Научная статья на тему 'Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов'

Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / надзор / государственное регулирование / полномочия / саморегулируемые организации / система стандартов / control / supervision / regulation / authority / self-regulatory organization standards system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юдина Екатерина Валерьевна

в представленной статье исследуются вопросы правового обеспечения контроля и надзора за деятельно-стью негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Правовое регулирование пенсионных отношений в Российской Феде-рации предполагает наличие системы органов контроля и надзора, призванных обеспечить стабильность деятельно-сти и поступательное развитие негосударственного сектора в сфере пенсионного обеспечения. Автор изучает систе-му государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за деятельностью НПФ, Большое вни-мание в работе уделяется исследованию деятельности саморегулируемых организаций, за которыми закреплен боль-шой объем полномочий в сфере регулирования НПФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONTROL OF ACTIVITIES OF PRIVATE PENSION FUNDS

this paper explores the issues of legal control and supervision over the activities of non-state pension funds (NPF). Legal regulation of pension relations in the Russian Federation assumes presence of system of bodies of control and supervision designed to ensure the stable operation and steady development of the private sector in the sphere of pension provision. The author exam-ines the system of state bodies authorized to exercise control and supervision over the activities of the NPF, much attention is paid to the study of self-regulatory organizations, which are assigned a large amount of authority in the regulation of NPF.

Текст научной работы на тему «Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов»

Юдина Е. В.

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

10.3. ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Юдина Екатерина Валерьевна, аспирант Место учебы: МГУ им. М.В. Ломоносова

yudina.pol2016@yandex.ru

Аннотация: в представленной статье исследуются вопросы правового обеспечения контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Правовое регулирование пенсионных отношений в Российской Федерации предполагает наличие системы органов контроля и надзора, призванных обеспечить стабильность деятельности и поступательное развитие негосударственного сектора в сфере пенсионного обеспечения. Автор изучает систему государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за деятельностью НПФ, Большое внимание в работе уделяется исследованию деятельности саморегулируемых организаций, за которыми закреплен большой объем полномочий в сфере регулирования НПФ.

Ключевые слова: контроль, надзор, государственное регулирование, полномочия, саморегулируемые организации, система стандартов.

LEGAL CONTROL OF ACTIVITIES OF PRIVATE PENSION FUNDS

Yudina Ekaterina V., postgraduate student

Study place: Moscow State University after named Lomonosov

yudina.pol2016@yandex.ru

Annotation: this paper explores the issues of legal control and supervision over the activities of non-state pension funds (NPF). Legal regulation of pension relations in the Russian Federation assumes presence of system of bodies of control and supervision designed to ensure the stable operation and steady development of the private sector in the sphere of pension provision. The author examines the system of state bodies authorized to exercise control and supervision over the activities of the NPF, much attention is paid to the study of self-regulatory organizations, which are assigned a large amount of authority in the regulation of NPF.

Keywords: control, supervision, regulation, authority, self-regulatory organization standards system.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» установило, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти1 является Министерство труда и социального развития Российской Федерации2. Именно на данное Министерство возложены функции по выработке основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Изначально Министерство труда исполняет в пределах своей компетенции надзор и контроль за соблюдением субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным зако-

ном «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В то же время деятельность НПФ, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, регулируется Минфином РФ, за исключением государственного регулирования правоотношений, отнесенных к компетенции Банка России и Минтруда России.

Таким образом, в процессе государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, задействованы три организации: Министерство труда, Министерство финансов и Банк России.

Принятием Федерального закона от 25.07.2013г. №251-ФЗ Центральному банку РФ (Банку России) переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию деятельности участников финансового рынка, в том числе НПФ3.

Среди целей регулирования, контроля и надзора за негосударственными пенсионными фондами, помимо прочих, обозначена и защита прав и законных интересов застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков

1 термин «профессиональное пенсионное страхование» исключен из 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» с 1 января 2014г. в связи с введением нового института досрочного негосударственного пенсионного обеспечения [6].

2 Согласно Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004

№314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[5] Министерство труда и социального развития РФ преобразовано в Министерство труда и социальной защиты.

3 Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сере финансовых рынков с 1 сентября 2013г. функции упраздненной ФСФР России осуществляла служба Банка России по финансовым рынкам. В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013г. с 3 марта 2014г. Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена, полномочия переданы созданным для этих целей структурным подразделениям Банка России.

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению 4

Полномочия Банка России определены Законом 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в статье 345. При этом значительная часть полномочий касается нормативного регулирования при реорганизации НПФ (абз. 6-14 подп.1), а также досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (абз. 19-21 подп.1). Нормативное регулирование по вопросам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, которым является Минтруд России [1].

Статья 34.1 ФЗ №75 «О негосударственных пенсионных фондах» (Наименование статьи в редакции федеральных законов от 23 июля 2013г. №251-ФЗ (введена Федеральным законом от 06 декабря 2007г. №334-ФЗ) устанавливает перечень мер, которые Банк России вправе применять к негосударственным пенсионным фондам в случае выявления в ходе контроля и надзора нарушений требований законодательства:

- введение запрета на проведение всех или части операций;

- применение к фонду мер административной ответственности;

- аннулирование лицензии и назначение временной администрации.

Запрет на осуществление деятельности по обязательному

пенсионному страхованию предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №422-ФЗ.

Беспрецедентный объем прав, полномочий и обязанностей единого регулятора предположил передачу части полномочий регулятора саморегулируемым организациям (СРО), что явилось толчком к становлению системы саморегулируемых организаций в пенсионной сфере. Именно регулятор явился драйвером принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 №223-ФЗ.

Принятием этого закона был усовершенствован механизм саморегулирования в сфере финансового рынка. Касательно негосударственных пенсионных фондов, то статус СРО приобретает некоммерческое образование, созданное в форме ассоциации, объединяющее НПФ.

Закон закрепил обязанность негосударственного пенсионного фонда стать участником в СРО, вид которой соответствует деятельности, осуществляемой НПФ. Минимальное количество участников СРО - 26% от их общего числа. Предусмотрено ассоциированное членство в СРО.

Для получения статуса СРО, организация должна соответствовать определенным требованиям. Присвоение статуса происходит в день внесения сведений о СРО в единый реестр СРО в сфере финансового рынка, по решению ЦБ РФ, в ведении которого находится упомянутый реестр. Наличие системы стандартов является вообще одним из отличительных признаков саморегулируемой организации.

4 Следует из Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)»[7]

5 Наименование статьи в редакции федеральных законов от 23 июля 2013г. №251-ФЗ, от 28 декабря 2013г. №410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10 января 2003г. №14-ФЗ).

СРО вправе разрабатывать стандарты, нормы и правила, дополняющие и (или) детализирующие нормы госрегулирования. СРО обязаны разрабатывать базовые стандарты, перечень которых устанавливается ЦБ РФ для определенного вида СРО. Помимо базовых, СРО могут утверждать внутренние стандарты, устанавливающие дополнительные требования к соответствующей деятельности

Стандартизации НАПФ (Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов) включает проведение организационно-технических мер, направленных на разработку и применение документов в области стандартизации. Целями данных мер являются содействие развитию негосударственных пенсионных фондов, достижение оптимальной степени упорядочения и координации их деятельности в сферах организации и осуществления негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

В системе стандартов формируются добровольно принятые членами НАПФ обязательства и ограничения, направленные на повышение качества предоставляемых фондами услуг. Среди них обеспечение единства и сопоставимости технологических операций, информационной открытости фондов, методического единства оценки обязательств и сопоставимости публикуемых фондами ведений о своей работе. Стандарты НАПФ устанавливают требования и регулируют процессы, отличительной особенностью которых является их многократная повторяемость в деятельности фондов.

Система стандартизации НАПФ предполагает наличие в своем составе следующих групп стандартов:

- стандарты на термины и определения

- стандарты на термины и определения;

- стандарты деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению;

- стандарты по организации деятельности негосударственных пенсионных фондов;

- стандарты раскрытия информации;

- методические стандарты и рекомендации по отдельным вопросам деятельности фондов;

- стандарты на порядок и методы контроля [8].

Предусмотрена возможность передачи Банком России по

инициативе СРО полномочий по получению от ее членов отчетности. Перечень последней определяет ЦБ РФ. Банк России обладает надзорными полномочиями в отношении СРО. Среди полномочий ЦБ РФ также применение штрафных санкций к СРО, выдвижение требования замены её руководителей, прекращение ее статуса, и др. СРО защищает свои интересы путем создания координирующего совета из числа руководителей СРО, для представительства в Банке России [3].

Однако, негосударственные пенсионные фонды задолго до принятия 223-ФЗ были объединены в некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (далее НАПФ, Ассоциация). НАПФ создана в соответствии с решением конференции представителей негосударственных пенсионных фондов, учредителями которой выступали выступили: НПФ «ГАЗФОНД»» НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»; и ряд других НПФ. До финансового кризиса 2008г. (в результате которого ряды НПФ заметно поредели) в НАПФ входило 118 членов, из них 80 - НПФ и 38 - другие организации, действующие в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Предметом деятельности Ассоциации является объединение НПФ для обеспечения благоприятных условий их деятельности, а также для создания инфраструктуры рынка негосудар-

Юдина Е. В.

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

ственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, защита интересов НПФ, прав и законных интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установление правил и стандартов деятельности фондов.

Стратегическая цель НАПФ - способствование динамическому развитию НПФ, повышение их открытости и прозрачности для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, органов государственного и общественного контроля, обеспечению высокой степени их надежности и обеспечение качественного обслуживания участников [9].

НАПФ является членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка».

По состоянию на 22 мая 2017 года 54 организации являются членами НАПФ, в том числе 44 негосударственных пенсионных фонда, имеющих действующую лицензию, и 10 ассоциированных членов.

24 НПФ из числа членов НАПФ ведут деятельность по обязательному пенсионному страхованию и имеют действующие договоры об ОПС.

Совокупная стоимость имущества фондов - членов НАПФ по данным за 12 мес. 2016 г. составляет свыше 2,1 трлн. руб., или 62,1% от имущества всех НПФ Российской Федерации. В фондах - членах НАПФ сосредоточено 89,0% пенсионных резервов и 66,8% участников всех НПФ.

НАПФ управляется Общим собранием, которое является высшим органом управления. Общее собрание избирает Совет НАПФ - коллегиальный орган, осуществляющий управленческие функции в двухлетний период между заседаниями Общего собрания.

Исполнительные полномочия в НАПФ осуществляет Президент, который избирается Общим собранием также на 2 года. В НАПФ работают 8 комитетов и 1 комиссия.

Действующая редакция Устава Ассоциации принята Общим собранием НАПФ 20 мая 2016 года. В соответствии с ней, Ассоциация осуществляет следующие функции:

- защищает и представляет интересы членов Ассоциации в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях;

- содействует совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере НПФ, путем разработки и экспертной оценки нормативных правовых актов разного уровня, иных материалов и документов;

- разрабатывает и представляет на согласование в соответствующие органы проекты базовых стандартов, а также разрабатывает и утверждает внутренние стандарты Ассоциации в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 13.07.2015 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и решениями Совета НАПФ;

- осуществляет контроль за соблюдением членами Ассоциации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Банка России, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, базовых и внутренних стандартов (далее вместе именуются стандарты) и внутренних документов Ассоциации;

- ведет реестр членов Ассоциации;

- рассматривает обращения физических и юридических лиц, включая обращения в отношении своих членов;

- получает от членов Ассоциации отчетность, перечень которой устанавливается Банком России;

- осуществляет сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов Ассоциации, раскрываемой ими для Ассоциации, в фор-

ме отчетов в порядке и, с периодичностью, которые установлены Ассоциацией;

- создает и обновляет информационные базы данных в соответствии с потребностями членов Ассоциации;

- разрабатывает в соответствии с законодательством Российской Федерации правила раскрытия информации членами Ассоциации, предоставляет информацию о членах Ассоциации в соответствии с этими правилами;

- проводит анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе путем участия в организации и проведении рейтингов негосударственных пенсионных фондов, и информирует членов Ассоциации о полезных примерах такой деятельности;

- применяет меры к своим членам за несоблюдение ими стандартов и внутренних документов Ассоциации;

- оказывает информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов Ассоциации, по различным вопросам их деятельности;

- оказывает содействие формированию позитивного общественного мнения о деятельности членов Ассоциации;

- разрабатывает и реализует подготовку и выпуск учебно-методических пособий по вопросам деятельности негосударственных пенсионных фондов, осуществляет в интересах членов Ассоциации редакционно-издательскую деятельность (Журнал «Пенсионное обозрение»);

- самостоятельно или совместно со специализированными организациями разрабатывает и реализует учебные программы и планы (УМИЦ НАПФ);

- осуществляет сотрудничество с иностранными и международными организациями по вопросам деятельности негосударственных пенсионных фондов;

- участвует в организации и проведении выставок, семинаров, конференций и иных публичных мероприятий [8].

Негосударственная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) с 2000г. по 2016г. была единственным профессиональным объединением на пенсионном рынке. В 2016г. крупные негосударственные пенсионные фонды («Росгосстарх», «Европейский», «Лукойл-гарант» и «Будущее») создали вторую саморегулируемую организацию. В состав новой СРО «Альянс пенсионных фондов»6 вошли 23 негосударственных пенсионных фонда, аккумулирующих 52% средств пенсионных накоплений застрахованных лиц. Данная СРО также позиционирует себя как защитник прав застрахованных лиц, осуществляет контроль за соблюдением ее членами требований законодательства Российской Федерации, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов АНПФ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 69,8%.

Список литературы:

1. Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплениях. Отв. редактор действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, заслуженный юрист РФ, к.э.н. Ю.В. Воронин. НОРМА, Москва, 2015

2. Орлова И.Ю., (2014), Субъекты экономического поведения в пенсионной системе. Пробелы в российском законодательстве, 6: 313-317.

3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/71129194/#ixzz4hjWzCiYO

4. Сосков В.В., (2013), Совершенствование механизмов сохранности пенсионных активов в деятельности управляющих компаний. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 5: 251-257.

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

6 Статус саморегулируемой организации присвоен АНПФ Решением Банка России от 10.11.2016 № КФНП-48 в отношении вида деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1554).

7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

8. www.napf.ru

9. Электронный журнал «Пенсионное обозрение». 2 (2) апрель -июнь 2010 r . www.pensionobserver.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Юдиной Е.В. «Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов» Рецензируемая статья посвящена исследованию организационно-правовых основ управления негосударственным сектором системы пенсионного обеспечения, развитие которого должно оказать решающее воздействие на результаты проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы. Вследствие этого контролю и надзору за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (НПФ) должно быть уделено повышенное внимание со стороны законодательных и уполномоченных исполнительных органов власти. Вопросы контроля и надзора за деятельностью НПФ вызывают неподдельный интерес и у многих представителей научного сообщества, специализирующихся в сфере государственного управления и пенсионных отношений. Автор представил работу, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которой изучается система органов регулирования деятельности НПФ. обозначены цели и задачи этого регулирования, четко указаны функции и полномочия каждого регулирующего органа системы. Особое внимание автор уделяет саморегулированию НПФ. объясняет необходимость передачи саморегулируемым организациям большого объема полномочий по организации деятельности НПФ и ряда полномочий по контролю.

В статье достаточно подробно анализируются источники правового регулирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, обосновываются цели и задачи надзора и контроля в исследуемой сфере.

Статья написана на высоком аналитическом уровне, демонстрирует глубокие познания автора в исследуемой области и понимание ее проблем.

Представляется, что актуальность представленного исследования, обоснованность и достоверность выбора направления этого исследования, а также продемонстрированная автором высокая компетентность в данной сфере позволяют рекомендовать его работу к публикации в ведущих научных журналах нашей страны.

д-р экон. наук, профессор кафедры

Менеджмент организации

Дудин М.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.