Научная статья на тему 'Юридическое познание как искусство'

Юридическое познание как искусство Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1050
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / LEGAL KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА / IDENTITY OF THE LAWYER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боруленков Юрии Петрович

Рассмотрено юридическое познание как творческий процесс и искусство. Подчеркивается, что в юридической деятельности личность юриста, его талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Индивидуальный облик правоведа, чутье, интуиция, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, выступают как реальные и действенные факторы юридического познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal knowledge as art

The author of the article considers the legal knowledge of how the creative process and art. It is emphasized that in legal activities, the identity of the lawyer, his talent, vision and energy are crucial. Individual look lawyer, feeling, intuition, ingenuity, tact and many other subjective quality, are as real and effective factors of legal knowledge.

Текст научной работы на тему «Юридическое познание как искусство»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ИСКУССТВО

ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ БОРУЛЕНКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, проректор Академии Следственного комитета РФ

E-mail: borulenkov@bk.ru Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрено юридическое познание как творческий процесс и искусство. Подчеркивается, что в юридической деятельности личность юриста, его талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Индивидуальный облик правоведа, чутье, интуиция, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, выступают как реальные и действенные факторы юридического познания.

Ключевые слова: юридическое познание; личность юриста.

Annotation. The author of the article considers the legal knowledge of how the creative process and art. It is emphasized that in legal activities, the identity of the lawyer, his talent, vision and energy are crucial. Individual look lawyer, feeling, intuition, ingenuity, tact and many other subjective quality, are as real and effective factors of legal knowledge.

Keywords: legal knowledge; identity of the lawyer.

Юридическому познанию1 присущи характерные черты искусства как вида познавательной деятельности, связанной с художественным освоением действительности. Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Главная специфика искусства заключается в том, что оно образно и наглядно. В искусстве личностный характер познания настолько глубок, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения». Объект осваивается мышлением, затем художник посредством творческой деятельности формирует художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного воздействия на психику последнего.

Как и у искусства, природа юридического познания отражательно-выражательная. Результаты юридического познания тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью и тоже представляются в конкретных, живых образах. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы преобразуются так, чтобы один из нескольких был

самым точным и интересным. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное восприятие действительности2.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью. В искусстве целостность постижения объектов - сознательная, неизменная установка художников. Результатом творчества оказываются синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные произведения. И перед юристами, как теоретиком, так и практиком, стоит задача создания целостного образа. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном уровне, может служить фактором, оказывающим влияние на выбор из множества вариантов более совершенного.

Произведения юристов-теоретиков, осмысливающих правовую сферу, тоже оказываются личностными, отражающими свое понимание реальности. Поскольку переживания у разных юристов

различны, постольку и понимании юридическом материи множество. Как и в искусстве, индивидуальность отражается не только на процессе, но и на самих результатах юридической рефлексии. Произведения великих юристов есть величайшие памятники понимания мира права глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества.

На своеобразии юридического знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного неприятия теорий одних юристов и влечения к произведениям других. Правовые теории удовлетворяют только отдельных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют, поскольку те и другие составляют дело вкуса. Отсюда известный круговорот и преемственность в господстве различных правовых воззрений, как и в преобладании различных школ музыки и живописи. В тоже время, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям как юриспруденции, так и музыки, живописи и поэзии, они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее в частностях3. Правовые теории, как все творения художников и поэтов, неразрывно связаны с именем своего творца. Произведения выдающихся правоведов прошлого всегда современны. Знание истории права, важнейших трудов правоведов прошлого — необходимая предпосылка современного юридического познания.

В социально-гуманитарном знании, к которому относится и юридическое познание, объяснение, понимание и интерпретация описываются в полной мере в герменевтике. Следует отметить, что слово «герменевтика» древнегреческого происхождения первоначально означало искусство толкования, перевода и понимания. Аналогичное значение имеет латинское слово «интерпретация»4, которое впоследствии получило настолько широкое распространение, что почти вытеснило древнегреческий термин «герменевтика». Один из активных созидателей современной герменевтики Ханс-Георг Гадамер был против того, чтобы его герменевтику рассматривали в качестве метода, поскольку не

хотел, чтобы приписывались правила тому, что является творчеством, соответствующим сущности5. Одно из значений интерпретации — импровизация, подвигающая к особому творческому осмыслению информационных продуктов. Не случайно большинство дореволюционных русских ученых-юристов (Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Гредескул и др.) говорили о юридическом толковании как об искусстве, высокоинтеллектуальной, творческой деятельно сти6.

Право — мир идеальных сущностей. Идеальное связано с творчеством, а творчество немыслимо без субъективности индивида, его эмоционально-чувственной стороны, постольку идеальное не исключает, но предполагает соучастие чувств, эмоций, интуиции, «мимолетности» и «случайности», т.е. всего богатства и уникальности проявлений живой жизни. Само идеальное, на каком бы уровне оно ни реализовывалось, всегда порождается индивидуальным сознанием7.

Понимание римскими юристами права как «искусства добра и справедливости» (ars boni et aequii) отсылает не к контексту знания о некоем специфическом предмете, а к контексту деятельности, ориентированной на конечный результат и основанной на определенных социальных ценностях. Эта пред-заданность юридической деятельности неюридическими факторами явилась причиной того, что помимо широко известного противопоставления духа и буквы закона, римская юриспруденция изобрела эффективное средство обновления своего предмета — естественно-правовые понятия и принцип справедливости, а также принципы интерпретации8.

«Созидание законов, юридических рамок поведения субъектов права — пишет Р. С. Байниязов — есть прежде всего творческий процесс: в сознании формируются идеальные образцы должного, которые еще не обрели качеств сущего. Данные нормы (эталоны поведения) в природе не существуют, их необходимо творчески породить. Именно для этого требуются неисчерпаемые психологические ресурсы правового воображения, которое в форме юридической мечты формирует нужный законодателю образ нормативного акта. Качество принимаемых правовых актов напрямую зависит от богатства, оригинальности, многоплановости или, наоборот,

«бедности», узости, однобокости юридического воображения законодателя»9.

В юрисдикционном процессе10 юридическое познание, как и искусство, создает модель события, имевшего место в прошлом. Образ может быть не аналогичен действительности, можно сказать, что это продукт человеческого воображения11. Юридическое познание как искусство выполняет познавательно-эвристическую функцию - отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

В абсолютном большинстве ученые и практики относятся к юридическому познанию как к ремеслу. С этих же позиций осуществляется организация работы и обучения правоведов. В тоже время, информационный продукт как результат деятельности юриста отвечает критериям проекта12, что с необходимостью влечет рассмотрение данной деятельности в качестве творческого процесса, и даже искусства. А.С. Александров, Э. Ану-шат, В.И. Громов, В.Е. Коновалова, Н. Лаговнер, В.В. Мельник, А.С. Подшибякин и С.А. Шейфер пишут об искусстве раскрытия и расследования преступлений, искусстве доказывания, искусстве допроса13. Ю. Лубышев называет труд адвоката творчеством14. О творческом подходе в юридическом процессе размышляют и другие исследователи. «Творчество в уголовном судопроизводстве — пишет В.Д. Ломовский — необходимо везде — как при производстве следственных, так и судебных действий, которые обычно много теряют при формальном и равнодушном подходе к их осуществлению»15.

В широком смысле термин «искусство» применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации16. Но юридическое познание — это особое искусство, так как оно впитало в себя достижения права, криминалистики, психологии, логики, риторики, этики, а также методов воздействия на личность. Юридическое познание — это искусство мыслить и реализовывать задуманное.

Говоря о юридическом познании в юрисдикци-онном процессе, достаточно сложно отрицать, что это творческий процесс, несущий на себе отпечаток личности юриста. Мышление по самой своей природе — процесс творческий17. Творчество имеет место, когда правоприменитель использует возможность выбора нормы права, подлежащей применению по конкретному делу, обстоятельств, имеющих значение для дела.

Сложно не согласится с тем, что при применении нормы всегда присутствует элемент правотворчества, причем зачастую не осознанного. Способность выносить суждение, имеющее правовой характер, почти всегда требует творческого выхода за рамки сопоставления признаков в норме и признаков конкретной ситуации в силу того, что в качестве основы имеет интуитивно-чувственный компонент. Интеллект, образованность, общегуманитарная подготовка, ценностно-мировоззренческая позиция, общая эрудиция правоприменителя играют в этом процессе расширения и дополнения действующего права важнейшую роль18.

Говоря о юридическом познании как искусстве, мы должны вести речь об умении, мастерстве юриста, польку в юридической практике его личность, талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Деятельность каждого конкретного правоведа является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности юриста особенно велико и существенно уже потому, что юридическое познание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик юриста, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы эффективности познания.

Юрист-практик, как правило, действует в ситуациях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности, оперирует с объектами, содержащими в себе большее или меньшее количество нового, ранее непознанного содержания, и это при принципиальной возможности установления каждого обстоятельства по делу разными средствами и способами. Все это обусловливает не только творческий характер познавательной деятельности, но и сложный, противоречивый, нелинейный ход творческого

поиска. Юридический познавательный процесс — это не строго последовательный и поступательный прогресс, свободный от отклонений и отступлений. Напротив, это движение в условиях действия разнообразных и противоречивых внутренних и внешних факторов.

Предусмотреть все возможные варианты развития ситуаций весьма сложно, поэтому юрист осуществляет планирование и прогнозирование тактики и линии поведения по нескольким направлениям. В этих условиях имеющиеся у правоведа знания не могут обеспечить его готовыми, подходящими ко всем случаям вариантами действий. В различных правовых ситуациях, особенно носящих проблемный характер, он должен постоянно искать новые приемы и способы действия, что и придает его работе ярко выраженный творческий характер.

Современное правовое мышление должно обладать свойствами прогностического характера или таким свойством, как его иногда называют «опережающее отражение», позволяющим предвидеть все возможные действия, которые необходимо провести для выявления и процессуального закрепления доказательственных фактов.

Творческое мышление позволяет его обладателям из выявленных и изученных незначительных материальных следов, ничтожнейших побочных обстоятельств, почерпнутых из личностных и других источников, делать выверенные и порой нестандартные выводы, связывать указанные следы и обстоятельства в непрерывную и крепкую цепь фактических данных19.

Практик укрепляет и совершенствует навыки решения задач, связанных не только с собственно юридическим познанием, но и по преодолению различного рода прямого и косвенного противодействия его деятельности, иных конфликтных ситуаций, прогнозированию возможного поведения участников юридического процесса. Рассмотрение творчества юриста показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма, таланта и интуиции.

Юридическое познание далеко не всегда может опираться на дедуктивные и индуктивные методы, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Воспри-

ятие правоведом интегрированной информации способствует активизации интуитивного познания, являющегося творческим ресурсом; позволяет переводить интуитивное познание в область сознания, что способствует созданию оригинального информационного продукта20. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших в верному решению, свидетельствуют о тесной связи методов юридического познания с озарением и вдохновением. Хороший юрист обладает чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения в различных правовых ситуациях. Все это делает одними из важнейших факторов юридической деятельности умелое использование интеллектуального мыслительного потенциала, умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают этой деятельности характерные черты искусства.

Юрист в ходе юридического познания находится в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязан принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Он должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но, поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными и психологическими знаниями. Мастерство общения — это в определенной мере искусство, требующее природных склонностей и даже 21

таланта21.

Формирование зрелого правоведа как цель отнюдь не сводится к привитию готовых навыков; ею может быть только воспитание творческой личности, чтобы «они не были унылыми ремесленниками, а подлинными мастерами своего дела»22. Прежде необходимо научить человека мыслить, — абсолютно верно отмечает А.И. Овчинников — а затем

уже требовать от него юридических знаний. Человек, его мировоззрение и мышление формируются посредством накопления политико-правового опыта, юридического знания, идей и взглядов других мыслителей, в первую очередь, тех, которые жили и мыслили в рамках отечественной истории и культуры. Поэтому воспитание этой личности — дело не отраслевых юридических дисциплин, а истори-ко-теоретических: философии и теории права, истории политических и правовых учений, истории государства и права, культурологии, религиоведения

23

и т.д.23

В заключение, перефразируя известный афоризм, можно сказать: «Юридическое познание есть искусство возможного». Секрет этого «искусства» заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превращаться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

Литература

1. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. 420 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 608 с. (Классический университетский учебник.).

3. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики / науч. ред. В.В. Крылов. М.: ЛексЭст, 2002. 112 с.

4. Артишевская Т.М. Психология массовых коммуникаций: учеб. пособие: в 2 ч. Ч 1. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. 198 с.

5. Байниязов Р.С. Правосознание: Психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. С. 16—21.

6. Белкин Р.С. Ведется следствие. М.: Сов. Россия, 1976. 224 с.

7. Беляев М.А. Научное познание права: генезис и эпистемологическая специфика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 09.00.01. Воронеж, 2010. 29 с.

8. Боруленков Ю.П. Теоретические основы процессуального познания. Монография. Владимир. ВГПУ, 2006. 257 с.

9. Боруленков Ю.П. Юридический факт как образ об-

стоятельства реальной действительности // Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. № 1. С. 122—127.

10. Боруленков Ю.П. Интерпретация как элемент технологии юридического познания // Пробелы в российском законодательстве. Международный юридический журнал.

2013. № 1. С. 56—61.

11. Боруленков Ю.П. Решение публичного субъекта юридического познания как интегрированный правовой продукт // Российский следователь. 2013. № 16. С. 7—10.

12. Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. Научный журнал.

2014. № 2 (9). С. 148—154.

13. Боруленков Ю.П. Общение — эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. № 6. С. 16—22.

14. Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. № 11.

15. Боруленков Ю.П. Юридическое познание (некоторые методологические, теоретические и праксеологические аспекты): монография / под науч. ред. проф. В.Н. Карташова. М.: Юрлитинформ, 2014. 392 с.

16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с. Ц^^йр:// philosophy.ru/library/gadamer/gadamer_istina_metod.pdf [Дата обращения 20.05.2014].

17. Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. Социально-юридическое исследование. Харьков: Тип. А. Дарре, 1900. 248 с.

18. Громов Вл., Лаговнер Н. Искусство расследования преступлений. М.: Юриздат, 1927. 168 с.

19. Зашляпин Л.А. Искусство расследования преступлений от Г. Гросса до сегодняшнего дня. Рецензия на учебник. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. (М., 2007. 672 с.) // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008. № 4. С. 199—203.

20. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М.: Экзамен, 2003. 230 с.

21. Коновалова В.Е. Убийство: Искусство расследования. Монография. Харьков: Факт, 2001. 311 с.

22. Ломовский В. Ораторское искусство для целей пра-

восудия // Российская юстиция. 1998. № 9. С. 49—50.

23. Лубышев Ю.Ф. Курс адвокатского права. М.: Профобразование, 2003. 392 с.

24. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М.: Дело, 2000. 496 с.

25. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. 288 с.

26. Подшибякин А.С. Взаимоотношение юридической и криминалистической техники / Правовое и криминалистическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2011. 353 с.

27. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с. URL:http://pedlib.ru/ Books/1/0260/1_0260-3.shtml#book_page_top [Дата обращения 28.06.2014].

28. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. 240 с.

29. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 2. Вып. 2, 3, 4 (по изданию 1910-1912 гг.). М. Юридический колледж МГУ, 1995. 362 с.

30. Яблоков Н.П. Средства криминалистического мышления в криминалистической тактике // Актуальные проблемы криминалистической тактики: материалы Международной науч.-практич. конференции (г. Москва, 28 марта 2014 г.). М.: Юрлитинформ, 2014. С. 308—313.

1 О юридическом познании подробнее, см.: Борулен-ков Ю.П. Юридическое познание (некоторые методологические, теоретические и праксеологические аспекты): монография / под науч. ред. проф. В.Н. Карташова. М.: Юрлитин-форм, 2014. 392 с.

2 См.: Артишевская Т.М. Психология массовых коммуникаций: учеб. пособие: в 2 ч. Ч 1. Челябинск, 2010. С. 64—65.

3 См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М., 2005. С. 60—61, 63.

4 См.: Боруленков Ю.П. Интерпретация как элемент технологии юридического познания // Пробелы в российском законодательстве. Международный юридический журнал. 2013. № 1. C. 56—61.

5 См.: ГадамерХ.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 586.

6 См. например, Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 2. Вып. 2—4 (по изданию 1910—1912 гг.). М., 1995. С. 96; Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. Харьков, 1900. С. 129.

7 См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Указ. соч. С. 281.

8 См.: БеляевМ.А. Научное познание права: генезис и эпистемологическая специфика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 09.00.01. Воронеж, 2010. С. 14.

9 См.: Байниязов Р.С. Правосознание: Психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. С. 16—21.

10 Об особенностях процессуального познания подробнее, см.: Боруленков Ю.П. Теоретические основы процессуального познания. Монография. Владимир, 2006. 257 с.

11 См.: Боруленков Ю.П. Юридический факт как образ обстоятельства реальной действительности // Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. № 1. С. 122—127.

12 Об уголовном деле как проекте подробнее, см.: Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. № 11.

13 См.: Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Н. Новгород, 2003. С. 231; Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики / науч. ред. В.В. Крылов. М., 2002. 112 е.; Громов Вл., Лаговнер Н. Искусство расследования преступлений. М., 1927. 168 с.; Коновалова В.Е. Убийство: Искусство расследования. Монография. Харьков, 2001. 311 с.; Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000. 496 е.; Подшибякин А.С. Взаимоотношение юридической и криминалистической техники / Правовое и криминалистическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М., 2011. С. 156; Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М., 2012. С. 210.

14 Лубышев Ю.Ф. Курс адвокатского права. М., 2003. С. 13.

15 См.: Ломовский В. Ораторское искусство для целей правосудия // Российская юстиция. 1998. № 9. С. 49.

16 См.: Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов-н/Д, 2004. 608 с. URL:http://pedHb.ru/ Books/1/0260/1_0260-3.shtml#book_page_top [Дата обращения 28.06.2014].

17 См.: Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2003. С. 64.

18 См.: Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д, 2002. С. 111— 112, 228.

19 См.: Яблоков Н.П. Средства криминалистического мышления в криминалистической тактике // Актуальные проблемы криминалистической тактики: материалы Международной науч. -практич. конференции (г. Москва, 28 марта 2014 г.). М., 2014. С. 308—313.

20 См.: Боруленков Ю.П. Решение публичного субъекта юридического познания как интегрированный правовой продукт // Российский следователь. 2013. № 16. С. 7—10.

21 См.: Боруленков Ю.П. Общение — эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. № 6. С. 16—22; Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 2 (9). С. 148—154.

22 Белкин Р.С. Ведется следствие. М., 1976. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 См.: Овчинников А.И. Указ. соч. С. 228—229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.