Научная статья на тему 'Южнокорейский подход к обучению информатике в младшей и средней школе'

Южнокорейский подход к обучению информатике в младшей и средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАТИКА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ИНФОРМАТИКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ / ИНФОРМАТИКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ / COMPUTER SCIENCE AT SCHOOL / COMPUTER SCIENCE IN SOUTH KOREA / COMPUTER SCIENCE IN PRIMARY SCHOOL / COMPUTER SCIENCE IN SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маняхина Валентина Геннадьевна

В статье рассматривается содержание современных учебников по информатике для младшей и средней школы в Южной Корее. Южнокорейский подход кобучению информатике представляет для нас большой интерес, поскольку ориентирован на самые актуальные направления развития в ИТсфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маняхина Валентина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHING OF COMPUTER SCIENCE IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL IN SOUTH KOREA

The article concerns the content of contemporary south Korean computer science textbooks for primary and secondary schools. south Korea’s approach to teaching it science in schools is of great interest because it uses the most current trends in the it field.

Текст научной работы на тему «Южнокорейский подход к обучению информатике в младшей и средней школе»

ЮЖНОКОРЕИСКИИ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

THE TEACHiNG OF COMPUTER SCiENCE iN PRiMARY AND SECONDARY SCHOOL iN SOUTH KOREA

Маняхина Валентина Геннадьевна

Доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: vg.manyakhina@m.mpgu.edu

Аннотация. В статье рассматривается содержание современных учебников по информатике для младшей и средней школы в Южной Корее. Южнокорейский подход к обучению информатике представляет для нас большой интерес, поскольку ориентирован на самые актуальные направления развития в ИТ-сфере.

Ключевые слова: школьная информатика, информатика в Южной Корее, информатика в младшей школе; информатика в средней школе.

Manyakhina Valentina G.

Assistant professor of the Department of Theoretical Computer Science and Discrete Mathematics of Moscow State Pedagogical University (MSPU), PhD in Education, Associate professor

e-mail: vg.manyakhina@m.mpgu.edu

Abstract. The article concerns the content of contemporary South Korean computer science textbooks for primary and secondary schools. South Korea's approach to teaching iT science in schools is of great interest because it uses the most current trends in the iT field.

Keywords: Computer Science at school, computer science in South Korea, computer science in primary school, computer science in secondary school.

Южная Корея - одна из самых развитых по степени информатизации и компьютеризации стран в мире и имеет долголетние традиции преподавания информатики в школах. На протяжении многих лет в республике особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Южная Корея была первой страной, обеспечившей высокоскоростной доступ к Интернету во всех образовательных учреждениях от начальных школ до вузов. С 2015 г. в Южной Корее перешли на массовое использование электронных учебников в школах. Чтобы обеспечить и в будущем высокие показатели в ИТ-сфере и способствовать переходу к смарт-обществу в южнокорейской школе изучаются самые новейшие информационные технологии. Тем и интересен южнокорейский опыт обучения информатике и информационным технологиям в школе.

В Южной Корее обучение в начальной школе (^.^^Ж-Чходынхаккё) начинается с 6 лет и продолжается до 12 лет, то есть с 1-го по 6-й класс. Продолжительность обучения в средней школе - Чунхак) составляет 3 года. Большинство учеников поступают в

нее в возрасте 12 лет и заканчивают к 15 годам. В список изучаемых предметов в том числе входит предмет «Информационное общество и компьютер», в рамках которого особое внимание уделяется информационной безопасности, этике общения в Интернете, а также профилактике компьютерной зависимости [1, с. 20-21]. Также в начальной школе начинаются «Компьютерные науки», изучение которых продолжается и в средней школе.

В средней школе информатика представлена несколькими предметами цикла «Компьютерные науки»: «Информационное общество и компьютер», «Программирование» «Программное обеспечение», «Компьютерное моделирование», «Компьютерный дизайн», некоторые из них относятся к предметам вариативной части учебного плана [2].

Интерес представляют новые учебники по информатике для начальной и средней школы1.

Учебник «Расту вместе с компьютером» (авторы: Чон Ин Ги, Хан Бён Нэ, Ма Дэ Сон, Ким Хён Бэ, Ю Сын Хан, Ким Хван, Кваг Вон Гю, Ким Тьхан Ги) [3] по предмету «Информационное общество и компьютер» (рис. 1), учебник «Кодирование» [4] тех же авторов по алгоритмизации и программированию для младшей школы (рис. 2). Учебники красочные, хорошо иллюстрированные, материал в них излагается просто при помощи эффективных наглядно-образных представлений, понятных и доступных ученикам младшей школы.

К каждому учебнику прилагается книга для учителя. Интересно, что в книге для учителя полностью приведены все страницы учебника для учащихся, только в уменьшенном виде, а на полях, обрамляя текст из учебника, даны методические указания для учителя по данному материалу (рис. 3). Также в книге для учителя перед каждым тематическим разделом обосновывается актуальность рассматриваемой темы, описывается структура изложения материала в данном тематическом разделе, дается тематическое планирование с кратким содержанием уроков.

В учебнике «Расту вместе с компьютером» четыре тематических раздела: «Информационное общество», «Прикладное программное обеспечение», «Представление информации» и «Алгоритмы».

1 Автор благодарит Л. В. Шевелькову за помощь в переводе учебников с корейского языка.

Рис. 1. Учебник «Расту вместе с компьютером»

В тематическом разделе «Инфор -мационное общество» рассматриваются вопросы, связанные с изменениями, произошедшими в жизни людей под влиянием информационных технологий, и новыми возможностями информационного общества. Достижение понимания процессов, посредством которых информация быстро передается в современном мире, идет путем сравнения прошлых и современных методов доставки информации, в учебнике говорится о положительных и отрицательных сторонах жизни в информационном обществе, о появлении новых профессий и исчезновении некоторых ранее традиционных профессий. Большое внимание уделяется этическим

проблемам, связанным с онлайн-ак-тивностью в Интернете, об уважении и соблюдении чужих авторских прав, также говорится о важности и способах защиты личной информации от утечки через сеть.

Тематический раздел «Прикладное программное обеспечение» рассказывает о том, какие приложения (в том числе мобильные) и облачные интернет-сервисы можно использовать для создания и размещения в глобальной сети комиксов, видео, рассказывающих о жизни школьников, детей знакомят со средствами и правилами общения в сети.

Тема «Представление информации в компьютере» раскрывает учащимся методы, при помощи которых разнообразная информация (графика,

Рис. 2. Учебник «Кодирование»

Рис. 3. Разворот страницы из книги для учителя к учебнику «Кодирование»

Рис. 4. Среда визуального программирования Scratch

текст, числа) обрабатывается и хранится в компьютере. И последний тематический раздел «Алгоритмы» рассказывает о том, как при помощи команд управляются различные автоматизированные устройства, знакомит школьников с понятием алгоритма и помогает разобраться с основными алгоритмическими конструкциями. По каждой теме в учебнике содержится много практических заданий, проектных работ, которые предлагается выполнить учащимся, причем в методических указаниях в книге для учителя даются рекомендации о том, как лучше организовать выполнение этих практических работ, какие формы использовать и на что обратить особое внимание.

Второй учебник для младшей школы «Кодирование» целиком посвящен основам алгоритмизации и программирования. Интересен выбор среды программирования - это Scratch - визуальная объектно-ориентированная среда. В чем-то она похожа на ЛогоМиры: так, например, в этой среде также можно создавать сразу несколько исполнителей (объек-ты-спрайты), причем, как и в ЛогоМирах, можно одевать их в разные костюмы (персонажи, животные, люди, машины и т. д.) и для каждого спрайта писать сценарий-программу, задающую поведение и передвижение этого объекта на экране компьютера. В результате после запуска сценариев всех созданных спрайтов получается мультфильм, и таким образом дети мотивируются к дальнейшему изучению программирования и созданию более сложных сценариев для мультфильмов.

В среде Scratch реализуется визуальное программирование - создание программы путем манипулирования графическими объектами вместо написания ее текста (рис. 4). Для написания программы в Scratch используется механизм drag-and-drop, и блоки с командами языка программирования из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов. Важно отметить, что сделано много локализаций среды Scratch, в том числе на корейский и русский языки, что, безусловно, облегчает для детей процесс записи разработанного алгоритма на языке программирования Scratch.

Таким образом, используя материалы учебника «Кодирование», учащиеся младшей школы начиная от самых простейших линейных алгоритмов проходят путь до создания программ, содержащих ветвление и циклы.

Аналогичные учебники авторов Ли Ён Чжун, Ким Чже Хён, Чхве Чон Вон, Ан Сан Чжин, Ли Ын Гён разработаны и для средней школы - «Компьютер и мир профессий» [5] и «Программирование и Я» [6] (рис. 5; 6).

Содержание учебника «Компьютер и мир профессий» является продолжением учебника для младшей школы «Расту вместе с компьютером». В учебнике рассматриваются следующие тематические разделы: «Понимание информационного общества», «Информационные технологии и карьера», «Компьютерные науки и карьера», «Информационные технологии и разные профессии». Акцент в этом учебнике делается на ориентацию и помощь в самоопределении школьника в мире будущих профессий, которые появятся в результате дальнейшего развития информационных технологий и их более тесной и глубокой интеграции во все сферы жизни и деятельности человека.

Содержание раздела «Понимание информационного общества» развивает и углубляет содержательные линии, рассмотренные при изучении темы «Информационное общество» в учебнике для младшей школы «Расту вместе с компьютером». Показаны новые

Рис. 5. Учебник «Компьютер и мир Рис. 6. Учебник «Программирование и я» профессий»

сферы приложения и влияния информационных технологий на жизнь современного общества, а также изменения в профессиональной, культурной и социальной сферах. Особое внимание уделяется информационной безопасности и защите персональных данных при работе в сети Интернет. В Южной Корее очень актуальны вопросы безопасности в информационной среде, особенно безопасности детей, поскольку в этой стране очень высокий уровень киберпреступности, в том числе направленной против детей.

Тема «Информационные технологии и карьера» знакомит школьников с методами использования информационных технологий для карьерного роста. Это и создание порт-фолио, написание резюме, статьи, совместная работа в группе над общим проектом. Чтобы реализовать практические задания и проекты, предусмотренные в учебнике, учащиеся знакомятся с облачными технологиями Google и Microsoft и изучают основные принципы работы в таких сервисах, как Google Диск, облачный офис Google, Google +, Google Карты.

В следующих двух тематических разделах «Компьютерные науки и карьера» и «Информационные технологии и разные профессии» упор делается на профессиональной ориентации школьников в мире профессий информационного общества, с учетом его дальнейшего развития и появления новых профессий под влиянием новейших информационных технологий. Сначала школьники знакомятся с профессиями в сфере ИТ - разработчик микросхем, разработчик программного обеспечения (программист), специалист в сфере информационной безопасности, аналитик по сбору и представлению данных и др. А затем узнают, как информационные технологии применяются в самых разных профессиях в научной, гуманитарной, социальной и производственной сферах.

Учебник «Программирование и я» является продолжением учебника «Кодирование» для младшей школы. От разработки мультфильмов-сценариев в среде Scratch школьники переходят к разработке приложений для мобильных устройств и программированию автоматов и роботов. Как и в других корейских учебниках, содержание разделено на четыре тематических блока: «Создание смарт-устройств», «Создание контроллера», «Создание приложений в APPInventor», «Разработка мобильных приложений».

Первый раздел знакомит учащихся с секретами смарт-технологий - каким образом обычное устройство становится «умным»? В учебнике показаны различные микрочипы, которые можно вставлять в бытовые устройства и даже в одежду и обувь, и посредством которых и обеспечиваются смарт-функции обычных предметов. Более подробно изучается мини-платформа ArduinoLilypad с микроконтроллером ATmega168V или ATmega328V (рис. 7). Платформа действительно миниатюрна и сравнима с пуговицей - имеет форму круга диаметром 50 мм. Толщина платформы составляет 0,8 мм, а в месте установки микроконтроллера и выводов - 3 мм. Она может быть зашита в ткань со встроенными источниками питания, датчиками и приводами с проводкой. Авторы учебника выбрали одно из перспективных направлений - программирование устройств Arduino.

Arduino - это электронный конструктор и удобная платформа быстрой разработки электронных устройств для новичков и профессионалов. Эта платформа пользуется огромной популярностью во всем мире, благодаря удобству и простоте языка программирования. Устройство программируется через USB без использования программаторов. Arduino применяется для создания электронных устройств с возможностью приема сигналов от различных цифровых и аналоговых датчиков, которые могут быть подключены к нему, а также для управления различными исполнительными устройствами.

Для программирования устройств Arduino разработано несколько сред программирования. Одна из них - среда визуального программирования MODKIT (рис. 8), которую и рекомендуют использовать авторы учебника. Если посмотреть на интерфейс этой среды, то можно увидеть сходство в принципах написания программы в этой среде и среде Scratch. Таким образом, школьникам будет проще освоить новую среду программирования MODKIT, опираясь на знания и умения, полученные при программировании в Scratch. Если в младшей школе они программировали работу исполнителя (спрайта), используя его систему команд, то теперь в качестве исполнителя им предлагается микроконтроллер, у которого есть своя система команд.

Рис. 7. Мини-платформа Arduino Lilypad

Рис. 8. Среда визуального программирования MODKIT

Второй тематический раздел знакомит школьников с более сложными устройствами на платформе Arduino, а программирование уже идет на языке Arduino, основанном на С/С++. Затем от программирования микроконтроллеров авторы переходят к программированию приложений для самых распространенных мобильных устройств - смартфонов и планшетов (Android). Именно этому посвящены два последующих тематических раздела - «Разработка приложений в App Inventor» и «Программирование приложений для мобильных устройств».

В качестве заключения хочется подчеркнуть, что рассмотренные южнокорейские учебники по информатике для младшей и средней школы актуальны и ориентированы на самые последние достижения в сфере ИТ.

Список литературы

1. Education in Korea [Text]. - Seoul: Korea Institute for Curriculum and Evaluation, 2012. -122 р.

2. National information center curricula [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ncic. kice.re.kr/nation.dwn.ogf.inventoryList.do (дата обращения: 21.12.2015).

2015.

новые исследования в образовании

4, 2015.

5. / ol°á^444 - 44444^ «^444, 2015.

6. : / . - 44444^ 2015.

References

1. Education in Korea. Seoul: Korea Institute for Curriculum and Evaluation, 2012. 122 p.

2. National information center curricula. Available at: http://ncic.kice.re.kr/nation.dwn.ogf.in-ventoryList.do (accessed: 21.12.2015).

3. Jeong In Gi Han Byeong Lae Kim Hyeon Bae. Saenggag ssugssug sopeuteuweeo: cho-deunghaggyo. Hanguggwahagchanguijaedan Milaechangjogwahagbu, 2015.

4. Jeong In Gi Han Byeong Lae Ma Dae Seong. Ttugttagttugttag koding gongjagso: cho-deunghaggyo. Hanguggwahagchanguijaedan Milaechangjogwahagbu, 2015.

5. Yi Yeong Jun Kim Seong Sig. Keompyutinggwa jigeobsegye: junghaggyo. Hanguggwahagchanguijaedan Milaechangjogwahagbu, 2015.

6. Yi Yeong Jun Kim Jae Hyeon. Peulogeulaeminggwa najunghaggyo. Hanguggwahag-changuijaedan Milaechangjogwahagbu, 2015.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.