Среди недостатков данной стратегической концепции социологи и психологи выделяют отсутствие исследования проблемы детского и юношеского эгоизма, цинизма, равнодушия, индивидуализма, максимализма. Какая бы эффективная и продуктивная политика ни проводилась государством и общественными институтами, как бы тщательно ни подходили к вопросам приучения к патриотизму родители, важны заинтересованность и осознанность молодого поколения.
Реальность проводимой работы по духовно-нравственному воспитанию такова, что желаемый результат, во-первых, труднодостижимый и требует огромных затрат, физических и временных, а во-вторых, сложно фиксируемый. Не существует перечня характеристик и методик, по которым можно сказать, что воспитательная деятельность удалась, а уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащегося приблизился к золотой отметке. Понять человека и его отношение к своей стране и своему народу возможно лишь через длительный период коммуникации. Воспитание не начинается в детском саду и не заканчивается в школе. Культура поведения и духовно-нравственное просвещение - это длительные, динамические, непрерывные процессы длиною во всю жизнь.
Литература:
1. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Г.И. Веденеева. - М., 2018. - 364 с.
2. Возрождение и сохранение традиций духовно-нравственного воспитания: методическое пособие / авт.-сост. Соломенко Л.Д., Данилов С.В., Цветкова И.В., Морозов В.Е. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013. - 124 с.
3. Гринёва Е.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников. Учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева Л.Х. Давлетшина О.А. Зотова. - М.: Прометей, 2013. - 77 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009. - 26 с.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
6. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
7. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 160 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Финансы, бухучет и налогообложение» Шпилевская Елена Вячеславовна
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)» (г. Ростов-на-Дону); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Юридическое образование в России является одним из важных факторов становления гражданского общества и отражает особенности цивилизационной культуры. С одной стороны юридическое образование направлено на формирование в обществе уважения к закону и правопорядку, а с другой является базой подготовки управленческих кадров для государственных структур. Сегодняшние студенты юридических Вузов, завтра займут места в аппарате государственного управления. И от того насколько качественным, как с позиции профессионализма, так и с позиции формирования культурной составляющей будет юридическое образование, зависит будущее нашей страны. В этой связи актуальным является вопрос о тенденциях и перспективах развития системы юридического образования не только как системы подготовки профессионалов, но и как комплекса формирования культурных традиций, патриотических взглядов и цивилизационных ценностей. В данной работе рассмотрены вопросы становления и развития отечественного юридического образования и обозначены основные проблемы, имеющиеся на данный момент.
Ключевые слова: юридическое образование, реформы, законодательство, изменения, знание, педагогика, высшее образование.
Annotation. Legal education in Russia is one of the most important factors in the formation of civil society and reflects the peculiarities of civilizational culture. On the one hand, legal education is aimed at creating respect for the law and the rule of law in society, and on the other hand, it is the basis for training managerial personnel for state structures. Today's students of law schools, tomorrow they will take places in the state administration apparatus. And the future of our country depends on how high-quality legal education will be, both from the point of view of professionalism and from the point of view of the formation of the cultural component. In this regard, the issue of trends and prospects for the development of the legal education system is relevant not only as a system of training professionals, but also as a complex of forming cultural traditions, patriotic views and civilizational values. In this paper, the issues of formation and development of domestic legal education are considered and the main problems that are currently available are identified.
Keywords: legal education, reforms, legislation, changes, knowledge, pedagogy, higher education.
Введение. Образовательная система Российской Федерации во все этапы своего становления имела одну из ключевых стратегически важных функций - воспроизводство будущего интеллектуального поколения. Вместе с тем, текущее её состояние отражает высокую степень течения процессов, связанных с реформами, нацеленными на введение инноваций, поддержание и стимулирование изменений, что обуславливается множеством факторов. Так, одним из ориентиров сегодняшнего образования, наряду с инновационностью, выступает эффективность, связанная с ориентацией на достижение высоких результатов в области передачи знаний, умений, навыков, культуры и ряда других присущих образовательному процессу функций. Интегрируя учебную и воспитательную функцию, образовательная система становится тем инструментом государства, стимулируя которою оно может влиять на все сферы жизнедеятельности человека. Вместе с тем, важно производить анализ проводимых реформ, что предполагает рассмотрение отдельных образовательных аспектов в разрезе с их исторической значимостью, этапами становления и развития, и многими другими факторами. Все это подчеркивает актуальность заявленной тематики.
Таким образом, формулировка цели статьи - произвести теоретико-исследовательский анализ современного юридического образования в Российской Федерации с позиции исторического ракурса и выявить текущие проблемы, сдерживающие его развитие.
Изложение основного материала статьи. Система образования, являясь сферой воспроизводства человеческого капитала выполняет важнейшую общественную функцию. От эффективности организации системы образования зависит сохранение и передача научных знаний и навыков, культурного наследия и нравственных ориентиров [9]. Система образования закладывает фундамент научно-технического и социально-общественного прогресса. [4, 8]. Вместе с тем современное состояние политико-правовых и общественных отношений находится в постоянной трансформации, что находит свое отражение и на системе образования.
При этом к последней предъявляются новые требования, что находит свое отражение в непрерывном реформировании данной отрасли. Это проявляется, в первую очередь, через ориентацию на течение инновационных процессов - вектор образовательного процесса смещается с традиционного, плавно переходя на инновационный. Важным аспектом образовательного процесса в таком случае выступает сам результат обучения, который напрямую отражается за счет личностной характеристики обучающегося - его компетентности, уровня знаний, умений и навыков. Кроме того, особенно важно в данной системе уделять внимание сложившимся чертам личности, его моральным принципам и устоям, которые в культурном контексте развития Российской Федерации приобретают особую значимость [7].
Юридическое образование в России является одним из важных факторов становления гражданского общества и отражает особенности цивилизационной культуры. С одной стороны, юридическое образование направлено на формирование в обществе уважения к закону и правопорядку, а с другой является базой подготовки управленческих кадров для государственных структур. Сегодняшние студенты юридических Вузов, завтра займут места в аппарате государственного управления. И от того насколько качественным, как с позиции профессионализма, так и с позиции формирования культурной составляющей будет юридическое образование, зависит будущее нашей страны. В этой связи актуальным является вопрос о тенденциях и перспективах развития системы юридического образования не только как системы подготовки профессионалов, но и как комплекса формирования культурных традиций, патриотических взглядов и цивилизационных ценностей. Последние реформы, проводимые в системе образования, подчеркивают вышеизложенное с позиции расстановки приоритетов государства в данном направлении развития.
Следует помнить, что построение нового всегда неразрывно связано с исследованием исторического наследия, выявления сильных и слабых сторон, чтоб не допустить ошибок в будущем. В этой связи возникает потребность в рассмотрении истории формирования отечественного юридического образования, начиная от его предпосылок и истоков, заканчивая современностью. Известно, что первые попытки организовать подготовку высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции относятся ко времени петровских реформ [1, 5]. Пётр I, желая добиться того, чтобы Россия занимала достойное место среди европейских государств, старался реформировать образование, в том числе и юридическое. Все российские императоры понимали, что государство остро нуждается в грамотных юристах и делали всё возможное для того, чтобы укреплять и развивать эту отрасль науки. Весомую роль в развитии юридического образования сыграл знаменитый учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов, стоявший у истоков создания Московского государственного университета. Все мы знаем, что в открывшемся в 1755 году знаменитом Московском университете студенты обучались на трёх факультетах: философском, медицинском и юридическом. Это ещё раз доказывает нам, какое значение предавали наличию грамотных юристов. За долгие годы в России были опробованы несколько моделей юридического образования, что в конечном итоге привело к созданию сильной правовой базы деятельности университетов и иных учебных заведений по подготовке правоведов. Серьёзные изменения в системе юридического образования прошли в период революции и образования нового государства - СССР. В первые годы советской власти юридические профессии условно были отнесены к мелкобуржуазным занятиям, однако система юридического образования продолжала развиваться. В последствии юридическое образования в СССР приобрело элитарный характер. Его отличительной особенностью стала ориентация на фундаментальность, такие прикладные направления юриспруденции как криминология, криминалистика и др. получили научную основу. Юрист перестал восприниматься обществом как узкий специалист, теперь это был представитель интеллектуальной профессии. Если в дореволюционной России юриспруденция как правило была связана с адвокатурой и государственной службой, то теперь появляется ряд новых направлений и профессий: криминалист, следователь, оперуполномоченный и др. Популяризации профессии способствуют и массовая культура. Появляются фильмы, книги, спектакли, где представители юридической профессии выступают в главной роли. В общественном сознании юрист - это представитель власти, стоящий на страже общественных интересов [3].
Распад СССР повлек за собой череду преобразований, вызванных сменой общественного строя. В стране появился запрос на новый класс специалистов в области юриспруденции, вектор профессиональной направленности сместился от защиты общественных интересов к защите частной собственности [5]. В разных сферах экономики стал формироваться запрос на юристов, обладающих дополнительными знаниями в области экономики, финансов, строительства. Со стороны рынка труда стал поступать запрос на таких специалистов со знанием юриспруденции как: риелторы, коллекторы, медиаторы, юристы-представители, юристы-консультанты и другие, зачастую не имеющие высшего юридического образования. Это нашло свое отражение и на системе юридического образования, которая, адаптируясь к изменяющемуся рынку, стала предлагать программы переподготовки и повышения квалификации, стали появляться магистерские программы, дающие возможность человеку без высшего юридического образования, после прохождения обучения получить диплом магистра юриспруденции [2].
Реформы и значительные перемены в стране, произошедшие за последние тридцать лет серьёзно сказались на системе высшего профессионального, в том числе юридического, образования. Образование подверглось преобразованиям и сегодня демонстрирует весомые количественные и качественные изменения. Часто данные изменения имеют и негативный характер, связанный с формализацией некоторых аспектов образования, а также с внедрением излишнего количества инноваций. По нашему мнению, целесообразно обратить внимание на следующие проблемы:
1. Нехватка квалифицированных кадров. Данная проблема вытекает из ряда причин. В первую очередь это связано с разрушением системы воспроизводства педагогических кадров именно в юриспруденции, относительно низкие заработные платы в системе науки и образования привели к оттоку квалифицированных кадров [1]. Данная проблема ведет за собой ряд других - нагрузка на высококвалифицированных преподавателей повышается, что влечет за собой их профессиональное выгорание. Конечно, это относится не только к преподавателям из юридической сферы, но в целом, решение данной проблемы скажется на её текущем состоянии в том числе.
2. Популярность профессии привела к высокому спросу на юридическое образование. Учебные заведения в погоне за прибылью снизили планки при осуществлении наборов. В коммерческом образовании практически уже не имеет значение уровень подготовки абитуриента. Часто поступающие не способны освоить программу, но их не отчисляют по все той же экономической причине. В итоге на рынок труда ежегодно попадает огромное число юристов с очень низким качеством
знаний. Данная проблема, в первую очередь, связанна с высоким уровнем коммерциализации и формализации образования
- все это в долгосрочной перспективе, при отсутствии введения реформ, приведет к еще большему снижению качества обучения.
3. Отсутствие качественного обеспечения прохождения практики будущими специалистами. В своём Указе Президент Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» обозначил следующие задачи: обеспечить разработку законопроекта и общественно обсудить федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», который предусматривает увеличение объема практической части, основанной на образовательной программе. Однако, эффективность данного нормативного акта может быть обеспечена только при восстановлении системы взаимодействия учебных заведений с базами практик [6].
Важно отметить, что указанные проблемы носят системный характер и их решение потребует пересмотра самой концепции коммерческого юридического образования. Возможно следует изучить опыт зарубежных стран в данном вопросе. В частности, в Германии, где оценка будущего специалиста и присуждение квалификации не входит в компетенцию учебных заведений, что позволяет с одной стороны повысить качество подготовки, так как учебные заведения стремятся обеспечить как можно более высокие показатели при сдаче государственных экзаменов, а с другой убирает коррупционную составляющую, связанную с так называемой «покупкой дипломов».
Выводы. Таким образом, реформирование образования на основе исторического контекста является действительно важным; в тоже время особую необходимость приобретает проведение анализа, нацеленного на выявление текущих проблем и их причин, которые в перспективе влияют на эффективность осуществляемых образовательных процессов. Так, в статье отмечаются три важнейших проблемы образования - они являются не единственными, но в тоже время - одними из самых масштабных, что повышает актуальность их преодоления. Сейчас государству, как одному из ключевых регуляторов образовательной системы, важно производить реформирование всей системы образования, в том числе юридического. Такой подход предполагает множественные не только качественные, но и количественные изменения, нацеленные на общее повышение качества подготовки. Возможно, перспективным станет рассмотрение опыта других стран в контексте юридического образования, что поможет государству идти не по пути собственных ошибок, а успехов других стран.
Литература:
1. Алексеева Ю.И. Развитие юридического образования в России в XVIII - начале XX века: автореферат диссертации... кандидата исторических наук. - Санкт-Петербург. - 2000 г.
2. Бурьянов С.А., Кривенький А.И. К вопросу о трансформации юридического образования в условиях глобализации права // Ценности и смыслы. - 2019. - №5. - С. 126-146.
3. Ильина Т.Н. Традиции юридического образования и юридической профессии в России и за рубежом: опыт взаимодействия // Новый ракурс. - 2019. - №3. - С. 31-37.
4. Кириченко Н.Б. Проблемы реформирования юридического образования в Российской Федерации (вопросы общей теории и методологии): автореферат диссертации. кандидата юридических наук. - Саратов. - 2004.
5. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 3.
6. Марха Р.Х. Юридическое образование в России: проблемы и перспективы // Образование. Наука. Научные кадры.
- 2019. - №4. - С. 65-66.
7. Умарова Н.Р. Реформирование образования на основе использования инновационных технологий // Наука и образование сегодня. - 2021. - №1 (60). - С. 11-12.
8. Фоменко М.В. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов технических вузов / Фоменко М.В., Алексеева Л.А., Блащишин О.И., Додонов Р.А., Ищенко А.Н., Нечепоренко Т.Б., Муза Д.Е., Чернышова А.Н., Попов В.Г., Пашков В.И., Тоцкий И.М., Трофимюк В.К. - Донецк, 2010. - (4-е издание)
9. Шпилевская Е.В. Совершенствование механизма управления уровнем жизни населения (на примере Нижегородской области): диссертация. кандидата экономических наук. - Нижний Новгород, 2005
Педагогика
УДК: 37.371
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Гордеев Кирилл Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Аннотация. Проблема воспитания сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни занимает крайне значимое место, что связано как минимум с увеличением числа всевозможных негативных рисков для здоровья детей, а также распространением среди молодёжи вредных привычек. Следует отметить, что масштабность проблемы открывает новые доселе неизученные аспекты в этом направлении. Авторы отмечают, что здоровый образ жизни для современного школьника является не просто условием сохранения собственного здоровья, но также и условием результативной учёбы, социальной жизни, успехов в будущей профессиональной деятельности. В статье даётся определение понятию «здоровый образ жизни», а также выделяются цель воспитания сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни, задачи, основополагающие принципы, направления воспитательной работы, критерии сформированности сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни и ожидаемые результаты.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, современная школа, вредные привычки, физкультура, оздоровление, активная деятельность, здоровьесберегающие технологии, учебно-воспитательный процесс.