Научная статья на тему 'Юзабилити сайта как фактор повышения конкурентоспособности компании'

Юзабилити сайта как фактор повышения конкурентоспособности компании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
814
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЗАБИЛИТИ САЙТА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тепляков Владислав Алексеевич

Экономический эффект от проектирования юзабилити остается высоким, однако явно требуются дальнейшие инновации в этой области, поскольку все очевидные и легко устранимые ошибки в основном уже были исправлены. На практике в настоящее время поисковые системы осуществляют оценку юзабилити на основе комбинации подходов, основанных на взаимодействии, метриках и моделях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юзабилити сайта как фактор повышения конкурентоспособности компании»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮЗАБИЛИТИ САЙТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ Тепляков В.А.

Тепляков Владислав Алексеевич - докторант, кафедра экономики, Высшая школа менеджмента информационных систем (Informgcijas sistzmu menedchmenta augstskola, ISMA), г. Рига, Латвийская Республика

Аннотация: экономический эффект от проектирования юзабилити остается высоким, однако явно требуются дальнейшие инновации в этой области, поскольку все очевидные и легко устранимые ошибки в основном уже были исправлены. На практике в настоящее время поисковые системы осуществляют оценку юзабилити на основе комбинации подходов, основанных на взаимодействии, метриках и моделях. Ключевые слова: юзабилити сайта, повышение конкурентоспособности, инновационное развитие, повышение продаж.

УДК 659.1.01

В современном мире, в котором у каждого уважающего себя предпринимателя есть собственный вебсайт, часто встает вопрос о том, как удержать и завлечь пользователей именно на своем интернет ресурсе. В решение указанной проблемы на помощь приходит один очень важный показатель - юзабилити сайта.

Дадим определение юзабилити сайта. Юзабилити - степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью (usability - the extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use). Под понятием юзабилити сайта подразумевается простое и удобное использование веб-ресурса посетителями [5, 23].

Перечислим, какие преимущества дает сайт с качественным юзабилити. Пользователь, зашедший на такой интернет ресурс, лучше его воспринимает. Время, которое проведет клиент на сайте, будет иметь хороший показатель. Соблюдая правила юзабилити, вы повысите процент конверсии. Если говорить обо всех вышеперечисленный показателях в совокупности, мы можем сделать вывод о том, что такой веб-сайт принесет новых клиентов, удержит старых, а также повысит позиции в поисковых системах.

Правила юзабилити трактуются по-разному, в некоторых источниках приводиться до 50 подробных условий правильного юзабилити, в других около 10 - основных и общих правил. Укажем основные:

2. Правило 7-ми. Научно доказано, что количество сущностей, которое кратковременно может запомнить человек, от 5 до 9. Исходя из этой теории выявлено оптимальное количество пунктов для навигации - 7.

3. Правило 2-х секунд. Одним из главных показателей для пользователя является время отклика. Чем меньше время отклика, тем больше вероятность, что пользователь останется на интернет-ресурсе. Экспериментально выявлен оптимальный временной интервал отклика программы, к которому стоит стремиться, - 2 секунды.

4. Правило 3-х кликов. Для любого пользователя важно попасть с главной страницы на любую другую и обратно. Комплексным мероприятием по выявлению приемлемого количества кликов было определено: пользователь должен попасть на любую страницу сайта не больше чем в 3 клика. Такой подход будет актуален для индексации поисковыми системами.

5. Правило Фиттса. Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели. Если кнопка (объект интерфейса) выглядит крупно и заметно, не нужно делать ее еще больше и ярче.

6. Перевернутая пирамида. Это правило относится к контенту сайта, а именно к статьям. Начало статьи это итоговые выводы. После выводов идут ключевые моменты и в завершение остальная маловажная информация. Пользователи веб сайтов желают получить нужную информацию максимально быстро, чего позволяет добиться правило перевернутой пирамиды.

Оценка юзабилити сайта определяется по следующим качественным показателям [3, 27]:

1. Ориентация. Под ориентацией понимается то насколько очевидно новому посетителю выполнить простейшие действия на сайте. Если это интернет-магазин то таким действием может быть добавление товара в корзину, если это сайт визитка, то поиск контактных данных.

2. Эффективность. Эффективность - это то, как быстро человек получает то, зачем он пришел на сайт. Если это интернет-магазин, эффективностью будет то, как быстро человек оформит заказ.

3. Запоминаемость. Как быстро пользователь сможет выполнить действия на сайте, после продолжительного отсутствия на нем.

4. Ошибки. Сколько ошибок совершил пользователь интернет-ресурса.

5. Удовлетворенность сайтом.

Для определения оценки юзабилити сайта существует несколько вариантов:

1. Анализ статистики. Неотъемлемой частью разработки сайта является сбор различной статистики по нему.

2. Сбор и анализ мнений посетителей. Самый реалистичный вариант анализа юзабилити, опрос посетителей сайта.

3. Тестирование юзабилити сайта. Данный вариант подойдет для нового сайта или при внедрении нового функционала на сайт.

4. Наблюдение за действиями посетителей. Реализовать данный метод можно по средствам групп независимых пользователей.

5. Проведение экспертизы. Данный вариант осуществляется методом заказа профессиональной оценки юзабилити сайтов.

Наблюдение за пользователями - пожалуй, наиболее очевидный метод в инструментарии проектировщика юзабилити, поскольку он подразумевает, что реальные пользователи выполняют реальные задачи в реальном контексте, и это практически полностью соответствует определению юзабилити, за исключением возможного эффекта наблюдателя. В отсутствие непосредственного доступа к пользователям наблюдение может производиться с использованием различных существующих инструментов, которые предоставляют визуальное отображение визитов пользователей на сайт, теплокарты кликов и т.д. [1, 7].

Например, сервис Яндекс.Вебвизор позволяет просматривать видео поведения пользователей на сайте - с траекториями движения мыши, кликами, навигацией между страницами, выбором текста, прокруткой - таким образом давая множество данных для анализа юзабилити. Существуют также более специализированные инструменты для отображения и подробного анализа теплокарт, такие как FengGui или QюkHeat

Инструменты для логирования поведения пользователей и анализа логов серверов могут быть отнесены к этой категории, поскольку они фактически документируют действия пользователей на сайте. Крупные сервисы веб -аналитики, такие как Яндекс.Метрика или Google.Analytics (GA), предоставляют все больше средств для оценки метрик, связанных с юзабилити, и отслеживания взаимодействий с пользователем (в GA называемых событиями) на бесплатной или условно-бесплатной основе.

Так, в GA исследователями был выделен набор метрик, которые наиболее интересны для проектировщиков взаимодействия в сфере электронной коммерции: average page views per visit, percentage of time spent visits, percentage of click depth visits, bounce rate, order conversion rate, average searches per visit, percent of visits using search, search results to site exits ratio, cart start rate, cart completion rate, checkout start rate, checkout completion rate и, наконец, information find conversion rate.

Среди отчетов это Audience Overview (Mobile), Social Network Referrals, Goals Overview (Conversions), Path Length (to conversion), Top Events. Однако все инструменты, упомянутые выше, в лучшем случае позволяют частичную автоматизацию, поскольку подразумевают участие юзабилити-экспертов в интерпретации данных, полученных в ходе наблюдения за пользователем, и в выработке рекомендаций по улучшению сайтов.

Юзабилити-тестирование - это один из наиболее эффективных в проектировании юзаби-лити метод. Фактически тестирование проходит в лабораторных условиях, но для его проведения стремятся выбрать участников, максимально похожих на реальных пользователей, и дать им специально разработанные реалистичные задания. Успешность в значительной степени зависит от квалификации юзабилити-эксперта, а реалистичность контекста использования остается в большинстве случаев недостижимой [4, 20].

В связи с развитием широкополосных каналов связи, способных передавать видео в реальном времени, в том числе на основе пиринговых сетей, появился ряд сервисов для дистанционного юзаби-лити-тестирования, таких как Userlytics, Open-Hallway и другие. Многие из них помогают с подбором участников (которые могут оставаться в привычной для себя обстановке) и, как правило, способны снизить финансовые и временные затраты, особенно для случаев, когда целевые пользователи рассеяны по миру. Среди минусов - более строгие требования к понятности заданий, предлагаемых пользователям, а также риск набора участников, которые слишком много раз участвовали в юзабилити-тестировании и потому более не похожи на реальных пользователей.

Существуют специализированные программные инструменты, способные автоматизировать некоторые аспекты юзабилити-тестирования, такие как запись видео и ввод с клавиатуры и мыши, организация заданий, хранение и организация данных и т.д. (например, ПО Morae компании TechSmith способно делать многое из перечисленного). Однако ни один из инструментов среди попавших в наше поле зрения не способен осуществлять юзабилити-тестирование без активного участия юзабилити-экспертов, и прежде всего в разработке заданий для участников, качественном анализе результатов оценки юзаби-лити и формулировании рекомендаций по повышению юзабилити [2, 6].

Подводя вывод вышеперечисленному можно сказать следующее: для успешного создания и ведения вебсайта требуется периодический анализ интернет ресурса на правила юзабилити. Если на первом этапе вам удастся разработать сайт по всем основным юзабилити принципам, в дальнейшем при доработке сайта потребуются новые внедрения, как со стороны дизайна, так и технически. Необходимо обратить внимание на юзабилити не только при проектировании сайта, но и при любом новом изменении и доработке. Если вы хотите получить действительно эффективный инструмент работы с клиентами. На просторах интернета существует множество ресурсов с аналогичной тематикой, но для того, чтобы выбрали именно ваш, требуется приложить усилия. Зайдя на сайт с большим количеством не систематизированной информации, множеством блоков и деталей (полная противоположность правилам юзабилити), пользователь просто закроет его и больше не вернется.

Список литературы

1. Андреева Е.Г. Обзор методов проектирования пользовательского интерфейса / Е.Г. Андреева // Молодежный научно-технический вестник. Электронный журнал ФГБОУ ВПО «МГТУ им Н.Э. Баумана», 2016. № 10. С. 1-7.

2. Клещев А.С., Грибова В.В. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние // Программные продукты и системы, 2015. № 1. С. 2-6.

3. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн. СПб. Издательство: Манн, Иванов Фербер, 2014. 176 с.

4. Сергеев С.Ф. Методы тестирования и оптимизации интерфейсов информационных систем: учебное пособие. СПб.: НИУ ИТМО, 2016. 117 с.

5. Киссейн Эрин. Основы контентной стратегии. М. Издательство: Манн, Иванов Фербер, 2014. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.