Научная статья на тему 'Юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации'

Юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / BANKRUPTCY / CREDIT ORGANIZATION / FINANCIAL RECOVERY / LEGAL FACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самохвалова Анна Юрьевна

В статье рассмотрена юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации. Рассмотрены элементы юридического состава, лежащие в основе возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and factual side of the mechanism of legal regulation of financial recovery of a credit institution

The article deals with the legal and factual side of the mechanism of legal regulation of financial recovery of a credit institution. The elements of the legal composition underlying the emergence of legal relations for the financial recovery of credit institutions are considered.

Текст научной работы на тему «Юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации»

Самохвалова Анна Юрьевна

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,

г. Саратов (e-mail: info@12aas.arbitr.ru)

Юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации

В статье рассмотрена юридико-фактическая сторона механизма правового регулирования финансового оздоровления кредитной организации. Рассмотрены элементы юридического состава, лежащие в основе возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, финансовое оздоровление, юридические факты.

A.Yu. Samokhvalova, the Twelfth Arbitration Appeal Court, Saratov; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

Legal and factual side of the mechanism of legal regulation of financial recovery of a credit institution

The article deals with the legal and factual side of the mechanism of legal regulation of financial recovery of a credit institution. The elements of the legal composition underlying the emergence of legal relations for the financial recovery of credit institutions are considered.

Key words: bankruptcy, credit organization, financial recovery, legal facts.

В основе возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации лежит сложный юридический состав, которому не уделяется достаточного внимания в научной юридической литературе. Между тем в правоприменительной практике возникает целый ряд сложностей в установлении и юридической квалификации подобных сложных составов. В связи с этим представляется актуальным, научно и практически значимым детальное рассмотрение содержания юридического состава, лежащего в основе исследуемых отношений. Для решения указанной исследовательской задачи необходимо изучить каждый факт юридического состава в отдельности.

Так, М.М. Агарков в свое время справедливо отмечал, что «оперируя целой совокупностью юридических фактов, не подразделяя ее на отдельные элементы - юридические факты, мы увеличиваем риск включения в юридический состав тех фактов, которые не являются в нем необходимыми, или, наоборот, упустим из поля зрения явление, значимое с точки зрения права» [1, с. 80]. Факты, входящие в юридический состав, выступают элементами этого юридического состава. Исходя из этого, представляется методологически целесообразным рассмотреть юридический состав, лежащий в основе возникновения правоотношений по финансо-

вому оздоровлению кредитной организации, с точки зрения «поэлементного» подхода.

Анализ законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций позволяет заключить, что элементами юридического состава, лежащего в основе возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитных организаций, выступают основания, отражающие неплатежеспособность кредитной организации, поименованные в ст. 189.10 Закона о банкротстве, и решения уполномоченных субъектов.

Юридические факты-основания, отражающие неплатежеспособность кредитной организации, как элементы юридического состава возникновения правоотношения финансового оздоровления кредитной организации. В юридической доктрине справедливо отмечается, что «меры по финансовому оздоровлению кредитной организации применяются с момента выявления признаков "проблемности" кредитной организации и до начала процедур несостоятельности (банкротства)» [2, с. 72]. Не вызывает сомнений тезис о том, что восстановление платежеспособности - это не устранение признаков банкротства, а устранение признаков предбанкротного состояния кредитной организации, т.е. именно оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации [3, с. 62].

233

В качестве оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации Закон о банкротстве в ст. 189.10 называет следующие:

1) кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) кредитная организация допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4) кредитная организация нарушает любой из нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, установленный Банком России [4];

5) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на десять процентов;

6) кредитная организация допускает уменьшение величины собственных средств(капитала) [5] по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Очевидно, что система оснований для применения мер по предупреждению банкротства

кредитных организаций в целом и мер по финансовому оздоровлению кредитной организации в частности является центральным звеном всего комплекса предупреждающих банкротство кредитных организаций процедур. В связи с этим представляется целесообразным предпринять попытку классификации указанных оснований, являющихся юридическими фактами, влекущими возникновение правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В юридической литературе справедливо констатируется, что в зависимости от субъекта, инициирующего финансовое оздоровление кредитной организации, такая мера по предупреждению банкротства банков может быть «добровольной» (по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации) либо «принудительной» (по инициативе Банка России) [6, с. 122].

И.С. Михайленко предлагает следующее деление оснований для принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации: «первую группу образуют основания, являющиеся побудительными мотивами к добровольному либо принудительному осуществлению мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; вторая группа представляет собой сочетание экономических и административных оснований для проведения операций по финансовому оздоровлению кредитной организации» [7, с. 42].

На наш взгляд, в основу классификации оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитных организаций следует положить отраслевой признак. Отметим, что критерий такой классификации в некоторой степени носит условный характер, однако позволяет дать полную характеристику юридических фактов-оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

Все пять оснований, перечисленные в ст. 189.10 Закона о банкротстве, могут быть классифицированы по отраслевому признаку на следующие: 1) гражданско-правовые (не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корре-

234

спондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации), 2) административно-правовые (нарушает любой из нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, установленный Банком России; нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на десять процентов) и 3) финансово-правовые (допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России).

Как верно констатируется в научной литературе, для движения любого правоотношения требуется наличие завершенного юридического состава [8, с. 49]. Факт наличия одних лишь оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации, перечисленных в ст. 189.10 Закона о банкротстве, явно недостаточен для того, чтобы этот факт стал именно юридическим фактом, влекущим возникновение правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации. О.С. Иоффе писал: «при наступлении некоторых или хотя бы даже одного из фактов, являющихся элементами юридического основания права, могут наступить известные, хотя и незавершенные, правовые последствия» [9, с. 123].

С нашей точки зрения, наличие оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации само по себе не порождает никаких юридических последствий для правоотношения, на движение которого они направлены. Указанные основания лишь постольку порождают юридическую связанность, поскольку они являются

самостоятельными юридическими фактами, предусмотренными специальными нормами права, регулирующими порядок принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Возникшее в связи с наличием оснований, содержащихся в ст. 189.10 Закона о банкротстве, правоотношение имеет своим содержанием не те права и обязанности, которые возникнут в связи с осуществлением мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а лишь права и обязанности по принятию уполномоченными органами решения о введении мер по предупреждению банкротства, в том числе и финансового оздоровления.

В этой плоскости основания, предусмотренные в ст. 189.10 Закона о банкротстве, являются юридическими фактами, достаточными для принятия соответствующими субъектами правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации предусмотренных законом управленческих решений. Иначе говоря, мы здесь имеем самостоятельный юридический факт, содержание которого исчерпывается наличием одних лишь оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Для правоотношения по финансовому оздоровлению кредитной организации, на движение которого и направлены основания, предусмотренные ст. 189.10 Закона о банкротстве, юридическая значимость этих оснований может быть выяснена лишь после наступления всех необходимых условий, т.е. после завершения юридического состава. Таким образом, в данном случае незавершенная часть юридического состава - возникновение оснований, предусмотренных ст. 189.10 Закона о банкротстве, - никаких юридических последствий, хотя и «незавершенных», не порождает. Юридическая значимость этих оснований самих по себе лежит в плоскости отношений по принятию решений уполномоченных субъектов, но не в плоскости того правоотношения, на которое они направлены.

Анализ оснований, предусмотренных ст. 189.10 Закона о банкротстве, позволяет заключить, что они с субстанционально-содержательной стороны характеризуют экономическое состояние кредитной организации. Следовательно, основания, предусмотренные для принятия мер по предупреждению банкротства, - это правоподготавливающие «потенциально-юридические» факты незавершенного юридического состава.

Юридические факты-решения уполномоченных субъектов как элементы юридического состава возникновения правоотношения финан-

235

сового оздоровления кредитной организации. Обратим внимание, что установление наличия исключительно одних оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, названных в ст. 189.10 Закона о банкротстве, для реализации механизма финансового оздоровления кредитной организации явно недостаточно: кроме оснований требуется волеизъявление какого-либо субъекта правоотношений по финансовому оздоровлению, которое совместно с основаниями составляет сложный юридический состав, необходимый для возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации. Такое волеизъявление, именуемое нами «решением уполномоченного субъекта», выступает правоустанавливающим юридическим фактом, который, наряду с основаниями, предусмотренными ст. 189.10 Закона о банкротстве, составляет тот самый юридический состав, влекущий возникновение правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации.

С точки зрения классификации юридических фактов решение уполномоченного субъекта - это юридический акт, т.е. правомерное действие лица, направленное на движение конкретных правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации. Систематизируем многообразие таких решений, которые с точки зрения банкротного законодательства могут образовывать исследуемый юридический состав.

В соответствии с п. 4 ст. 189.9 Закона о банкротстве кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), руководитель кредитной организации, признаваемый таковым в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - руководитель кредитной организации), в случае возникновения оснований, указанных в ст. 189.10 настоящего Федерального закона, обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

В свою очередь, в соответствии с п. 5 этой же статьи Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных ст. 189.10 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией.

Таким образом, в качестве элемента юридического состава, влекущего возникновение правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации, может быть решение одного из следующих субъектов: кредитной организации; учредителей (участников) кредитной организации; членов совета директоров (наблюдательного совета); руководителя кредитной организации; Банка России.

Поскольку решение о принятии мер по финансовому оздоровлению кредитной организации может быть принято любым из уполномоченных субъектов правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации, постольку элементом юридического состава, влекущего одни и те же правовые последствия в виде принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, могут быть решения разных уполномоченных субъектов. В теории права такие юридические составы, которые отличаются по содержанию, но абсолютно тождественны по последствиям, принято называть альтернативными. Таким образом, в зависимости от того, какое именно из оснований, перечисленных в ст. 189.10 Закона о банкротстве, наступило, и в зависимости от того, какой из субъектов исследуемых правоотношений принял решение о введении процедуры финансового оздоровления кредитной организации, в основе правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации лежат два и более юридических составов, влекущих самостоятельно одно и то же юридическое последствие и именуемых альтернативными.

Юридические факты, влекущие прекращение правоотношения финансового оздоровления кредитной организации. По замечанию О.А. Красавчикова, «прекращение правоотношения является своеобразным антиподом его возникновения. Оно разрывает правовую связь субъектов - должник не обязан, а веритель не может требовать определенного поведения. Права и обязанности отпадают» [10, с. 129]. Прекращение правоотношения по финансовому оздоровлению кредитной организации есть необходимый и ожидаемый юридический результат, к которому стремятся субъекты этих правоотношений. Нельзя не отметить, что наступление такого результата всегда связано с действием определенного юридического факта [11, с. 17]. Однако прекращение правоотношения «не может расцениваться в качестве юридического факта» [12, с. 4] в силу того, что само является «неотвратимым юридическим последствием при наличии юридического факта, служащего его предпосылкой» [13, с. 33].

236

Д.М. Мейер в свое время отмечал, что юридические факты в зависимости от содержания необходимо подразделять на положительные и отрицательные [14, с. 119]. Интересно замечание О.А. Красавичкова на этот счет: «...как ни странно, в нашей советской литературе по гражданскому праву категория положительных и отрицательных юридических фактов оказалась преданной забвению, и сейчас о ней упоминают только процессуалисты» [10, с. 145].

На наш взгляд, юридическими фактами, лежащими в основе прекращения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации, следует считать отсутствие оснований, предусмотренных ст. 189.10 Закона о банкротстве. То есть по достижении цели правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации - восстановлению ее платежеспособности - потребность в принятии специальных экономических и юридических механизмов, направленных на повышение ликвидности активов кредитной организации, отпадает. Следовательно, правоотношение по финансовому оздоровлению кредитной организации следует признать завершенным. Как видим, в основе прекращения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации лежат отрицательные юридические факты, т.е. отсутствие оснований, предусмотренных в ст. 189.10 Закона о банкротстве.

Однако весьма вероятна обратная ситуация, при которой меры по предупреждению банкротства в виде финансового оздоровления, предпринятые кредитной организацией, не оказались эффективными. В таком случае необходимо говорить о принципиально иных юридических фактах, лежащих в основе прекращения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации. Поскольку меры по финансовому оздоровлению кредитной организации не позволили достичь восстановления платежеспособности кредитной организации, постольку основания, предусмотренные ст. 189.10 Закона о банкротстве, продолжают быть актуальными, а следовательно, согласно п. 2 ст. 189.9 Закона о банкротстве кредитная организация по-прежнему вправе прибегнуть к использованию иных мер по предупреждению банкротства.

Во-первых, при наличии оснований, предусмотренных ст. 189.26 Закона о банкротстве, Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией. К числу таких оснований Закон о банкротстве относит следующие:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на тридцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на двадцать процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

6) Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;

7) Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым п. 3 ст. 189.49 Закона о банкротстве, также Советом директоров Банка России) утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Во-вторых, в случае неплатежеспособности кредитной организации по основаниям, указанным в подп. 1-3 ст. 189.26 Закона о банкротстве, по решению кредитной организации либо по требованию Банка России может быть осуществлена реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения.

Наконец, в-третьих, правоотношения по финансовому оздоровлению кредитной организации прекращаются в результате вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения

237

конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Как видим, во всех указанных выше трех случаях основания прекращения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации соответствуют основаниям возникновения новых правоотношений: в первом случае - правоотношений по принятию мер по предупреждению банкротства кредитной организации с участием временной администрации; во втором случае - правоотношений по реорганизации кредитной организации как одной из форм досудебной санации кредитной организации; в третьем случае - правоотношения процессуального характера, связанные в признанием кредитной организации несостоятельной (банкротом).

С учетом вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы. Элементами юридического состава, лежащего в основе возникновения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитных организаций, выступают основания, отражающие неплатежеспособность кредитной организации, и решения уполномоченных субъектов (кредитной организации; учредителей

1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940.

2. Комаров В. С. Гражданско-правовые средства предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2006.

3. Сингур О. И. Правовые аспекты восстановления платежеспособности кредитных организаций: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

4. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. № 180-И (вместе с «Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера», «Методикой расчета кредитного риска по ПФИ», «Методикой определения уровня риска по синдицированным ссудам», «Порядком расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по сделкам, совершаемым на возвратной основе», «Методикой расчета риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента», «Порядком распределения прибыли (части прибыли)») // Вестн. Банка России. 2017. № 65-66.

(участников) кредитной организации; членов совета директоров (наблюдательного совета); руководителя кредитной организации; Банка России). В зависимости от того, какое именно из оснований наступило и какой из субъектов принял решение, в основе правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации лежат два и более альтернативных юридических состава, влекущих самостоятельно одно и то же юридическое последствие -принятие мер по предупреждению банкротства кредитной организации. В основе прекращения правоотношений по финансовому оздоровлению кредитной организации в зависимости от последствий такого оздоровления могут лежать: 1) в случае восстановления платежеспособности кредитной организации - отрицательные юридические факты (отсутствие оснований для принятия мер предупреждения банкротства); 2) в случае невосстановления платежеспособности кредитной организации в результате ее финансового оздоровления -положительные юридические факты (назначение временной администрации; реорганизация; решение о признании банкротом и об открытии конкурсного производства; назначение ликвидатора).

1. Agarkov M.M. Obligation for the Soviet civil law. Moscow, 1940.

2. Komarov US. Civil warning facilities of insolvency (bankruptcy) of credit institutions: diss. ... Candidate of Law. Kolomna, 2006.

3. Singur O.I. Legal aspects of restoration of solvency of credit institutions: diss. . Candidate of Law. Moscow, 2008.

4. About obligatory standards of banks: instruction of the Bank of Russia d.d. June 28, 2017 № 180-I (together with «A method of calculation of credit risk according to conditional obligations of credit character», «A method of calculation of credit risk on PFI», «A technique of determination of risk level on the syndicated loans», «A procedure of payments of the standard of the maximum extent of risk on one borrower or group of the connected borrowers (H6) on the transactions made on a returnable basis», «A method of calculation of risk of change of cost of the credit requirement as a result of deterioration in credit quality of the contractor», «Order of distribution of profit (part of profit)») // Bull. of Bank of Russia. 2017. № 65-66.

5. Provision on a technique of determination of size of own means (capital) of credit institutions («Basel III»): approved by the Bank of Russia on

238

5. Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»): утв. Банком России 28 дек. 2012 г. № 395-П (в ред. от 4 авг. 2016 г.) // Вестн. Банка России. 2013. № 11.

6. Логачев О.Е. Правовые проблемы банкротства кредитных организаций: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

7. Михайленко И.С. Правовые проблемы предупреждения банкротства кредитных организаций: дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

8. Новицкий И. Б. Сделки, исковая давность, том курса советского гражданского права. М., 1954.

9. Иоффе О. С. Правоотношения по советскому гражданскому праву. Л., 1949.

10. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: избр. тр.: в 2 т. М., 2005. Т. 2.

11. Рожкова М.А. Юридические факты гражданского и процессуального права: соглашения о защите прав и процессуальные соглашения. М., 2009.

12. Егорова М.А. Правовая природа основания прекращения обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 12. С. 3-13.

13. Иванова З.Д. Юридические факты и возникновение субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1980. № 2. С. 31-39.

14. Мейер Д.М. Русское гражданское право. По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. М., 2003.

Dec. 28, 2012 № 395-P (as amended on Aug. 4, 2016) // Bull. of Bank of Russia. 2013. № 11.

6. Logachev O.E. Legal problems of bankruptcy of credit institutions: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2007.

7. Mikhaylenko I.S. Legal problems of prevention of bankruptcy of credit institutions: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2001.

8. Novitsky I.B. Transactions, limitation period, volume of a course of the Soviet civil law. Moscow, 1954.

9. loffe O.S. Legal relationship on the Soviet civil law. Leningrad, 1949.

10. Krasavchikov O.A. Categories of science of civil law: sel. works: in 2 vol. Moscow, 2005. Vol. 2.

11. Rozhkova M.A. Legal facts of civil and procedural law: agreements on protection of the rights and procedural agreements. Moscow, 2009.

12. Egorova M.A. Legal nature of the basis of discharge // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2010. № 12. P. 3-13.

13. Ivanova Z.D. Legal facts and emergence of the subjective rights of citizens // Soviet state and law. 1980. № 2. P. 31-39.

14. Meyer D.M. Russian civil law. On the corrected and complemented 8th ed., 1902. Ed. the 3rd, corr. Moscow, 2003.

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.