Юридическая наука и образование / Legal science and education
К.А. Писенко*
* ФГБОУВО «Российский государственный университет
правосудия», г. Москва, Россия
Введение. В настоящей работе рассматриваются вопросы и проблемы организации юридического образования в современной России с позиции задачи комплексной подготовки юриста как личности и профессионала.
Теоретические основы. Методы. Теоретическую основу настоящей статьи составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области юриспруденции, прежде всего образовательного права, педагогики, государственного управления и смежных научных областей. Методологическую основу настоящего исследования составляет комплекс философских, общенаучных и частно-научных методов познания. Результаты исследования. Отмечается, что в содержательной компоненте юридического образования соединяются как бы две основные составляющие - условно говоря, «технологическая», связанная с формированием навыков и знаний, обеспечивающих способность выпускника квалифицированно выполнять юридические функции, и этико-(морально)-гуманитарная. В этом контексте раскрываются содержание и проблематика отдельных элементов обеспечения успешного юридического образования. В том числе раскрываются актуальные вопросы и проблемы кадрового обеспечения. Обсуждение и заключение. Делается вывод об обусловленности успешного обеспечения юридического образования взаимосвязанным сочетанием ряда факторов, в том числе - сбалансированностью кадрового обеспечения, эффективностью методик правового образования, обеспечением содержательного соответствия образовательных программ потребностям профессии современного юриста в различных ее специализациях. Важнейшим фактором является наличие эффективной воспитательной составляющей, обеспечивающей морально-этические цели и задачи подготовки юриста.
Ключевые слова: юридическое образование, кадровое обеспечение образования, эффективные методики правового образования, организационно-материальное обеспечение, соответствие образования потребностям юридической профессии, морально-этическая составляющая подготовки юриста
Для цитирования: Писенко К.А. Юридическое образование в России: теория и практика // Правосудие. 2019. Т. 1, № 1. С. 156-170. РО!: 10.17238/^2686-9241.2019.1.156-170
УДК: 34.06/340.5/34.08/342.951
DOI: 10.17238/issn2686-9241.2019.1.156-170
Юридическое образование в России: теория и практика
Legal Education in Russia: Theory and Practice Kirill A. Pisenko*
* Russian State University of Justice, Moscow, Russia For correspondence: [email protected]
Introduction. The paper examines various areas of research in the field of professional legal education. The object of study is the organization of legal education, personnel policy, modern forms and methods of law education, international aspects of education, moral aspects and others.
Theoretical Basis. Methods. Questions and problems are considered from the perspective of the task of comprehensive training of a lawyer, as a person and professional. The article was prepared on the basis of the works of domestic and foreign authors, legal sources, using a complex of scientific methods.
Results. The substantive component of legal education combines, as it were, two main components - conditionally speaking "technological", associated with the formation of skills and knowledge, ensuring the ability of a graduate to perform legal functions competently, and ethical (moral) and humanitarian. In this context, the content and problems of individual elements of ensuring successful legal education are disclosed. In particular, the problems of staffing are disclosed.
Discussion and Conclusion. The author comes to the conclusion that successful provision of legal education is related to an interconnected combination of a number of factors, including a balanced staffing, effective methods of legal education, ensuring the substantive compliance of educational programs with the needs of the profession of modern lawyer in its various specializations, as well as an effective educational component that provides moral and ethical lawyer training targets.
Keywords: legal education, personnel support of education, effective methods of legal education, organizational and material support, compliance of education with the needs of the legal profession, moral and ethical component of training of a lawyer
For citation: Pisenko, K.A., 2019. Legal education in Russia: theory and practice. Pravosudie = Justice, 1(1), pp. 156-170. DOI: 10.17238/issn2686-9241.2019.1.156-170
Введение
П равовое образование в России имеет давние и глубокие традиции [Юртаева, E.A., 2009], оно проходило различные этапы, неизбежно испытывало влияние соответствующей эпохи развития государства, будучи по своей природе неразрывно связано с правом и государством. Проблемы и задачи развития страны неизбежно отражались на содержании и проблемах юридического образования. Во всякое время перед юридическим образованием вставали новые вызовы, поскольку оно должно было обеспечивать все новые и новые потребности развития страны, формируя для нее квалифицированные правовые кадры в меняющихся условиях. С развитием и усложнением правового обеспечения общественной жизни усложнялись и увеличивались правовые знания, необходимые для квалифицированной юридической профессиональной деятельности. Вместе с тем перед правовым образованием всегда существовал императив не только учить временным юридическим знаниям и навыкам, но и прививать вечные ценности, моральные
качества, необходимые для работы юриста как социально ответственной категории профессий. Не менее сложной в этом отношении является и современная эпоха, она ставит и новые задачи, обусловленные современной спецификой правовой работы, а также сохранением нравственных ценностей в правовой работе.
Необходимость решения актуальных задач и проблем вызывает теоретическую и практическую полемику и дискуссию, вызывает все новые и новые исследования по правовому образованию, педагогике, организации управления образованием, в связи с чем не случайно в отечественной и зарубежной научной, в том числе научно-практической, литературе так много внимания уделяется сегодня проблемам юридического образования [Ящук, Т.Ф., 2013], по вопросам юридического образования проводятся научно-практические форумы, действуют специализированные государственно-общественные методические структуры1, этой проблематике посвящены специальные научные периодические издания2.
Вопросы и проблемы высшего образования представляют собой достаточно популярную тему для исследователей, в том числе немало работ посвящено вопросам юридического образования. Сам предмет юридического образования предопределяет важное значение как научных исследований в области высшего образования в целом, так и исследований в области непосредственно юридического образования. Изучению подвергается самый широкий спектр вопросов. Следует отметить такие области, как современные формы и методы обучения праву, в том числе вопросы так называемого клинического обучения [Немы-тина, М.В., 2008; Мамин, А.С. и Усов, И.С., 2010]. Исследуется проблематика так называемого компетентностного подхода в образовательных программах [Тимофеева, А.А., 2015, с. 12-14], институциональные аспекты подготовки специалистов высшей квалификации, в частности юристов [Побежимова, Н.И., 2005].
Исследуются вопросы интенсификации взаимодействия вузов и работодателей. Различные направления образовательной реформы также активно обсуждаются на страницах правовой печати [Люксембург, А.В. и Симкин, В.С., 2007]. В последнее время все больше внимания уделя-
1 Например, действует Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция. См.: Приказ Минобрнауки России от 19 августа 2016 г. № 1077 «Об утверждении положений о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования "Науки об обществе"». Документ официально не опубликован. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Например, рецензируемое периодическое издание - журнал «Юридическое образование и наука».
ется также вопросам образования, в том числе юридического, для лиц с ограниченными возможностями, или так называемого специального образования. В связи с этим следует отметить, что данная проблематика исследуется и в зарубежной литературе [Yell, M.L. and Katsiyannis, A., 2019].
Также следует отметить, что в работах зарубежных авторов поднимаются как вопросы, по которым существуют обширная библиография и дискуссия в отечественной научной литературе, так и вопросы, к которым пока обращаются в меньшей степени [Alasmary, А., 2019], в том числе, например, вопросы так называемого критического юридического образования (critical legal education (studies) [Thomson, A., 1987; Wilson, M., 2018]. Вызывают интерес исследования, касающиеся сравнения юридического и иных видов образования, в частности медицинского [Smith, M. and Jeffery, R.H., 2019]. Международные аспекты образования также находят отражение во многих научных исследованиях, в том числе немало работ посвящено проблемам образования в связи с участием России в Болонском процессе [Козырин, А.Н., 2006].
Вместе с тем, несмотря на обширную библиографию по объекту исследования, следует признать, что мало внимания уделяется проблеме комплексной подготовки юриста как личности и профессионала с позиции сочетания современных методик, технологий, форм, организационных решений и т. д., с одной стороны, и формирования морально-нравственных компонентов его личностного и профессионального мировоззрения - с другой. В настоящей работе с данной точки зрения рассматриваются различные вопросы и проблемы юридического образования в современной России.
Теоретические основы. Методы
Объектом исследования в настоящей статье выступает юридическое образование в современной России, рассматриваются как философские и теоретические, так и практические вопросы и проблемы. Теоретическую основу настоящей статьи составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области юриспруденции, прежде всего образовательного права, педагогики, государственного управления и смежных научных областей. Методологическую основу настоящего исследования составляет комплекс философских, общенаучных и частно-научных методов познания, в том числе эмпирический, юридической герменевтики, диалектический, сравнительный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования
Опираясь на исторический материал, современные научные исследования и данные практики юридического образования, можно сказать, что успешное юридическое образование, как представляется, склады-
вается из сочетания нескольких слагаемых - в том числе это кадровое обеспечение образования, эффективные методики правового образования, организационно-материальное обеспечение, обеспечение содержательного соответствия образовательных программ потребностям профессии современного юриста в различных ее специализациях, обязательное присутствие воспитательной составляющей, обеспечивающей морально-этическую компоненту подготовки юриста.
В содержательной компоненте юридического образования соединяются как бы две основные составляющие - условно говоря, «технологическая», ремесленная, связанная с формированием навыков и знаний, обеспечивающих способность выпускника квалифицированно выполнять юридические функции, и этико-(морально)-гуманитарная, связанная с воспитанием в юристе нравственных качеств, позволяющих доверять ему судьбы людей, ибо юриспруденция, как и медицина, имеет дело с людскими проблемами, драмами, материальным благополучием, здоровьем, а порой и жизнью, и если медицина лечит непосредственно телесные болезни, заботясь о телесном здоровье, право способствует врачеванию социальных болезней. Большая опасность, когда на поле врачевания социальных болезней выходят хорошо обученные профессионалы без нравственных начал, ибо они способны обратить врачевание в яд, как и наоборот, только лишь одних моральных качеств без знаний и навыков правовой работы мало для успешной реализации призвания юриста.
В связи с изложенным признаем важной составляющей качественного юридического образования содержание образовательных стандартов и программ, включающее кадровое обеспечение педагогического процесса, эффективные формы и методы обучения праву, обеспечивающие как технологический, так и этико-гуманитарный (нравственный) компонент [Русинов, Р.К., 2011]. Как отмечал еще Л.А. Тихомиров, «выработка личности есть действительно задача не только умственная, но и нравственная. Она предполагает достижение не только понимания, но и самой способности к пониманию, а также развитие силы нравственной, состояние которой определяет самое направление наших умственных интересов» [Тихомиров, Л.А., 1997, с. 564].
Ключевым вопросом, безусловно, необходимо признать кадровый. Без высококвалифицированных педагогов, выступающих также и моральным авторитетом для студентов, сами по себе методики, технологии, материальная база, хорошие образовательные программы малоэффективны. Да, они способны дать некий усредненный стандарт качества, но о высоком уровне, о способности мыслить как юрист и принимать самостоятельное решение в трудных ситуациях можно говорить лишь как о результате взаимодействия умеющего обучить педагога и желающего учиться студента. При этом важным подспорьем очевидно выступают и материальная база, и современные технологии и методики обучения праву.
В вопросе о кадрах важно также не обойти вниманием сбалансированность профессорско-преподавательского состава. Как представляется, оптимальной является ситуация, когда на кафедрах как основной площадке учебно-педагогической деятельности, взаимодействия студентов и преподавателей созданы сбалансированные коллективы, включающие, во-первых, опытных мэтров, профессоров, задающих тон и направление работы кафедры, готовых поддержать советом и знаниями молодых педагогов, во-вторых, зрелых педагогов - доцентов, старших преподавателей, уже опытных в учебно-педагогической работе и готовящихся на смену опытным профессорам, и, в-третьих, молодых перспективных преподавателей. Конкретное соотношение указанных категорий зависит от видов работы конкретной кафедры, баланса лекционных и семинарских занятий, масштаба использования компьютерных и информационных технологий в учебно-образовательном процессе, участия кафедры в послевузовском и дополнительном профессиональном образовании, научной деятельности и др.
Невозможно отрицать роль науки в современном юридическом образовании, невозможно отрицать значение ее в самоподготовке педагогов, актуализирующих свои правовые теоретические знания, погружаясь в мало-, средне- и крупноформатные научные исследования. В то же время сегодня предметом дискуссии на пространстве высшего юридического образования выступает степень погруженности педагога в научную деятельность. На показатели эффективности работы педагога в современной России влияют не только данные его учебной и учебно-методической работы, но количество и качество публикаций, публикации в рецензируемых изданиях, изданиях, включенных в международные и национальный индексы цитирования, цитирование автора другими исследователями, участие в научных проектах и т. д. В некоторых вузах применяется специализация педагога, т. е. есть преподаватели-исследователи, преподаватели-методисты, преподаватели - исследователи международного уровня и т. д. В зависимости от специализации они имеют разные плановые показатели эффективности, обязательные для выполнения.
В связи с изложенным важно, как представляется, обеспечить баланс науки и педагогики в работе современного преподавателя, так как, с одной стороны, в силу загруженности учебной и учебно-методической работой невозможно быть полноценным научным работником, с другой стороны, без подпитки наукой, не имея вовсе времени и задач участвовать в научных исследованиях, невозможно сохранять высокий уровень преподавания.
Завершая вопрос кадрового обеспечения, необходимо отметить, что не менее важной для подготовки современных юристов является также и практическая составляющая, наполнение занятий примерами и заданиями из практики, формирующими навыки самостоятельной юридической работы. Это возможно, если сам педагог дисциплин, предпо-
латающих знакомство с практикой, обладает достаточной компетенцией, практическими знаниями и опытом, в том числе это может быть и практикующий юрист, судья, иной госслужащий, может быть и преподаватель, имевший опыт практической работы в прошлом. При этом важно, чтобы практик был обязательно педагогом, так как мало быть самому классным специалистом, не менее значимо уметь передать знания и навыки студентам. Поэтому здесь также необходим баланс практики и педагогики. Дополненные научным кругозором практические и педагогические навыки, как представляется, и формируют современную содержательную «технологическую» компоненту в современной профессиональной личности преподавателя права.
Применительно к педагогической и практической составляющим важно отметить, что в современной научно-практической дискуссии преподавателей-юристов большое место занимает вопрос эффективных методик и форм правового образования. Этот вопрос всегда привлекал внимание и педагогов-практиков, заинтересованных в качественной подготовке своих подопечных, и работодателей, нуждающихся в качественных специалистах и не всегда довольных результатами, и теоретиков, пытающихся на основе огромных исторических национальных и мировых традиций найти путь к их применению для решения насущных сегодня проблем подготовки юристов. Не случайно сегодня в России одна из наиболее популярных у исследователей тем - это современные формы и методы обучения праву, в том числе большой акцент сделан на так называемое клиническое обучение [Немытина, М.В., 2008]. Надо сказать, сам термин для русского уха и контекстного мышления крайне неудачный, просто калька с западных языков, но он устоялся и активно используется в науке и практике правового образования, в нормативных актах образовательного права3. Как отмечается в литературе, «первое упоминание термина "юридическая клиника" принадлежит профессору Фроммгольду, опубликовавшему в 1898 году в немецком журнале "Deutsche Juristen-Zeitung' заметку под заглавием "Juristische Kliniken"... В США термин "клиническое образование" появился позже, в 20-30-х годах прошлого века, став отображением определенной тенденции в юридическом образовании, формируемой членами так называемого реалистичного юридического движения - группы ученых, устремившихся ввести социальные аспекты в изучение права» [Мамин, А.С. и Усов, И.С., 2010]4. Усиление практической составляю-
См., например: Приказ Министерства образования от 5 октября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. № 11.
См. также: Есть проблемы? Вам в юридическую клинику. Историческая справка // Вести Астраханского государственного технического университета. 2009. Вып. № 18.
3
щей - одна из наиболее популярных и актуальных тем в современной дискуссии о направлениях образовательной реформы и совершенствовании юридического образования.
Тематика развития практической направленности юридического образования связана с комплексом и иных теоретических и практических вопросов и проблем. Например, следует говорить о проблемах привлечениях к образовательному процессу преподавателей-практиков, обладающих достаточными теоретическими и педагогическими навыками. Также важным вопросом является мотивация практиков осуществлять учебно-педагогическую работу в вузе на регулярной основе. В этом контексте интересен разнообразный отечественный и зарубежный опыт, при этом отдельные подходы и решения могут быть апробированы и при определенных обстоятельствах использованы с учетом нормативных требований к организации образовательного процесса [Herrera, L.E., 2019, р. 110].
Среди иных направлений развития юридического образования - повышение роли информационных технологий. Здесь можно назвать и активное использование в проведении занятий справочно-информаци-онных правовых систем, и внедрение электронных порталов для размещения преподавателями электронных курсов, учебно-методических материалов, учебных ведомостей, интерактивного обмена информацией между преподавателями и студентами, и проведение контрольно-аттестационных испытаний в электронной форме и т. д. Расширение роли информационных технологий в обучении ставит немало новых вопросов. С одной стороны, сегодня высшее образование, в том числе юридическое, стало массовым. И здесь информационные технологии становятся удобным средством экономии на издержках и способствуют работе с большими потоками студентов. Например, электронное тестирование позволяет обучать определенному минимальному объему знаний, а также проводить контрольно-аттестационные испытания в отношении больших масс студентов. В то же время возможности тестирования ограничены. Можно без непосредственного участия педагога обучить некоторому объему знаний, но трудно сформировать специалиста высокого уровня, для этого нужен формат межличностного общения в виде лекций, практических занятий, той же юридической клиники или практики. С этой точки зрения непростым и дискуссионным является сегодня вопрос распространения так называемого дистантного образования. Баланс информационных технологий и традиционных методов обучения праву - один из насущных в современной дискуссии о качестве и обеспечении юридического образования. Следует также отметить, что дискуссия об эффективных формах и методах обучения праву проходит в тесной связи с реализацией так называемого компе-тентностного подхода [Тимофеева, А.А., 2015, с. 12-14] в образовательных программах, что является одним из направлений образовательной реформы.
Массовость высшего образования привела к значительному увеличению вузов, осуществляющих подготовку кадров по специальности (направлению) юриспруденция. В то же время количество выпускников-юристов, равно как и экономистов, не всегда равнозначно качеству специалистов. В связи с этим сегодня одним из обсуждаемых в России является вопрос необходимого числа юристов стране и, соответственно, вузов, осуществляющих подготовку по данному направлению. Эта полемика нашла отражение и в литературе [Гриб, В.В., Кутузов, В.И., 2008]. В связи с изложенным одним из важных направлений современной образовательной реформы в России стало развитие института общественной аккредитации юридических образовательных программ вузов, осуществляемой профессиональным юридическим сообществом.
Актуальным является и вопрос специальной правовой подготовки отдельных категорий работников. Ряд российских вузов не просто осуществляют правовое образование, но также специализируются на определенных областях и направлениях юридической работы. Так называемые ведомственные вузы действуют, в частности, в системе МВД России, МИД России и др. К таким специализированным учебным заведениям относится и Российский государственный университет правосудия, основной миссией которого является подготовка кадров для судебной системы Российской Федерации. Она осуществляется на разных уровнях образования, включает обучение по основным образовательным программам, по программам послевузовского образования, в рамках повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования. Вопросы организации и методик правового образования по отдельным направлениям также являются предметом научных исследований и дискуссии [Минаков, Г.Л., и др., 2013].
В связи с методикой подготовки судей хотелось бы обратить внимание, в частности, на высокие требования к преподавателям, которые должны не только транслировать слушателям необходимые нормы и институты законодательства и вопросы теории, но и владеть правоприменительной практикой, знать основные правовые позиции по спорным вопросам права, отраженные в актах высших судебных органов, уметь научить системно толковать объективное право, соединяя воедино нормы и принципы национального и международного права в целях осуществления судебного правоприменения. В этом контексте необходимо обратить внимание на имеющие практическую направленность подходы научной школы (концепции) интегративного правопонимания [Ершов, В.В., 2011].
Еще одним из факторов успешного правового обучения является необходимое организационное, материальное, правовое обеспечение работы учебного заведения, осуществляющего образовательную деятельность, эффективное управление образовательной организацией и образовательным процессом. Среди актуальных вопросов - проблематика реорганиза-
ции вузов, поиск оптимальных площадок для качественной подготовки юристов, интенсификация взаимодействия вузов и работодателей.
В решении проблем современного юридического образования в России нельзя обойти вниманием и международный аспект. Сегодня образование, в особенности высшее и послевузовское, развивается в реалиях глобализации, международной интеграции и конкуренции, открытого международного информационного пространства, что заставляет по-новому осмысливать многие стратегические вопросы организации образования, в том числе юридического, его целей и места в национальном государственном строительстве. В международном плане в связи с невиданной ранее по масштабам интернационализацией образования сегодня немало новых интересных и непростых вопросов и задач возникает и перед вузами, и перед государствами, и педагогами и исследователями, и студентами. На повестке дня - и международная конкуренция образовательных организаций и государств в борьбе за студента, и проблематика взаимного признания дипломов, и международная мобильность профессорско-преподавательского состава, и адаптация образовательных программ к потребностям обучения не только национальных, но и зарубежных студентов, и др.
Применительно к международному контексту правового образования хотелось бы обратить внимание на один аспект. Юридическое образование - одно из немногих, в котором ярко проявляется привязанность к почве, к национальным государственно-правовым традициям и задачам. В связи с этим одной из насущных проблем в условиях интернационализации образования и глобального рынка образовательных услуг является оптимальный баланс в содержании образовательных программ подготовки современного юриста. С одной стороны, участие России в различных международных, в том числе интеграционных, объединениях, таких как ЕАЭС, потребность в привлечении иностранных студентов, запросы на обеспечение необходимыми знаниями зарубежного и международного права выпускников юристов-международников и юристов, ориентирующихся на работу с иностранными партнерами, ставят задачи включения в образовательные программы большой компоненты сравнительного правоведения и международного права, внедрения в практику преподавания дисциплины и в целом реализации программ на иностранных языках. С другой стороны, запросы национальных работодателей императивно вынуждают включать большой объем знаний и навыков в области национального права, в том числе практики его применения. Во многом эта проблема решается созданием ориентированных на конкретную целевую аудиторию магистерских программ; вместе с тем непростой является задача обеспечить необходимый баланс в рамках программ бакалавриата и специалитета в условиях ограниченности временных и содержательных рамок основных образовательных программ.
Обсуждение и заключение
Завершая разговор об актуальных вопросах современного юридического образования, хотелось бы обратиться к известному изречению римских юристов древности: «Право есть искусство добра и справедливости» (Jus est ars boni et aequi). Представляется, что, пока эта максима жива в умах педагогов и практиков юристов, живы право и его роль, потенциал, значимость как социального регулятора, средства преодоления конфликтов и содействия духовному и материальному благополучию людей, их жизни, здоровью и безопасности. Напротив, оскудение морального начала в праве неминуемо влечет рост социальной напряженности и усугубление общественных проблем.
В связи с этим базовой проблемой юридического образования, как представляется, является сочетание в нем баланса новизны методик, новых знаний, технологичности в образовании, востребованных современными реалиями, с одной стороны, и нравственной традиции, высокого морального содержания правового образования - с другой. Ибо без совокупности этих двух составляющих не может быть воспитан и образован юрист в полном смысле этого слова, соответствующий высокому призванию этой профессии. В связи с этим нельзя не согласиться с профессором Р.К. Русиновым, который отмечает: «Перед юридическими вузами стоит задача готовить таких юристов, которые помимо профессиональных качеств должны иметь также особые личностные качества, связанные с ответственностью перед обществом за последствия принимаемых решений и за интересы страны в целом. Такие качества характеризуют тип профессионального мышления, которое на языке права можно именовать "публично ориентированным". Юрист с подобным мышлением обладает умением прогнозировать системные последствия принимаемых им решений. Профессионально компетентный юрист должен осознавать социальную значимость юридической практики, понимать, что она существенно определяет развитие государства и общества, влияет на судьбы людей» [Русинов, Р.К., 2011].
Список использованной литературы
Alasmary A. Lexical bundles in contract law texts: a corpus-based exploration and implications for legal education // International Journal of English Linguistics. 2019. Vol. 9, no. 2. P. 244-257. Гриб В.В., Кутузов В.И. И все-таки России нужны юристы? // Юридическое образование и наука. 2008. № 3. Yell M.L., Katsiyannis A. The Supreme Court and Special Education // Intervention in School and Plinic. 2019. Vol. 54, no. 5. P. 311-318.
Ершов В.В. Российское право с позиций легизма и интегративно-го понимания права // Российское правосудие. 2011. № 10. Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс // Юридическое образование и наука. 2006. № 4. Липунов В.И. Информация о международной научно-практической конференции «Система подготовки юридических кадров в России и Германии» // Юридическое образование и наука. 2006. № 2.
Люксембург А.В., Симкин В.С. Эволюционная катастрофа в России, или Возможное исчезновение вида хомо сапиенс // Юридическое образование и наука. 2007. № 1.
Мамин А.С., Усов И.С. Теоретико-правовой анализ развития юридического клинического образования в России // Общество и право. 2010. № 5. С. 27-30.
Минаков Г.Л., Щеголева Н.А., Сотников А.С., Ефремова О.В. Юридическое образование - один из ключевых факторов успешного формирования кадрового корпуса муниципальных служащих (Опыт работы юридического факультета Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 2-4.
Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву : материалы Всерос. на-уч.-метод. конф. Саратов : Науч. книга, 2008.
Побежимова Н.И. Межведомственная программа «Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и проблемы дальнейшего развития юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2005. № 4. Русинов Р.К. Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 111-118.
Smith M., Jeífery R.H. A Comparative view of australian education in law and medicine // Journal of Law and Medicine. Vol. 26, no. 1. P. 612-620.
Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.
Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 12-14.
Thomson A. Critical legal-education in Britain // Journal of Law and Society. 1987. Vol. 14, no. 1. P. 183-197.
Wilson M. Challenges to critical legal education: A case study // Educational philosophy and theory. 2019. Vol. 51, no. 6. P. 619-627. Herrera L.E. Community law practice // D^dalus, the Journal of the American Academy of Arts & Sciences. 2019. 148 (1). Юртаева Е.А. Система юридического образования в Российской империи // Журнал российского права. 2009. № 3. Ящук Т.Ф. Оценка юридического образования: аккредитация, мониторинг, рейтинги // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 58-60.
References
Alasmary, A., 2019. Lexical bundles in contract law texts: a corpus-based exploration and implications for legal education. International Journal of English Linguistics, 9(2), p. 244-257. (In Eng.) Grib, V.V. and Kutuzov, V.I., 2008. [Does Russia need lawyers?]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 3. (In Russ.)
Ershov, V.V., 2011. [Russian law from the standpoint of legalism and integrative understanding of law]. Rossiyskoe pravosudie = [Russian Justice], 10, p. 21. (In Russ.)
Herrera, L.E., 2019. Community law practice. Dœdalus, the Journal of the American Academy of Arts & Sciences. 148(1). (In Eng.) Kozyirin, A.N., 2006. [Legal regulation of higher education in Russia (in light of Russia's entry into the Bologna process)]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 4. (In Russ.)
Lipunov, V.I., 2006. [Information about the international scientific and practical conference "System of legal training in Russia and Germany"]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 2. (In Russ.)
Lyuksemburg, A.V., Simkin, V.S., 2007. [Evolutionary catastrophe in Russia, or the possible disappearance of the species Homo sapiens]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 1. (In Russ.)
Mamin, A.S. and Usov, I.S., 2010. [Theoretical and legal analysis of the development of legal clinical education in Russia]. Obschestvo i pravo = [Society and Law], 5, pp. 27-30. (In Russ.) Minakov, G.L., Schegoleva, N.A., Sotnikov, A.S. and Efremova, O.V., 2013. [Legal education is one of the key factors in the successful formation of the personnel of municipal employees (Experience of the faculty of law of the Orel branch of the Russian presidential Academy
of national economy and public administration)]. Munitsipalnaya slujba: pravovyie voprosyi = [Municipal Service: Legal Issues], 4, pp. 2-4. (In Russ.)
Nemyitina, M.V., 2008. [Effective models ofteaching law]. Sovremennyie formyi i metodyi obucheniya pravu = [Modern forms and methods of teaching law]. Materials of the all-Russian scientific and methodical conference. Saratov: Nauchnaya kniga. (In Russ.) Pobejimova, N.I., 2005. [Interdepartmental program "Development of legal education in the Russian Federation for 2001-2005" and problems of further development of legal education in Russia]. Uyuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 4. (In Russ.)
Rusinov, R.K., 2011. [Some questions of system approach to improvement of legal education]. Rossiyskiy yuridicheskiy jurnal = [Russian Law Journal], 1, pp. 111-118. (In Russ.) Smith, M. and Jeffery, R.H. A Comparative View of Australian Education in Law and Medicine. Journal of law and medicine, 26(3), pp. 612-620. (In Eng.)
Tihomirov, L.A., 1997. Kritika demokratii = [Criticism of democracy]. Moscow. (In Russ.)
Timofeeva, A.A., 2015. [Competence approach in teaching legal disciplines: experience and problems of implementation]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = [Legal Education and Education Science], 2, pp. 12-14. (In Russ.)
Thomson, A., 1987. Critical legal-education in Britain. Journal of law and society, 14(1), pp. 183-197. (In Eng.)
Yell, M.L. and Katsiyannis, A., 2019. The Supreme Court and Special Education. Intervention in school and clinic, 54(5), pp. 311-318. (In Eng.)
Yurtaeva, E.A., 2009. [The system of legal education in the Russian Empire]. Jurnal rossiyskogo prava = [Journal of Russian Law], 3. (In Russ.)
Yaschuk, T.F., 2013. [Assessment of legal education: accreditation, monitoring, ratings]. Rossiyskaya yustitsiya = [Russian Justice], 7, pp. 58-60. (In Russ.)
Wilson, M., 2019. Challenges to critical legal education: A case study. Educational Philosophy and Theory, 51(6), pp. 619-627. (In Eng.)
Благодарности
Статья подготовлена при информационной поддержке справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
Информация об авторе / Information about the author
Писенко Кирилл Андреевич, профессор кафедры финансового права ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 69), доктор юридических наук, доцент [Kirill A. Pisenko, Professor of Financial Law Department, Russian State University of Justice (69 Novocheryomushkinskaya St., Moscow, 117418, Russia), Dr. Sci. (Law), Associate Professor]. E-mail: [email protected]