Научная статья на тему 'ЮЗАБИЛИТИ САЙТОВ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК'

ЮЗАБИЛИТИ САЙТОВ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АПТЕКА / ОНЛАЙН-АПТЕКА / WEB-АПТЕКА / ЮЗАБИЛИТИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ / INTERNET PHARMACY / ONLINE PHARMACY / WEB PHARMACY / USABILITY / DISTANCE SELLING DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуднов А.А., Умаров С.З.

Современное развитие информационных технологий предоставляет возможность их использования во многих сферах жизнедеятельности, к которым также относятся медицина и фармация. Внедрение таких технологий, как система электронных рецептов, маркировка лекарственных препаратов, создает предпосылки для дистанционного оказания услуг. С недавнего времени изменения законодательства легализовали дистанционную торговлю безрецептурных препаратов. В связи с этим в скором времени цепочка поставки лекарственного препарата до конечного потребителя может включать минимальное количество профессионалов. Таким образом, в данных условиях значительно возрастает роль информации, которую пользователи могут получить через Интернет. Такой термин как «юзабилити» сайта, или его удобство использования, появился еще в 1998 году и с каждым годом имеет все большее значение. В отношении Интернет-аптек оценка «юзабилити» является особенно актуальной с точки зрения как общей функциональности, которая характерна для всех сервисов, реализующих товары через Интернет, так и свойственных только для Интернет-аптек особенностей. 8 мая 2020 года был проведен анализ «юзабилити» 20 сайтов аптечных организаций. Были выделены некоторые преимущества (вынесение в отдельный блок информации о качестве товаров (декларации, сертификаты), о предостережениях, противопоказаниях и условиях хранения), а также недостатки (некоторое загромождение сайта элементами, присутствие пустых страниц и нечеткое предостережение о том, что лекарственных препарат является рецептурным).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USABILITY INTERNET-PHARMACIES SITES

The modern development of information technology provides the opportunity to use them in many areas of life, which also include medicine and pharmacy. The introduction of technologies such as an electronic prescription system, drug labeling, creates the prerequisites for the remote provision of services. Recently, legislative changes have legalized the distance trading of OTC drugs. In this regard, soon the supply chain of the drug to the end user may include a minimum number of professionals. Thus, in these conditions, the role of information that users can receive via the Internet is significantly increasing. Such a term as the "usability" of the site, or its ease of use, appeared back in 1998 and every year is of increasing importance. In relation to online pharmacies, the usability assessment is especially relevant in terms of both general functionality, which is typical for all services selling products via the Internet, and features specific to Internet pharmacies only. On May 8, 2020, an analysis of the "usability" of 20 sites of pharmacy organizations was conducted. Some advantages were highlighted (putting information on the quality of goods (declarations, certificates), warnings, contraindications and storage conditions in a separate block), as well as disadvantages (some clutter of the site with elements, the presence of blank pages and a fuzzy warning about prescription drugs).

Текст научной работы на тему «ЮЗАБИЛИТИ САЙТОВ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК»



УДК 615.12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-10-10-14

USABILITY INTERNET-PHARMACIES SITES Chudnov A.A., Umarov S.Z.

Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical University, Saint-Petersburg, Russian Federation

ЮЗАБИЛИТИ САЙТОВ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК Чуднов А.А., Умаров С.З.

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет Минздрава РФ, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Современное развитие информационных технологий предоставляет возможность их использования во многих сферах жизнедеятельности, к которым также относятся медицина и фармация. Внедрение таких технологий, как система электронных рецептов, маркировка лекарственных препаратов, создает предпосылки для дистанционного оказания услуг. С недавнего времени изменения законодательства легализовали дистанционную торговлю безрецептурных препаратов. В связи с этим в скором времени цепочка поставки лекарственного препарата до конечного потребителя может включать минимальное количество профессионалов. Таким образом, в данных условиях значительно возрастает роль информации, которую пользователи могут получить через Интернет. Такой термин как «юзабилити» сайта, или его удобство использования, появился еще в 1998 году и с каждым годом имеет все большее значение. В отношении Интернет-аптек оценка «юзабилити» является особенно актуальной с точки зрения как общей функциональности, которая характерна для всех сервисов, реализующих товары через Интернет, так и свойственных только для Интернет-аптек особенностей. 8 мая 2020 года был проведен анализ «юзабилити» 20 сайтов аптечных организаций. Были выделены некоторые преимущества (вынесение в отдельный блок информации о качестве товаров (декларации, сертификаты), о предостережениях, противопоказаниях и условиях хранения), а также недостатки (некоторое загромождение сайта элементами, присутствие пустых страниц и нечеткое предостережение о том, что лекарственных препарат является рецептурным).

Ключевые слова: интернет-аптека, онлайн-аптека, web-аптека, юзабилити, дистанционная торговля лекарственными препаратами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Прохорова А. М. Понятие юзабилити сайта: показатели и стандарты проектирования //Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2016. - №2. 9 (67)._

Abstract. The modern development of information technology provides the opportunity to use them in many areas of life, which also include medicine and pharmacy. The introduction of technologies such as an electronic prescription system, drug labeling, creates the prerequisites for the remote provision of services. Recently, legislative changes have legalized the distance trading of OTC drugs. In this regard, soon the supply chain of the drug to the end user may include a minimum number of professionals. Thus, in these conditions, the role of information that users can receive via the Internet is significantly increasing. Such a term as the "usability" of the site, or its ease of use, appeared back in 1998 and every year is of increasing importance. In relation to online pharmacies, the usability assessment is especially relevant in terms of both general functionality, which is typical for all services selling products via the Internet, and features specific to Internet pharmacies only. On May 8, 2020, an analysis of the "usability" of 20 sites of pharmacy organizations was conducted. Some advantages were highlighted (putting information on the quality of goods (declarations, certificates), warnings, contraindications and storage conditions in a separate block), as well as disadvantages (some clutter of the site with elements, the presence of blank pages and a fuzzy warning about prescription drugs).

Keywords: internet pharmacy, online pharmacy, web pharmacy, usability, distance selling drugs

REFERENCES

[1] Prohorova A. M. Ponjatie juzabiliti sajta: pokazateli i standarty proektirovanija //Novyj universitet. Serija «Jekonomika i pravo». - 2016. - №. 9 (67).

[2] Мельниченко Д. В., Абрамова О. Ф. Исследование логических проблем юзабилити сайтов и анализ существующих решений //Современная техника и технологии. - 2015. - №. 1. - С. 3-12.

[3] Таран В. Н., Осыка В. Е., Горщар Р. С. Аудит и оценка юзабилити сайтов //Бюллетень науки и практики. - 2016. - №. 5 (6).

[4] Лайкова А. А. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 2. - №. 12. Лайкова А. А. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 2. - №. 12.

[5] Raban M. Z. et al. Evaluation of web-based consumer medication information: content and usability of 4 Australian websites //Interactive journal of medical research. - 2016. - Т. 5. - №. 3. - С. e21.

[2] Mel'nichenko D. V., Abramova O. F. Issledovanie logicheskih problem juzabiliti sajtov i analiz sushhestvujushhih reshenij //Sovremennaja tehnika i tehnologii. - 2015. - №. 1. - S. 3-12.

[3] Taran V. N., Osyka V. E., Gorshhar R. S. Audit i ocenka juzabiliti sajtov //Bjulleten' nauki i praktiki. - 2016. - №. 5 (6).

[4] Lajkova A. A. Juzabiliti sajta: principy i metody ocenki //Aktual'nye problemy aviacii i kos-monavtiki. - 2016. - T. 2. - №. 12. Lajkova A. A. Juzabiliti sajta: principy i metody ocenki //Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. - 2016. -T. 2. - №. 12.

[5] Raban M. Z. et al. Evaluation of web-based consumer medication information: content and usability of 4 Australian websites //Interactive journal of medical research. - 2016. - T. 5. - №. 3. - S. e21.

Author Contributions. Chudnov A.A., — literature review, writing a text; Umarov S.Z. — collection and processing of materials, research concept and design.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Chudnov A.A. — SPIN-ID: 1852-9276; ORCID-ID: 0000-0002-4204-3637 Umarov S.Z.— SPIN-ID: 8479-9707; ORCID-ID: 0000-0003-0771-6143

Вклад авторов. Чуднов А.А. — обзор литературы, написание текста; Умаров С.З. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Чуднов А.А. — SPIN-ID: 1852-9276; ORCID-ID: 0000-0002-4204-3637 Умаров С.З. — SPIN-ID: 8479-9707; ORCID-ID: 0000-0003-0771-6143

Введение. Как известно, Интернет является глобальной системой, целью которой является обеспечение информационно-коммуникационного процесса. Интернет-сайты являются частью этой системы и направлены на достижение этой цели. При этом качество коммуникационного процесса, которое они обеспечивают, зависит от большого количества факторов. Одна из таких групп факторов объединяется понятием удобства использования, или «юзабилити» (от англ. usability). Юзаби-лити означает итоговую степень удобства предмета для использования по предназначению. При этом факторы, которые формируют удобство использования, довольно просты. К ним можно Разработка современных информационных web-ресурсов направлена на предоставление пользователю максимальной информативности и простоты использования. Руководствуясь рекомендациями юзабилити, удается достичь лучшей воспринимаемости сайта пользователями,

1 ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016. Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем.

отнести быстроту нахождения информации, комфортное расположение основных блоков информации на странице, адаптивный дизайн, который может быть применен как на смартфонах, так и на компьютерах и др. [1].

Цель настоящего исследования — разработка методики анализа и оценки юзабилити существующих отечественных сайтов интернет аптек. Материалы и методы. Официальная трактовка термина «юзабилити» была дана в 1998 году в стандарте ISO1. Это было обусловлено появлением за короткий промежуток времени большого количества Интернет-сайтов, выполняющих схожие функции.

большего времени, проведенного посетителями на сайте. И как результат - увеличение количества пользователей, совершивших необходимое целевое действие для получения коммерческой выгоды [2]. Как следствие, в результате создания позитивного впечатления у посетителей сайта,

~ il ~

увеличивается их доверие к данному web-ресурсу по сравнению с конкурирующими сайтами. Вопрос «юзабилити» сайтов аптечных организаций является особенно актуальным, так как он включает и общую функциональность сайта, которая характерна для всех Интернет-сервисов, реализующих товаров «онлайн», так и свойственные только для них особенности.

К общей функциональности можно отнести скорость загрузки сайта, наличие или отсутствие пустых страниц, наличие «favicon» - картинки, отражающей вкладку в браузере, навигационное меню, его расположение, отображение ссылок и их переходы, дизайн, отражающий общее стилистическое оформление сайта, расположение всех элементов, плотность их расположения, ссылки, чекбоксы, изображения, формы, поиск и др. [3].

К характерным чертам Интернет-аптек прежде всего стоит отнести наличие такой группы товаров, как лекарственные препараты. Является важным такое расположение информации, доступ к которой имели бы все пользователи и поиск данной информации не вызывал бы затруднений. Стоит акцентировать внимание на такой информации, как побочные эффекты, противопоказания и условия хранения.

На данный момент существует несколько способов анализа юзабилити сайтов:

1. Организация обратной связи. При этом на сайте размещается форма обратной связи, через которую пользователи могут выразить свое мнение [4].

2. Использование фокус-групп. Подобранные люди выполняют специальное задание, направленное на достижение поставленной цели. Группу людей делят на две части, каждая выполняет определенный сценарий задания или работает со своим вариантом сайта. Действия участников эксперимента тщательно анализируются, в итоге делают вывод о том, какой вариант сайта наиболее подходит. Подобное исследование было проведено М. Рабан и коллегами [5]. Они анализировали сайты, содержащие информацию о лекарственных препаратах. Члены фокус-группы выполняли задания по поиску интересуемой информации на данных сайтах. Критериями оценки служили полнота ответа и скорость поиска ответа на поставленный вопрос.

3. Анализ действий посетителей сайт. Используя этот метод, возможно анализировать действия как специально подобранной фокус-группы,

обозначив для них различные задания, так и действия целевой аудитории. Для упрощения данного вида анализа существует специализированный инструментарий. Например, в «Яндекс.Мет-рика» в качестве данного инструмента выступает «Вебвизор». Он позволяет записать все действия пользователей, заходивших на сайт.

4. Проведение экспертизы в сторонней организации. В данном случае экспертизу будет осуществлять профессиональная студия, которая проведет детальный анализ. Анализ возможно провести и самостоятельно, но для этого нужен опыт и навыки поиска ошибок юзабилити ресурса [2].

5. Наибольшую массу статистической информации возможно получить с помощью специализированных сервисов: Google Analytics, Ян-декс.Метрика и других. Добавив код программы в код сайта, возможно получить достаточно большой объем статистической информации. Однако для этого необходимо иметь доступ к HTML-коду самого сайта, что недоступно. Дополнительно, при наличии доступа, возможно провести сравнительную оценку статистики различных сайтов. Результаты и обсуждение. В первом полугодии текущего 2020 года был проведен анализ юзаби-лити сайтов, принадлежащих аптечным организациям. С этой целью был составлен чек-лист, отражающий основные критерии оценки сайтов. Сайты оценивались по следующим группам критериев:

• основные характеристики, которые отражают скорость загрузки сайта, отсутствие пустых страниц, наличие «favicon» - картинки, отражающей вкладку в браузере и др.;

• навигация - насколько удобным является навигационное меню, его расположение, отображение ссылок и их переходы и др.;

• дизайн, отражающий общее стилистическое оформление сайта, расположение всех элементов, плотность их расположения.

Отдельно были оценены такие элементы как ссылки, чекбоксы, изображения, формы и поиск с точки зрения их функциональности и удобства использования. Также отдельно оценивался аспект наличия и удобства расположения информации о товарах аптечного ассортимента, в том числе и лекарственных препаратах. Результаты анализа юзабилити сайтов 20 Интернет-аптек, а также их электронные адреса, приведены в таблице 1.

Таблица1

Результаты оценки юзабилити сайтов аптечных организаций

Оценка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Показатель Горздрав https://gorzdrav.org/ АСНА https://www.asna.ru/ Аптечество https://aptechestvo.ru/ Farmani https://farmani.ru/ «Eapteka.ru» (Москва) https://www.eapteka.ru/ Аптека 36.7 http://www.36i7.ru/ Вита https://vitaexpress.ru/ ЛекОптТорг https://lekopttorg.ru/ "003" http://003.su/ Университетская аптека http://vapteka.ru/ Аптека от склада https://apteka-ot-sklada.ru/ Аптека.ру https://apteka.ru/ Аптека «Ваша №1» https://aptstore.rU/# ФармЭконом https://www. pharmeconom. ru/ Фармация https://krasnoyarsk.24farmacia.ru/ Диолла https://www.xn--80ahmmaq.xn--p1ai/ Исток Фарма https://istok-farma.ru/ Больше чем меньше https://aptekabm.ru/ ЗАО «Эркафарм» «Доктор Столетов» (Москва) http://www.stoletov.ru/ Аптека №1 https://istok-farma.ru/

Основные характеристики 10 10 10 10 10 9 10 10 10 9 10 10 10 10 10 10 10 10 9 10

Навигация 12 13 13 13 11 12 13 13 11 13 13 11 13 13 13 11 13 13 12 13

Дизайн 15 15 16 16 16 14 15 16 14 16 15 16 15 16 16 16 16 16 16 15

Ссылки 10 10 8 9 6 8 10 10 9 10 10 7 10 9 10 9 10 10 8 10

Чекбоксы 8 8 0 9 8 0 9 10 0 9 0 8 8 8 9 0 0 9 8 0

Обратная связь 4 4 4 6 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3

Заполнение и отправка форм 4 4 3 3 4 3 4 4 4 3 4 2 4 4 4 3 4 3 4 3

Изображения 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Формы 7 9 9 9 10 7 10 9 9 10 8 6 8 6 8 8 10 10 8 9

Поиск 10 9 8 10 9 2 10 8 7 8 7 10 9 10 8 9 9 10 9 8

Информация о

лекарственных 8 8 7 7 9 0 9 7 6 9 9 10 7 9 9 7 7 7 7 7

препаратах

Итого 90 92 80l2 94 9980 61 9694 93 75 8 9 93 82 5194 90 $ 93 793 85 9475 87 803

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволят сделать следующие выводы:

• во-первых, большинство сайтов Интернет-аптек имеет корректное изображение как на компьютерах, так на смартфонах, что говорит об адаптивности данных сайтов. Сайт Интернет-аптеки «Аптека 36,7» имеет корректное изображение на обоих типах устройств, однако он не является адаптивным, то есть перед проведением целевого действия, изображение сайта необходимо увеличить, что не всегда является удобным. Также сайт аптеки «Университетская аптека» имеет некорректное изображение на смартфонах, выражаемое в необходимости горизонтальной прокрутки экрана, что обусловлено увеличенным блоком меню в верхней части экрана;

• наибольшие оценки юзабилити получили сайты Интернет-аптек, которые предоставляли

возможность ознакомления с собственным ассортиментом и возможность бронирования товаров; • с точки зрения основных характеристик, навигации, дизайна, удобства использования чекбок-сов, форм и ссылок сайты были достаточно функциональны. Отмечались лишь некоторые замечания: некоторое загромождение элементов на сайте («АСНА», «Аптека 36.7»), пустые страницы, отражающие состав и применение некоторых препаратов (аптеки «Доктор Столетов»). В своем большинстве разработчики сайтов сделали процесс поиска необходимых товаров удобным для покупателей. У данных сайтов в поисковой строке содержатся подсказки, облегчающие поиск («торговое наименование», «симптом», «производитель» и др.).

Учитывая тот факт, что наибольшим удельным весом среди аптечных товаров обладают

лекарственные препараты, то повышенное внимание было уделено качеству информации именно этой товарной группы.

Так на всех сайтах, подвергшихся анализу, инструкция по применению лекарственного препарата была изображена в виде текста, а не отдельного файла, что облегчает поиск интересующей информации. Также данную информацию легче найти, используя поисковые системы.

На таких сайта как «Аптека.ру» и «Eapteka.ru» при просмотре информации о лекарственных препаратах присутствует раздел, содержаний документацию качества (сертификаты, декларации), что вызывает большее доверие.

Большинство обследованных сайтов содержит ярко выделенное предостережение о том, что лекарственный препарат является рецептурным. Данное предостережение чаще всего выражалось в яркой надписи, которую можно было увидеть при просмотре карточки препарата. Исключение составляют сайты фирм «Доктор Столетов», «003», «Диолла» и «Исток Фарма».

Весьма удобным для пользователей оказалось вынесение в отдельный блок информации о предостережениях, условиях хранения и противопоказаниях лекарственных препаратов («Аптека.ру», «Горздрав», «Вита», «Университетская Аптека», «Аптека от склада», «ФармЭконом»). Это выражалось либо в отдельно созданной вкладке, нажав на которую можно было знакомиться с данной информацией, либо вынесением этой информации в карточку препарата. Выводы. Стремительное развитие информационных технологий стимулируют пользователей все

чаще пользоваться Интернет-сервисами для заказа товаров. Последние изменения, внесенные в законодательство, легализовали дистанционную торговлю лекарственных препаратов. В связи с этим является логичным большой прирост аптечных организаций, предлагающих услуги «онлайн».

В данном аспекте вопрос «юзабилити» сайтов является особенно актуальным, так как соответствие всем критериям «юзабилити» будет способствовать удержанию старых покупателей и привлечению новых. В то же время стоит акцентировать внимание на информации, касающейся лекарственных препаратов, так как они являются той группой товаров, качество которых покупатели редко могут оценить. В связи с этим был проведен анализ «юзабилити» сайтов Интернет-аптек.

Были выделены некоторые преимущества (вынесение в отдельный блок информации о качестве товаров, о предостережениях, противопоказаниях и условиях хранения), а также недостатки (некоторое загромождение сайта элементами, присутствие пустых страниц и нечеткое предостережение о том, что лекарственных препарат является рецептурным).

В дальнейших исследованиях будет являться актуальным проведение раздельного анализа «юзабилити» сайтов, которые предоставляют услуги по ознакомлению с ассортиментом и бронированию товаров, и сайтов, которые предоставляют только общую информацию (сайты-визитки).

Responsible for correspondence: Umarov Sergey Zakirjanovich - doctor ofpharmaceutical Sciences, head of the Department of medical and pharmaceutical commodity research, Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical University, Saint-Petersburg, Russian Federation, E-mail: sergei.umarov@pharminnotech.com

Ответственный за переписку: Умаров Сергей Закирджанович — доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой медицинского и фармацевтического товароведения , ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет Минздрава РФ», г. Санкт-Петербург Российская Федерация, E-mail: sergei.umarov@pharminnotech.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.