Научная статья на тему 'Юридическое образование: новеллы правового регулирования'

Юридическое образование: новеллы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ЕГЭ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / LAW / EDUCATION / BACHELOR / MASTER / EXAM / HIGHER EDUCATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ю.Н.

В работе рассматривается конституционное право на образование, которое продолжает совершенствоваться и развиваться. В этом процессе есть как положительные элементы, так и много спорных моментов.The article examines the constitutional right to education, which continues to improve and develop. There are both positive elements and many controversial points in this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическое образование: новеллы правового регулирования»

гагагагага ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ х™"™!™!™!™

УДК 378:340 Ю.Н. Лебедева, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В работе рассматривается конституционное право на образование, которое продолжает совершенствоваться и развиваться. В этом процессе есть как положительные элементы, так и много спорных моментов.

Ключевые слова: право, образование, бакалавриат, магистратура, ЕГЭ, высшее образование, Конституция РФ, преподаватель.

The article examines the constitutional right to education, which continues to improve and develop. There are both positive elements and many controversial points in this process.

Keywords: law, education, bachelor, master, exam, higher education, Constitution of the Russian Federation, teacher.

Конституция Российской Федерации в ст. 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование. А что же понимается под образованием? В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].

Далее в Конституции устанавливается, что гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Следует отметить, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [2, с. 778]. Общее образование можно получить в общеобразовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования - школах, гимназиях, лицеях.

Целями профессионального образования служат учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Согласно ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии. Но конкурсная основа предполагает, что все желающие учиться бесплатно не смогут. Следует учитывать, что в России профессиональное образование можно получить в частных учебных заведениях, которые создаются в порядке, установленном законом, подлежат лицензированию и государственной аттестации, обязаны работать по государственным образовательным стандартам, хотя в дополнение к ним могут вводиться специальные дисциплины [2, с. 779].

Профессиональное образование в частных учебных заведениях может стать хорошей конкуренцией государственным или муниципальным учреждениям. Так, например, в странах Европы, Англии, США успешно действуют частные юридические вузы (университеты, колледжи, школы). Например, на территории Германии насчитывают 43 государственных университета, имеющих юридические факультеты, один частный юридический вуз и большое количество специальных высших учебных заведений. Первым и единственным частным юридическим вузом в Германии является правовая школа им. Буцериуса в Гамбурге. Основанный в 2000 г., этот университет уже смог успешно себя зарекомендовать на рынке

образовательных услуг страны и за её пределами. Его выпускники заметно отличаются от выпускников других вызов качеством знаний, которые находят отражение в экзаменационных оценках, и скоростью обучения [3].

В 2003 г. Россия стала участницей Бо-лонского процесса по «гармонизации» и единению Европы в области высшего образования, в том числе юридического. Эта потребность обусловлена усиливающейся тенденцией к интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам [6].

Современное высшее образование имеет два уровня. Первый - бакалавриат и специалитет, а второй - магистратура. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня, что, безусловно, является не совсем правильным. При изучении юриспруденции на уровне магистратуры, сразу видны недостатки в уровне знаний обучающихся, имеющих первое образование не юридическое. Как можно говорить и обсуждать проблемы права, если поступившие учиться не знают, что такое система права, правовое регулирование и ряд других вопросов (безусловно, это касается не всех поступивших, но очень многих). Иными словами, профессора и доценты вынуждены заниматься юридическим ликбезом, а не обучением по дисциплинам магистратуры. Например, в федеральном государственном стандарте по юриспруденции для ба-

калавров, где определены дисциплины, которые должны быть изучены в обязательном порядке, есть иностранный язык и отдельно иностранный язык в сфере юриспруденции, а муниципальное право отсутствует. Будут ли после завершения обучения в вузе выпускники понимать отличие органов местного самоуправления от государственных? А ведь это очень важный вопрос, потому что многие столкнутся с органами местного самоуправления, с выборами на местном уровне, с контрольным органом муниципального образования и т.д.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01. «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)» установлено, что обучение в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения [7]. Однако обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме при получении лицами второго или последующего высшего образования. Представляется, что это положение явно противоречит ст. 43 Конституции РФ.

Поступая в высшее учебное заведение, абитуриент должен представить результаты ЕГЭ, который, как правило, сдаётся один раз в год в весеннее время года. Не так давно ЕГЭ сдавался два раза - весной и летом, так как, кроме школьников, в вузы желают поступить и иные категории граждан (выпускники училищ, техникумов и др.), а весной они ещё учатся и организационно не могут сдать ЕГЭ. В настоящий момент ЕГЭ - единственно возможная процедура для прохождения

конкурса в вуз, и если кто-то не принял в нём участие, то ни о каком конкурсе, поступлении и речи быть не может. Нет ли здесь некоторого несоответствия с конституционными предписаниями о том, что каждый вправе получить на конкурсной основе высшее образование.

Качество образования зависит и от преподавателей. В.О. Лучин отмечает, что в развитых странах большая часть расходов на образование предназначается для оплаты работы педагогического персонала (например, во Франции, в Великобритании). Средняя заработная плата российского педагога составляет около трёхсот долларов в месяц. По реальному уровню жизни российский педагог явно отстаёт от своих зарубежных коллег [5, с. 202]. В Российской Федерации преподаватель в вузе имеет возможность увеличить свой оклад. Однако очень часто это получается за счёт увеличения объёма нагрузки работы. Иногда преподаватели находят подработку в нескольких вузах (страдает качество работы) или иное место работы.

Некоторые учёные считают, и я с ними согласна, что квалифицированный научно-педагогический состав юридических вузов ограничен по своему составу, чаще всего в качестве специалистов-перподавателей выступают практические работники. Это, в свою очередь, ведет, наряду с другими негативными последствиями, еще к одному пока не до конца осознанному результату - к утрате традиционной для отечественного образования фундаментальности подготовки юридических кадров. Взамен утверждается компе-тентностный подход, предполагающий индивидуальную подготовку студента в

соответствии с запросами работодателей. Последствия подобного перехода скажутся позже, однако уже ясно, что в преобладающей части это будет качественно иной уровень юридического образования, что, надо полагать, ожидает как бакалавров, так и магистров права [4].

Таким образом, право на образование, установленное Конституцией, находит дальнейшее правовое регулирование в законодательстве, подзаконных правовых актах. Однако детальное рассмотрение этого законодательства и актов приводит к противоречивым выводам. Насколько правильно, что больше нет заочного юридического образования для лиц со средним общим образованием? Почему все поступают в вуз только по результатам ЕГЭ, сданному весной в школах? Почему к освоению программ магистратуры по юриспруденции допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня? Могут ли граждане задать эти вопросы министру образования?

Любое развитие сопровождается с проблемами его осуществления. Однако право на образование - это социальный институт, его реализация должна быть проработана теоретически, научно, практически в экспериментальном варианте.

Список использованных источников

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1).Ст. 7598.

2 Авакьян С. А. Конституционное право России : учеб. пособие : в 2 т. - 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. М. : Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 778-779.

3 Белых В. С. Нужна ли модернизация юридического образования в России? / В. С. Белых // Юридическое образование и наука. 2013. № 4.

4 Иванова С. А. Проблемы высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации / С. А. Иванова, О. В. Петровская // Юридическое образование и наука. 2013. № 4.

5 Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 202.

6 Сокольская Л. В. Проблемы высшего образования в контексте социокультурных изменений общества / Л. В. Сокольская // Юридическое образование и наука. 2013. № 3.

7 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2014 г. № 1567 // www.pravo.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.