УДК 39
DOI 10 . 24412/2658-5960-2021-1-158-176
Вадим Анатольевич Тураев
ЮРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕМ -ОРГАНИЗАТОР ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В статье рассматривается деятельность доктора исторических наук, профессора Ю.А. Сема (1926—1995) по организации этнографических исследований в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ) ДВО РАН. Почти 25 лет Ю.А. Сем был связан с этим научным учреждением, 17 из них он возглавлял этнографические исследования на Дальнем Востоке. Глубокие знания и научный опыт Ю.А. Сема дали мощный импульс развитию данного направления, позволили воспитать научные кадры. В его лице дальневосточная этнография получила разностороннего исследователя и энергичного организатора. Благодаря учёному было создано специализированное этнографическое подразделение, где долгое время развивались востоковедческие и филологические направления, получила развитие восточнославянская фольклористика, возникла дальневосточная этнографическая школа. Талант Ю.А. Сема особенно ярко проявлялся во время его многочисленных экспедиций. Более 20 лет он руководил Дальневосточной этнографо-филологической экспедицией. Полевые исследования велись в Приморье, Хабаровском крае, на Сахалине, Камчатке, в Магаданской области. Были собраны и введены в научный оборот богатейшие материалы по этнографии и фольклору нанайцев, ульчей, ороков, нивхов, айнов, эвенов. Ю.А. Сем по праву считается основоположником многотомной историко-этнографической серии «История и культура народов Дальнего Востока», подготовка которой стала основным направлением деятельности дальневосточных этнографов на многие годы вперёд. Перу Ю.А. Сема принадлежит более 350 научных работ: книг, статей, рецензий, обзоров, публикаций фольклорных текстов. Научное наследие Ю.А. Сема не потеряло своей значимости и в настоящее время, его труды продолжают выходить и сегодня. Ключевые слова: Ю.А. Сем, коренные малочисленные народы, этнографические исследования.
|Vadim A. Turaev |1
YURIY ALEKSANDROVICH SEM - ORGANIZER OF ETHNOGRAPHIC RESEARCH IN THE FAR EAST
The article examines the activities of Doctor of Historical Sciences, Professor Yu.A. Sem (1926—1995) on the organization of ethnographic research
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.
<
at the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS. For almost 25 years Yu.A. Sem was associated with this scientific institution, 17 of which he headed ethnographic research in the Far East. In his person, Far Eastern ethnography received a versatile researcher and energetic organizer. Deep knowledge and scientific experience of Yu.A. Sem gave a powerful impetus to the development of ethnographic research in the Far East, made it possible to educate scientific personnel, create a specialized ethnographic subdivision, within which oriental and philological studies developed for a long time, East Slavic folklore studies developed, and a Far Eastern ethnographic school emerged. The talent of the ethnographer Yu.A. Sem was especially evident during his many expeditions. For more than 20 years, he led the Far Eastern Ethnographic and Philological Expedition. Field research was carried out in Primorye, in the Khabarovsk Territory, on Sakhalin, Kamchatka, in the Magadan Region. The richest materials on ethnography and folklore of the Nanais, Ulchi, Oroks, Nivkhs, Ainu, Evens were collected and introduced into scientific circulation. Yu.A. Sem is rightfully considered the founder of the multivolume historical and ethnographic series "History and Culture of the Peoples of the Far East", the preparation of which has become the main direction of the activity of Far Eastern ethnographers for many years to come. Yu.A. Sem is an author of more than 350 scientific works — books, articles, reviews, reviews, publications of folklore texts. Scientific heritage of Yu.A. Sem has not lost its significance at the present time, his works continue to be published today. Keywords: Yu.A. Sem, small indigenous peoples, ethnographic research.
В юбилейные для Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН дни память особенно настойчиво возвращает имена тех, кто стоял у его истоков. Один из них — Юрий Александрович Сем, замечательный этнограф, фольклорист, историк.
Юрий Александрович Сем родился в Ленинграде в 1926 г. в семье рабочего. Предки Сема, эстонцы с острова Сааремаа, приехали в Санкт-Петербург на заработки в XIX в. Первоначально их фамилия звучала на эстонский манер, с полногласием — Сэем. Фамилия, скорее всего, швед-~ ского происхождения (в настоящее время эстонцев с такой фамилией нет).
Известно, что шведы часто селились на острове Сааремаа среди эстонцев. § Отец Юрия Александровича — Александр Иванович Сэем (1904 г.р.) —
^ рано остался без родителей, с двух лет воспитывался в детском доме. е Затем он работал токарем на Ленинградском оптико-механическом заводе, умер в годы блокады (1942 г.). Мать — Зинаида Игнатьевна — труди-< лась на литейном заводе. В результате несчастного случая стала инвали-§ дом труда, в годы блокады работала почтальоном, го Судьба Ю.А. Сема во многом схожа с судьбами его сверстников, ро-
дившихся во второй половине 1920-х гг. В 1941 г. он закончил 7 клас-^ сов — и сразу же первые отметины войны: работа на строительстве обо-Ё ронительных рубежей под Лугой, на Карельском перешейке, участие
в местной противовоздушной обороне, лечение в госпитале. В 16 лет он пришёл на завод, где работал отец, освоил здесь профессии токаря, слесаря-лекальщика, электромонтёра. Его труд в блокадном Ленинграде отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда». В 1943 г. Ю.А. Сем вступил в ряды комсомола, в 1947 г. стал коммунистом. Среднее образование получал в вечерней школе (школа рабочей молодёжи) — тоже очень типичная для предвоенных поколений форма учёбы. В этом учебном заведении Ю.А. Сем встретил свою будущую жену — Лидию Ивановну Сем (Гуляеву). Вместе они получат аттестат зрелости, поступят в университет, уедут на Дальний Восток, где станут известными специалистами-североведами, напишут десятки совместных работ. Эта замечательная пара навсегда останется в памяти своих многочисленных учеников и коллег.
В Ленинградском государственном университете Ю.А. Сем учился вначале на маньчжурском отделении Восточного факультета, а после перевода кафедры тунгусо-маньчжурских языков на факультет народов Севера—на его историко-этнографическом отделении.
Факультет народов Севера давал разностороннее образование с се-вероведческим уклоном. Кроме обычных университетских дисциплин исторического профиля, здесь изучали физическую географию Сибири и Дальнего Востока, историю и этнографию народов Севера, экономику, источниковедение, историографию и археологию Севера, историю исследований Советской Арктики, русский, маньчжурский и китайский языки, палеографию, целый ряд других специфических курсов, о существовании которых современные студенты и представления не имеют.
Ю.А. Сему, безусловно, повезло с учителями. В университете в эти годы работали учёные с мировыми именами: востоковед Н.В. Кюнер, историк Н.Н. Степанов, этнограф Г.М. Василевич, лингвисты Т.И. Петрова и Е.П. Лебедева, тунгусовед В.И. Цинциус, археолог А.П. Окладников
Рис. 1. Ю.А. Сем
о со
го <с
_о
и многие другие. Студенты получали исследовательские навыки в научных экспедициях. В 1951 г. Ю.А. Сем работал в Дальневосточной археологической экспедиции А.П. Окладникова в Приангарье, в 1952 г. — в этнографической экспедиции на Амуре. Все годы учёбы получал именную стипендию М.Н. Покровского.
В 1953 г. Юрий Александрович и Лидия Ивановна с отличием окончили университет и были рекомендованы в университетскую аспирантуру. Однако на тот момент там было только одно вакантное место, и Семы, чтобы не разлучаться, поехали в Хабаровск. В этом городе Юрий Александрович работал учителем истории в школе, читал лекции на историческом факультете Хабаровского пединститута, Лидия Ивановна была ассистентом на кафедре языков народов Севера Хабаровского пединститута. В 1954 г. Сема по рекомендации А.П. Окладникова, который не упускал из вида своего бывшего студента, пригласили на работу во Владивосток в только что созданный отдел истории, археологии и этнографии Дальневосточного филиала СО АН СССР. Почти 25 лет жизни Ю.А. Сема будут связаны с этим научным учреждением, 17 из них он будет возглавлять этнографические исследования на Дальнем Востоке. В его лице дальневосточная этнография получила не только глубокого и разностороннего учёного, но и энергичного организатора научных исследований.
Научные интересы Ю.А. Сема определились уже в студенческие годы — историко-этнографическое изучение народов Дальнего Востока. Предметом его исследований были ульчи, удэгейцы, орочи, ороки, айны, ительмены, негидальцы, эвены, тазы, но особый интерес проявлял он к истории и культуре самого крупного на юге Дальнего Востока народа — нанайцев. Не было ни одного сколько-нибудь крупного нанайского поселения, в котором не побывал бы за годы работы Ю.А. Сем. Ранней истории нанайского народа посвящена его дипломная работа, родовой организации нанайцев — кандидатская диссертация [15; 22], различным аспектам их истории и культуры — десятки статей; своеобразным итогом исследований среди нанайцев стала фундаментальная монография об их материальной культуре [19]. ~ В монографии на основе полевых исследований, ранее неизвестных оте-
чественных и зарубежных источников, материалов центральных и местных § архивов и музеев подробно охарактеризованы все основные составляю-^ щие материальной культуры нанайцев: поселения, жилые, хозяйственные, е промысловые и ритуальные постройки, пища, утварь, пути сообщения, способы и средства передвижения, одежда и украшения. Многие архаич-< ные стороны материального быта нанайцев, описанные в работе, в настоя-§ щее время уже невозможно реконструировать. Монография содержит карго ты, редкие фотографии, этнографический словарь нанайцев, богатейшую библиографию проблемы, именной, этногеографический и предметный ^ указатели. Выполненная в лучших традициях русской классической этно-Ё графии, работа эта стала настоящим событием в этнографической науке.
Рис. 2. Ю.А. Сем среди сотрудников сектора
Глубокие знания и научный опыт Ю.А. Сема дали мощный импульс развитию этнографических исследований на Дальнем Востоке, позволили вырастить научные кадры, создать дальневосточную этнографическую школу, воспитанники которой живут и работают сегодня в различных регионах страны. Благодаря энергии и настойчивости
Ю.А. Сема в 1965 г. в Дальневосточном филиале АН СССР была создана лаборатория (позднее сектор) этнографии — первое специализированное этнографическое подразделение на Дальнем Востоке.
Результаты большой научно-организационной работы Ю.А. Сема в полной мере проявились уже к середине 1970-х гг. Численный состав сектора практически удвоился. К исследованиям были привлечены молодые специалисты, развернулась подготовка кадров через аспирантуру и институт соискательства. Кандидатские диссертации защитили в эти годы Ю.В. Аргудяева, В.Г. Ларькин, Н.В. Кочешков, Б.М. Росугбу, Ф.В. Соловьёв, Н.К. Старкова, П.Я. Гонтмахер, В.А. Тураев и другие исследователи. Вначале защиты проходили в Москве и Ленинграде. Позднее кандидатские диссертации, в том числе и по этнографии, стали защищаться в объединённом учёном совете ДВФ СО АН СССР.
Расширяются тематика и география исследований. Анализируются материальная культура и народные знания удэгейцев (А.Ф. Старцев, В.В. Под-маскин), бытовые обряды и обычаи нанайцев (Е.А. Гаер), история изучения народов Дальнего Востока в дореволюционный период (Т.С. Шульгина), англо-американская историография народов Дальнего Востока (Е.Г. Демидова), танцевальное искусство народов Приамурья и Приморья (С.Ф. Кара-банова), особенности культуры и быта рабочих из числа коренных народов Приамурья (Б.М. Малицкая), духовная культура нивхов (П.Я. Гонтмахер), декоративно-прикладное искусство монголоязычных народов (Н.В. Кочешков), семейный быт русских южного Приморья (Ю.В. Аргудяева). Экспедиционные работы охватывают весь Дальний Восток. Этнографические исследования ведутся среди эстонцев, молдаван, живущих на Дальнем Востоке, восточнославянского населения, исследуются проблемы культурного взаимодействия народов.
Значительные силы были вложены в составление библиографии по истории и культуре народов Дальнего Востока. Подготовленная картотека на русском и иностранных языках включала более 60 тыс. названий. Изучались топонимика и другие разделы ономастики. Был собран и систематизирован картографический материал XVII—XX вв., записи топонимов,
го <
сделанные путешественниками и исследователями, материалы фондов центральных и местных архивов, полевых экспедиционных исследований. В результате была составлена громадная (более 40 тыс. географических названий) картотека русских и аборигенных топонимов Приамурья, Приморья, Сахалина, Камчатки, Чукотки, Охотского побережья. Собранные материалы позволили установить различные модели образования географических названий у народов Дальнего Востока, по-новому посмотреть на многие страницы их этнической истории, выявили следы древнего расселения народов и их обособленных территориальных групп. Общая характеристика распространения географических названий Дальнего Востока, модели их образования нашли отражение в специальном сборнике статей [28] и научных отчётах сектора этнографии.
С конца 1960-х гг. проблемы изучения топонимики Дальнего Востока приобрели актуальное политическое звучание. Широкое распространение на юге региона китайских названий географических объектов рассматривалось в маоистском Китае, отношения с которым к этому времени чрезвычайно обострились, как доказательство прав Китая на советский Дальний Восток. В этих условиях весьма актуальными стали исследования истории появления и распространения китайских географических названий, их структуры и морфологического состава, классификации китайской топонимики и особенностей её трансформации. К началу 1970-х гг. был выполнен комплекс больших и сложных исследований по этой проблеме. Своеобразным их итогом можно считать «Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока», составленный и опубликованный в 1975 г. Ф.В. Соловьёвым под редакцией Ю.А. Сема [27].
В составе сектора этнографии развивались востоковедческие и филологические исследования. Изучались история и культура корейцев, китайцев, маньчжуров, монголов, бурят. Были выявлены и получили полное описание бикинский, уссурийский и сунгарийский говоры нанайского языка (Л.И.Сем) [11]. Начались исследования восточносахалинско-го диалекта нивхского языка (Г.А. Отаина), образных слов северной ветви тунгусо-маньчжурских языков (Н.Б. Киле), многонационального фольклора региона. В качестве самостоятельного направления получила развитие восточнославянская фольклористика (Л.Е. Фетисова). Организационное оформление исследований востоковедов и филологов в самостоятельные научные подразделения завершилось к началу 1970-х гг. Сектор востоковедения возглавил Ф.В. Соловьёв, сектор филологии — Л.И. Сем.
В 1970-е гг. происходит общественное признание молодой дальневосточной этнографической школы. Во многом это было связано с публи-т кацией крупных монографических исследований этнографов института. Только в 1971—1975 гг. сотрудниками сектора было опубликовано 7 монографий, около 150 научных статей, подготовлено более 50 научных отчётов. Их появление сделало Институт истории, археологии и этнографии
<
народов Дальнего Востока заметным этнографическим центром России. Открывалась возможность приступить к исследованиям с большим общественным звучанием.
Новое направление исследований было разработано Ю.А. Семом к середине 1970-х гг. Ставилась задача приступить к подготовке обобщающих трудов по истории коренных народов Дальнего Востока. Реализовать её предполагалось в рамках многотомной историко-этнографической серии «История и культура народов Дальнего Востока». Был составлен подробный план-проспект издания, предусматривающий подготовку книг по истории и культуре каждого из дальневосточных народов, а также обобщающих работ по отдельным историко-этнографическим проблемам региона. Участие в создании серии должны были принять этнографы Москвы, Ленинграда, других городов страны. Основным исполнителем Отделение истории АН СССР утвердило Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР. Подготовка историко-этногра-фической серии началась в 1976 г. и стала основным направлением деятельности дальневосточных этнографов на многие годы вперёд. К настоящему времени из печати вышло 12 книг, посвящённых истории и культуре чукчей, коряков, ительменов, эвенов, эвенков, негидальцев, нанайцев, уль-чей, нивхов, орочей, удэгейцев и тазов.
Талант этнографа особенно ярко проявлялся у Ю.А. Сема во время его многочисленных рабочих поездок. Более 20 лет он руководил Дальневосточной этнографо-филологической экспедицией. Полевые исследования велись в Приморье, Хабаровском крае, на Сахалине, Камчатке, в Магаданской области. Были собраны и введены в научный оборот богатейшие материалы по этнографии и фольклору нанайцев, ульчей, ороков, нивхов, айнов, эвенов.
Знание нанайского и ульчского позволяло Ю.А. Сему вести разговор с людьми на их родном языке. В 1950-е гг. это было особенно важно, поскольку со многими северянами старших возрастов полноценно общаться можно было только так. Без знания языка, считал Ю.А. Сем, нельзя понять особенностей традиционной культуры. Общение на родном языке сближает, повышает чувство доверия к исследователю.
Надёжным помощником Ю.А. Сема в экспедициях была жена Лидия Ивановна, в совершенстве владевшая нанайским языком. Все их поездки проходили совместно, а по мере того как подрастали дети, то и всей семьёй. В национальных сёлах чету Семов хорошо знали и считали «своими». Это открывало исследователям доступ к самым сокровенным страницам традиционной культуры, делиться которыми с посторонними обычно не принято. го
Статус «своих» позволил Ю.А. и Л.И. Семам записать в 1973 г. у уссурийских нанайцев обряд посвящения в шаманы, который проводил большой шаман Фукуй Уксумик. Интересные сведения по календарной
<
го <
обрядности были записаны от шамана Н.С. Тумали у кон-донских нанайцев. Со слов большого шамана верховских нанайцев Киле Полокто удалось восстановить ежегодный осенний обряд моления небу эджэхэ уйвэури. Нанайцы совершали его в честь верховного божества неба Боа или хозяина родовой территории Сангия мама. Полевые материалы, посвящённые станов- Рис. 3. Л.И. и Ю.А. Семы с семьёй Сайгоров лению шамана, были записаны в с. Верхняя Эконь (1972) от Н.П. и А.И. Сайгоров. Если учесть, что любые упоминания о шаманах и их деятельности в эти годы, мягко говоря, не приветствовались, станет ясно, что получить такие сведения можно было только в случае полного доверия к исследователю.
Говоря о полевых исследованиях Ю.А. Сема, следует особо выделить экспедиции к тазам и орокам. Исследования среди ороков Ю.А. и Л.И. Семы проводили в 1962—1963 гг., когда их традиционная культура ещё была фактом живой действительности, но сведения об этом небольшом народе были чрезвычайно скупы. До 1945 г. абсолютное большинство ороков проживало на Южном Сахалине и имело гражданство Японии. В СССР их численность едва достигала 150 чел., официальной статистикой они не учитывались, в научной печати о них почти ничего не говорилось.
Первостепенной задачей этнографо-лингвистической экспедиции Л.И. и Ю.А. Семов к орокам было изучение диалектов (говоров) их языка, которые к тому времени ещё реально существовали. Однако исследователи обратили внимание и на другие стороны жизни ороков. Были собраны сведения о хозяйстве, материальной и духовной культуре, родовом составе, происхождении родов, записаны фольклорные тексты. Важнейшим результатом экспедиции стало составление диалектологического орокско-русского словаря.
В настоящее время язык ороков монодиалектен и составленный Семами словарь является единственным доступным сводом лексики ныне исчезнувших говоров орокского языка. В этом качестве он может служить ценнейшим источником для исследований места орокского языка в системе тунгусо-маньчжурских языков, в области формирования орокской этнической общности, проблем взаимосвязи и взаимообусловленности языковых и социокультурных процессов.
Результаты экспедиции к орокам в своё время публиковались лишь частично. В сборнике «Общие закономерности и особенности исторического развития народов советского Дальнего Востока» [7] присутствовали
статьи «Общая характеристика орокского языка» (Л.И. Сем) и «Проблемы происхождения ороков Сахалина» (Ю.А. Сем). Материалы по языку ороков, собранные в ходе полевых исследований, были использованы при составлении сравнительного словаря тунгусо-маньчжурских языков в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР. Другие материалы ввести в научный оборот тогда не удалось. Они, в том числе и диалектологический орокско-русский словарь, были опубликованы в «Трудах» ИИАЭ ДВО РАН в 2011 г. [17].
Не меньшее значение имели исследования истории и культуры тазов, сделанные Юрием Александровичем и Лидией Ивановной. Первые поездки по местам расселения этого народа были совершены в самом начале 1960-х гг., к данной работе они неоднократно возвращались в последующем. Многолетняя экспедиционная деятельность, глубокое знание архивных документов, знакомство с результатами исследований предшественников позволили собрать уникальный фактический материал по истории формирования тазов, их хозяйству, материальной и духовной культуре, положительных знаниях, религиозных воззрениях, общественном строе. Были сделаны сотни фотографий, зарисовок, схем, характеризующих культуру и быт тазов, записаны образцы устного народного творчества. Все тазы, жившие в селениях большими группами, были опрошены по специальной анкете. Собрать такой материал сегодня уже невозможно.
Рис. 4. Л.И. и Ю.А. Семы во время экспедиции к тазам
Происхождение данной этнической группы тесно связано с маньчжуро-китайской колонизацией бывшего Уссурийского края в XIX в. В условиях чрезвычайно обострившихся на рубеже 1960—1970-х гг. отношений с Китаем любые упоминания в открытой печати об этносе с китайскими корнями не приветствовались. По этой причине собранные материалы в виде научного отчёта легли на архивную полку. Монография Ю.А. и Л.И. Семов по этнической истории, хозяйству и материальной культуре тазов была опубликована в 2001 г. [24], другие их материалы увидели
го <
свет в коллективной монографии «История и культура тазов» [4]. Без них издание этой фундаментальной работы было бы невозможным.
Из каждой своей поездки к коренным народам Дальнего Востока Ю.А. Сем привозил не только уникальные научные материалы, но и многочисленные этнографические коллекции. Сегодня они хранятся в различных музеях страны. Хабаровскому краеведческому музею передана коллекция одежды, утвари, орудий труда нанайцев. Вещественные сборы Ю.А. Сема среди тазов, удэгейцев, нанайцев Приморья положили начало этнографической экспозиции Музея археологии и этнографии ИИАЭ ДВО РАН. В Российский этнографический музей (Санкт-Петербург) от Л.И. и Ю.А. Семов поступило много вещей по шаманизму и религиозному культу: шаманский халат, пояс с подвесками, изображение духа-помощника шамана, бубен и колотушка, принадлежавшие шаманке Нэнэ Оненко из п. Диппы Хабаровского края (коллекция № 11406). Шаманские предметы, предметы религиозного культа, одежды и утвари содержат коллекция № 11430 по удэгейцам, коллекция № 11428 по ульчам. Среди ульчских предметов в собрании Российского этнографического музея особую ценность представляет редкая коллекция ритуальных деревянных ложек хуня (46 ложек) для медвежьего праздника (№ 11735/1-49). Большинство из них использовались для еды медвежьего мяса на празднике, три больших ритуальных ложки — для кормления медведя. О существовании этой коллекции у Ю.А. Сема знали, наверное, все этнографы СССР. Каждая ложка из этой коллекции с резным спирально-ленточным орнаментом представляет собой подлинное произведение искусства.
Глубокие знания Ю.А. Сема об истории и культуре коренных народов региона оказались востребованы его коллегами в других научных учреждениях Дальнего Востока. Он неоднократно избирался членом учёного совета Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева, Приморского филиала ГО СССР, оказывал им большую помощь в научной работе. Для Хабаровского краеведческого музея им была разработана экспозиция, посвящённая коренным малочисленным народам края накануне Октябрьской революции, подготовлено методическое пособие для экскурсоводов ^ по теме «Коренные народы Дальнего Востока за годы советской власти».
Приморскому краеведческому музею им. В.К. Арсеньева Ю.А. Сем разра-§ ботал план экспозиции и методические материалы по этнографии корен-^ ных народов Приморья.
% Будучи глубоким знатоком традиционной культуры малочисленных
народов, Ю.А. Сем никогда не связывал их будущее только с традицией. < Решающую роль в процессе интеграции традиционной культуры с совре-g менностью он отводил тем представителям малочисленных народов, кто го умел органично сочетать элементы традиционной культуры с новым образом жизни. Ю.А. Сем находил таких людей, всячески их поддерживал, оказывал научную, методическую и практическую помощь в развитии куль-Ё туры, науки и образования. Особенное внимание он уделял подготовке
Рис. 5. Редактирование рукописи «Нанайцы». Ю.А. Сем и редактор М. Лентина
за работой. 1972 г.
Рис. 6. Просмотр полевых материалов об искусстве нанайцев. Слева направо: В.В. Подмаскин, Ю.А. Сем, Н.В. Кочешков, Т.Б. Куцурина, Е.А. Гаер
< О-
о са 1=3
00 <
квалифицированных специалистов из числа аборигенных народов. Одна из его безусловных заслуг как руководителя этнографического подразделения — привлечение к исследованиям представителей коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Рядом с ним работали нанайцы Н.Б. Киле и Е.А. Гаер, ительменка Н.К. Старкова, эвенка И.А. Захарова, нив-хинка Г.А. Отаина.
Научные интересы Ю.А. Сема были весьма обширны. Он занимался проблемами народной медицины [14], этики и морали коренных народов, семейных отношений, этнопедагогики [12; 20]. Его серьёзно интересовала воспитательная сторона детских игр. Им собрано и описано более 50 игр разных народов. В системе народной педагогики Сем особенно ценил способность коренных народов воспитывать у молодого поколения художественный вкус, чувство цвета, гармонии.
Особая страница в творчестве Ю.А. Сема — исследования фольклора коренных народов Приамурья. Широко известны его работы по жанровой классификации нанайского фольклора [13], фольклору как историко-этно-графическому источнику [25], мифологическим представлениям о природе и человеке [18]. Юрий Александрович и Лидия Ивановна записали десятки сказок и легенд аборигенов края. Многие из них были опубликованы. Сказка «Мэргэн и его друзья» [10] в художественном оформлении заслуженного художника России Г.Д. Павлишина была переведена на десятки языков: болгарский, итальянский, венгерский, польский и многие другие. Сборник сказок «Ворон, Карась, Медведь и Лиса» [9] был удостоен 1 диплома Комитета по печати РСФСР. Известность получили сказки народов Дальнего Востока: «Геохату. Сказки ороков и негидальцев» (1974), «Волшебные чары. Нанайские сказки» (1975) и др. В сборниках «Легенды и мифы Севера» [6] и «Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока» [1] изданы ульчская сказка «Две сестры пудин», негидальская сказка «Охотник Неявкан и лягушка Эеки», орокская сказка «Удала пудин», родовые легенды нанайцев-заксоров, гейкеров и гахилов. В 1991 г. увидел свет сборник «Сказки народов Севера», созданный в соавторстве с В.В. Винокуровой [26].
Как руководитель этнографического подразделения, Ю.А. Сем вёл ~ большую научно-организационную работу: был ответственным редактором монографий, сборников статей, учебных пособий, популярных и об- § щественно-политических изданий. Под его редакцией вышло несколько томов «Трудов» Дальневосточного филиала СО АН СССР и Института ис- ^ тории, археологии и этнографии ДВО РАН, «Записок» Приморского филиала Географического общества СССР, учебное пособие «Далёкое про- < шлое Приморья», сборник документов и материалов «50 лет Советскому § Приморью. Хроника событий. 1917—1967», монографии Б.М. Росугбу го «Малые народности Примурья в 1959—1965 гг.», Н.К. Старковой «Ительмены. Материальная культура. Этнографические очерки», Ф.В. Соловьёва ^ «Китайские отходники и их географические названия в Приморье» и др. ё
Работу исследователя Ю.А. Сем сочетал с преподавательской деятельностью в Дальневосточном государственном университете. Здесь он читал курсы лекций по истории Китая и Японии, этнографии их народов.
Ю.А. Сем много внимания уделял популяризации научных исследований в средствах массовой информации. Его статьи, посвящённые исследователям Дальнего Востока, различным аспектам истории региона, регулярно появлялись на страницах местных газет — «Боевой вахты», «Красного знамени», «Тихоокеанской звезды», «Советского краболова», «Дальневосточного моряка», журнала «Дальний Восток». Он принимал активное участие в подготовке к печати сочинений В.К. Арсеньева, опубликовал очерки о жизни и творчестве исследователей Дальнего Востока Л.И. Шренка, Н.М. Пржевальского, Р.К. Маака, К. Максимовича, А. Будищева, В.Л. Комарова, А. Миддендорфа и др. [16; 23].
В последние годы жизни Юрий Александрович много сотрудничал с журналом «Северные просторы», с российским энциклопедическим изданием на русском и английском языках «Северная энциклопедия», публикуя в ней популярные статьи по народам Дальнего Востока [8]. В «Контак-тологическом энциклопедическом словаре-справочнике», посвященном взаимосвязям языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с русским языком, опубликованы их с Лидией Ивановной статьи по нанайско-русским и орокско-русским языковым связям [5].
Ю.А. Сем активно участвовал в работе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры СССР, на протяжении ряда лет входил в состав его Центрального совета. Особый интерес проявлял он к памятникам истории и культуры народов Дальнего Востока: фиксировал местонахождение (наскальные изображения на р. Кия, у с. Шереметьево на Уссури, писаницы Сикачи-Аляна), давал подробное описание, внёс большой вклад в подготовку свода памятников и памятных мест Приморского края. Служебные записки Ю.А. Сема о состоянии памятников истории и культуры в Приморье во многом изменили отношение местных властей к этой проблеме.
Широта научных интересов Ю.А. Сема не могла не отразиться на его ~ разнообразных научных контактах с коллегами. С ним тесно сотрудничали не только историки, этнографы, лингвисты и археологи, но и био-§ логи, химики, географы. Известны совместные публикации Ю.А. Сема ^ с А.И. Крушановым, Э.В. Шавкуновым, Ж.В. Андреевой, В.Г. Щебеньковым, е В.А. Зибаревым, В.В. Лешкевичем и другими известными исследователями. С доктором медицины И.И. Брехманом была написана статья «Этно-< фармакологическое исследование психоактивных средств малых народов § Сибири и Дальнего Востока», изданная на английском языке в медицин-т ском центре Калифорнийского университета в США (1967).
Работы Ю.А. Сема хорошо известны зарубежным коллегам. Он уча-^ ствовал в работе VII Международного конгресса этнографических и астроид пологических наук, Московского международного конгресса историков,
Канадско-советского симпозиума по проблемам подготовки учителей для коренных народов и других международных конференций, со многими зарубежными коллегами поддерживал постоянные научные контакты. Обширную переписку вёл он с венгерским учёным В. Диосэги по расшифровке шаманских текстов. С Юрием Александровичем и Лидией Ивановной активно сотрудничал японский исследователь орокского языка профессор Дзиро Икегами. Контакты с зарубежными учёными особенно расширились после возвращения Ю.А. и Л.И. Семов в Ленинград, который в отличие от «закрытого» Владивостока был вполне доступен для визитов иностранцев. Здесь они неоднократно принимали гостей из Финляндии, Канады, США, Японии, встречались с венгерским шаманологом М. Хоппалой, немецким тунгусоведом К.Х. Менгесом, французским исследователем народов Арктики Ж. Малори и др.
Перу Ю.А. Сема принадлежит более 350 научных работ — книг, статей, рецензий, обзоров, публикаций фольклорных текстов. Однако этим его научная деятельность не исчерпывается. Публикация «продукции» учёных во все времена была достаточно непростым делом. Нередко всё заканчивалось так называемым научным отчётом, который становился частью архива. В виде рукописей и отчётов в архивах хранится более 30 работ Ю.А. Сема. Наиболее полное их «собрание» находится в научных архивах ДВО РАН и Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Здесь хранятся научные отчёты, посвящённые различным проблемам истории освоения российского Дальнего Востока, этногенезу и этнической истории его народов, социалистическому строительству в национальных регионах. Среди них — «Историко-этнографические очерки народностей советского Дальнего Востока» [НА ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 20; 31]; «Из ранней истории племён южной части советского Дальнего Востока» [НА ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 21. Д. 25]; «Родовая организация нанайцев» [НА ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 7]. Неизданные результаты исследований Ю.А. Сема имеются в архивах Хабаровского краеведческого музея, Приморского филиала ГО СССР (Общество изучения Амурского края), других научных учреждений страны.
В 1978 г. Ю.А. Сем с семьёй возвращается в родной Ленинград, что было обусловлено избранием Л.И. Сем старшим научным сотрудником Ленин- ~ градского отделения Института языкознания АН СССР, где ей предстояло возглавить разработку одной из тем государственного задания. Ю.А. Сем § стал работать в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена заведующим кафедрой языка, фольклора и литературы на- е родов Крайнего Севера, читал курсы по истории и культуре народов Севера, языку и фольклору нанайцев и ульчей, обучал студентов-северян основам < научной деятельности. Богатый опыт и знания учёного способствовали § дальнейшему развитию факультета народов Севера ЛГПИ. С его приходом го значительно возросло число преподаваемых в институте языков коренных народов, была открыта новая кафедра — традиционной культуры и исто- ^ рии народов Крайнего Севера, обновились учебные планы и программы ё
обучения, начали регулярно издаваться сборники трудов сотрудников кафедры. В 1990 г. во Владивостоке, в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, где 35 лет назад начинался путь Ю.А. Сема в науку, он защитил докторскую диссертацию [21].
С работой Ю.А. и Л.И. Семов в Ленинграде связана ещё одна малоизвестная страница их научного творчества — разработка удэгейского алфавита на основе русской графики. Долгие годы удэгейский язык считался бесписьменным. Удэгейская письменность, разработанная на латинской графике в начале 1930-х гг. Е.Р. Шнейдером, просуществовала недолго. На русскую графическую основу она не была переведена, что во многом определило и отказ от преподавания удэгейского языка в школах. Попытки разработать удэгейскую письменность на основе русской графики стали осуществляться лишь в 80-е гг. XX в. Одна из них принадлежит Ю.А. и Л.И. Семам. Они разработали удэгейский алфавит на русской графической основе в начале 1980-х гг. Тогда же был подготовлен словарь удэгейского языка, в который вошло около 20 тыс. слов [2, с. 170]. Сегодня этот алфавит больше известен специалистам как «петербургский» и используется главным образом для более точного отражения фонетической структуры удэгейского языка.
Юрия Александровича Сема нет с нами уже более 25 лет, но его научное наследие живо и не теряет своего значения в наши дни. Жива и светлая память об этом человеке — прекрасном учёном, создавшем свои лучшие труды в стенах Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, внёсшего значительный вклад в дело изучения истории и культуры народов Дальнего Востока.
го <
ЛИТЕРАТУРА
1.Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока. Красноярск: Кн. изд-во, 1989. 494 с.
2. Гашилов А.И. Сем Юрий Александрович // Учёные-североведы: Сборник био-библиографических очерков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 170—174.
3. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма. М.: Наука, 1991. 471 с.
4. История и культура тазов: историко-этнографические очерки (вторая половина XIX — начало XXI в.) / отв. ред. А.Ф. Старцев. Владивосток: Дальнаука, 2019. 416 с.
5. Контактологический энциклопедический словарь-справочник. Вып. 1. Северный регион. Языки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в контактах с русским языком. М.: Азъ, 1994. 310 с.
6. Легенды и мифы Севера. М.: Современник, 1985. 400 с.
7. Общие закономерности и особенности исторического развития народов советского Дальнего Востока (с древнейших времён до наших дней). Владивосток: [б. и.], 1965. 100 с.
8. Северная энциклопедия. М.: Европейские издания: Северные просторы, 2004. 1196 с.
9. Сем Л.И. Ворон, Карась, Медведь и Лиса: нанайская сказка. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1968. 16 с.
10. Сем Л.И. Мэргэн и его друзья: Нанайская сказка / запись и обработка Л.И. Сем и Ю.А. Сем; рис. Г. Павлишина. Хабаровск: Кн. изд-во, 1968. 31 с.
11. Сем Л.И. Очерки диалектов нанайского языка. Бикинский (уссурийский) диалект. Л.: Наука, 1976. 212 с.
12. Сем Ю.А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 126—139.
13. Сем Ю.А. Жанровая классификация фольклора нанайцев // Фольклор и этнография народов Севера. Л., 1986. С. 30—51.
14. Сем Ю.А. Изучение народной медицины в ДВНЦ АН СССР // Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 26—29.
15. Сем Ю.А. Историческая этнография нанайцев: родовая организация и её трансформации (по материалам XIX — начала XX в.). СПб.: Контраст, 2018. 308 с.
16. Сем Ю.А. Леопольд Иванович Шренк (1826—1894). Жизнь и деятельность исследователя Приамурья, Приморья и Сахалина. Южно-Сахалинск: Ин-т наследия Бронислава Пилсудского; Сах. книж. изд-во, 2003. 127 с.
17. Сем Ю.А., Сем Л.И., Сем Т.Ю. Материалы по традиционной культуре, фольклору и языку ороков. Диалектологический орокско-русский словарь. Владивосток: Дальнаука, 2011. 156 с. (Труды ИИАЭ ДВО РАН. Т. 14. Этнографические исследования).
18. Сем Ю.А. Мифологические представления нанайцев о природе и человеке // Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 30—44.
19. Сем Ю.А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX —середина XX в.): Этнографические очерки. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1973. 314 с.
20. Сем Ю.А Пережитки материнского рода у нанайцев // Труды ДВФ СО АН СССР. Владивосток, 1961. Т. 2. С. 203—220.
21. Сем Ю.А. Проблемы истории народностей южной части русского Дальнего Востока (XVII в. — 1917): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Владивосток: Наука, 1989. 38 с.
22. Сем Ю.А. Родовая организация нанайцев (XVII — начало XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: ИЭ АН СССР, 1959. 18 с.
23. Сем Ю.А. Русские востоковеды — исследователи малых народов русского Дальнего Востока //Материалы по истории Дальнего Востока. Владивосток, 1974. С. 148—162.
24. Сем Ю.А., Сем Л.И. Тазы: этническая история, хозяйство и материальная культура (XIX—XX вв.). Владивосток: Дальнаука, 2001. 172 с. (Труды ИИАЭ ДВО РАН. Т. 14. Этнографические исследования).
25. Сем Ю.А. Фольклор народностей Приамурья и Приморья как историко-этно-графический источник // Фольклор народов Севера СССР: сб. науч. тр. Л., 1980.
С. 3—19. ~
26. Сказки народов Севера / сост. В. Винокурова, Ю. Сем; художник А. Гусаров. Л.: Просвещение, 1991. 336 с. ^
27. Соловьёв Ф.В. Словарь китайских топонимов на территории советского Дальне- S. го Востока / отв. ред. Ю.А. Сем. Владивосток, 1975. 223 с. g
28. Филология народов Дальнего Востока (ономастика). Владивосток, 1977. 124 с. §
29. НА ДВО РАН (Научный архив ДВО РАН).
REFERENCES ^
го
1. Antologiya fol'klora narodnostey Sibiri, Severa i Dal'nego Vostoka [Anthology of Folklore of the Peoples of Siberia, the North and the Far East]. Krasnoyarsk, Kn. izd-vo EJ Publ., 1989, 494 p. (In Russ.) £
2. Gashilov A.I. Sem Yuriy Aleksandrovich [Sem Yuriy Aleksandrovich]. Uchenye-severovedy: Sbornik bio-bibliograficheskikh ocherkov [Scientists of the North: Collection of Bio-bibliographic Essays]. Saint Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2001, pp. 170-174. (In Russ.)
3. Istoriya Dal'nego Vostoka SSSR v epokhu feodalizma i kapitalizma [History of the Far East of the USSR in the Era of Feudalism and Capitalism]. Moscow, Nauka Publ., 1991, 471 p. (In Russ.)
4. Istoriya i kul'tura tazov: istoriko-etnograficheskie ocherki (vtoraya polovina XIX — nachalo XXI v.) [History and Culture of the Taz: Historical and Ethnographic Essays (Second Half of the 19th — Early 21st Century)]. Executive ed. A.F. Startsev. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2019, 416 p. (In Russ.)
5. Kontaktologicheskiy entsiklopedichekiy slovar'-spravochnik. Vyp. 1. Severnyy region. Yazyki narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v kontaktakh s russkim yazykom [Contactological Encyclopedic Dictionary-Reference Book. Iss. 1. Northern Region. The Languages of the Peoples of the North, Siberia and the Far East in Contact with the Russian Language]. Moscow, Az" Publ., 1994, 310 p. (In Russ.)
6. Legendy i mify Severa [Legends and Myths of the North]. Moscow, Sovremennik Publ., 1985, 400 p. (In Russ.)
7. Obshchie zakonomernosti i osobennosti istoricheskogo razvitiya narodov sovetskogo Dal'nego Vostoka (s drevneyshikh vremen do nashikh dney) [General Patterns and Features of the Historical Development of the Peoples of the Soviet Far East (from Ancient Times to the Present Day)]. Vladivostok, 1965, 100 p. (In Russ.)
8. Severnaya entsiklopediya [Northern Encyclopedia]. Moscow, Evropeyskie izdaniya: Severnye prostory Publ., 2004, 1196 p. (In Russ.)
9. Sem L.I. Voron, Karas', Medved' i Lisa: nanayskaya skazka [Raven, Crucian Carp, Bear and Fox: Nanai Tale]. Vladivostok, Dal'nevostochnoe kn. izd-vo Publ., 1968, 16 p. (In Russ.)
10. Sem L.I. Mergen i ego druz'ya: Nanayskaya skazka [Mergen and His Friends: Nanai Fairy Tale]. Record and reviewing by L.I. Sem and Yu.A. Sem, drawings by G. Pav-lishin. Khabarovsk, Kn. izd-vo Publ., 1968, 31 p. (In Russ.)
11. Sem L.I. Ocherki dialektov nanayskogo yazyka. Bikinskiy (ussuriyskiy) dialekt [Essays on the Dialects of the Nanai Language. Bikin (Ussuri) Dialect]. Leningrad, Nauka Publ., 1976, 212 p. (In Russ.)
12. Sem Yu.A. Vospitanie detey v traditsionnoy kul'ture nanaytsev [Raising Children in the Traditional Culture of the Nanai]. Traditsionnoe vospitanie detey u narodov Sibiri [Traditional Education of Children among the Peoples of Siberia]. Leningrad, 1988, pp. 126—139. (In Russ.)
_ 13. Sem Yu.A. Zhanrovaya klassifikatsiya fol'klora nanaytsev [Genre Classification js of Nanai Folklore]. Fol'klor i etnografiya narodov Severa [Folklore and Ethnography
„1 of the Peoples of the North]. Leningrad, 1986, pp. 30—51. (In Russ.)
g 14. Sem Yu.A. Izuchenie narodnoy meditsiny v DVNTs AN SSSR [Study of Folk Medicine in the Far East Scientific Center of the Academy of Sciences of the USSR]. Etnogra-| ficheskie aspekty izucheniya narodnoy meditsiny [Ethnographic Aspects of the Study
of Folk Medicine]. Leningrad, 1975, pp. 26—29. (In Russ.) < 15. Sem Yu.A. Istoricheskaya etnografiya nanaytsev: rodovaya organizatsiya i ee trans-formatsii (po materialam XIX — nachala XX v.) [Historical Ethnography of the Nanai: Tribal Organization and Its Transformations (Based on Materials from the 19th — Ear-§ ly 20th Centuries)]. Saint Petersburg, Kontrast Publ., 2018, 308 p. (In Russ.)
16. Sem Yu.A. Leopol'dIvanovich Shrenk(1826—1894). Zhizn' i deyatel'nost' issledovate-gj lya Priamur'ya, Primor'ya i Sakhalina [Leopold Ivanovich Schrenk (1826—1894).
Life and Work of the Researcher of the Amur Region, Primorye and Sakhalin].
Yuzhno-Sakhalinsk, In-t naslediya Bronislava Pilsudskogo, Sakh. knizh. izd-vo Publ., 2003, 127 p. (In Russ.)
17. Sem Yu.A., Sem L.I., Sem T.Yu. Materialy po traditsionnoy kul'ture, fol'kloru i yazy-ku orokov. Dialektologicheskiy oroksko-russkiy slovar' [Materials on Traditional Culture, Folklore and Language of the Oroks. Dialectological Orok-Russian Dictionary]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2011, 156 p. (Trudy IIAE DVO RAN. T. 14. Etnogra-ficheskie issledovaniya [Proceedings of IHAE FEB RAS. Vol. 14 Ethnographic Research]). (In Russ.)
18. Sem Yu.A. Mifologicheskiye predstavleniya nanaytsev o prirode i cheloveke [Mythological Concepts of the Nanai about Nature and Man]. Genezis i evolyutsiya et-nicheskikh kul'tur Sibiri [Genesis and Evolution of Ethnic Cultures of Siberia]. Novosibirsk, 1986, pp. 30-44. (In Russ.)
19. Sem Yu.A. Nanaytsy. Material'naya kul'tura (vtoraya polovina XI — seredina XX v.): Etnograficheskiye ocherki [Nanai. Material Culture (Second Half of the 19th — Middle 20th Century): Ethnographic Essays]. Vladivostok, DVNTs AN SSSR Publ., 1973, 314 p. (In Russ.)
20. Sem Yu.A Perezhitki materinskogo roda u nanaytsev [Remnants of the Maternal Clan among the Nanais]. Trudy DVF SO AN SSSR [Proceedings of the Far Eastern Branch of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences]. Vladivostok, 1961, vol. 2, pp. 203—220. (In Russ.)
21. Sem Yu.A. Problemy istorii narodnostey yuzhnoy chasti russkogo Dal'nego Vostoka (XVII v. — 1917): avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Problems of the History of Nationalities in the Southern Part of the Russian Far East (17th Century — 1917): Doctoral Thesis Abstract in History]. Vladivostok, Nauka Publ., 1989, 38 p. (In Russ.)
22. Sem Yu.A. Rodovaya organizatsiya nanaytsev(XVII — nachalo XX vv.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The Tribal Organization of the Nanai (17th — Early 20th Centuries): PhD Thesis Abstract in History]. Leningrad, IE AN SSSR Publ., 1959, 18 p. (In Russ.)
23. Sem Yu.A. Russkie vostokovedy — issledovateli malykh narodov russkogo Dal'nego Vostoka [Russian Orientalists — Researchers of Small Peoples of the Russian Far East]. Materialy po istorii Dal'nego Vostoka [Materials on the History of the Far East]. Vladivostok, 1974, pp. 148—162. (In Russ.)
24. Sem Yu.A., Sem L.I. Tazy: etnicheskaya istoriya, khozyaystvo i material'naya kul'tura (XIX—XX vv.) [Tazy: Ethnic History, Economy and Material Culture (19th—20th Centuries)]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2001, 172 p. (Trudy IIAE DVO RAN. T. 14. Etno-graficheskie issledovaniya [Proceedings of IHAE FEB RAS. Vol. 14. Ethnographic Research]). (In Russ.)
25. Sem Yu.A. Fol'klor narodnostey Priamur'ya i Primor'ya kak istoriko-etnografiches-kiy istochnik [Folklore of the Peoples of the Amur and Primorye as a Historical and Ethnographic Source]. Fol'klor narodov Severa SSSR: sb. nauch. tr. [Folklore of the Peoples of the North of the USSR: Proceedings]. Leningrad, 1980, pp. 3—19. (In Russ.)
26. Skazki narodov Severa [Tales of the Peoples of the North]. Compl. by V. Vinokuro-va, Yu. Sem, drawings by A. Gusarov. Leningrad, Prosveshchenie Publ., 1991, 336 p. (In Russ.)
27. Solov'yev F.V. Slovar' kitayskikh toponimov na territorii sovetskogo Dal'nego Vostoka [Dictionary of Chinese Toponyms on the Territory of the Soviet Far East]. Vladivostok, 1975, 223 p. (In Russ.)
28. Filologiya narodov Dal'nego Vostoka (onomastika) [Philology of the Peoples of the Far East (Onomastics)]. Vladivostok, 1977, 124 p. (In Russ.)
Дата поступления в редакцию 11.01.2020
го <