УДК 902.26/904
ЮЖНОЕ ПРИБАИКАЛЬЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
© 2018 г. А. В. Харинский
В XII в. в Южном Прибайкалье проживали монголоязычные, тюркоязычные и тунгусоязычные группы населения. При этом первые из них к концу столетия становятся доминирующими, что способствовало распространению утвердившихся в их среде культурных традиций на другие группы населения. Лучше всего это влияние фиксируется в инвентарном комплексе (оружие, конское снаряжение, украшения) и погребальном ритуале. Широкое распространение получают сложносоставные луки с центральной роговой накладкой, имеющей расширяющиеся концы, а также плоские черешковые наконечники стрел. В конском снаряжении доминирующее положение занимают удила с кольцевыми псалиями, арочные стремена с широкой подножкой и путлищем внутри дужки. Серьги, обнаруженные в женских погребениях крючковидные, напоминающие знак «?», на них крепилась одна или несколько круглых бусин, образующих свисающие грозди. Умерших хоронили в вертикальной могильной яме, над которой сооружалась каменная кладка круглой формы. Погребенный располагался в деревянной внутримогильной конструкции (колода, гроб, рама) вытянуто, на спине, головой на север - северо-восток. В начале XIII в. Южное Прибайкалье входит в состав Монгольской империи, становясь её северной периферией, и процессы культурной унификации, проживающих здесь народов, начинают проходить еще более активно.
Ключевые слова: Прибайкалье, монголы, Монгольская империя, Забайкалье, погребальный ритуал, надмогильная кладка, могильная яма, человеческие останки.
Прибайкалье - регион южной Сибири, в жин-Токум, в долине Ангары располагалась
центре которого располагается озеро Байкал. На западе Прибайкалье ограничено Саянскими горами, а на востоке - рекой Аргунь. На юге регион простирается до государственной границы с Монголией и Китаем. Байкал делит Прибайкалье на две части. К западу от него располагается Предбайкалье, а к востоку Забайкалье.
В XII в. остепненные районы Забайкалья заселяли монголоязычные племена. В долинах Онона и Керулена кочевали племена, которые условно можно назвать монголами. В их числе были дарлекины, нируны, тайджиуты, кунгираты и другие группы. В средней части долины Селенги жили меркиты. К северу от Селенги располагалась область Баргуджин-Токум, на территории которой проживали баргуты и хори. Она охватывала Тункинскую долину, низовья Селенги с Удинской долиной, Приольхонье, Баргузинскую долину и примыкающие к ним участки байкальского побережья. Хори и баргуты к началу XIII в. подвергались серьезному культурному воздействию со стороны своих южных соседей - монголо-язычных племен, хотя, вероятно, еще сохраняли определенную тюркскую идентичность, унаследованную от предков - теле. Хорин-цы вели свое происхождение от телеского народа курыкан (гулигань), а баргуты отбай-егу (байирку). К северо-западу от Баргуд-
территория расселения усуту-мангун (Харин-ский, 2012), лингвистическая идентификация которых к настоящему времени не ясна. Не исключено, что именно усуту-мангуны оставили в Южном Приангарье и на Верхней Лене памятники усть-талькинской археологической культуры (XII-XIV вв.) (Николаев, 2004), в которой фиксируются черты влияния как погребальных традиций кыпчакской этнокультурной общности, так и погребального ритуала монголов имперского периода.
В начале XIII в. Южное Прибайкалье входит в состав Монгольской империи, став ее северной периферией. На его территории распространяется схожий погребальный ритуал, отражающий сформировавшиеся к этому времени в монгольской среде представления о загробной жизни. И если во время имперского периода монголов (XШ-XIV вв.) на территории южного Прибайкалья формируется определенное однообразие в погребальном ритуале, то для более раннего - предимпер-ского - периода оно не наблюдается.
В X-XII вв. в Южном Забайкалье выделяется три типа погребений, различающихся между собой особенностями внутримогиль-ных конструкций. Первый из них характеризуется отсутствием внутримогильной конструкции, второй - погребениями в берестяных внутримогильных конструкциях (чехол,
короб, покрывало) и третий - погребениями в деревянных внутримогильных конструкциях (колодах, рамах, гробах). Во всех захоронениях погребенные располагались вытянуто, на спине, головой на север, северо-восток или восток (рис. 1: 1-10). Погребения без внутримогильных конструкций генетически связаны с забайкальскими захоронениями предшествующего этапа, поэтому их было предложено назвать хойцегорскими (Харинский 2001, с. 85). Они фиксируются на территории Забайкалья, по меньшей мере, с VII в. (Коновалов, 1989; Именохоев, 1989; 1992). Их, вероятно, следует связать с байегу (байирку), расселившимися в средней части долины Селенги в конце VII в. (Харинский, 2001, с. 19).
По особенностям погребального ритуала к хойцегорским захоронениям близки погребения куркутского типа, которые распространяются в VIII в. на территории Приольхонье. Куркутский погребальный ритуал характеризуется вытянутым трупопо-ложением, на спине, головой на восток или северо-восток (Харинский, 2001а, с. 113) (рис. 2: 1-3). Эти захоронения правомерно соотнести с курыканами (гулигань), которые под давлением байырку, продвигавшимися вниз по долине Селенги, были вынуждена искать новое пристанище на западном берегу Байкала (Харинский 2001, с. 87). Принадлежность байырку и курыкан к одной этно-культурной общности - теле, вероятно, способствовала формированию у них схожего погребального обряда, который в конце I тыс. закрепился на обоих берегах Байкала.
Захоронения в берестяных чехлах (рис. 1: 4-7) значительная часть исследователей интерпретирует как раннемонгольские и датирует в пределах Х-ХШ вв. (Асеев, 1980, с. 136; Коновалов, Данилов, 1981; Ковы-чев, 1981; Асеев и др. 1984, с. 128-129). На западном берегу Байкала они фиксируются с конца VIII в., то есть еще до того времени, когда в Предбайкалье появляются монголоя-зычные переселенцы, и выделяются в отдельную группу - погребения харанцинского типа (Харинский, 2001, с. 83) (рис. 2: 9-11). Следовательно, истоки этого погребального ритуала следует связывать не с монголоязычными общностями, а с какими-то другими группами населения, возможно, самодийскоязычного или тунгусоязычного происхождения. Носители харанцинских погребальных традиций появляются в долинах Селенги и Онона не ранее X в. (рис. 1: 4-7) и уже к XIII в. ассимилируются или вытесняются оттуда племе-
нами, хоронившими умерших в деревянных рамах или колодах.
Пришедшие на смену хойцегорским захоронениям на юге Забайкалья погребения в колодах, знаменовали начало нового этапа в истории региона, связанного с расселением в средней части долины Селенги меркитов. В меркитских захоронениях фиксируется помещение в могильную яму стегна барана и преимущественно северная или северо-восточная ориентировка умершего. Но наряду с этим, в части ранних захоронений в колодах в долине Селенги отмечаются и определенные специфические черты, отличающие их от монгольских захоронений имперского периода. К ним можно отнести различные варианты расположения погребенного: на боку вытянуто, на боку с согнутыми ногами, на спине с согнутыми ногами и на животе. С одной стороны, близость, а с другой - отличие от «классических» монгольских погребений указывают на принадлежность их иному монголоязычному народу - меркитам. Эту группу погребений можно назвать захоронениями тапхарского типа (Крадин и др., 2016).
Сопроводительный инвентарь прибайкальских погребений предимперского периода включает в себя предметы, характерные как для более раннего времени, так и для имперского периода. В захоронениях фиксируются железные «пальмы» с втульчатым насадом (рис. 1: 11, 35; рис. 2: 18), не встречающиеся в имперский период, колчанный крюк с треугольной петелькой (рис. 1: 16), а не с пластинчатым щитком, как в более позднее время. Наряду с этим в предимперский период меняется форма костяных фронтальных срединных накладок на сложносоставных луках. Их концы становятся широкими, напоминая по форме весло (рис. 1: 19, 20, 30). Исчезают трехлопастные железные наконечники стрел. Им на смену приходят плоские наконечники разных форм (рис. 1: 12-14, 25-29, 32, 33; рис. 2: 24-25). Эти изменения не коснулись костяных наконечников стрел (рис. 1: 17, 18). Многие их формы оставались прежними на протяжении нескольких столетий. Получают распространение ножи, у которых клинок отделяется от черешка лезвийным и обушковым уступами. Встречаются как обыкновенные бытовые ножи (рис. 1: 34; рис. 2: 16-17), так и маленькие, использовавшиеся для обрезания мяса во время еды (рис. 2: 14-15).
Дальнейшее развитие на территории Прибайкалья получают полосчатые кресала (рис. 2: 19, 21, 23), которые часто находят в
захоронениях вместе с кремневыми отщепа-ми (рис. 2: 20. 22). В ряде погребений найдены предметы конского снаряжения - удила и стремена (рис. 2: 26). Керамическая посуда этого времени представлена плоскодонными сосудами, чаще всего неорнаментированны-ми. Правда, встречаются и горшки, украшенные, например, прочерченным дугообразным орнаментом (рис. 2: 4, 12). В одном из захоронений найдены остатки гребня с костяными зубцами (рис. 2: 27).
В захоронениях X-XII вв. встречаются как проволочные круглые (рис. 1: 22) или спиралевидные серьги (рис. 1: 23), так и крючковидные серьги с короткой дужкой, украшенные круглыми бусинами (рис. 1: 31) или перламутровой подвеской (рис. 2:
5). Среди других разновидностей украшений можно отметить колокольчики (рис. 2:
6), монеты (рис. 2: 7) и ромбические бляшки (рис. 2: 13). К числу престижных вещей относятся бронзовые зеркала (рис. 2: 8). В захоронениях находятся ременные пряжки с подвижным язычком и овальной рамкой, крепящейся к четырехугольному щитку с прорезью (рис. 1: 15). В более поздних захоронениях фиксируются пряжки без щитка. На могильнике Кибалино найдено керамическое пряслице (рис. 1: 21) и плоская подвеска (рис. 1: 24) - предметы, не встречавшиеся в других
захоронениях Южного Забайкалья этого времени.
Саянтуйский погребальный ритуал, сформировавшийся в начале XIII в. в долине Селенги, распространяется по всему степному и лесостепному Забайкалью, и становится доминирующим в этой части региона в XIII-XV вв. В Предбайкалье он преимущественно фиксируется на территории Приоль-хонье, где приобретает локальные особенности, проявляющиеся среди захоронений ангинской группы. В Южном Приангарье уверенно провести границу между саянтуй-скими и усть-талькинскими захоронениями затруднительно. Отличие вторых от первых заключается в сооружение над погребениями кольцевой выкладки, ориентировки значительной части усть-талькинских захоронений на северо-запад и наличии рядом с погребениями человека отдельных могил животных (лошадь, корова, баран) (рис. 2: 28-31). В случае отсутствия рядом с человеческим захоронением могилы животного или каменной надмогильной кладки, его вполне можно принять за саянтуйское погребение (Харин-ский, 2015). К XV в. на юге Предбайкалья фиксируется смена населения. В регионе распространяется новый погребальный ритуал, пришедший на смену усть-талькинскому и саянтуйскому.
ЛИТЕРАТУРА
Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья. Новосибирск: Наука. 1984. 201 с.
Асеев И. В. Прибайкалье в средние века. Новосибирск: Наука. 1980. 150 с.
Именохоев Н.В. К вопросу о культуре ранних монголов (по данным археологии) // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века / Под ред. Михайлова Т.М. Новосибирск: Наука. 1989. С. 55-62.
Именохоев Н.В. Раннемонгольская археологическая культура. // Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии // Ред. П.Б. Коновалов. Новосибирск: Наука. 1992. С. 23-48.
Ковычев Е.В. Монгольские погребения из Восточного Забайкалья. // Новое в археологии Забайкалья / Отв. ред. Кириллов И. И. Новосибирск: Наука. 1981. С. 73-79
Коновалов П.Б. Корреляция средневековых археологических культур Прибайкалья и Забайкалья // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века / Под ред. Михайлова Т.М. Новосибирск: Наука. 1989. С. 5-20.
Коновалов П.Б., Данилов С.В. Средневековые погребения в Кибалино (Западное Забайкалье) // Новое в археологии Забайкалья / Отв. ред. Коновалов П.Б. Новосибирск: Наука. 1981. С. 64-73.
Крадин Н.Н., Харинский А.В., Бакшеева С.Е., Ковычев Е.В., Прокопец С.Д. Археология империи Чингис-хана в Монголии и Забайкалье // Stratum plus. 2016. №6. С. 17-43.
Николаев В. С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках: усть-талькинская культура. Владивосток. Иркутск. 2004. 306 с.
Харинский А.В. Приольхонье в средние века: погребальные комплексы. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2001. 238 с.
Харинский А.В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н.э. - сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2001. 198 с.
Харинский А.В. Баргуджин-Токум - северный форпост державы Чингис-хана // Чингис хаан судла-лын тулгамдсан асуудлуд. Улаанбаатар, 2012. Боть 15, дэвтэр 1-23. С. 120-129.
Харинский А.В. Монгольские погребения XIII-XIV вв. на территории Байкальского региона // Древние культуры Северного Китая, Монголии и Байкальской Сибири. (Хух-Хото, 12-16 октября, 2015). Т.П. В эпоху кочевых империй. Хух-Хото: Science Press, 2015. С. 531-538.
Информация об авторе:
Харинский Артур Викторович, доктор исторических наук, профессор Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск, Россия); [email protected]
SOUTHERN PART OF THE CIS-BAIKAL ON THE EVE OF THE FORMATION OF THE MONGOL EMPIRE
A. V. Kharinsky
In the 12th century Mongol-speaking, Turkic-speaking and Tungus-speaking groups of the population lived in the Southern Baikal region. At the same time the first of them by the end of century become dominating that promoted distribution of the cultural traditions approved in their environment on other groups of the population. This influence is fixed in an inventory complex (weapon, horse equipment, jewelry) and a funeral ritual. Bows with complicated structure with the central horn plate having the extending ends and also flat tanged tips of arrows are widely adopted. In horse equipment the dominant position is held by a bit with ring check-pieces, arch stirrups with a wide footboard and stirrup leather in a handle. The earrings found in women's burials are hamose, reminding the sign "?", on them are fastened one or several round beads forming the hanging-down clusters. The dead were buried in a vertical sepulchral hole over which the stone laying of a round form was constructed. Buried settled down in a wooden intra sepulchral design (a pack, a coffin, a frame) is extended, on a back,-headed on the North - the northeast. At the beginning of the 13th century the southern Baikal region is a part of the Mongol Empire, becoming its northern periphery, and the processes of cultural unification living here the people begin to take place even more actively.
Keywords: Cis-Baikal, mongolii, Imperiul Mongol, Transbaikalia, mortuary ritual, burial mound, grave pit, human remains.
About the Author:
Kharinsky Artur V. Doctor of Historical Sciences, Irkutsk National Research Technical University, Lermontov St., 2, Irkutsk, 664074, Russian Federation; [email protected]
Рис. 1. Забайкальские захоронения предимперского периода (ХТ-ХП вв.). Чиндант 1 (Асеев и др., 1984): 1-3, 11-16, 19 - мог. 2. Кибалино (Коновалов, Данилов, 1981): 24 - мог. 4; 4-7, 17, 18, 20, 25 - мог. 11; 21 - мог. 12; 23 - мог. 13; 22, 26, 29, 30 - мог. 14; 27, 28 - мог. 15. Саянтуйский (Именохоев, Коновалов, 1985): 8-10 - мог.11. Ононск (Ковычев, 1981): 31 - мог. 15; 32, 33 - Амагалон. Бодон 2
(Дашибалов, 2011): 34, 35 - мог. 3
Рис. 2. Предбайкальские захоронения предимперского периода (VIII-XII вв.). Курма 2 (Харинский, 2001): 1-3, 14, 20, 21 - мог. 1; 17, 23, 25 - мог. 2; 16, 22, 27 - мог. 16; 9-10, 15 - мог. 17. Хужиртуй 3 (Харинский, 2001): 18, 24, 26 - мог. 1; 4-8, 19 - мог. 2. Харанса 1 (Свинин, Зайцев, 1992): 12 - мог. 18; 13 - мог. 21. Доглан (Николаев, 2004): 28 - мог. 15; 29-31 - мог. 16