Научная статья на тему 'З. А. Малькова — достойный человек, большой учёный'

З. А. Малькова — достойный человек, большой учёный Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «З. А. Малькова — достойный человек, большой учёный»

ПАМЯТИ учёного

З.А.МАЛЬКОВА - ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ

19 ноября 2011 года исполнилось 90 лет Зое Алексеевне Мальковой, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования. Ученики, последователи и работавшие с ней сотрудники Института теории и истории педагогики РАО вспоминают ее как ученого с мировым именем, выдающегося специалиста в области сравнительной педагогики, Учителя, требовательного научного руководителя, талантливого и активного организатора педагогической науки и, что самое главное - доброго, душевного, отзывчивого и справедливого Человека. Важнейшими качествами личности З.А.Мальковой были исключительная работоспособность и преданность делу, которому она служила.

З.А.Малькова, признанный ученый в мировом сообществе компаративистов, всего в жизни добилась упорным, титаническим трудом. Девушка из обычной трудовой семьи, окончив два курса Московского авиационного института, добровольцем пошла на фронт и служила авиамехаником в знаменитом женском полку истребителей. После войны она окончила институт иностранных языков им.М.Тореза, работала учителем в школе, затем защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Более 45 лет трудилась в системе АПН - РАО, где прошла путь от младшего научного сотрудника до директора головного института академии - Института теории и истории педагогики

Зоя Алексеевна Малькова

Памяти Учёного I

Труды З.А.Мальковой оставили заметный след в развитии нашей педагогической науки. На ее первые фундаментальные работы, которые были посвящены школе сША и появились в конце 50-х и в 60-е годы хх столетия, серьезное давление оказывало идеологическое противостояние двух общественно-политических систем. в итоге сравнительно-педагогические исследования нередко становились материалом для тенденциозного противостояния отечественной педагогики и школы зарубежных стран.

с середины 80-х годов внимание лидера советской компаративистики переключается на объективный, взвешенный, всесторонний критический сопоставительный анализ развития отечественной школы и педагогики и школы и педагогики западных стран и сША. с конца 80-х годов и до начала 90-х годов хх столетия в сравнительно-педагогических работах З.А.Мальковой четко просматривается переход от конфронтационной риторики к объективному анализу позитивных и негативных сторон мирового педагогического опыта.

Личные исследования З.А.Мальковой и результаты исследований коллектива компаративистов, которым она руководила в Институте теории и истории педагогики с середины 60-х годов до середины 90-х годов прошлого столетия, повлияли на то, что сравнительная педагогика превратилась из маловостребованных в одну из ведущих и признанных областей общей педагогики. Исследовательские работы и информационные материалы научного коллектива, который в течение нескольких десятилетий формировался как научная школа в области сравнительной педагогики, способствовали ликвидации белых пятен, существовавших в то время в мировом педагогическом пространстве.

в поле зрения научной школы, развивающейся на основе методологических и теоретических положений, сформулированных ее лидерами З.А.Мальковой и Б.Л.вульфсоном в конце 60-х и в 70-е годы на этапе интенсивного развития данного научного направления, находились и находятся проблемы глобального и национального в развитии мирового образования, стратегии развития образовательной политики в зарубежных странах, состояние, закономерности и основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в современном мире, выявляются позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта.

Результаты фундаментальных теоретических и прикладных исследований, проведенных З.А.Мальковой и проводимых в настоящее время в

I памяти Учёного

З.А. Малькова добровольцем пошла на фронт и служила авиамехаником в знаменитом женском полку истребителей.

рамках научной школы в области сравнительной педагогики, широко изучаются и используются на современном этапе реформирования российского образования при разработке национальной образовательной политики и определении стратегических направлений развития российской школы.

Научная и организационная деятельность З.А.Мальковой получила международное признание. Она была почетным членом американского педагогического общества Фи Дельта Каппа, членом европейского общества сравнительной педагогики, почетным доктором Королевского учительского колледжа (Великобритания). В 2000 году З. А. Малькова и Б.Л.Вульфсон совместно были удостоены премии Президента РФ за цикл монографических исследований « Роль и функции сравнительной педагогики в развитии и повышении эффективности отечественного образования».

И сегодня в быстро меняющемся мире труды З.А.Мальковой - Ученого с мировым именем представляют научный интерес и востребованы молодыми учеными-педагогами.

Ученики и последователи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.