УДК 378.01
Л. М. Бельцова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ
В условиях модернизации образования по-новому пересматриваются и новые подходы к проблемам формирования ценностных ориентаций у подростков и учащейся молодежи. Однако реальная ситуация выбора ценностей подростками во многом зависит от различных социальных факторов. Эта проблема становится все актуальнее и актуальнее, ибо кризис воспитания и перевоспитания подростков по-разному проявляется и в педагогической теории и практике.
В своем Докладе 21 января 2005 г. Генеральный Прокурор РФ В. В. Устинов отметил, «подростки сегодня самая беззащитная часть российского общества»[1]. Рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних является серьезной проблемой общегосударственного масштаба. По информации МВД России несовершеннолетними ежегодно совершается десятая часть всех уголовных преступлений.
Многие ученые-исследователи акцентируют свое внимание на первоочередную проблему профилактической работы с подростками. К примеру, в своем диссертационном исследовании И. В. Предеина [2] выделяет ряд проблем существующей системы предупреждения правонарушений и правосудия по делам несовершеннолетних:
1) уголовные дела этой категории рассматриваются в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, что приводит к нарушению основных прав несовершеннолетних, установленных в международно-правовых актах, и обуславливает неэффективность самого судебного решения;
2) отсутствие скоординированного межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних, способствует узковедомственному подходу к работе;
3) карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в среднем каждый восьмой осужденный - несовершеннолетний. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают применение к несовершеннолетним преимущественно воспитательных мер, российское законодательство позволяет назначение таких мер лишь в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление
несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания (ч. 1 ст. 427 УПК РФ). Эти меры предопределяются взрослыми людьми.
На наш взгляд, первостепенной проблемой, требующей безотлагательного решения, является профессиональная компетентность специалистов правоохранительных органов. От того, насколько они будут целенаправленно и грамотно подготовлены к работе с подростками, во многом зависит, станет ли ювенальная юстиция повседневной практикой или останется на уровне экспериментальной (проектной) работы и декларативных заявлений.
Для выявления компетенций специалистов правоохранительных органов, важных для работы в условиях ювенальной юстиции, первоначально мы абстрагируемся от специфично-профессиональных, специфично-ситуационных компетенций. Такой путь приводит к пониманию компетенции как способности к пониманию и действию, поддерживающей «адекватную связь с миром» (Дж. Дьюи) [3]. В рамках такого понимания можно говорить не о ключевых компетенциях, а об одной компетенции, которую условно можно назвать «способность к деятельности» и об ее аспектах: готовность к целеполаганию, готовность к сценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.
Мы подчеркиваем, что уже на этом уровне можно говорить о необходимости изменений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, так как назрела необходимость изменения цели деятельности, критериев оценки этой деятельности, сам характер и содержание действий, а также самооценка своей профессиональной деятельности.
Понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке определяется и рассматривается разными авторами по-разному. Оно определяется как:
- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;
- объем навыков выполнения задачи;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- комплекс знаний и профессионально значимых личных качеств;
- вектор профессионализации, единство теоретической и практической готовности к труду, способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.
Актуально выделение такой группы компетентностей, которая является инвариантной по отношению к области знания. И. А. Зимняя [4] выделяет три больших класса ключевых компетенций, используемых в рамках нашего исследования, присущих:
- самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
- социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
- деятельности человека.
Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов - личностно-социально-деятельностного, личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и др. - к решаемым исследователями научным задачам. В рамках же компетентностного подхода с учетом содержательной наполняемости основных понятий предлагается под профессиональной компетенцией понимать единство знаний, умений, способностей и готовности личности действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; способность и готовность к достижению более качественного результата труда, отношение к профессии как ценности [5]. Если знания (в контексте проблем образования) рассматриваются и анализируются как узкая категория, включающая только профессионализм, в отрыве от «социальности», нравственности субъекта (индивида или организации) - носителя знания, происходит их значительное оскудение [6]. В современных условиях актуальна постановка вопроса о достижении такого результата формального образования, который характеризуется взаимозависимостью и взаимодополняемостью профессионализма и социальности.
Работа специалистов по предупреждению ювенальной и антиювенальной преступности и защите прав несовершеннолетних имеет весьма значительную социальную весомость, высокий уровень «социальности».
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность детерминируется множеством социальных факторов: деформация сознания подростка, отставание в образовательном уровне, преобладание насилия как основного элемента воспитания в семье и др. Мы предположили, что те компетенции, которые присущи работнику правоохранительных органов, осуществляющему правосудие и защиту прав несовершеннолетнего, как личности, определенно сказывается на его профессиональной деятельности, на отношении к детям, к воспитанию детей.
Одним из педагогических условий формирования готовности следственных работников к применению ювенальных технологий является диагностика некоторых личностных качеств, которые оказывают значительное влияние на профессиональную деятельность.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами проведены диагностические исследования с целью определения «социальности» профессиональных компетенций специалистов правоохранительных органов. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (далее — МИРП) предназначена для диагностики трех основных ролевых паттернов, осваиваемых человеком в период взрослости: супружеского, родительского и профессионального [7]. Она позволяет выявить степень освоения человеком ролевого паттерна, а также проанализировать причины
трудностей в его освоении. Статистическая обработка данных осуществлена посредством применения пакета анализа MS Excel.
В ходе исследования по методике МИРП выявлено, что все испытуемые (всего 64 чел.), в числе которых одна половина представлена дознавателями и следователями, другая-участковыми уполномоченными, имеют высокий показатель по шкале Оп (отношение к Другому профессионала). Такие люди характеризуются как требовательные к другим, и считают своим долгом им помогать. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй план интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления. У 60% испытуемых отмечено наличие баллов (ниже 2,0 при нормативном значении 2,3-2,8) по шкале Пп (невротические паттерны профессионального отношения к Другому). Это может говорить о чрезмерном конформизме или, наоборот, жесткости по отношению к другим, а также неадекватной зависимости от других или попытки полной изоляции.
Исследование показало, что 80% испытуемых в возрасте 30-35 лет и 40% в возрасте 29 и младше имеют высокий показатель по шкале Ор - отношение к ребенку опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Дом и счастье ребенка считают важными ценностями. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий.
У всех испытуемых в возрасте 30-35 лет отмечено наличие баллов низкого значения по шкале Пр - невротические паттерны родительского отношения, 40% испытуемых в возрасте 29 и младше имеют высокое значение данного показателя. Это проявляется в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным, испытывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Или это проявляется в том, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного послушания, старается во всем навязать свою точку зрения. Или в том, что родитель старается, как.можно меньше вникать в дела ребенка, оправдывая это приучением ребенка к самостоятельной жизни.
Все испытуемые имеют: 1) высокие баллы по шкале Ос - отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина». Такому человеку общество супруга доставляет удовольствие: 2) очень низкие баллы по шкале Пс - невротические паттерны супружеского отношения. Это проявляется или в том, что семья испытуемым рассматривается как конец «хорошей» жизни, т. к.
в ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь. Или он ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Либо, наоборот, в том, что он считает, что его супруг(-а) часто делает глупости, что он, как ребенок, нуждается в постоянном присмотре.
В данной группе испытуемых выявлена значительная прямая корреляционная связь между показателями Оп и Ор (коэф. корреляции = 0,23), Пс и Пп (0,38), а также обратная зависимость между показателями Пр и Ор (- 0,88), Ос и Пп (- 0,66); Пс и Оп (- 0,27). Пс и Ос (- 0,48).
Авторы опросника МИРП приводят статистически достоверные связи шкал опросника МИРП со шкалами Миннесотского многоаспектного личностного опросника (ММР1), Айзенка личностного опросника (ЕР1) и шкалой «Проявления тревожности» В. Тейлор (МАЗ) [7]. Не описывая их подробно, хотим обратить внимание на несколько положений, которые на наш взгляд, дают понимание необходимых личностных характеристик следственного работника ювенальной юстиции:
1) человек, имеющий невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп), склонен к эгоцентризму, демонстративности поведения и отрицанию трудностей социальной адаптации;
2) высокие показатели по шкале родительского отношения (Ор) говорят о высоком уровне идентификации испытуемого со своим социальным статусом;
3) человек с невротическими паттернами как родительских (Пр), так и супружеских (Пс) отношений в межличностных отношениях отличается поверхностными и нестойкими контактами, отсутствием чувства глубокой привязанности и пренебрежением к принятым общественным нормам; для лиц с высокими показателями по шкале Ос свойственны низкий уровень тревоги, активность, общительность, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости;
4) с родительскими отношениями (Ор) положительно связан нейротизм (ЕР1). Это объясняется необходимостью наличия способности к «детскому мироощущению» для успешных взаимоотношений с ребенком, для которого характерна более сильная реакция по отношению к обычным с взрослой точки зрения стимулам.
В рамках подготовки следователей и дознавателей к работе в соответствии с парадигмой ювенальной юстиции - понимание причин проступка и создание условий для воспитания несовершеннолетнего правонарушителя, в условиях повышения квалификации необходимо способствовать приобретению специалистами не только знаний об особенностях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, но и опыта такой деятельности в учебных ситуациях, формированию знаний о психолого-педагогических особенностях подростков, развитию умений и навыков специалистов пра-
воохранительных органов строить эффективные взаимоотношения с подростками и их окружением.
Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей, в основном матерей, к семейной роли [8]. Сумма цифровой значимости признака прямо пропорционально определяет степень выраженности признака, максимальное значение которого не может быть больше 20. В диагностике приняли участие 60 инспекторов по делам несовершеннолетних и защите их прав, среди которых 32 женщины (30 имеют 1-2 детей в возрасте от 2 до 15 лет). В таблице приведены средние значения признаков для этих женщин.
Статус установок по отношению к ребенку и различным аспектам семейной жизни женщин-инспскторов по делам несовершеннолетних и защите их прав
Отношение к семейной роли М±т Выраженность признака
зависимость от семьи 13,70 ± 0,78 средняя
ощущение самопожертвования 14,20 ±0,88 выше среднего
семейные конфликты 12,70 ±0,78 средняя
сверхавторитет родителей 14,70 ±0,76 выше среднего
неудовлетворенность ролью хозяйки 10,90 ±0,72 ниже среднего
безучастность мужа 11,70 ± 0,93 средняя
доминирование матери 12,60 ± 1,05 средняя
несамостоятельность матери 15,40 ±0,73 выше среднего
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт
вербализация 15,90 ±0,60 выше среднего
партнерские отношения 14,40 ±0,82 выше среднего
развитие активности ребенка 14,00 ±0,83 выше среднего
уравнение отношений 15,90 ±0,57 выше среднего
2, Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
раздражительность 12,30 ±0,73 средняя
излишняя строгость 8,90 ± 0,66 низкая
уклонение от конфликта 10,40 ±0,81 ниже среднего
3. Излишняя концентрация на ребенке
чрезмерная забота 12,30 ±0,82 средняя
подавление воли 14,00 ±0,79 выше среднего
опасение обидеть 14,60 ±0,91 выше среднего
исключение внесемейных влияний 14,00 ±0,73 выше среднего
подавление агрессивности 12,70 ± 1,01 средняя
подавление сексуальности 12,30 ±0,67 средняя
чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 14,00 ± 1,10 выше среднего
стремление ускорить развитие ребенка 10,20 ±0,87 ниже среднего
Такой признак как «стремление ускорить развитие ребенка» имеет степень выраженности ниже среднего, и низкую - «излишняя строгость». Девять признаков из 23 также имеют степень выраженности выше среднего уровня, такие как «ощущение самопожертвования», «сверхавторитет родителей», «несамостоятельность матери», «подавление воли», «опасение обидеть», «исключение внесемейных влияний», «чрезвычайное вмешательство в мир ребенка». В данной группе испытуемых центральное место занимают установки оптимального эмоционального контакта, все признаки этого показателя имеют степень выраженности выше среднего уровня.
Данные диагностики говорят о необходимости коррекции некоторых представлений испытуемых об их роли в жизни детей. Мы считаем необходимым, расширить содержание программ повышения квалификации специалистов правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, включив разделы, раскрывающие историю формирования, теоретические основы ювенальной юстиции и ювенальные технологии, а также основы педагогической деятельности. Также необходимо расширить спектр технологий преподавания в системе повышения квалификации, о тдавая предпочтение активным методам обучения взрослых.
Библиографический список
1. Доклад Генерального прокурора РФ Устинова В. В. на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Москва, 21 января 2005 г. // Официальный Интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ, http://genproc.gov.ru/img/ uploaded/dokustinov.doc,
2. Предеина, И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России: [Текст] Автореф... канд.юр.наук. / И. В. Предеина. - Саратов, 2006.-31 с.
3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я. И. Кузьмикова и др. — М.: Логос,
2004.-328 с.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И, А. Зимняя. // Высшее образование сегодня. — Москва, 2003. -№ 5. - С. 34-42.
5. Баловсяк, Н. В. Компетентностный подход в образовании: попытка анализа [Текст] / Н. В. Баловсяк // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. -
2005. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12. htm
6. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): [Текст] автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Варданян. - Москва, 1999.-38 с.
7. Александрова, Ю. В. Методики диагностики взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. [Текст] / Ю. В. Александрова. Методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 96 с.
8. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий. [Текст] / В. В. Шапарь. - Ростов на Дону: Феникс, 2005, — 768 с.
УДК 378.147.02
И. А. Галкина, С. М. Редлих
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.
Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных рассмотрению особенностей педагогической деятельности. Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип отношений, которые предполагают взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Участвуя в совместной деятельности (учебной деятельности в том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений.
Важным средством такого взаимодействия выступает общение, необходимость которого обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в учебной деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективе; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям; в-третьих, необходимостью человека в удовлетворении контактных потребностей. Опыт свидетельствует, что уровень профессионализма современного специалиста во многом определяется не столько технической подготовленностью, сколько умением общаться и взаимодействовать, т. е, личностными качествами. Для того, чтобы человеку овладеть наукой и искусством общения и взаимодействия ему необходимы знания закономерностей и механизмов процесса общения, его структуры и форм эффективного общения и взаимодействия и уяснить их место в сложной системе взаимоотношений.