданской войне в Испании в специальных смешанных отрядах, состоявших из добровольцев, не говоривших по-испански. Когда число их русских участников стало расти, начали зарождаться идеи об отдельном отряде для выходцев из России. Как писал А.П. Яремчук, «...мы здесь образуем, хоть и небольшую, но свою русскую часть под русским национальным флагом... а с итальянцами и прочими не желаем иметь никакого дела»28. Сам Каудильо не был против создания подобного мононационального отряда внутри своей армии. После завершения войны он даже позволил белоэмигрантам маршировать под имперским знаменем России29.

Любопытно, но некоторые из них не хотели верить, что среди их противников на Гражданской войне тоже могут быть русские. «Иванов говорил и о советских военнослужащих, и о эмигрантах, принявших сторону красных; я в это мало верю, поверю, когда увижу хотя бы одного собственными глазами», - рассуждал Яков Лопухин в своем дневнике в перерывах между наступлениями рес-публиканцев30.

Участие русских не прошло незамеченным со стороны противников Франко. Красные применяли пропаганду в собственных целях, тем самым настраивая жителей Испании против белоэмигрантов. Так, в один из дней пребывания на фронте Яремчук заметил, что на стенке сарая был вывешен плакат «monstruo ruso», русского чудовища, гориллообразного существа31. Следует отметить, что подобный образ в принципе использовался при конструировании образа русских на Западе, причем как до революции, так и после нее32.

Этот феномен озадачивал русских добровольцев. Многие корреспонденты эмигрантской газеты «Часовой», которая издавалась во

24 Там же. С. 211.

25 Grossman D. On Killing: the Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society. NY: Back Bay Books, 2005. P. 29-36.

26 Лопухин Я.Т. Указ. соч.

27 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 33.

28 Там же.

29 Blazquez L.B. Riesgo у ventura de los Tercios de Requetes. Madrid: ACTAS, 1995.

P. 102-103.

30 Лопухин Я.Т. Указ. соч.

31 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 95.

32 Журавлева В.И., Фогле-сонгД.С. Конструирование образа России в американских политических карикатурах XX в. // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII-XX вв.: В 3 т. Т. 1. М., 2008. С. 189-262.

Франции и передавала новости о Гражданской войне, удивлялись, что «для испанских националистов понятия "русский", "красный", "Коминтерн" и "коммунист" часто были взаимозаменяемыми. Как следствие, испанцы с трудом верили, что русские способны быть "белыми", монархистами и антикоммунистами»33.

О белоэмигрантах в Испании ходило немало слухов. Некоторые из них сильно преувеличивали число русских на стороне франкистов, что играло на руку самим добровольцам, давая стратегическое преимущество. «У них [красных], по сведениям перебежчиков, ходят слухи, что против них белые русские, - вспоминал Яремчук, -иногда их фантазия доходит до того, что наши силы преувеличивают, доводя их до бригады, то есть двух полков. Поэтому на нас не рискуют нападать»34.

Однако, по мнению самих русских добровольцев, большое количество белоэмигрантов в Испании могло им навредить. Поскольку, если бы их было больше, то число жертв в их рядах возросло. В связи с получением новостей о возможном скором пополнении Ярем-чук писал, что «это палка о двух концах: если бы в Испании был большой отряд русских, то его употребляли бы как ударную часть и жертвы были бы огромные. Пожалуй, довольно, что нас мало -самое большое - было в нашем Терсио 35 русских добровольцев -количество достаточно для того, чтобы представлять русских бе-

35

лых...»35.

Следует отметить, что ближе к концу войны новых лиц среди добровольцев становилось все меньше. «В Испанию больше никто не едет, - писал Яремчук, - о формировании какого-то русского отряда и помышлять не приходится - эмиграция уже дала все, что могла дать»36.

Вклад русских добровольцев в Гражданскую войну не остался незамеченным со стороны Франко. Уже по окончании войны он сказал русским добровольцам, что «очень доволен русскими добровольцами и хочет им быть полезным»37. Некоторых из них, например генерала Н.В. Шинкаренко, Каудильо лично наделил испанским гражданством.

Заключение

Гражданская война в Испании стала поистине международным конфликтом. В ней участвовали не только сами жители страны, но и множество иностранных добровольцев, которые были сформированы в интернациональные бригады. Среди них были и русские белоэмигранты, сражавшиеся на стороне франкистов.

Проведенное исследование продемонстрировало, что мотивации русских белоэмигрантов к участию в войне, их идеи и убеждения остались несбывшимися мечтами и надеждами, не более. Это хорошо показали дальнейшие судьбы добровольцев и Вторая мировая война. Несмотря на признание самого Каудильо, вклад русских добровольцев в Гражданскую войну в Испании нельзя оценить однозначно.

33 Кин Дж. Указ. соч.

34 Яремчук А.П. Указ. соч. С. 109.

35 Там же. С. 104.

36 Там же. С. 132.

37 Там же. С. 201.

Политические идеи белых эмигрантов из России так и не нашли свой отклик в других странах. Задуманная ими мировая антикоммунистическая революция так и не произошла. Испания, под установившимся режимом генерала Франко, сохраняла нейтралитет на мировой арене во время Второй мировой войны. Однако борьба русских белоэмигрантов с коммунизмом на этом не закончилась. Многие из них в период Второй мировой войны отправились в составе «Голубых дивизий» на фронт воевать на стороне Германии против СССР38. В силу сильного расхождения целей и мотивов решение Каудильо не вступать в войну на стороне Гитлера и Муссолини стало одним из важных моментов предвоенного периода конца 1930-х гг.39

38 Пожарская С.П. Испанская «Голубая дивизия» на советско-германском фронте (1941-1943 гг.) // Крестовый поход на Россию: сб. статей. М., 2005 [Электронный ресурс]. URL: http:// militera.org/articles/rus/p/ t45215/ (дата обращения: 10.05.2020).

39 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.