Б.Я. Бляхман
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРАВОСОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА
Присоединение России к Болонскому соглашению выводит на первый план общеевропейские стандарты образовательных систем, отвечающие целям создания единого европейского пространства высшего образования. Целью модернизации системы высшего профессионального образования является реализация возможности быстрой и эффективной адаптации основных образовательных программ, учебно -методических разработок и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям современного российского общества.
Основным направлением модернизации высшего профессионального образования, повышения привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе является эффективное использование человеческого потенциала в процессе повышения качества образования. На уровне вуза данный потенциал состоит из преподавателей и обучающихся. Поэтому уровень образовательного процесса в наибольшей степени зависит от степени профессионализма преподавательской деятельности одних и стремления к познанию и аккумулированию максимального объема знаний других.
Обеспечение нормального функционирования и поступательного развития демократического правового социального государства объективно предполагает активное участие в этом процессе юристов как социально-профессиональной группы. Эффективность правового регулирования правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности во многом зависит от состояния этой социально-профессиональной группы, от тех качеств, которыми располагают входящие в нее юристы. Это диктует необходимость постоянного исследования путей формирования, реального состояния и тенденций развития общих и специальных качеств юристов, что позволит вносить своевременные коррективы в практику юридического образования, систему повышения квалификации, соответствующую воспитательную работу.
Отсюда становятся понятными не только научное значение, но и практическая важность формирования четких представлений о том, какими качествами должны быть наделены современные юристы и насколько они ими реально обладают.
Вполне понятно, что различные аспекты мотивации поведения и профессионально-юридической деятельности юристов - предмет постоянного внимания ученых-юристов. Следует отметить, что до последнего времени проводимые в данном направлении исследования были связаны с психологией представителей специализированных профессиональных групп: судей, следователей, адвокатов, нотариусов и др.
Между тем серьезное теоретическое изучение профессионального поведения и деятельности юристов имеет фундаментальное значение и представляет значительную методологическую ценность. [Соколов, 2008, с. 14]. Например, теоретические вопросы правового сознания, включая профессиональное. Традиционно, когда анализируют его структуру, в нем выделяют индивидуальное, групповое, общественное правовое сознание. Кроме того, выделяют обыденный, практический и теоретический уровни, идеологическую и психологическую сферы правосознания. При этом, как ни странно, не уделяется должного внимания мотивации, хотя именно последняя выступает непосредственной движущей силой поведения в целом. Поэтому описательный подход, выступающий в качестве методологической основы изучения правосознания, целесообразно дополнять конструктивным, который предполагает выделение в нем в качестве структурного элемента сферы мотивации. Соотношение между понятиями «описательный» и «конструктивный» подходы к исследованиям соответствуют соотношению между понятиями «структура» и «функции» при системном исследовании предметов и явлений. Выделение в структуре правосознания, включая профессиональное, сферы мотивации является результатом не только использования традиционных приемов и способов обработки полученных данных, но и активного применения метода моделирования.
Мотивация имеет для профессионального поведения побудительное, направляющее и организующее значение. Самым тесным образом мотивы связаны с потребностями, интересами, проблемными ситуациями и жизненными планами. Применительно к профессиональному правосознанию особенно важно подчеркнуть, что исходными мотивами поведения профессиональных юристов могут служить интересы и потребности не только их собственные, но социальных групп, ведомств, общества в целом.
Для правильного объяснения изменений в мотивации профессионально-юридической деятельности в советское и постсоветское время необходимо различать как социальный, так и функциональный аспекты содержания труда юристов. Функциональный аспект труда юристов не зависит от конкретно-исторических форм его организации и функционирования, его социального характера. В нем содержится и то общее, что присуще работе юристов с точки зрения ее содержания, независимо от того, в каком обществе (советском или же постсоветском) оно осуществляется. Вот почему такие мотивы, как профессиональное чувство ответственности, профессиональный интерес к работе, необходимость оказания помощи гражданам, привычка, сформировавшаяся за время работы, по-прежнему сохраняют свое ведущее значение. С позиций же социального аспекта труда юристов (т.е. его характера, социально -экономической направленности) произошли достаточно заметные изменения. Например, такой мотив, как чувство долга перед обществом и государством, переместился со второй позиции в советское время на шестую - в постсоветское. Идейная убежденность, которую в значительной мере можно
отождествить с политическими убеждениями, с четвертого места перешла на последнее. В то же время возможность получения личной выгоды поднялась с седьмого места на пятое. Несколько возросла роль общественного мнения.
С учетом сказанного, не только функциональный, но и социальный аспект труда должен привлекать к себе больше внимания со стороны ученых-юристов. Последний проявляется в целях, на которые в конечном счете он ориентирован, в приобщении юристов к тем или иным классам, защищаемым ими интересам, месте, которое они занимают в системе общественного производства, общественной и политической жизни.
Обычно оценка качеств специалистов осуществляется с помощью традиционных способов, характерных для социологической науки. Однако в данном случае необходимо было не только оценить степень значимости для поведения и деятельности юристов тех или иных мотивов, но и показать их взаимосвязь между собой, структуризацию в коллективном бессознательном, уровень значимости, положительные и отрицательные возможности [Соколов, 2008, с. 18].
Основу гражданско-правового образования составляют следующие сквозные содержательные линии курсов: общество, основные этапы его развития, эволюция основных сфер общественной жизни; власть в её историческом контексте, политические режимы; государство, его институты, формы государства; демократия, её исторические формы, формирование современной либеральной демократии; история зарождения и развития парламентаризма; формирование концепции и институтов гражданского общества, правового государства и конституционализма; примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей и др. Особое место занимают исторические аспекты проблемы прав человека, история борьбы за права человека, формирование механизмов защиты прав и свобод человека.
Содержание права создаётся, в том числе и изменчивыми экономическими и социальными условиями, оно прямо зависит и от самой государственной системы. Обратимся к XIX в., откуда, как утверждают многие историки, исходят корни нашего бесправия, потому что именно в этом веке развивалось право в Западной Европе и США. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, в 1861г. по -прежнему оставались самым бесправным слоём населения. А, к примеру, во Франции и Германии уже к концу XVIII столетия утвердилась философия права, всё население пользовалось свободами. Отсюда - низкий уровень правосознания русского народа, которое и останется таковым, если не просвещать население, не знакомить его со своими правами, не показывать ему, насколько легче и комфортнее живётся человеку в обществе, в котором соблюдаются законы. Российского человека, попадающего в Европу, поражает степень защищённости прав и свобод граждан. Студенты объясняют это тем, что механизмы защиты личности в Западной Европе и в Соединённых Штатах складывались на протяжении длительного времени. Этот процесс
сопровождался изменением государственных институтов в сторону правового государства и формирования гражданского общества - формы самоорганизации граждан.
Большое значение имеет актуализация знания, т.е. переход к анализу современных государственных актов, например, Конституции. Молодых людей нужно серьёзно учить распознавать свои социальные, политические и гражданские интересы, вырабатывать свою жизненную позицию в соразмерности со своими реальными возможностями. Общественные дисциплины способствуют избирательной активности. Российская культура традиционно гораздо большее внимание уделяла коллективным, общинным и государственным интересам. Традиционно индивидуальные права и свободы человека рассматривались как второстепенные и подчинённые государственным и групповым интересам. В России так и не получила развития в должной мере философия и идеология либерализма. В этой связи, необходимо не просто повышение культуры, а изменение отношения человека к самой культуре, к его правам и свободам.
В ходе изучения общественных дисциплин студенты приходят к выводу, что на соблюдение прав человека влияют следующие факторы; исторические традиции, веками складывающиеся в определённом обществе; уровень культуры и образования населения; тип политической системы, существующий в государстве; общая экономическая ситуация в стране; международный контроль над соблюдением прав человека. Одной из основных целей преподавания общественных дисциплин следует считать воспитание у студентов уважения к правам человека, чувства собственного достоинства, справедливости. Изучение этих предметов способствует формированию правовой культуры, культуры прав человека, общечеловеческих ценностей. Поэтому занятия необходимо построить так, чтобы вызвать у студентов желание обсудить проблемы, связанные с правами человека, помочь им осознать важность личной ответственности за своё поведение в обществе [Камаева, 2008, с. 70-71].
Какие же качества указаны в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 021100-«Юриспруденция» (квалификация - юрист) [Юридическое образование..., 2000, с. 21-22]? Они разбиты в Госстандарте на три группы: общие качества юристов, профессиональные умения, уровень подготовки юристов, соответствующий их квалификации.
В первую группу входят следующие общие качества юриста:
1) гражданская зрелость и высокая общественная активность; 2) профессиональная этика; 3) профессиональная культура; 4) глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан; 5) высокое нравственное сознание; 6) гуманность; 7) твердость моральных убеждений; 8) чувство долга; 9) ответственность за судьбы людей; 10) ответственность за порученное дело; 11) принципиальность и независимость в обеспечении
прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; 12) необходимая воля и настойчивость в исполнении принятых решений; 13) чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; 14) четкое представление сущности, характера и взаимодействия правовых явлений; 15) знание основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний и значения для реализации права.
Во вторую группу качеств юриста включены профессиональные умения:
1) правило толковать и применять законы и другие нормативные акты; 2) обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических органов, физических и юридических лиц; 3) юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; 4) разрабатывать документы правового характера; 5) осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; 6) давать квалифицированные юридические заключения и консультации; 7) принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; 8) вскрывать и устанавливать факты правонарушений; 9) определять меры ответственности и наказания виновных; 10) предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; 11) систематически повышать свою профессиональную квалификацию; 12) систематически изучать законодательство и практику его применения; 13) ориентироваться в специальной литературе.
И, наконец, в третью группу включены требования к уровню подготовки юриста, в зависимости от которых он должен решать задачи, соответствующие его квалификации. Среди них:
1) осуществление сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм; 2) обеспечение реализации актов применения права; 3) анализ юридических норм и правовых отношений; 4) анализ судебной и административной практики; 5) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; 6) составление соответствующих юридических документов; 7) обеспечение законности и правопорядка; 8) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания [Соколов, Леванский, 2008, с. 50-51].
Сегодня необходимо усилить внимание ученых-юристов к проблемам формирования и развития профессиональных качеств юристов, особенно в рамках образовательного процесса и с учетом его современного состояния. Как известно, образование включает в себя две составляющие - обучение и воспитание. Сферой воздействия обучения, носящего информационно -познавательный характер, является познавательно-рациональная составляющая правового сознания. Воспитание же влияет главным образом на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую сферы
сознания. Обучающее содержание юридического образования вызывает в последние годы серьезную критику. Однако еще более серьезных замечаний заслуживает состояние воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях, включая юридические. Как в советское, так и в постсоветское время, как в «реале», так и в «идеале», на последних местах находятся идейность, гуманность, гражданское мужество.
В советское время такое качество, как справедливость, в «реале», заняло первое место по распространенности, тогда как в «идеале» в сознании юристов оно находилось лишь на четвертом месте. Это показывает, что юрист воспринимался другими юристами как носитель справедливости. Наличие этого качества рассматривалось как необходимое условие борьбы с коррупцией. Если же взять постсоветское время, то это качество занимает в «реале» седьмое место, а в «идеале» - шестое. Таким образом, мы наблюдаем падение значения этого качества.
Честность занимала в советской реальности второе место, а в «идеале» - даже первое. В постсоветское время это качество опустилось лишь на две ступеньки, но в реальной действительности оно опустилось на восьмое место. Такое резкое падение в «реале» обусловлено, прежде всего, общим падением уровня нравственных ценностей в российском обществе, связанным с реставрацией капитализма.
Добросовестность, имевшая достаточную распространенность в советское время в «реале», сохранило свою значимость и в постсоветское время, опустившись лишь на одну ступеньку. В «идеале» же это качество оказалось в середине списка, но в постсоветское время оно оказалось несколько более востребованным, поднявшись на одну ступеньку. В целом тенденция развития добросовестности как профессионального качества юристов несколько усилилась за счет повышения востребованности профессиональных качеств в период рыночных отношений, что обусловлено объективной необходимостью более широкого привлечения юристов к коммерческим операциям. Существовавший ранее заметный разрыв между реальным распространением этого качества среди юристов и их представлениями о его значении (пять позиций) заметно сократился (на две позиции).
Библиографический список
Камаева М.П. Обучение правам человека в процессе изучения общественных дисциплин // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №3. - С. 70-71.
Соколов Н.Я. Мотивы профессионального поведения и деятельности юристов // Государство и право. - №11. - 2008. - С. 14.
Соколов Н.Я., Леванский В.А. Профессиональные качества юристов: желаемые и действительные (структурно-таксономическое моделирование) /
Н.Я. Соколов, В.А. Леванский // Журнал российского права. - №5. - 2008. -С. 50-53.
Юридическое образование и наука. - №1. - 2000. - С.21-22.