Научная статья на тему 'ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА'

ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ВИДЫ ЮВЕНИЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ / ТИПЫ ЮВЕНИЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / СТИЛЬ ЮВЕНИЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ / МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Десяев Сергей Николаевич

Актуальность статьи связана с необходимостью определения места ювенильных изданий в познавательно-коммуникативной деятельности общества. Публикация посвящена проблеме специфики образовательной функции ювенильной журналистики, в значительной степени определяющейся потребностями детей и подростков в коммуникативном выражении собственных познавательных мотиваций и состояний. В статье рассматриваются средства реализации образовательной функции ювенильной журналистики на основе характеристики самих публикаций в детских и подростковых самодеятельных средств массовой информации, а также на основе полученных с помощью анкетирования данных о готовности подростков к журналистской деятельности и о взглядах педагогов на журналистику как образовательную практику. Автор предлагает определение образовательной функции журналистики, рассматривает особенности содержания реализующих образовательную функцию публикаций. Доказывает, что специфика ювенильной журналистики как образовательной практики обусловлена интеграцией познавательных инициатив школьников и отражением в сфере социальной коммуникации структурированного обществом образовательного процесса. Публикация содержит данные о жанрово-стилистических особенностях ювенильных средств массовой информации, в которых присутствуют черты личного эссе и элементы научно-популярного стиля, ассоциативное рассуждение с опорой на повествовательную основу и объективную характеристику упоминающихся фактов. Автор обосновывает представленность в ювенильной журналистике двух моделей освоения социального познавательного опыта: модели, стимулирующей получение и трансляцию новых знаний на основе собственных познавательных интересов коммуникантов, и модели освоения профессионального познавательного опыта, сложившейся под влиянием традиций профессиональной ориентации школьников. Модели представлены в разных типах ювенильных газет и журналов: от школьных непериодических изданий реферативного типа до личных блогов экспертного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE JOURNALISM AS AN EDUCATIONAL PRACTICE

The relevance of the article is related to the need to determine the place of juvenile publications in the cognitive and communicative activities of society. The publication is devoted to the problem of the specifics of the educational function of juvenile journalism, which is largely determined by the needs of children and adolescents in the communicative expression of their own cognitive motivations and states. The article discusses the means of implementing the educational function of juvenile journalism based on the characteristics of the publications themselves in children's and adolescent amateur media, as well as on the basis of data obtained through a survey on the readiness of adolescents for journalism and on the views of teachers on journalism as an educational practice. The author proposes a definition of the educational function of journalism, considers the features of the content of publications that implement the educational function. He proves that the specificity of juvenile journalism as an educational practice is due to the integration of cognitive initiatives of schoolchildren and the reflection in the sphere of social communication of the educational process structured by society. The publication contains data on the genre and stylistic features of juvenile media, in which there are features of a personal essay and elements of a popular science style, associative reasoning based on a narrative basis and an objective description of the mentioned facts. The author substantiates the presence in juvenile journalism of two models of mastering social cognitive experience: a model that stimulates the acquisition and transmission of new knowledge based on the communicants' own cognitive interests, and a model of mastering professional cognitive experience that has developed under the influence of the traditions of professional orientation of schoolchildren. Models are presented in various types of juvenile media: from school non-periodical publications of the abstract type to personal blogs of an expert nature.

Текст научной работы на тему «ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Десяев, С. Н. Ювенильная журналистика как образовательная практика / С. Н. Десяев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN422.pdf

For citation:

Desyaev S.N. Juvenile journalism as an educational practice. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 36PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Автор благодарит руководителей Автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная православная школа «Звонница» (Зеленоград), Пресс-центра «Бегемот» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2045», Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 687», Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 827», Медиа-центра «Пламя» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1579», оказавших существенную помощь в организации анкетирования юных журналистов и педагогов

Десяев Сергей Николаевич

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н.П. Огарёва», Саранск, Россия Профессор кафедры «Журналистики» Доктор филологических наук E-mail: 481795@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=310689

Ювенильная журналистика как образовательная практика

Аннотация. Актуальность статьи связана с необходимостью определения места ювенильных изданий в познавательно-коммуникативной деятельности общества. Публикация посвящена проблеме специфики образовательной функции ювенильной журналистики, в значительной степени определяющейся потребностями детей и подростков в коммуникативном выражении собственных познавательных мотиваций и состояний. В статье рассматриваются средства реализации образовательной функции ювенильной журналистики на основе характеристики самих публикаций в детских и подростковых самодеятельных средств массовой информации, а также на основе полученных с помощью анкетирования данных о готовности подростков к журналистской деятельности и о взглядах педагогов на журналистику как образовательную практику.

Автор предлагает определение образовательной функции журналистики, рассматривает особенности содержания реализующих образовательную функцию публикаций. Доказывает, что специфика ювенильной журналистики как образовательной практики обусловлена интеграцией познавательных инициатив школьников и отражением в сфере социальной коммуникации структурированного обществом образовательного процесса. Публикация содержит данные о жанрово-стилистических особенностях ювенильных средств массовой информации, в которых присутствуют черты личного эссе и элементы научно-популярного стиля, ассоциативное рассуждение с опорой на повествовательную основу и объективную характеристику упоминающихся фактов.

Автор обосновывает представленность в ювенильной журналистике двух моделей освоения социального познавательного опыта: модели, стимулирующей получение и трансляцию новых знаний на основе собственных познавательных интересов коммуникантов, и модели освоения профессионального познавательного опыта, сложившейся под влиянием традиций профессиональной ориентации школьников. Модели представлены в разных типах ювенильных газет и журналов: от школьных непериодических изданий реферативного типа до личных блогов экспертного характера.

Ключевые слова: ювенильная журналистика; виды ювенильных изданий; типы ювенильных публикаций; образовательные функции журналистики; стиль ювенильных публикаций; модели освоения познавательного социального опыта; образовательные практики

Введение

Современное общество характеризуется активизацией публичных коммуникативных процессов, в которые включены представители разных социальных слоев и возрастных групп. Очевидно, что, несмотря на внешнюю схожесть различных направлений социальной коммуникации (в аспекте жанров, языка, контента), издания СМИ, востребованные разными социальными группами, существенно различаются. Особенно яркими являются различия традиционной, «взрослой», и детской журналистики. Одна из причин данного положения дел — реализация в последней не только информирующей, пропагандирующей, развлекательной функций, но и функции образовательной [1-4].

Термин «детская журналистика» используется в качестве общей номинации средств массовой информации для детей и подростков (как профессиональных, так и самодеятельных) и деятельности юных журналистов. Самодеятельные издания, получившие название ювенильной журналистики (коммуникативной и социально-адаптивной деятельности «детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно-окрашенной информации» [5, с. 192]), охватывают «всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для оформления и передачи аудитории личностно окрашенного сообщения», которое может быть размещено как на материальных носителях информации, так и «в Интернет-формате (социальные сети, блоги, персональные сайты)» [6, с. 267].

В научных источниках при характеристике ювенильной журналистики отмечаются две противоположные тенденции. С одной стороны, в подобного рода изданиях очевидна «ориентация на передачу не столько социально значимой, сколько личностно значимой информации» [5, с. 191]. А поскольку личностно значимая информация для подростка связана с возможностью реализации потребности «в принадлежности к определенной группе и в самопрезентации» [7, с. 50], наиболее активной, постоянно развивающейся формой социальной коммуникации в ювенильном журналистском пространстве становится участие в социальных сетях. С другой стороны, во всех видах изданий для детей и подростков «значительное место занимает познавательно-справочная информация», которая «часто выступает самостоятельным материалом, основным текстом» [8, с. 72]. Взаимодействие данных тенденций порождает проблему выбора автором средств и приемов передачи в самодеятельной журналистике познавательной информации в интеграции с ее личностным принятием.

Кроме того, в данной сфере деятельности сталкиваются еще два явления: стремление к неформальной коммуникативной самореализации [9; 10], с одной стороны, и потребность в освоении социокультурных практик (в том числе — и в освоении социокультурных познавательных практик), которые регулируются обществом на основе существующей системы культурных смыслов [11], — с другой. Взаимодействие названных тенденций в настоящее время осуществляется стихийно, поскольку в целом отраженные в социально-

коммуникативной сфере познавательные потребности подростков не получили научного освещения, они не выявлены и не систематизированы, а главное — до сих пор не описаны модели освоения социального познавательного опыта в сфере ювенильной журналистики.

Таким образом, в практике ювенильной журналистики существуют (и осознаются участниками публичной ювенильной коммуникации) проблемы интеграции

(а) образовательной направленности публикаций и ее личностного принятия коммуникантами,

(б) стремления коммуникантов к неформальной коммуникативной самореализации и потребностей в освоении структурированных, зачастую формализованных социальных практик, в том числе — и познавательных. Поскольку решение данных проблем связано с овладением юными журналистами компетенциями в сфере публичной коммуникативной деятельности, представляется необходимым анализ специфики реализации образовательной функции ювенильной журналистики, деятельности подростков как субъектов социальной познавательной коммуникации и взглядов педагогов, чья деятельность направлена на социально-коммуникативное развитие школьников.

Цель данной статьи — представить результаты анализа особенностей реализации образовательной функции ювенильной журналистики на основе характеристики самих публикаций, а также — готовности подростков к познавательной деятельности в сфере СМИ и взглядов педагогов на журналистику как образовательную практику. В качестве методов использованы контент-анализ публикаций, анкетирование педагогов и школьников, статистический анализ материала.

Анализ публикаций осуществлялся в аспекте их образовательной значимости (позволяет соотнести материал публикации, осознанно отобранный в соответствии с намерением углубить знания по предмету, с той или иной образовательной областью) и познавательной значимости (позволяет увидеть специфику познавательных потребностей субъекта социальной коммуникации).

Отметим, что в современной коммуникативной среде в качестве ювенильных представлены как журналы и газеты для детей и подростков (традиционные средства массовой информации), так и детские и подростковые блоги. Последние играют значительную роль в активизации коммуникативной деятельности школьников: по данным Информационного бюллетеня «Блогосфера Рунета», еще в 2009 году блогеры создавали «около миллиона записей на русском языке — около 300 тысяч постов и около 700 тысяч комментариев»1. В настоящее время цифры, конечно, значительно выше. При этом доля ювенильных блогов составляет около 10 %. То есть более 70000 текстов ежедневно создаются в социальных сетях в русскоязычной детской и подростковой среде. Именно в блогах потребности детей и подростков в публичном самовыражении могут быть удовлетворены в наибольшей степени — в том числе и в познавательном аспекте. Поэтому материалом исследования служат 108 номеров 32-х изданий ювенильных газет и журналов Московских школ и публикации 12-ти ювенильных блогов в социальных сетях (возраст авторов публикаций — от 12 до 16 лет).

Причины обращения юных журналистов к публикациям познавательного характера позволило выявить анкетирование школьников, участвующих в выпусках самодеятельных изданий (40 респондентов, 2020-2022 гг.). Респондентам предлагались следующие вопросы:

1 Блогосфера Рунета. Информационный бюллетень. — М.: Яндекс, 2009, с. 6. Страница 3 из 10

Методы

36PDMN422

1. Для чего существует журналистика?

2. Читаете ли вы журналистские материалы? Если да, то какие именно?

3. На какие темы Вы любите писать?

4. Хотели бы вы/нравится ли вам вести личный блог о своих увлечениях и интересах?

5. Возможно ли ведение личного блога без обращения к специальной литературе?

6. Укажите три источника информации, которые можно использовать при подготовке публикаций:

A) учебники по разным предметам; Б)словари;

B) справочники; Г) блоги;

Д) печатные и/или электронные журналы; Е) сайты.

Вопросы 1-2 позволяли определить, (а) насколько осознают юные журналисты функции журналистики как социального института, (б) насколько разнообразно их участие в публичной социальной коммуникации, (в) какие потребности, лежащие в основе самодеятельной журналистики, осознаны школьниками. С помощью вопросов 4-6 мы определяли круг информационного поиска юных журналистов, их готовность к осуществлению копирайтинга (необходимого для подготовки познавательного текста приема), с помощью вопроса 3 — контент, который действительно интересует юных журналистов.

Анкетирование руководителей детских творческих объединений: кружков, клубов, пресс-центров (20 респондентов, 2019-2022 гг.) — позволило определить, насколько последовательно ставятся педагогами задачи образования и развития школьников при организации их журналистской деятельности.

Вопросы анкеты собраны в блоки, позволяющие рассмотреть (а) концепции ювенильной журналистики, (б) взгляды педагогов на образовательную функцию ювенильной журналистики и особенности ее реализации.

Педагогам предлагалось использовать вопросы анкеты в качестве плана для изложения своих мыслей в форме эссе.

Вопросы анкеты:

1. Какие задачи современного образования может решить кружок по журналистике в школе?

2. Нужна ли научно-популярная журналистика для школьников? Какие задачи она может решить? Могут ли сами школьники принимать участие в деятельности подобных изданий? Приведите, если это возможно, примеры подобной деятельности.

3. Возможна ли трансляция научных знаний в личных блогах школьников?

Результаты

Несмотря на общепринятое выделение образовательной, воспитательной и развлекательной функций детской журналистики [12-14], специфика образовательной роли ювенильных изданий в научных трудах не получила достаточного освещения. Анализ изданий показывает, что в самодеятельных публикациях разных жанров традиционно представлена научная (научно-популярная) информация. Внимание к ней обусловлено как познавательными потребностями, интересами к той или иной сфере знания детей и подростков, так и характером издания (школьные альманахи, тематические выпуски и под.). Создавая тексты на основе собственных познавательных интересов, юные журналисты не только расширяют свои знания о мире, но и приобретают умения в области передачи знаний с помощью научно-популярных речевых произведений.

Вместе с тем организация деятельности ювенильных изданий взрослыми позволяет школьникам осваивать собственно образовательные приемы: распределение репрезентируемой в изданиях информации по образовательным областям, отражение в публикациях приемов объяснительной речи, представленность информации в жанрах, которые находят свое применение в образовательном школьном процессе (так, например, статьи о биографиях ученых, писателей, об истории открытий представляют собой аналоги статей в энциклопедических словарях для школьников, многие публикации в ювенильных СМИ носят реферативный характер и под.).

Представляется, что разделение познавательного и образовательного в ювенильной журналистике актуально для выделения из общей системы мотиваций к социальной коммуникации потребностей юных авторов в познании мира с помощью журналистики. Но, поскольку результаты данных процессов — это расширение и углубление научных знаний школьников, будем рассматривать их в общем ключе реализации образовательной функции детских и подростковых средств массовой информации и определим образовательную функцию ювенильной журналистики как ее влияние на познание мира детьми и подростками с помощью средств массовой информации, позволяющих интегрировать собственные познавательные инициативы школьников и структурированный обществом образовательный процесс в области текстового пространства социальной коммуникации.

Контент-анализ публикующихся детьми и подростками материалов ученые осуществляют прежде всего с учетом масштаба социальной среды (микросреда / мезосреда / макросреда) и предмета речи (личность, событие, явление) [15-17]. Отмечается, что значительная часть статей (70 %) в ювенильных изданиях посвящены явлениям жизни автора и его ближайшего окружения. Освещаемые факты и события рассматриваются в разных контекстах. Примерно в 60 % статей подобного рода рассказывается о непосредственных событиях микросреды (например, из жизни школы, клуба, центра детского творчества). Значительно реже освещаются значимые мезосреда и макросреда (каждому направлению посвящено около 20 % публикаций).

Приведенные данные подтверждают нашу мысль о том, что в ювенильных изданиях информативная функция реализуется не столь интенсивно, как во «взрослых». Вместе с тем в ряде публикаций она представлена как образовательная практика, позволяющая юным журналистам расширять как опыт получения знаний, так и опыт трансляции знаний. Подобные публикации составляют около 30 % текстов, в которых отражается не повседневная жизнь или особые события современности, а познавательный/образовательный опыт авторов.

Анализ материалов, опубликованных в школьных самодеятельных изданиях и личных блогах школьников, показал, что образовательная функция ювенильной журналистики реализуется в текстах, соотносимых преимущественно с гуманитарной и естественно-научной

образовательными областями. Специфическими чертами данных публикаций являются предмет речи (связанный с той или иной областью научных знаний: филологией, ботаникой, биологией и т. д.) и жанровые признаки (90 % текстов написано в формах, близких к школьным сочинениям).

Собственно познавательная информация, позволяющая или расширить кругозор школьника, или углубить полученные в школе знания, занимает во всем пространстве текстов ювенильной журналистики около 20 процентов. В них школьники как раз обращаются в большей степени к событиям макросреды, представленным примерно в половине подобных публикаций в историческом аспекте. Это публикации из истории науки и культуры (обычно посвященные юбилеям ученых, писателей, художников, истории открытий или явлениям животного мира). Отдельное направление — публикации, интегрирующие развлекательную и образовательную функции журналистики (кроссворды, викторины, занимательные задания). Характерно, что в СМИ для детей они занимают около 6 % текстов, а в СМИ для подростков — 4 % (там они вытесняются текстами о жизни звезд, компьютерных играх и под.).

Следует отметить, что в 60 % подобных публикаций интегрирован личностно значимый и объективный научный контент. Так, например, в «Лингвистическом бюллетене» школы 1375 г. Москвы (2016 г.) размещены статьи «Я и мое имя» (школьница рассказывает о традициях выбора имен в своей семье, обращаясь к этимологическому анализу номинаций), «Порода моей собаки» (публикация основана на материале из естественно-научных источников, но содержит историю появления в семье питомца). В публикации «Полезны или вредны компьютерные игры» журнала «Мир наших увлечений» (школа № 2045 г. Москвы, 2020 г.) представлен хронометраж досуговой и учебной деятельности автора статьи и его одноклассников.

Публикации интегрированного характера составляют основную часть познавательного материала в ювенильных личных блогах, среди которых можно выделить блоги типа «Моя жизнь», ориентированные на узкий круг лиц, входящих в микросреду деятельности автора, и экспертные блоги (незначительное количество), ориентированные на более широкий круг лиц, чьи увлечения совпадают с увлечениями автора. В первых юные блогеры обращаются к познавательным текстам от случая к случаю, во-вторых — систематически рассказывают о том или ином актуальном виде деятельности (воспитании питомцев, выращивании комнатных растений, коллекционировании и под.).

Тексты познавательного характера, созданные школьниками, представляют собой разновидность научно-популярных произведений, в которых популяризация осуществляется по законам сторителлинга: в текстах есть повествовательная основа, присутствует образ автора-конкретного лица, повествование осуществляется по законам хронотопа (имеет привязку к месту и времени осуществления событий). Особым приемом является детализация повествования (что в любых экспертных блогах — в том числе и ювенильных — является необходимым контентом, а в традиционных публикациях — одним из приемов активизации внимания адресата). Все названные приемы во «взрослой» журналистике и в экспертном блогерстве применяются в числе прочих в отдельных жанрах (обычно — в жанре репортажа). В ювенильной же журналистике — в связи возможностью активного самовыражения автора с их помощью — становятся ключевыми. Отметим, что на подобном фоне материалы информационно-справочного характера (составляют около 40 % познавательного контента ювенильных СМИ) обычно выглядят чуждым, иностилевым и искусственным элементом. Однако они находят свое место в предметно-ориентированных изданиях («Занимательная геометрия», «Занимательная география», «Биографии писателей» и под.). Такие издания, обычно представляющие собой результат выполнения школьниками проектной работы под руководством учителя, единичны (в исследованном материале представлено 8 предметно-ориентированных изданий), но они выполняют особую образовательную функцию —

активизируют интерес школьников к учебному проектированию, позволяя при этом освоить информацию и развить текстовые компетенции (в области подбора источников информации, понимания текста, его интерпретации, реферирования, сжатого и выборочного изложения материала).

Результаты анкетирования служат подтверждением наличия у юных журналистов потребностей в коммуникативном выражении собственных познавательных потребностей. Так, около 30 % респондентов отметили возможность с помощью журналистской деятельности «узнавать обо всем», 15 % — «узнавать что-то новое, что пригодится в жизни», 22 % — «узнавать обо всем, что тебя интересует». Подростки, участвующие в издании школьных журналов, любят читать публикации «о путешествиях» (40 % респондентов), «о животных» (22 % респондентов), «о жизни детей в разных странах» (15 % респондентов), сами же предпочитают как писать «о том, что происходит в школе» (30 % респондентов), «об интересных людях» (64 % респондентов), так и «передавать читателям то, что знаю и умею сам» (42 % респондентов). Очевидно преобладание познавательного интереса школьников в круге чтения, однако и стремление поделиться своей «экспертностью» — важный показатель их познавательно-коммуникативной активности.

Источники новой информации в журналистском творчестве подростков располагаются (по принципу частотности использования) в такой последовательности: на первом месте — сайты, затем идут словари и справочники, третье место разделили электронные журналы и учебники, на последнем месте — личные блоги. Показательным нам представляется тот факт, что в данном ряду нашлось место учебникам, которые, как представляется, выполняют роль не только терминологических справочников, но и некоторой исходной познавательной точки, источника материалов, знакомых и юным журналистам, и их читателям (в публикациях ювенильных изданий можно встретить упоминания об учебнике как источнике информации достаточно часто: «из учебника русского языка мы все знаем, что такое синонимы...», «еще в первом классе мы узнали названия букв русского алфавита — прочитали о них в своем самом первом учебнике.» и под.).

Обобщение ответов позволяет сделать вывод о том, что около 30% публикаций юных журналистов отражают их познавательные интересы. Школьники рассматривают ювенильную журналистику как возможность получать новые знания, делиться своим знаниями и опытом, а также как стимул к расширению своего кругозора на основе не только журналистских публикаций, но и учебной литературы.

Сравнение результатов анкетирования юных журналистов и педагогов показывает, что модель освоения социального познавательного опыта в представлениях руководителей школьных ювенильных СМИ имеет особые черты. Так, 90 % респондентов (18 из 20 опрошенных) отмечают в качестве важнейшей образовательной задачи ювенильной журналистики профориентацию, и только 60 % — расширение кругозора. Все респонденты признают значимость научно-популярной журналистики для школьников, но 80 % опрошенных приводят в качестве примера только журнал «Юный натуралист». Лишь четверо респондентов допускают трансляцию знаний и исследовательского опыта с помощью личных блогов школьников. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что образовательные функции ювенильной журналистики рассматриваются педагогами в рамках традиционных представлений о деятельности кружков юного журналиста, научно-популярных изданий для школьников и о детском блогерстве. Однако практика показывает, что ювенильная журналистика становится одним из самых популярных видов познавательно-коммуникативной деятельности детей и подростков (так, на вопрос «Хотели бы вы / нравится ли вам вести личный блог о своих увлечениях и интересах» положительно ответили все респонденты). При этом далеко не все из коммуникантов рассматривают журналистику как будущую профессию.

Обсуждение

Сопоставление данных, полученных в результате теоретического и эмпирического анализа особенностей самодеятельных изданий детей и подростков, позволяет сделать вывод о специфике ювенильной журналистики как особой образовательной практики, позволяющей юным журналистам осваивать социально-коммуникативные компетенции, расширять кругозор, получать опыт трансляции знаний на основе интеграции познавательных процессов (инициируемых самими школьниками) и образовательных процессов (инициируемых педагогами). Традиции развития школьных ювенильных изданий, формирующихся и действующих под руководством педагогов, обеспечивают приобретение школьниками определенного познавательного опыта трансляции познавательно-справочной (объективно научной) информации как личностно значимой, связанной с опытом повседневной жизни.

Анализ научных источников показал, что изучение ювенильных СМИ с точки зрения выполнения ими образовательных функций осуществляется в педагогике в различных аспектах: рассматриваются виды СМИ для подростков и юношества [1-3; 7 и др.], анализируется характер информации и контент, отраженный в материалах [18; 19 и др.]. При этом ученые к публикациям, имеющим образовательную направленность, относят разные виды текстов-аналогов статей, заметок, а также различные занимательные материалы. Нам представляется, что взаимодействие двух процессов: познавательной деятельности (одного из направлений самореализации коммуникантов) и образовательной деятельности (одного из направлений влияния общества на развитие коммуникантов) — накладывает определенную специфику на стиль подобных публикаций. Интегрированный характер контента, а также стремление юных журналистов к неформальной коммуникативной самореализации обусловливают жанровые особенности текстов, которые приобретают черты личного эссе с элементами научно-популярного стиля (ассоциативного рассуждения с опорой на повествовательную основу и объективную характеристику упоминаемых фактов — преимущественно гуманитарного или естественно-научного характера).

Анализ эмпирического материала позволяет также утверждать, что в настоящее время в ювенильной журналистике реализуются две модели освоения социального познавательного опыта: модель, стимулирующая получение и трансляцию новых знаний на основе собственных познавательных интересов, и модель освоения профессионального познавательного опыта, сложившаяся под влиянием традиций профессиональной ориентации школьников. Модели дифференцируются независимо от возраста юных журналистов и представлены в разных типах школьных СМИ. Наиболее очевидна их дифференциация в личных блогах экспертного характера, с одной стороны, и в школьных непериодических изданиях реферативного типа — с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грудинская В.В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты / В.В. Грудинская // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2010. — № 8. — С. 163-

174.

2. Жилавская, И.В. Школьные медиа. Оставим СМИ взрослым? / И.В. Жилавская // Медиаобразование в российских школах: новые концепции и подходы: сборник материалов межрегион. науч.-практ. конференции. — М.: Изд-во Моск. ун-та,

2013. — С. 35-38.

3. Звягина М.Ю., Максимова Н.В. Содержательно-тематический характер детских сетевых журналов и их типы / М.Ю. Звягина, Н.В. Максимова// Гуманитарные исследования. — 2015. — № 4. — С. 86-92.

4. Кулакова Н.Л. Типологический анализ детских и подростковых периодических изданий / Н.Л. Кулакова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — М., 2015. — № 2. — С. 80-87.

5. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций / Д.И. Косолапова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — Вып. 6(12). — С. 191-195.

6. Косолапова Л.А., Мясникова Д.И. Воспитание патриотизма подростков и молодежи: как выявить, измерить, оценить вклад ювенильных медиа / Л.А. Косолапова, Д.И. Мясникова // KANT. — 2021. — № 4(41). — С. 266-272.

7. Савенко Е.Н. Детско-юношеский самиздат в начале XXI в. (по материалам Сибирско-Дальневосточного региона) / Е.Н. Савенко // Библиосфера. — 2020. — № 4. — С. 43-51.

8. Титова В.Н. Шаблонные подходы и потенциал нешаблонности в издании ювенильных газет / В.Н. Титова // Журналистский ежегодник. Томский государственный университет. — 2020. — С. 70-77.

9. Дидковская Н.А., Солоницына Д.И. Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России / Н.А. Дидковская, Д.И. Солоницына // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 284-287.

10. Косолапова Д.И. «Дворовый вестник» как феномен саморазвивающегося детского издания / Д.И. Косолапова // Научное творчество молодежи. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. — С. 132-134.

11. Садкова Т.А. Феномен школьных СМИ в современной культуре / Садкова Т.А. // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. —

2017. — № 2/3. — С. 257-261.

12. Вартанова Е.Л., Смирнова О.В. и др. Медиаобразование в школе: сборник программ для преподавания дисциплин. — М.: МедиаМир, 2010. — 160 с.

13. Журин, А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 405 с.

14. Косолапова Д.И. Характерные черты детских и подростково-молодёжных периодических изданий / Д.И. Косолапова // Ломоносов — М.: Изд-во МГУ, 2009. — С. 52-54.

15. Лебедева С.В. Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа / С.В. Лебедева // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». — 2011. — № 2(89). — С. 105-111.

16. Федорова А.Б. Подростковая газета как тип издания / А.Б. Федорова // Современная детская пресса: векторы развития. СПб.: СПбГУ, 2005. — С. 109118.

17. Коханова Л.А. Становление медиаобразования в России как результат взаимодействия педагогического и журналистского научного сообщества / Л.А. Коханова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. —

2018. — № 1. — С. 121-127.

18. Косолапова Д.И. Дети и подростки как сотрудники ювенильных СМИ / Д.И. Косолапова // Медиа@льманах. — 2014. — № 5(64). — С. 46-52.

19. Косолапова Д.И. Мотивы участия подростков в юнкоровской деятельности / Д.И. Косолапова // Ломоносов. — М.: Изд-во МГУ, 2008. — С. 23-25.

Desyaev Sergey Nikolaevich

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

E-mail: 481795@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=310689

Juvenile journalism as an educational practice

Abstract. The relevance of the article is related to the need to determine the place of juvenile publications in the cognitive and communicative activities of society. The publication is devoted to the problem of the specifics of the educational function of juvenile journalism, which is largely determined by the needs of children and adolescents in the communicative expression of their own cognitive motivations and states. The article discusses the means of implementing the educational function of juvenile journalism based on the characteristics of the publications themselves in children's and adolescent amateur media, as well as on the basis of data obtained through a survey on the readiness of adolescents for journalism and on the views of teachers on journalism as an educational practice.

The author proposes a definition of the educational function of journalism, considers the features of the content of publications that implement the educational function. He proves that the specificity of juvenile journalism as an educational practice is due to the integration of cognitive initiatives of schoolchildren and the reflection in the sphere of social communication of the educational process structured by society. The publication contains data on the genre and stylistic features of juvenile media, in which there are features of a personal essay and elements of a popular science style, associative reasoning based on a narrative basis and an objective description of the mentioned facts.

The author substantiates the presence in juvenile journalism of two models of mastering social cognitive experience: a model that stimulates the acquisition and transmission of new knowledge based on the communicants' own cognitive interests, and a model of mastering professional cognitive experience that has developed under the influence of the traditions of professional orientation of schoolchildren. Models are presented in various types of juvenile media: from school non-periodical publications of the abstract type to personal blogs of an expert nature.

Keywords: juvenile journalism; types of juvenile publications; types of juvenile publications; educational functions of journalism; style of juvenile publications; models of development of cognitive social experience; educational practices

36PDMN422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.