Научная статья на тему 'Южный газовый коридор как инструмент диверсификации импорта газа в европейский Союз'

Южный газовый коридор как инструмент диверсификации импорта газа в европейский Союз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
444
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР / SOUTHERN GAS CORRIDOR / ШАХ-ДЕНИЗ / SHAH DENIZ / АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айвазян Диана Степановна

Европейский Союз последовательно проводит стратегию диверсификацииимпорта энергоресурсов. Южный газовый коридор один из инструментов этой страте-гии. Однако даже в перспективе отдача от его реализации для расширения географии им-порта газа в ЕС будет ограниченной. Причины две: неопределённость относительно воз-можности наполнения газом трубопроводов и поведение внешних игроков Туркменистана,Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Southern Gas Corridor as the instrument for the diversification of the gas import to the European Union

The European Union has been consistently pursuing the diversification of gas import.Southern gas corridor is one of the instruments of this strategy. However, even in the long termits impact on the geographical expansion of the gas import to EU will be limited. The reasons areas following: uncertainty regarding the availability of volumes of gas for pipelines and behaviorof the external actors Turkmenistan, Iran.

Текст научной работы на тему «Южный газовый коридор как инструмент диверсификации импорта газа в европейский Союз»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

УДК 327

Диана АЙВАЗЯН

ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИМПОРТА ГАЗА В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация. Европейский Союз последовательно проводит стратегию диверсификации импорта энергоресурсов. Южный газовый коридор - один из инструментов этой стратегии. Однако даже в перспективе отдача от его реализации для расширения географии импорта газа в ЕС будет ограниченной. Причины две: неопределённость относительно возможности наполнения газом трубопроводов и поведение внешних игроков - Туркменистана, Ирана.

Ключевые слова: Европейский Союз, Южный газовый коридор, Шах-Дениз, Азербайджан

Диверсификация поставок энергоресурсов

Европейский Союз по мере своего расширения активно разрабатывал стратегии, регулирующие нормы взаимодействия со своими внешними партнёрами в сфере энергетики. ЕС рассматривает расширение источников импорта энергоресурсов как важную составляющую своей энергетической политики, направленную на либерализацию энергетического рынка. Эта стратегия последовательно закреплялась на наднациональном уровне в независимости от периодов подъёма или спада объёма импорта нефти и газа.

Такой подход получил своё отражение в следующих документах: Зелёной книге: Европейской стратегии устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики(2006)1, Заключении Европейского Совета (2006)2, Энергетической политике ЕС по взаимодействию с партнёрами вне границ Евросоюза (2011) , Европейской стратегии энергетической безопасности (2014)4, разработанными Европейской комиссией. С помощью расширения маршрутов импорта энергоносителей, в соответствии с этими документами, Евросоюз предотвращает избыточный контроль внешних поставщиков: расширяет окно возможностей для достижения наиболее выгодных условий поставок для потребителя, в том числе по цене на энергоносите-

© Айвазян Диана Степановна - научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, доцент базовой кафедры европейских и интеграционных исследований Института мировых цивилизаций, кандидат политических наук. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3.E-mail, [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201820

1 European Communities (2007) Key Institutional Decisions in the field of External Energy Policy 2006 - 2007, pp.22, 27. Available at, http,//eeas.europa.eu/archives/docs/energy/docs/key_institutional_decisions_06-07_en.pdf (Accessed. 10th April 2018).

2 Presidency Conclusions of the Brussels European Council (2006), pp. 2, 3. Available at. http://www.consilium.europa.eu /ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/89013.pdf (Accessed. 10th April 2018).

3 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions On Security of Energy Supply and International Cooperation - "The EU Energy Policy: Engaging With Partners Beyond Our Borders"/* C0M/2011/0539 final */ (2011), p.10.Available at. http,//eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1408370068358&uri=CELEX,52011DC0539 (Accessed. 10th April 2018).

4 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council European Energy Security Strate-gy/*Com/2014/0330Final*/ (2014). Available at. http.//Eur-Lex.Europa.Eu/Legal-Content/En/All/?Uri=Celex. 52014dc0330&Qid= 1407855611566 (Accessed.10th April 2018).

ли. Исходя из этого, ЕС в большей степени демонстрирует поддержку строительства новой инфраструктуры поставок нефти и газа от новых экспортёров, нежели углубление сотрудничества с традиционными поставщиками.

Особое внимание Евросоюз уделяет расширению географии импорта газа. В отличие от газа, экспорт нефти в Евросоюз осуществляет большее количество поставщиков (среди них -Россия, Норвегия, Казахстан, Ирак, Саудовская Аравия, Нигерия, Азербайджан, Алжир, Иран, Ангола, Ливия и другие). Доминирующая же часть экспорта газа в Евросоюз приходится на три страны, из которых Россия и Норвегия занимают ведущие места. По данным Евростата, за 2016 г. доля поставок газа из России составила 39,7%, из Норвегии - 34,1%, из Алжира -15, 2%, Катара - 5, 1%, Нигерии - 2, 1%, Ливии -1,4%, других стран - 2,4%1. В 2017 г. доля поставок газа из России и Норвегии сравнялась и составила 37%, поставки газа из Алжира составили 12, 7%, Катара - 5, 6%, других стран - 7, 7%2

Исходя из географической структуры импорта газа в ЕС, новые потенциальные экспортёры газа в ЕС изначально не способны заменить традиционных поставщиков. Диверсификация импорта газа сталкивается с рядом трудностей: во-первых, требует вложения масштабных инвестиций в разработку месторождений, во-вторых, из-за уязвимости инфраструктуры риски при транспортировке природного газа выше, чем при поставках сырой нефти , в третьих, потенциальные поставщики могут выбрать других потребителей.

Южное направление диверсификации поставок газа в ЕС

Новые маршруты поставок газа на южных и юго-восточных рубежах Евросоюза инициируются и реализуются начиная с 1990-х гг. В качестве экспортёров газа в ЕС на этом направлении рассматривает страны Каспийского и Ближневосточного регионов: Азербайджан, потенциально Туркменистан, Иран4, Ирак5. Турции - кандидату на вступление в ЕС отводилась важная роль как транзитной страны между расширяющимся Евросоюзом и Каспийским, Ближневосточным регионами . Этот маршрут поставок был закреплён в проекте

1 Eurostat (2017) EU imports of energy products - recent developments. Data extracted in April 2017, p. 7. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/EU_imports_of_energy_products_-_recent_developments (Accessed:11th April 2018).

2 Eurostat (2018) EU imports of energy products - recent developments.Data extracted in April 2018. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/EU_imports_of_energy_products_-_recent_developments (Accessed: 11th April 2018).

3 Хайтун А. Д. (2013) «Россия-Евросоюз: энергетическая безопасность», Современная Европа, № 4(56), с.134.

4 Bulletin Quotidien Europe (2018), № 11963, 17.02.

5 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions On Security of Energy Supply and International Cooperation - "The EU Energy Policy: Engaging With Partners Beyond Our Borders"/* COM/2011/0539 final */ (2011), p.5.Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1408370068358&uri=CELEX:52011DC0539 (Accessed: 11th April 2018).

6 Commission of the European Communities(2004), Commission Staff Working Document. Issues Arising From Turkey's Membership Perspective {COM(2004) 656 final}. Available at: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement /sites/near/files/archives/pdf/key_documents /2004/issues_ paper_ en.pdf (Accessed: 11th April 2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

Южного газового коридора, предложенным Европейской Комиссией в Коммюнике «Второй стратегический энергетический обзор» (ноябрь, 2008 г.)1. Его значимость неоднократно отмечалась Евросоюзом в соответствующих заявлениях и документах по энергетической политике.

В свою очередь, после распада СССР в 1991 г. новообразованные независимые республики, обладающие запасами нефти и газа, стали развивать энергетическое сотрудничество одновременно с несколькими потребителями энергоресурсов (ЕС, Китай), что позволило им использовать эти возможности для привлечения иностранных инвестиций в разработку месторождений нефти и газа. Энергетическое сотрудничество с Евросоюзом стало составной частью заключённого между Азербайджаном и ЕС, Казахстаном и ЕС Соглашений о партнёрстве и сотрудничестве, вступившими в силу в 1999 году (с февраля 2017 г. ведутся переговоры о новом всестороннем соглашении между ЕС и Азербайджаном)2.

Однако на протяжении этого времени сохранялись различные оценки подтверждённых и прогнозируемых запасов нефти и газа Каспийского региона3. Объёмы газа к транспортировке по коридору были ограниченными. C 2006 г. был введён в эксплуатацию ЮжноКавказский газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзерум). По нему с 2007 г. азербайджанский газ от шельфового каспийского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз поставляется в Грузию и Турцию4. Средняя пропускная способность газопровода в 2017 г. составила 20,5 млн. куб. м в день5.

Масштабность на фоне отсутствия достаточных объёмов газа привела к остановке проекта запланированного в качестве дальнейшего расширения Южно-Кавказского газопровода. Предполагалась поставка газа из Азербайджана, Ирана, Ирака, Туркменистана, через Грузию, Турцию в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Проектная мощность газопровода составляла 26-32 млрд. куб. м в год. Соглашение о строительстве газопровода было подписано в Анкаре в 2009 г.6, начало поставок планировалось на 2017 г., однако в 2013 г. проект был закрыт. Туркменистан переориентировал экспорт газа в Китай7, нестабильность на Ближнем Востоке исключили этот источник поставок, объёмы

1 Commission of the European Communities. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and SOCIAL committee and the Committee of the Regions "Second Strategic Energy Review - An EU Energy Security and Solidarity Action Plan" (COM/2008/781) (2008), Brussels, 13.11, p. 4.

2 Европейская служба внешних связей (2017) Отношения ЕС - Азербайджан. Справочный материал. Bruxelles, 01/11/2017/. Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/26622/node/26622_ru (Accessed: 14th April 2018).

3 Айвазян Д.С. (2013) «Углеводородный потенциал Каспийского региона: оценки на региональном и международном уровнях», Международные процессы, № 2(33), сс.135-142.

4 South Caucasus Pipeline. Available at: https://www.bp.com/en_az/caspian/operationsprojects/pipelines/SCP.html (Accessed 11th April 2018).

5 Там же

6В Турции подписан договор о строительстве "Набукко" (13 июля 2009). Режим доступа: https://www.bbc.com/russian /business /2009/07/090713_nabucco_turkey_deal (Accessed: 11th April 2018).

7 Жильцов С.С. (2015) «Каспийский регион: новые энергетические потоки и новые вызовы», Каспийский регион: политика, экономика, культура, № 3. с. 67.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

же азербайджанского газа оказались недостаточными.

Однако это не привело к остановке планов ЕС по строительству новой газотранспортной инфраструктуры. Евросоюз был вынужден ограничить планируемый масштаб диверсификации импорта газа на южном направлении, снизив предполагаемые объёмы поставок газа. Проект Южного газового коридора в настоящее время включает в себя расширение Южно-Кавказского газопровода (строительство параллельного газопровода), строительство Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов. Трансанатолийский газопровод предназначен для транспортировки газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию. Трансадриатический газопровод строится от турецко-греческой границы, где соединяется с Трансанатолийским газопроводом и проходит через Северную Грецию, Албанию, Адриатическое море в Италию1. Планируемый объем поставок газа в ЕС по маршрутам этого коридора составляет до 10 млрд. куб. м газа в год до 2020 года. 2

Строительство Трансанатолийского газопровода началось в апреле 2015 г., Трансадриатического газопровода - в 2016 году. Проектная мощность Трансанатолийского газопровода составляет 16 млрд куб м в год. (ожидается, что 6 млрд куб м газа будет потребляться Турцией, остальные 10 млрд куб м - странами-членами Евросоюза)3. Окончание строительства и церемония открытия газопровода ожидаются в июне 2018 года4. Начало поставок газа по Трансадриатическому газопроводу запланировано на 2020 год5. Таким образом, ожидается, что после экспорта газа в Турцию его поставки в дальнейшем будут расширены до соответствующих стран-членов ЕС.

На этом этапе основной ресурсной базой для транспортировки газа по этим трубопроводам является месторождение Шах-Дениз. Их строительство осуществлялось без подтверждённых объёмов газа для заполнения трубопроводов. Ожидается, что от второй стадии разработки месторождения Шах-Дениз добыча газа будет увеличена ещё на 16 млрд. куб. м в год (добыча газа по результатам первой стадии разработки месторождения составляет около 10 млрд. куб м в год)6.

По-прежнему не исключаются поставки газа из других источников, на этом этапе -Туркменистана и Ирана7. Однако их участие в проекте маловероятно. Политическая ситуа-

1 The Southern Gas Corridor. Available at: https://www.bp.com'en_az/caspian/operationspiojects/Shahdeniz/SoulhemConidor.html (Accessed: 11th April 2018).

2 Европейская служба внешних связей (2017) Отношения ЕС - Азербайджан. Справочный материал. Bruxelles, 01/11/2017/. Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/26622/node/26622_ru (Accessed: 14th April 2018).

3 TANAP Construction to Commence in April (March 16, 2015).Available at: http://www.naturalgaseurope.com/tanap-construction-to-commence-in-april-22735 (Accessed: 14th April 2018).

4 TANAP to be inaugurated in June, says Erdogan (25 April 2018). Available at: https://www.yenisafak.com/en/ world/tanap-to-be-inaugurated-in-june-says-erdogan-3349810 (Accessed: 26th April 2018).

5 TAP project development schedule. Available at: https://www.tap-ag.com/the-pipeline/project-timeline#21 (Accessed: 14th April 2018).

6 Shah Deniz Stage 2. Available at: https://www.bp.com/en_az/caspian/operationsprojects /Shahdeniz/SDstage2.html (Accessed: 11th April 2018).

7 Bulletin Quotidien Europe (2018). № 11963. 17.02.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

ция на Ближнем Востоке остаётся нестабильной. Несмотря на достижение соглашения по ядерной программе Ирана в 2015 г., Иран продолжает находиться под санкциями США. Транспортировка же туркменского газа через Каспийское море в Азербайджан обсуждается в отсутствие окончательно закреплённого правового статуса Каспийского моря и потребует согласования со всеми прибрежными странами.

Выводы

Евросоюз продемонстрировал нацеленность на долгосрочную стратегию диверсификации источников поставок газа на южном направлении, несмотря на закрепившееся энергетическое сотрудничество с традиционными внешними экспортёрами газа. Однако инструменты расширения географии импорта газа в ЕС ограничены, стоит под вопросом возможность обеспечить к транспортировке планируемые объёмы газа. Расширение же маршрута Южного газового коридора будет зависеть от выбора внешних игроков.

Список литературы

Айвазян Д.С. (2013) «Углеводородный потенциал Каспийского региона: оценки на региональном и международном уровнях», Международные процессы, M 2(33), сс.135-142.

В Турции подписан договор о строительстве "Набукко" (13 июля 2009). Режим доступа: https://www.bbc.com/russian /business /2009/07/090713_nabucco_turkey_deal (Accessed: 11th April 2018).

Европейская служба внешних связей (2017) Отношения ЕС - Азербайджан. Справочный материал. Bruxelles, 01/11/2017/. Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters /headquarters-homepage/26622/node/26622_ru (Accessed: 14th April 2018).

Жильцов С.С. (2015) «Каспийский регион: новые энергетические потоки и новые вызовы», Каспийский регион: политика, экономика, культура, M 3. с. 64-71.

Хайтун А.Д. (2013) «Россия-Евросоюз: энергетическая безопасность», Современная Европа, M 4(56), С.129-140.

References

Ajvazyan D.S. (2013) "Uglevodorodnyj potencial Kaspijskogo regiona: ocenki na regional'nom i mezhdunarodnom urovnyah" (The Hydrocarbon Potential of the Caspian Region. Assessments on Regional and International Levels). Mezhdunarodnye processy. M 2(33), pp.135142.

Hajtun A.D. (2013) "Rossiya-Evrosoyuz: ehnergeticheskaya bezopasnost" (Russia-EU: energy security).Sovremennaya Evropa, M 4(56), pp.129-140.

V Turcii podpisan dogovor o stroitel'stve "Nabukko" (13 iyulya 2009 ) ("Treaty on the construction of "Nabucco" signed in Turkey"). Available at: https://www.bbc.com/russian /business /2009/07/090713_nabucco_turkey_deal ( Accessed: 11th April 2018).

Evropejskaya sluzhba vneshnih svyazej(2017) "Otnosheniya ES - Azerbajdzhan. Spravochnyj

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

material. Bruxelles, 01/11/2017/. (Relations EU-Azerbaijan. Information). Available at: https://eeas.europa.eu /headquarters /headquarters-homepage/26622/node/26622_ru (Accessed: 14th April 2018).

ZHil'cov S.S (2015) "Kaspijskij region: novye ehnergeticheskie potoki i novye vyzov" (The Caspian Region: new energy flows and new challenges). Kaspijskij region: politika, ehkonomika, kul'tura. № 3, pp. 64-71.

Bulletin Quotidien Europe (2018) № 11963. 17.02.

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council European Energy Security Strategy/*Com/2014/0330 Final */ (2014). Available at: http://Eur-Lex.Europa.Eu/Legal-Content/En/All/?Uri=Celex: 52014dc0330 &Qid= 1407855611566 (Accessed^11 April 2018).

Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions On Security of Energy Supply and International Cooperation - "The EU Energy Policy: Engaging With Partners Beyond Our Borders"/* C0M/2011/0539 final */ (2011), p.10.Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1408370068358&uri=CELEX:52011DC0539(Accessed: 10th April 2018).

Commission of the European Communities. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and SOCIAL committee and the Committee of the Regions "Second Strategic Energy Review - An EU Energy Security and Solidarity Action Plan" (C0M/2008/781) (2008), Brussels, 13.11.

Commission of the European Communities(2004), Commission Staff Working Document. Issues Arising From Turkey's Membership Perspective {C0M(2004) 656 final}.Available at: https://ec.europa.eu /neighbourhood-enlargement/sites/near/files/archives/pdf/key_documents /2004/issues_ paper_ en.pdf (Accessed: 11th April 2018).

Eurostat (2017) EU imports of energy products - recent developments. Data extracted in April 2017. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/EU_imports_ of_energy_products_-_recent_ developments (Accessed:11th April 2018).

Eurostat (2018) EU imports of energy products - recent developments.Data extracted in April 2018. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/EU_imports_of _ energy_products_-_recent_developments (Accessed: 11th April 2018).

European Communities (2007) Key Institutional Decisions in the field of External Energy Policy 2006 - 2007. Available at: http://eeas.europa.eu/archives/docs/energy /docs/key_ institution-al_decisions_06-07_en.pdf (Accessed: 10th April 2018).

Presidency Conclusions of the Brussels European Council (2006), pp. 2, 3. Available at: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/89013.pdf (Accessed: 10th April 2018).

Shah Deniz Stage 2. Available at: https://www.bp.com/en_az/caspian/operationsprojects /Shahdeniz/SDstage2.html (Accessed: 11th April 2018).

South Caucasus Pipeline. Available at: https://www.bp.com/en_az/caspian /operationsprojects /pipelines /SCP.html (Accessed 11th April 2018).

TANAP Construction to Commence in April (March 16, 2015).Available at:

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

http://www.naturalgaseurope.com/tanap-construction-to-commence-in-april-22735 (Accessed: 14th April 2018).

TANAP to be inaugurated in June, says Erdogan (25 April 2018). Available at: https://www.yenisafak.com/en/ world/tanap-to-be-inaugurated-in-june-says-erdogan-3349810 (Accessed: 26th April 2018).

TAP project development schedule. Available at: https://www.tap-ag.com/the-pipeline/pro ject-timeline#21 (Accessed: 14th April 2018).

The Southern Gas Corridor. Available at: https://www.bp.com/en_az/caspian/operationsprojects /Shahdeniz/SouthernCorridor.html (Accessed: 11th April 2018).

Southern Gas Corridor as the instrument for the diversification of the gas import to the

European Union

Author. Diana Ayvazyan, PhD (Political Sciences). Research Associate, Department of Black and Mediterranean Sea Studies, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Associate Professor of Department of Europe and Integration Studies, Institute of World Civilisations. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russian Federation, 125009. E-mail: di-ana.ayvazyan87@gmail .com.

Abstract. The European Union has been consistently pursuing the diversification of gas import. Southern gas corridor is one of the instruments of this strategy. However, even in the long term its impact on the geographical expansion of the gas import to EU will be limited. The reasons are as following: uncertainty regarding the availability of volumes of gas for pipelines and behavior of the external actors - Turkmenistan, Iran.

Keywords: European Union, Southern Gas Corridor, Shah Deniz, Azerbaijan.

DOI: http://dx. doi. org/10.15211/vestnikieran2201820

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.