2009 - №1
Энциклопедия гуманитарных наук 255
Ювентизация
Вал. А. Луков*
Ювентизация — понятие для обозначения таких социальных изменений и нововведений, которые являются результатом активной деятельности молодежи. Понятие ювентизации было введено в середине 1970-х годов Болгарской школой социологии молодежи, сформировавшей тогда вокруг НИИ молодежи при ЦК Димитров-ского комсомола в Софии (НИИМ). Впервые этот термин появился в работе Косты Госпо-динова по методологии исследования эффектов типа воспитания, содержавшей обобщения исследований НИИМ по проблеме установления требований общества к молодежи (Господинов, 1975).
Теоретическая конструкция, предложенная Петром-Эмилом Митевым, основывалась на интерпретации процесса преемственности и смены поколений как имеющего две стороны: одна представляет собой социализацию молодежи, другая — ювентизацию общества. В этом случае социализация трактуется как понятие, описывающее общественное воздействие, направленное на интеграцию молодежи в существующую систему общественных отношений; экономическую, политическую и идеологическую подготовку нового поколения к продолжению унаследованной деятельности посредством вступления в эту деятельность. П.-Э. Митев писал: «Ювентизация есть понятие, которое описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. Она затрагивает изменившиеся условия, в которых протекает унаследованная деятельность. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-поли-
тической и ценностной системе общества» (Митев, 1983: 29). Социализация и ювентиза-ция связаны друг с другом: включая молодежь в существующую систему общественных отношений, общество меняется само, в результате «социализация оборачивается ювентизацией». Но, меняя общество, молодежь и сама меняется, поскольку включается в общественный механизм и становится частью общества, а значит, «ювентизация оборачивается социализацией»: «Общество моделирует молодежь по своему образу и подобию, но вместе с тем оно омолаживается. Вкладывая молодость в общественную систему и обновляя ее, сама молодежь вместе с тем стареет» (там же). Согласно концепции Митева через понятие «ювентизация» возможно решение узловых проблем определения понятия «молодежь». Более того, оно дает ключ к осознанию сущности и значения социальной активности молодежи, а также выявлению корней отклоняющегося поведения в молодежной среде (Митев, 1980). Кроме того, выявление эффектов ювентизации позволяет оценить присущий молодежи «ювентизационный потенциал». По Митеву, «современное среднее и высшее образование призвано формировать ювентизацион-ный потенциал молодых поколений», а «современное предприятие призвано его реализовать» (Митев, 1988: 22).
В этой прикладной трактовке понятия ювентизации очевидна связь с социальными условиями плановой экономики, в которых и формировалась данная концепция. Идея ювентизации как дополнения к социализации конструктивна в теоретическом плане при применении диалектического подхода
* Луков Валерий Андреевич — проректор по научной и издательской работе, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (IAS). Тел. (495) 374-70-20. Эл. адрес: [email protected] Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект №07-06-00069).
256 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ
2009 - №1
к построению теории молодежи. Она может выступать и как аналитическое средство в связи с задачами эмпирических исследований молодежи, поскольку обладает хорошей потенцией к операциональному выражению и интерпретации понятия. Подчеркивание значения ювентизационного потенциала может становиться идеологическим компонентом концепций государственной молодежной политики и соответствующих нормативных правовых актов.
В то же время применимость понятия ювентизации для теории молодежи и теории социализации оспаривалась в отечественной социологии молодежи исходя из следующей аргументации (Ковалева, Луков, 1999): хотя сущность молодежи, ее социальной активности, как и девиации, действительно обнаруживается в связях молодежи с социальной средой, но остается дискуссионным проведение демаркационной линии между ними по оси «социализация-ювентизация». Соци-ализационный процесс как целое не может не строиться на освоении общественных отношений и интериоризации ценностей путем активного воздействия на среду, изменения ее. Острие концепции ювентизации направлено против такого понимания социализации, которое рассматривает освоение социальности как пассивный процесс, но социализация может рассматриваться и в парадигме марксизма (а именно на марксистскую трактовку молодежи, процессов смены поколений и опирается в своей концепции Митев), где активной роли субъекта в освоении социальности придается большое значение. Дискуссионно и представление о ювен-тизации общества. Во-первых, оно выводит молодежь за рамки общества, превращает ее во внешний фактор общественного развития, что вряд ли можно принять иначе, как условность аналитического исследования. Во-вторых, общество в этой концепции выражает консервативную сторону социального противоречия, а молодежь — прогрессивную (инновационную). С возрастом, таким образом, непосредственно связывается ин-
новационная активность. Для прояснения реальностей социального развития это разделение не представляется убедительным и в теории означает возврат к концепциям революционности молодежи как ее атрибута.
В литературе отмечается близость концепции ювентизации к трактовке Маргарет Мид префигуративной культуры. Это сродство теорий, даже если не было прямого влияния, по всей видимости, не случайно, поскольку в 1970-е — начале 1980-х годов в мировой социологии шел упорный поиск оснований для объяснения «студенческих бунтов» 1960-х годов исходя из свойств самой молодежи. Теория ювентизации была своего рода критической репликой по этому поводу, но находившейся в той же плоскости интерпретаций. В частности, теория ювенти-зации не учитывает необходимости разделения на понятийном уровне и на уровне социальных технологий и постановки задач практического характера трех достаточно разных сущностей: первая может рассматриваться как новационные свойства, вторая — как инновационный потенциал, а третья — как инновационные возможности молодежи (Луков, 2008).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Господинов, К. (1975) Методология и абстрактные модели исследования эффектов типа воспитания // Проблемы молодежи (София). №15.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.
Луков, Вал. А. (2008) К комплексному изучению человеческих сообществ: новационные свойства, инновационный потенциал, инновационные возможности молодежи // Комплексное изучение человека: проблемы методологии. Вып. 2 / под общ. ред. Б. Г. Юдина. М. С. 61-77.
Митев, П.-Е. (1980) Социалната активност на младежта и науката. София.
Митев, П.-Е. (1988) Младежта и социалната промяна. София.
Митев, П.-Э. (1983) Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София.