Научная статья на тему 'ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОСТЮМА'

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОР / ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Репиева Э.А.

В статье приводится краткий анализ творчества известных современных крымскотатарских дизайнеров одежды и аксессуаров, использующих в своих работах этнический стиль. Анализируются декор и материалы, заменяющие ювелирные украшения в ансамбле национального костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWELRY DECORATIONS IN MODERN TRACTION OF THE IMAGE OF THE CRIMEAN TATAR SUIT

Keywords: NATIONAL CLOTHES, JEWELRY ART, DECOR, EMBROIDERY

Текст научной работы на тему «ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОСТЮМА»

УДК: 687.1:687.01:671.12 (470-320.9)

Репиева Э. А. студент 2 курса магистратуры спец. «Дизайн костюма и текстиля» научный руководитель: Акчурина-Муфтиева Н. М.

профессор

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

РФ, АР Крым, г. Симферополь ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ

ОБРАЗА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОСТЮМА

Аннотация: В статье приводится краткий анализ творчества известных современных крымскотатарских дизайнеров одежды и аксессуаров, использующих в своих работах этнический стиль. Анализируются декор и материалы, заменяющие ювелирные украшения в ансамбле национального костюма.

Ключевые слова: крымскотатарские дизайнеры, национальная одежда, ювелирное искусство, декор, швейная фурнитуру, вышивка.

Repieva E. A.

student of the 2nd course of magistracy, special. "Costume and textile

design"

GBOU VK RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Russia, Simferopol Scientific adviser: Professor Akchurina-Muftieva N. M.

GBOU VK RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" JEWELRY DECORATIONS IN MODERN TRACTION OF THE IMAGE OF THE CRIMEAN TATAR SUIT

Abstract: The article provides a brief analysis of the creativity of famous Crimean Tatar contemporary designers of clothing and accessories that use ethnic style in their work. Analyzed decor and materials, replacing jewelry in the ensemble of national costume.

Key words: Crimean Tatar designers, national clothes, jewelry art, decor, sewing accessories, embroidery.

Постановка проблемы. Крымские татары, в силу определенных исторических событий, имеют большое количество неизученных аспектов в культуре, истории и искусстве своего народа. Однако, необходимость изучения данных вопросов касается не только прошлого. Современный этап возрождения, развития и обогащения культуры также нуждается в научном анализе и изучении. Известно, что обязательными атрибутами комплекса крымскотатарского национального костюма являлись ювелирные украшения. Сегодня перед дизайнерами одежды встает проблема создания современного костюма в этностиле, отражающего народные традиции, и в то же время интерпретация дорогостоящих ювелирных украшений, традиционных тканей

и аксессуаров современными, но не менее эффектными материалами и технологиями. Анализ творчества современных дизайнеров позволит найти пути решения данной проблемы.

Анализ литературы: В настоящее время исследования современной крымскотатарской моды и творчества ее представителей практически не проводятся. Небольшой обзор о дизайнерах использующих крымскотатарские этнические мотивы в авторских костюмах проведен Кадыровой А. Я. [1]. Анализ современного свадебного наряда крымскотатарской невесты приводится в статье Ибраимовой Э. Э. [2].

Цель статьи - раскрыть особенности интерпретации ювелирных украшений (материалы и техники выполнения) в создании современных нарядов в крымскотатарском стиеле.

Изложение основного материала. Важным компонентом в культуре любого народа является национальный костюм. Л. Ф. Ефремова в своем труде «Русский народный костюм» указывала, что национальный костюм является бесценным неотъемлемым достоянием культуры народа, наполненным могучей животворной силой [Л. Ф. Ефремова, с. 6]. С момента возвращения на историческую родину, крымские татары стали активно возрождать свою культуру. Крымскотатарские модельеры начали изучать характерные особенности и элементы традиционного костюма, для воссоздания целостности его ансамбля. Изначально в основе их творчества было возрождение исконного национального кроя, орнаментики, силуэтов, форм, декора, украшений.

На сегодняшний день крымскотатарские дизайнеры не отступают от своих истоков, и большая часть их коллекций несет в себе национальный колорит, но со свойственной каждому дизайнеру интерпретацией. Сочетание современных и традиционных этнических влияний создает национально-модернистские черты. Ими уже представлены коллекции в различных направлениях, таких как прет-а-порте, авангард, классика, вечерние и свадебные костюмы. Кроме того в народном костюме появились черты сакральности. Известно, что большинство пришедших из древности аутентичных этнических орнаментальных узоров в старину выполняли роль оберегов от болезней и дурного глаза. Подобное назначение имели и украшения - пояса, ожерелья, серьги, молитвенники. Украшения как яркие акценты, гармонично сочетались со всеми элементами крымскотатарского костюма, составляя единый ансамбль, одновременно представляя собой уникальные изделия народного художественного промысла.

Декор костюма ювелирными украшениями сопровождается с большими финансовыми затратами. По этой причине изделия из драгоценных металлов, камней и жемчуга современные модельеры имитируют более дешевыми способами: вышивкой, выкладыванием орнаментов сутажем, кружевом, простой металлической фурнитурой.

Наиболее распространенной из них является вышивка. Вышитый золотом орнамент располагают на местах, где традиционно размещались

ювелирные украшения: на поясе, различных деталях платья или рубахи (манжетах, воротнике, кокетке), верхней части головного убора фес. Традиционный нагрудник кокюслюк, украшенный монетами или жемчужный къапас, сегодня заменяется кокеткой, богато орнаментированной вышивкой. Вышивка золотыми или серебряными нитями эффектно заменяет блеск драгоценных металлов: золота и серебра. Сочетание нитей различных тонов с разнообразными техниками вышивки позволяет максимально сохранять стилистику общего ансамбля. Применяется как ручная, так и машинная вышивка, позволяющая значительно сократить временные затраты. Такой вид декора в современном сценическом костюме в большинстве своих работ применяет дизайнер Майре Люманова. Модельер создает костюмы для ансамбля «Къырым», а также крымскотатарские свадебные наряды. Особенностью ее работ является сочетание богатой вышивки крымскотатарским орнаментом с акцентами из ярких искусственных камней Рис. 1, 2). Соединение в костюме массива золотой вышивки, блеска камней, яркого шелка или искусственного бархата наилучшим образом придает сценическому костюму праздничность и театральность.

Все чаще можно заметить в декоре элементов крымскотатарского костюма, таких как пояса и фесы, использование кружева и объемной ленточной тесьмы. Правильный подбор цвета и материала позволяет создавать эффект ювелирного украшения. Техника создания украшений из сутажа менее распространена. Различные украшения в крымскотатарском стиле в технике сутажа, одной из первых начала создавать Насие Паскевич. Ее серьги, кольца, браслеты, пояса эффектно имитируют сканые ювелирные изделия. Благодаря пластичности сутажа, изделия легко приобретают любую форму, а завитки и плавные линии придают им восточный колорит (рис. 3, 4)

Блеск золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга современные модельеры также заменяют паетками, бусинами, бисером, стразами, искусственными камнями и жемчугом, различной фурнитурой в виде монет, цепочек или пряжек, пружинок под цвет золота или серебра. Так, крымскотатарский дизайнер Ление Ибрагимова, изделия которой известны под брендом «Бусурманка», большое внимание в костюме уделяет деталям и аксессуаром, заменяющим ювелирные изделия, вкладывая в них определенные символические значения. Ление вместо ювелирных украшений использует вышитый орнамент, выполненный в различных техниках и обильно украшенный блестящими пайетками (рис. 5-8).

Широкой популярностью среди крымских татар пользуются изделия Ленары Османовой, одной из ведущих дизайнеров-модельеров, работающих сегодня в Крыму. Основа большинства ее авторских изделий - вышивка и бисероплетение. Дизайнер, создала свой бренд аксессуаров «Lenara Osman», состоящий из разнообразных серег и подвесок, плетеных из проволоки, бусин и бисера, диадем и ободков, украшенных бисером, пайетками, натуральными камнями, шейных украшений и брошей, выполненных из фетра и расшитых бисером, ниточных серег и прочее. Ее украшения отличаются своей

уникальностью, индивидуальным образным решением, гармоничным сочетанием традиций и современности. (рис. 9-12). В 2017 году Ленара Осман выпустила лимитированную коллекцию фесов «Feza» (космос). Для декора были использованы друзы и спилы натуральных камней и минералов (аметист, агат, горный хрусталь, титановый агат, пирит, аквамарин, кварц), а также эксклюзивная техника росписи. Особенность коллекции подчеркивают сияние, мерцание, потеки и блеск металлов. Украшениям и головным уборам мастера особый стиль придают необыкновенные сочетания удачно подобранных цветовой гаммы, необычных форм изделий, фурнитуры.... (Рис.

13).

Спрос на традиционные национальные костюмы и национальные костюмы в современном решении в настоящее время востребован в связи с тем, что в последнее время появились крымскотатарские телевизионные каналы, часто проводятся тематические вечера, конференции, эстрадные концерты и театральные представления [1, с. 26 ] , а также подъемом самосознания и самоидентификации народа, желанием продолжать и развивать лучшие традиции национальной культуры.

Вывод: Сегодня в Крыму идет активный процесс не только возрождения национальной культуры крымских татар, но и процессы ее обогащения и развития. И национальный костюм является ярким примером этого процесса. Мода на национальное привела к преобразованиям, созвучным времени и одновременно воспроизводящим древние традиции. Крымские дизайнеры тоже попали под влияние современной моды и, в лучших традициях крымскотатарского костюма, начали создавать изделия в этно-стиле в собственной интерпретации. Дорогостоящие ювелирные изделия, украшавшие национальный костюм, сегодня заменяются золотной и серебряной вышивкой различных техник, бисером, паетками, шнуром, сутажом, различной металлической фурнитурой, искусственными цветными камнями, что позволило удешевить изделия, ускорить процесс их изготовления и расширить возможности их сбыта, при этом нисколько не умаляя высоких художественных достоинств. Современные художники-модельеры, дизайнеры, художники сценического костюма, а также мастера, изготавливающие аксессуары и детали для костюма развивают сегодня лучшие традиции национальной культуры.

Использованные источники:

1. Кадырова А. Я. Синтез традиций и современности в крымскотатарском костюме // Таврический научный обозреватель. Ч. 2.- Ялта: ООО» Межрегиональный институт развития территорий.- 2016.- С. 23-28.

2. Ибраимовой Э. Э. Выбор современного свадебного наряда крымскотатарской невесты // Bonum initium/ Dsg 4 (12).- Симферополь: РИО КИПУ.-2016.- С. 18-22.

3. Л. Ф. Ефремова «Русский народный костюм». Государственный исторический музей. М.: Советская Россия, 1989.- 314с.

4. Личная страница Майре Люмановой в ОК. - [эл. ресурс] - URL:

https://ok.ru/profile/170930784287

5. Т

6. Л й. L

tnara Osman. - [эл. ресурс] - URL: http://lenaraosman.com/main.html

рй

агймовой в VK. - [эРйс. 1,2. - Костюмы Майре Люмановой [k]l enie а

э

л Насие Паскевич [5].

.Рис.3. Пояс с пряжкой и накладными Рис. 4. Комплект: ожерелье, браслет,

деталями. Сутаж, искусственные серьги. Сутаж, искусственные камни р

е

у

камни

Ление Ибрагимова [6]

Рис. 5. Броши в виде миндаля. Рис. 6. Броши, используемые как Вышивка. Серебряная нить пряжки пояса. Вышивка. Серебряная

нить

Рис. 7, 8. Сценические костюмы в национальном стиле.

Рис. 9. Комплект: фес,

Ленара Османова [7]

шейное Рис.10. Ободок-диадема. Плетеная

украшение.Вышивка, золотная и проволока, драгоценные камни,

серебряная нить. Бисер, пайетки бисер, пайетки.

Рис. 11. Фес и брошь. Бархат. 12. Серьги и подвесные украшения

Вышивка бисером. Пружинки, на фес. Крученая проволока, бисер,

крученая нить. золотная нить.

Рис. 13. Ленара Османова. Фесы из коллекции Бе2а [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.