Научная статья на тему 'Ювенальная технология как педагогическое условие формирования социальной компетентности следственных работников'

Ювенальная технология как педагогическое условие формирования социальной компетентности следственных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОДИКИ МИРП И ПАРИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бельцова Людмила Михайловна

В настоящее время первостепенной проблемой, требующей безотлагательного решения, является недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов правоохранительных органов. В статье предлагается ювенальная технология как одно из педагогических условий формирования социальной компетентности следственных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная технология как педагогическое условие формирования социальной компетентности следственных работников»

УДК 378.01

Л. М. Бельцова

ЮВЕНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ

В условиях модернизации образования по-новому пересматриваются и новые подходы к проблемам формирования ценностных ориентаций у подростков и учащейся молодежи. Однако реальная ситуация выбора ценностей подростками во многом зависит от различных социальных факторов. Эта проблема становится все актуальнее и актуальнее, ибо кризис воспитания и перевоспитания подростков по-разному проявляется и в педагогической теории и практике.

В своем Докладе 21 января 2005 г. Генеральный Прокурор РФ В. В. Устинов отметил, «подростки сегодня самая беззащитная часть российского общества»[1]. Рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних является серьезной проблемой общегосударственного масштаба. По информации МВД России несовершеннолетними ежегодно совершается десятая часть всех уголовных преступлений.

Многие ученые-исследователи акцентируют свое внимание на первоочередную проблему профилактической работы с подростками. К примеру, в своем диссертационном исследовании И. В. Предеина [2] выделяет ряд проблем существующей системы предупреждения правонарушений и правосудия по делам несовершеннолетних:

1) уголовные дела этой категории рассматриваются в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, что приводит к нарушению основных прав несовершеннолетних, установленных в международно-правовых актах, и обуславливает неэффективность самого судебного решения;

2) отсутствие скоординированного межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних, способствует узковедомственному подходу к работе;

3) карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в среднем каждый восьмой осужденный - несовершеннолетний. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают применение к несовершеннолетним преимущественно воспитательных мер, российское законодательство позволяет назначение таких мер лишь в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление

несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания (ч. 1 ст. 427 УПК РФ). Эти меры предопределяются взрослыми людьми.

На наш взгляд, первостепенной проблемой, требующей безотлагательного решения, является профессиональная компетентность специалистов правоохранительных органов. От того, насколько они будут целенаправленно и грамотно подготовлены к работе с подростками, во многом зависит, станет ли ювенальная юстиция повседневной практикой или останется на уровне экспериментальной (проектной) работы и декларативных заявлений.

Для выявления компетенций специалистов правоохранительных органов, важных для работы в условиях ювенальной юстиции, первоначально мы абстрагируемся от специфично-профессиональных, специфично-ситуационных компетенций. Такой путь приводит к пониманию компетенции как способности к пониманию и действию, поддерживающей «адекватную связь с миром» (Дж. Дьюи) [3]. В рамках такого понимания можно говорить не о ключевых компетенциях, а об одной компетенции, которую условно можно назвать «способность к деятельности» и об ее аспектах: готовность к целеполаганию, готовность к сценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.

Мы подчеркиваем, что уже на этом уровне можно говорить о необходимости изменений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, так как назрела необходимость изменения цели деятельности, критериев оценки этой деятельности, сам характер и содержание действий, а также самооценка своей профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке определяется и рассматривается разными авторами по-разному. Оно определяется как:

- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;

- объем навыков выполнения задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- комплекс знаний и профессионально значимых личных качеств;

- вектор профессионализации, единство теоретической и практической готовности к труду, способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Актуально выделение такой группы компетентностей, которая является инвариантной по отношению к области знания. И. А. Зимняя [4] выделяет три больших класса ключевых компетенций, используемых в рамках нашего исследования, присущих:

- самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

- социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

- деятельности человека.

Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов - личностно-социально-деятельностного, личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и др. - к решаемым исследователями научным задачам. В рамках же компетентностного подхода с учетом содержательной наполняемости основных понятий предлагается под профессиональной компетенцией понимать единство знаний, умений, способностей и готовности личности действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; способность и готовность к достижению более качественного результата труда, отношение к профессии как ценности [5]. Если знания (в контексте проблем образования) рассматриваются и анализируются как узкая категория, включающая только профессионализм, в отрыве от «социальности», нравственности субъекта (индивида или организации) - носителя знания, происходит их значительное оскудение [6]. В современных условиях актуальна постановка вопроса о достижении такого результата формального образования, который характеризуется взаимозависимостью и взаимодополняемостью профессионализма и социальности.

Работа специалистов по предупреждению ювенальной и антиювенальной преступности и защите прав несовершеннолетних имеет весьма значительную социальную весомость, высокий уровень «социальности».

Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность детерминируется множеством социальных факторов: деформация сознания подростка, отставание в образовательном уровне, преобладание насилия как основного элемента воспитания в семье и др. Мы предположили, что те компетенции, которые присущи работнику правоохранительных органов, осуществляющему правосудие и защиту прав несовершеннолетнего, как личности, определенно сказывается на его профессиональной деятельности, на отношении к детям, к воспитанию детей.

Одним из педагогических условий формирования готовности следственных работников к применению ювенальных технологий является диагностика некоторых личностных качеств, которые оказывают значительное влияние на профессиональную деятельность.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами проведены диагностические исследования с целью определения «социальности» профессиональных компетенций специалистов правоохранительных органов. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (далее — МИРП) предназначена для диагностики трех основных ролевых паттернов, осваиваемых человеком в период взрослости: супружеского, родительского и профессионального [7]. Она позволяет выявить степень освоения человеком ролевого паттерна, а также проанализировать причины

трудностей в его освоении. Статистическая обработка данных осуществлена посредством применения пакета анализа MS Excel.

В ходе исследования по методике МИРП выявлено, что все испытуемые (всего 64 чел.), в числе которых одна половина представлена дознавателями и следователями, другая-участковыми уполномоченными, имеют высокий показатель по шкале Оп (отношение к Другому профессионала). Такие люди характеризуются как требовательные к другим, и считают своим долгом им помогать. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй план интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления. У 60% испытуемых отмечено наличие баллов (ниже 2,0 при нормативном значении 2,3-2,8) по шкале Пп (невротические паттерны профессионального отношения к Другому). Это может говорить о чрезмерном конформизме или, наоборот, жесткости по отношению к другим, а также неадекватной зависимости от других или попытки полной изоляции.

Исследование показало, что 80% испытуемых в возрасте 30-35 лет и 40% в возрасте 29 и младше имеют высокий показатель по шкале Ор - отношение к ребенку опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Дом и счастье ребенка считают важными ценностями. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий.

У всех испытуемых в возрасте 30-35 лет отмечено наличие баллов низкого значения по шкале Пр - невротические паттерны родительского отношения, 40% испытуемых в возрасте 29 и младше имеют высокое значение данного показателя. Это проявляется в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным, испытывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Или это проявляется в том, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного послушания, старается во всем навязать свою точку зрения. Или в том, что родитель старается, как.можно меньше вникать в дела ребенка, оправдывая это приучением ребенка к самостоятельной жизни.

Все испытуемые имеют: 1) высокие баллы по шкале Ос - отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина». Такому человеку общество супруга доставляет удовольствие: 2) очень низкие баллы по шкале Пс - невротические паттерны супружеского отношения. Это проявляется или в том, что семья испытуемым рассматривается как конец «хорошей» жизни, т. к.

в ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь. Или он ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Либо, наоборот, в том, что он считает, что его супруг(-а) часто делает глупости, что он, как ребенок, нуждается в постоянном присмотре.

В данной группе испытуемых выявлена значительная прямая корреляционная связь между показателями Оп и Ор (коэф. корреляции = 0,23), Пс и Пп (0,38), а также обратная зависимость между показателями Пр и Ор (- 0,88), Ос и Пп (- 0,66); Пс и Оп (- 0,27). Пс и Ос (- 0,48).

Авторы опросника МИРП приводят статистически достоверные связи шкал опросника МИРП со шкалами Миннесотского многоаспектного личностного опросника (ММР1), Айзенка личностного опросника (ЕР1) и шкалой «Проявления тревожности» В. Тейлор (МАЗ) [7]. Не описывая их подробно, хотим обратить внимание на несколько положений, которые на наш взгляд, дают понимание необходимых личностных характеристик следственного работника ювенальной юстиции:

1) человек, имеющий невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп), склонен к эгоцентризму, демонстративности поведения и отрицанию трудностей социальной адаптации;

2) высокие показатели по шкале родительского отношения (Ор) говорят о высоком уровне идентификации испытуемого со своим социальным статусом;

3) человек с невротическими паттернами как родительских (Пр), так и супружеских (Пс) отношений в межличностных отношениях отличается поверхностными и нестойкими контактами, отсутствием чувства глубокой привязанности и пренебрежением к принятым общественным нормам; для лиц с высокими показателями по шкале Ос свойственны низкий уровень тревоги, активность, общительность, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости;

4) с родительскими отношениями (Ор) положительно связан нейротизм (ЕР1). Это объясняется необходимостью наличия способности к «детскому мироощущению» для успешных взаимоотношений с ребенком, для которого характерна более сильная реакция по отношению к обычным с взрослой точки зрения стимулам.

В рамках подготовки следователей и дознавателей к работе в соответствии с парадигмой ювенальной юстиции - понимание причин проступка и создание условий для воспитания несовершеннолетнего правонарушителя, в условиях повышения квалификации необходимо способствовать приобретению специалистами не только знаний об особенностях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, но и опыта такой деятельности в учебных ситуациях, формированию знаний о психолого-педагогических особенностях подростков, развитию умений и навыков специалистов пра-

воохранительных органов строить эффективные взаимоотношения с подростками и их окружением.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей, в основном матерей, к семейной роли [8]. Сумма цифровой значимости признака прямо пропорционально определяет степень выраженности признака, максимальное значение которого не может быть больше 20. В диагностике приняли участие 60 инспекторов по делам несовершеннолетних и защите их прав, среди которых 32 женщины (30 имеют 1-2 детей в возрасте от 2 до 15 лет). В таблице приведены средние значения признаков для этих женщин.

Статус установок по отношению к ребенку и различным аспектам семейной жизни женщин-инспскторов по делам несовершеннолетних и защите их прав

Отношение к семейной роли М±т Выраженность признака

зависимость от семьи 13,70 ± 0,78 средняя

ощущение самопожертвования 14,20 ±0,88 выше среднего

семейные конфликты 12,70 ±0,78 средняя

сверхавторитет родителей 14,70 ±0,76 выше среднего

неудовлетворенность ролью хозяйки 10,90 ±0,72 ниже среднего

безучастность мужа 11,70 ± 0,93 средняя

доминирование матери 12,60 ± 1,05 средняя

несамостоятельность матери 15,40 ±0,73 выше среднего

Отношение родителей к ребенку

Оптимальный эмоциональный контакт

вербализация 15,90 ±0,60 выше среднего

партнерские отношения 14,40 ±0,82 выше среднего

развитие активности ребенка 14,00 ±0,83 выше среднего

уравнение отношений 15,90 ±0,57 выше среднего

2, Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

раздражительность 12,30 ±0,73 средняя

излишняя строгость 8,90 ± 0,66 низкая

уклонение от конфликта 10,40 ±0,81 ниже среднего

3. Излишняя концентрация на ребенке

чрезмерная забота 12,30 ±0,82 средняя

подавление воли 14,00 ±0,79 выше среднего

опасение обидеть 14,60 ±0,91 выше среднего

исключение внесемейных влияний 14,00 ±0,73 выше среднего

подавление агрессивности 12,70 ± 1,01 средняя

подавление сексуальности 12,30 ±0,67 средняя

чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 14,00 ± 1,10 выше среднего

стремление ускорить развитие ребенка 10,20 ±0,87 ниже среднего

Такой признак как «стремление ускорить развитие ребенка» имеет степень выраженности ниже среднего, и низкую - «излишняя строгость». Девять признаков из 23 также имеют степень выраженности выше среднего уровня, такие как «ощущение самопожертвования», «сверхавторитет родителей», «несамостоятельность матери», «подавление воли», «опасение обидеть», «исключение внесемейных влияний», «чрезвычайное вмешательство в мир ребенка». В данной группе испытуемых центральное место занимают установки оптимального эмоционального контакта, все признаки этого показателя имеют степень выраженности выше среднего уровня.

Данные диагностики говорят о необходимости коррекции некоторых представлений испытуемых об их роли в жизни детей. Мы считаем необходимым, расширить содержание программ повышения квалификации специалистов правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, включив разделы, раскрывающие историю формирования, теоретические основы ювенальной юстиции и ювенальные технологии, а также основы педагогической деятельности. Также необходимо расширить спектр технологий преподавания в системе повышения квалификации, о тдавая предпочтение активным методам обучения взрослых.

Библиографический список

1. Доклад Генерального прокурора РФ Устинова В. В. на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Москва, 21 января 2005 г. // Официальный Интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ, http://genproc.gov.ru/img/ uploaded/dokustinov.doc,

2. Предеина, И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России: [Текст] Автореф... канд.юр.наук. / И. В. Предеина. - Саратов, 2006.-31 с.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я. И. Кузьмикова и др. — М.: Логос,

2004.-328 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И, А. Зимняя. // Высшее образование сегодня. — Москва, 2003. -№ 5. - С. 34-42.

5. Баловсяк, Н. В. Компетентностный подход в образовании: попытка анализа [Текст] / Н. В. Баловсяк // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. -

2005. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12. htm

6. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): [Текст] автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Варданян. - Москва, 1999.-38 с.

7. Александрова, Ю. В. Методики диагностики взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. [Текст] / Ю. В. Александрова. Методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 96 с.

8. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий. [Текст] / В. В. Шапарь. - Ростов на Дону: Феникс, 2005, — 768 с.

УДК 378.147.02

И. А. Галкина, С. М. Редлих

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных рассмотрению особенностей педагогической деятельности. Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип отношений, которые предполагают взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Участвуя в совместной деятельности (учебной деятельности в том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений.

Важным средством такого взаимодействия выступает общение, необходимость которого обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в учебной деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективе; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям; в-третьих, необходимостью человека в удовлетворении контактных потребностей. Опыт свидетельствует, что уровень профессионализма современного специалиста во многом определяется не столько технической подготовленностью, сколько умением общаться и взаимодействовать, т. е, личностными качествами. Для того, чтобы человеку овладеть наукой и искусством общения и взаимодействия ему необходимы знания закономерностей и механизмов процесса общения, его структуры и форм эффективного общения и взаимодействия и уяснить их место в сложной системе взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.