Научная статья на тему 'Ювенальная юстиция как угроза семье, обществу и государству'

Ювенальная юстиция как угроза семье, обществу и государству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
696
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГРОЗА СЕМЬИ / УГРОЗА ОБЩЕСТВУ / УГРОЗА ГОСУДАРСТВУ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Ирина Яковлевна

Статья посвящена рассмотрению проблем, с которыми сталкиваются и могут столкнуться российские семьи при внедрении механизмов ювенальной юстиции в российскую реальность. Кроме того, дается обзор пратики применения ювенальных механизмов как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная юстиция как угроза семье, обществу и государству»

И.Я. Медведева

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ КАК УГРОЗА СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВУ И ГОСУДАРСТВУ

Статья посвящена рассмотрению проблем, с которыми сталкиваются и могут столкнуться российские семьи при внедрении механизмов ювенальной юстиции в российскую реальность. Кроме того, дается обзор пратики применения ювенальных механизмов как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: угроза семьи, угроза обществу, угроза государству, ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция провозглашает принцип приоритетности прав ребенка, т.е. права детей ставятся над правами взрослых. На практике это означает, что дети могут подавать на родителей и вообще на взрослых в суд, который, руководствуясь принципом приоритетности прав ребенка, становится на его защиту в конфликтной ситуации, верит прежде всего ребенку и пытается его всячески оградить от родителей-«правонарушителей».

Такая практика, существующая уже во многих странах, свидетельствует о том, что дети весьма широко толкуют свои права, как правило, обращаясь за помощью в специальные органы - ювенальные суды, ювенальные социальные службы и т.д. Недавно в России вышла книга «Пастернак против Нидерландов», написанная эмигрантом Григорием Пастернаком, бывшим советским гражданином, ныне живущим в Голландии. Его дочь-подросток, подпав под дурное влияние, перестала учиться, начала прогуливать школу, требовать денег на развлечения и наряды, скандалить. При этом она стала жаловаться на родителей в службы защиты прав ребенка, говорила, что ее притесняют, не дают ходить по клубам и т.п. «Спасая» ее от родителей, девочку забрали в приют, а отца лишили родительских прав. Он обратился в Страсбургский суд, однако решение суда отменено не было. Вообще, если родители попадают в поле зрения ювенальной юстиции, то, как свидетельствуют и автор данной книги, и другие люди, пострадавшие на Западе от ювенальной юстиции, они, как правило, выступают в роли обвиняемых. Доказать свою правоту в большинстве случаев им не удается, поскольку права детей ставятся над правами взрослых и толкуются в либеральном ключе: разрешено все, что не запрещено. Соответственно, родители уже не могут ограждать детей от влияния деструктивной масс-культуры, поскольку развращающие подростковые журналы, книги, фильмы, компьютерные игры и т.п. продаются свободно, и родительский запрет будет истолкован как нарушение прав ребенка на

информацию и досуг. Выбор сексуальной ориентации подростками в либеральной парадигме также уже не оспаривается, поэтому не могут родители воспротивиться и пропаганде гомосексуализма в детско-подростковой среде. Наркомания тоже трактуется как, может быть, не самый лучший, но все же допустимый «альтернативный стиль жизни» (на этом постулате, в частности, базируются взятые в ряде регионов России на вооружение профилактические антинаркотические программы «снижения вреда»).

Расширительно-либерально толкуется в рамках ювенальной юстиции и понятие физического и психического насилия над ребенком. Во многих странах Запада уже введен законодательный запрет на ЛЮБОЕ физическое наказание (вплоть до безобидного шлепка). В Англии родители уже не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая обязательная сумма, которую они обязаны давать детям с определенного возраста. В российских пилотных регионах тоже имеются подобные прецеденты. Так, в «Обзорной справке о судебной практике по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157 УК РФ), рассмотренным судами Ростовской области» судья Е.Л. Воронова, выступающая за внедрение ювенальной юстиции, приводит дело некоего опекуна И.И. Михова, по одной статье осужденного на шесть месяцев исправительных работ, а по другой - на пять (в сумме почти год) за жестокое обращение со своим одиннадцатилетним подопечным. В чем же оно заключалось? Процитируем справку: «Выражал словесно и жестами угрозы побоями» (т.е. не бил, а, видимо, говорил, например: «Ну, я тебе сейчас дам!», «Смотри, ты у меня получишь», «Что, ремня захотел?» и т.п.), «за незначительные проступки ставил несовершеннолетнего в угол на длительное время», а также «против воли и желания принуждал несовершеннолетнего принимать пищу» («пичкал»).

Таким образом, поскольку воспитание в семье предполагает послушание родителям и удерживание ребенка от зла, в том числе путем запретов и наказаний, то реализованная система ювенальной юстиции фактически лишает родителей их естественного права определять приоритеты воспитания детей. В рамках этой системы становится нормой судебное разбирательство детей со своими родителями, которые «ущемляют их права». Особенно уязвимы семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, ограждая от многочисленных соблазнов масс-культуры и развратного образа жизни. Именно такие родители, с точки зрения сторонников ювенальной юстиции, считаются преступниками, «подавляющими личность ребенка и лишающими его права на нормальное развитие».

С другой стороны, в системе ювенальной юстиции значительно расширяются права суда и социальных служб. Они могут вторгаться в любую семью и фактически по каким-то формальным критериям отнять ребенка. В российское законодательство о семье уже внесено понятие «ребенок в опасной ситуации».

Ювенальная трактовка данного понятия позволяет подвести под него практически 100% наших детей, о чем прямо говорят адепты ювенальной юстиции. Бедность, стесненные жилищные условия, потеря родителями работы, развод, конфликты в семье, оставление ребенка без присмотра (например, в США детей до 13 лет по закону нельзя оставлять дома одних, даже на непродолжительное время, иначе можно лишиться родительских прав) и многое другое могут послужить основанием для изъятия детей из семьи.

У русской актрисы Натальи Захаровой, вышедшей замуж за француза и проживавшей во Франции, отняли трехлетнюю дочь, официально обвинив мать в «удушающей материнской любви». Аналогичная история произошла и с другой русской актрисой - Еленой Сафоновой, и со многими другими, не столь известными людьми.

Из 2 млн социальных сирот во Франции, по оценкам специалистов, около половины являются таковыми незаконно.

В 2000 году французское правительство под давлением общественности, юристов обратилось к Генеральному инспектору по социальным делам Пьеру Навесу и Генеральному инспектору юридического отдела Брюно Катала с просьбой представить доклад о положении дел в судах по делам несовершенолетних и социальных службах о разлучении детей с родителями. Доклад получился обширным и совершенно шокирующим. «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещены в приюты и приемные семьи. Судьи и сотрудники социальных служб постоянно нарушают закон. Между законом и практикой его применения огромная разница. В одном и том же суде практика одного судьи отличается от практики другого. Нет качественного контроля системы защиты детей и семьи. Никакого уважения к семье, никакой заботы о ней ювенальная юстиция не проявляет. Прокуратура не может вести наблюдение за всеми делами, так как их слишком много. Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка. Сотрудники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам. Якобы кто-то им позвонил и сказал, что та или иная семья в опасности».

Резюмируя вышесказанное, нетрудно сделать вывод, что когда ювенальная юстиция заработает (если мы это допустим) в России на полную мощь, ее представители получат беспрепятственный доступ в каждую российскую семью.

Из экспертного заключения юристов НП «Родительский комитет»:

«В рамках проектов ювенальной юстиции родители превращаются из законных представителей, обладающих правом на преимущественное воспитание своих детей, в мишень для правовых органов и социальных служб. Не может не волновать каждого родителя то, что данными законопроектами ставится под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания

и устройства семейной жизни, традиционные детско-родительские отношения, исходящие из подчинения младших старшим. Возможность неконтролируемого вмешательства разнообразных структур в дела семьи и ограничение естественного права родителей на воспитание ребенка в избранной ими системе ценностей ведут к размытию функций семьи, ее естественных прав на независимое и саморегулируемое устройство, нивелируют конституционные принципы, Закон о семье».

В итоге можно с уверенностью прогнозировать резкое ухудшение детско-родительских отношений и обвальное разрушение института семьи в то время, как только здоровые, крепкие семьи могут быть надежным оплотом государства. Таким образом, введение ювенальной юстиции идет вразрез с заявленными приоритетами государственной политики России в области укрепления семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.