Научная статья на тему 'Йыйын форма демократии у башкир'

Йыйын форма демократии у башкир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЫЙЫН / БАШКИРСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / БАШКИРЫ / БАШКИРИЯ / КАНТОННАЯ СИСТЕМА / РОССИЯ / КУРУЛТАЙ / КОНГРЕСС / YIYIN / THE BASHKIR SELF-GOVERNMENT / BASHKIRS / BASHKIRIA / THE CANTON SYSTEM / RUSSIA / KURULTAY / CONGRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булякова Гульсасак Ваисовна

Йыйын в XVI-XVIII вв. это важный инструмент башкирского самоуправления, который решал наиболее важные задачи политического и экономического характера: войны и мира, уточнения границ территорий башкирских родов, распределения наиболее ценных угодий, определения порядка кочевок, улаживания межродовых споров, слежения за исполнением норм обычного права и шариата, избрания предводителей рода, старост и старшин, послов в соседние народности и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YIYIN, A FORM OF BASHKIR DEMOCRACY

Yiyin in XVI-XVIII centuries is an important tool of the Bashkir self-government, which solved some of the most important tasks of political and economic nature: problems of war and peace, the clarification of borders of the Bashkir tribes’s territories, the distribution of the most valuable lands, the determination of the order of dispersal, the handling of the inter-tribes disputes, the monitoring of the execution of customary law and the Sharia, the election of the clan leaders, stewards, foremen and ambassadors to neighboring peoples and countries.

Текст научной работы на тему «Йыйын форма демократии у башкир»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). История. Вып. 61. С. 34-37.

УДК 93/94 ББК 63.5

Г. В. Булякова

ЙЫЙЫН - ФОРМА ДЕМОКРАТИИ У БАШКИР

Йыйын в ХУ1-ХУШ вв. - это важный инструмент башкирского самоуправления, который решал наиболее важные задачи политического и экономического характера: войны и мира, уточнения границ территорий башкирских родов, распределения наиболее ценных угодий, определения порядка кочевок, улаживания межродовых споров, слежения за исполнением норм обычного права и шариата, избрания предводителей рода, старост и старшин, послов в соседние народности и страны.

Ключевые слова: йыйын, башкирское самоуправление, башкиры, Башкирия, кантонная система; Россия, курултай, конгресс.

Йыйын в истории башкир представлял собой инструмент самоуправления рода или более крупных образований - союза родов (как, например, союз семи родов «Ете ырыу»). С. И. Руден-ко под йыйынами применительно к ХУ1-ХУШ вв. понимал «съезд народных представителей, на котором решались наиболее важные политические вопросы»1. Этимология слова от башкирского [тюрк. - Г. Б.] йыйыу, что в переводе на русский язык означает «собирать, созывать, набирать; сбор, созыв, набор».

Еще до принятия башкирами Российского подданства его основными функциями, которые можно реконструировать по материалам башкирских шежере, устного народного творчества, делопроизводственным актам местной российской администрации, являлись решение проблем войны и мира, уточнение границ родоплеменных территорий, распределение наиболее ценных угодий (бобровые гоны, рыбная ловля, бортевые угоди, и сенокосы), определение порядка перекочевок, улаживание межродовых споров, слежение за исполнением норм обычного права и шариата (нормы мусульманского права)2. Нередко решались вопросы барымты (набег на враждебное племя с целью захвата материальных ценностей) и карымты (ответный барымте набег или кровная месть в случае убийства члена семьи или рода). В прерогативу народных съездов входило и избрание родовых предводителей (биев), старост и старшин, народных представителей на йыйыны более широкого масштаба (курултаи), послов для выстраивания отношений с соседними родами, народностями и государствами. В работе йыйына участвовали только взрослые мужчины. Особую роль на них играли старейшины рода - аксакалы,

1 Руденко, С. И. Башкиры... С. 238.

2 См. Йыйын // Башкирская энциклопедия.

слово которых было решающим.

И. И. Буляков относит йыйыны к важному органу самоуправления, не утратившего своего значения, сохранившего все свои функции и после присоединения башкир к Российскому госу-дарству3. Так, достаточно подробное описание народного собрания дано в шежере рода юрма-ты. Согласно содержанию шежере, Татигас-бий согласует с народным собранием акт принятия подданства российкого государя. Позже на том же собрании решается вопрос о разделении юр-матынской земли на тюбы4. Родовые съезды и советы старейшин решали вопросы, связанные с порядком летних кочевок, с земельными спорами внутри рода и т. д. Об этом свидетельствуют опубликованные источники, в которых, как правило, старшины от имени населения обращаются к представителям центральной власти, правителям государства5. То, что прежде чем составить подобные прошения от имени народа, должностным лицам волости необходимо было обсудить их совместно со старейшинами и представителями населения на внутриродовых, иногда и на совместных, йыйынах и прийти к единому мнению - не подлежит сомнению. Имеется свидетельство о сборе народа на внутриродовой йыйын: «Как де прибыли они Муштай и Аиткул с указом к баш-кирцом в Кубеляцкую волость и при них было собрание, при котором все были старшины, которые де написаны в присланном с ними татарском письме, окроме Аккузи; при том собрании все

3 Буляков, И. И. : 1) Золотоордынские государственные традиции в управлении башкирским краем. С. 164-165; 2) Условия и характер принятия башкирами золотоордынского и российского подданств. С. 38.

4 Башкирские родословные... С. 57-59.

5 № 88. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. С. 221; № 159. Там же. С. 353-354.

старшие люди [старейшины, аксакалы. - Г. Б.] говорили, что они желают ея и. в. быть в подданстве попрежнему и вины свои принести как де приедет главной камандир т. с. Василе[й] Никитич Татищев, а без главного де камандира ехать опасны»6. В «Материалах по истории Башкирской АССР» опубликованы документы, свидетельствующие о сборе башкирских съездов, где решались вопросы защиты вотчинных угодий от калмыков7.

Также доподлинно известно, что в ходе переговоров по прекращению восстаний башкиры посылали челобитчиков в Москву и Уфу после предварительного решения на йыйынах. Представители не имели полномочий самостоятельно предпринимать какие-либо действия и давать согласие от имени народа8. Так, в ходе восстания 1662-1664 гг. башкиры Ногайской дороги, не дождавшись обещанной помощи от башкир Сибирской дороги, отправили в Москву с челобитной о прощении выборных Динмухамета Юлаева и Актая Досмухаметова9. В Москве башкирские послы были приняты царем Алексеем Михайловичем. В конце февраля 1664 г. они с царской жалованной грамотой вернулись домой10.

Поиски оптимальных форм управления башкирским краем, исключавших попытки восстания, в итоге привели к изданию Указа от 11 февраля 1736 г. и осуществлению реформ в области управления Уфимской провинцией в 30-40-х гг. ХУШ в., нарушавших традиционные права башкир, закрепленные при их присоединении к Российскому государству. Под запретом оказались самовольные всенародные собрания йыйыны. Отныне башкиры имели право съезжаться на съезды лишь в определенное время и только после согласования с центральными властями11. Однако следует учесть, что на всенародных собраниях, как правило, решались вопросы организации безопасности башкирских волостей. С началом строительства оренбургской пограничной линии главную роль по обеспечению стражи взяли на себя российские власти. В новой системе обороны края не было места прежним организаторам пограничной службы, но требовались надежные

6 № 161. Там же. С. 355-356.

7 № 75. Там же. С. 208-209; № 76. Там же. С. 209-210.

8 Буляков, И. И. Золотоордынские государственные традиции в управлении башкирским краем... С. 141.

9 № 45. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. С. 166-167; № 48. Там же. С. 170-173; № 49. Там же. С. 173-174; № 51. Там же. С. 175-177.

10 № 55. Там же. С. 182-183.

11 Буляков, И. И. Золотоордынские государственные тради-

ции в управлении Уфимским уездом. С. 24.

исполнители указов военных властей, способные повелевать своими сородичами. Указом от 11 февраля 1736 г. было запрещено «без позволения городовых командиров сборищев делать». Им было разрешено тогда проведение только «обыкновенного старинного мирского сбора о семике», который собирался на один день у речки Чесно-ковки около Уфы, где башкирским старшинам было дозволено «о нуждах мирских советовать и письменно доносить и бить челом»12. Изменилось и содержание йыйынов (не поднимались вопросы политического и экономического развития), их характер (на первое место выдвинулась развлекательная часть). В ходе введения кантонной системы управления йыйыны были запрещены. Таким образом, йыйын как важный атрибут башкирского самоуправления был окончательно упразднен и сохранился в памяти людей, трансформировавшись в народное празднество, который проводился в определенное время года, на него собирались жители одного или нескольких родственных аулов. Каждая семья ставила юрту или шалаш. В середине майдана устанавливали шест (колга), означавший начало праздника. Проводились состязания: мужчины и юноши участвовали в байге, курэше, стрельбе из лука, игре на курае, женщины показывали свое умение петь, танцевать, дети играли в различные традиционные игры. Победители состязаний награждались призами (жеребец, баран, мясо, платки, полотенца и др.). На юго-востоке Башкирии нередко к йыйыну приурочивались свадьбы, которые, являясь важным общественным событием для двух родов или племен, нередко приобретали форму большого праздника и назывались туй йыйыны. На севере Башкирии в это время проводились ярмарки. Традиционно для праздничной трапезы готовили бишбармак, казы, тултырму, подавали кумыс, бал, бузу, для чаепития приносили с собой балеш, баурсак, блины, гу-бадию, мед, чак-чак, эремсек и др.13

С начала 90-х гг. прошлого столетия в Башкортостане и регионах компактного проживания башкир наметилась тенденция к возрождению традиции проведения йыйынов в форме общественно-политического съезда, что связано с возросшим самосознанием народа, с его стремлением удовлетворить свои национальные, политические и культурные потребности. Всемирные Курултаи (конгрессы) башкир, проводившиеся в г. Уфе три раза, также являются своего рода общебашкирскими йыйынами, на которых реша-

12 № 6890. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. IX. 1733-1736. СПб., 1830. С. 743.

13 См.: Йыйын // Башкирская энциклопедия.

36

Г. В. Булякова

лись задачи реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод коренного народа Республики Башкортостан, а также башкир, проживающих в Российской Федерации и зарубежных странах в соответствии с международными правовыми нормами и актами; культурно-национальной консолидации башкир, проживающих в Башкортостане, субъектах России и в зарубежных странах; создания механизма оказания помощи в удовлетворении материальных и духовных запросов башкир, проживающих за пределами Республики Башкортостан; сохранения, изучения и пропаганды национальной культуры башкирского народа и народов Башкортостана. Конечно, нынешние йыйыны, в

отличие от таковых в XVI-XVШ вв., не решают вопросы государственного характера, однако оказывают заметное влияние на политику властей республики в сфере социально-экономической и культурной поддержки башкирского народа.

Таким образом, йыйын как важный институт общественной жизни, решавший множество задач политического, хозяйственного, культурного развития башкирского народа, берет свое начало еще в недрах первобытнообщинного строя и, сохранившись без каких-либо существенных изменений до первой трети XVIII в., сегодня в несколько ином формате претерпевает период своего возрождения, выступая в роли инструмента этнической и культурной консолидации башкир.

Библиографический список

1. Башкирские родословные / сост., предисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р. М. Булгакова, М. Х. Надергулова ; науч. рук. Р. Г. Кузеев. Уфа : Китап, 2002. Вып. 1. Издание на русском языке. 480 с.

2. Буляков, И. И. Золотоордынские государственные традиции в управлении башкирским краем во второй половине XVI - первой трети XVIII в. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 180 с.

3. Буляков, И. И. Золотоордынские государственные традиции в управлении Уфимским уездом (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2011. 26 с.

4. Буляков, И. И. Условия и характер принятия башкирами золотоордынского и российского подданств // Изв. Алт. гос. ун-та. 2009. № 4-4. С. 36-39.

5. Йыйын // Башкирская энциклопедия (на башк. яз.) [Электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия. Уфа, 2013. URL : http://башкирская-энциклопедия.рф/mdex.php/read/8-statya/6055-jyjyn (дата обращения: 12.04.2014).

6. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. / отв. ред. А. П. Чулошников. М. ; Л., 1936. 631 с.

7. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. IX. 1733-1736. СПб., 1830. 1025 с.

8. Руденко, С. И. Башкиры : историко-этнографические очерки. Уфа : Китап, 2006. 376 с.

Сведения об авторе

Булякова Гульсасак Ваисовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан при Министерстве культуры Республики Башкортостан, Уфа.

gulsasak-@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 22 (351). History. Issue 61. P. 34-37.

YIYIN, A FORM OF BASHKIR DEMOCRACY

G. V Bulakova

candidate of Historical Sciences; Leading Fellow Researcher of the Scientific-Production Center of the Protection and Use of Immovable Cultural Heritage of the Republic of Bashkortostan under the Ministry of Culture of the Republic of Bashkortostan, Ufa. gulsasak-@mail.ru

Yiyin in XVI-XVIII centuries is an important tool of the Bashkir self-government, which solved some of the most important tasks of political and economic nature: problems of war and peace, the clarification of

borders of the Bashkir tribes's territories, the distribution of the most valuable lands, the determination of the order of dispersal, the handling of the inter-tribes disputes, the monitoring of the execution of customary law and the Sharia, the election of the clan leaders, stewards, foremen and ambassadors to neighboring peoples and countries.

Keywords: yiyin, the Bashkir self-government, Bashkirs, Bashkiria, the Canton system, Russia, kurultay, Congress.

References

1. Bashkirskie rodoslovnye / sost., predisl., pojasn. k per., per. na rus. jaz., poslesl. i ukaz. R. M. Bulga-kova, M. H. Nadergulova ; nauch. ruk. R. G. Kuzeev. Ufa : Kitap, 2002. Vyp. 1. Izdanie na russkom jazyke. 480 s.

2. Buljakov, I. I. Zolotoordynskie gosudarstvennye tradicii v upravlenii bashkirskim kraem vo vtoroj polovine XVI - pervoj treti XVIII v. Ufa : IIJaL UNC RAN, 2012. 180 s.

3. Buljakov, I. I. Zolotoordynskie gosudarstvennye tradicii v upravlenii Ufimskim uezdom (vtoraja po-lovina XVI - pervaja tret' XVIII v.) : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Orenburg, 2011. 26 s.

4. Buljakov, I. I. Uslovija i harakter prinjatija bashkirami zolotoordynskogo i rossijskogo poddanstv // Izv. Alt. gos. un-ta. 2009. № 4-4. S. 36-39.

5. Jyjyn // Bashkirskaja jenciklopedija (na bashk. jaz.) [Jelektronnyj resurs] // Bashkirskaja jenciklope-dija. Ufa, 2013. URL : http://bashkirskaja-jenciklopedija.rf/index.php/read/8-statya/6055-jyjyn (data obrash-henija: 12.04.2014).

6. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. Ch. 1. Bashkirskie vosstanija v XVII i pervoj polovine XVIII vv. / otv. red. A. P. Chuloshnikov. M. ; L., 1936. 631 s.

7. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, s 1649 goda. T. IX. 1733-1736. SPb., 1830. 1025 s.

8. Rudenko, S. I. Bashkiry : istoriko-jetnograficheskie ocherki. Ufa : Kitap, 2006. 376 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.