Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАЙТАНАТ» ТОХИРА МАЛИКА'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАЙТАНАТ» ТОХИРА МАЛИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / язык / право / общество / правовая культура / детектив / преступление / следователь уголовного розыска / образ. / literature / language / law / society / legal culture / detective / crime / criminal investigator / image.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базарова Насиба

Художественная литература занимает особое место в развитии юридической мысли в обществе. Детективные произведения, в частности, помогают ознакомиться с миром права, происходящими в нем процессами, судьбами людей и их деятельностью. На основе изучения языка таких произведений можно сделать научные выводы об использовании юридической лексики в художественной литературе. В этой статье, посвященной анализу взаимосвязи языка, закона и литературы, обсуждается использование юридических терминов в произведении Тохира Малика «Шайтанат», в котором важную роль играет употребление таких слов, как «преступление», «убийца», «убийство», «покушение», «обыск», «дознание», «следствие», «допрос», «наказание», «лишение свободы», «колония». Также было высказано предположение, что детективные произведения формируют специфическую лексику при интерпретации проблем в обществе, и на основе изучения таких произведений можно классифицировать юридические термины, сделать выводы о лексике правовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TERMS IN THE WORK «SHAYTANAT» BY TOKHIR MALIK

Fiction literature takes a special place in the development of legal knowledge in society. Detective stories, in particular, help to get acquainted with the world of law, the processes taking place in it, the fate of people and their activities. Based on the study of the language of such works, it is possible to draw scientific conclusions about the use of legal vocabulary in fiction. This article is devoted to the analysis of the relationship between language, law and literature, discusses the use of legal terms in the «Shaitanat» of Tokhir Malik, in which the use of words such as «crime», «murderer», «murder», «assassination», «search», «inquiry», «investigation», «interrogation», «punishment», «imprisonment», «colony» is essential. It is also suggested that detective stories form a specific vocabulary when interpreting problems in society, and based on the study of such works, one can classify legal terms, draw conclusions about the vocabulary of the legal industry.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАЙТАНАТ» ТОХИРА МАЛИКА»

UDC: 34 (042)(575.1)

Базарова Насиба

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Узбекский язык и литература» Ташкентского государственного юридического университета

E-mail: n.bozorova@tsul.uz

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАЙТАНАТ» ТОХИРА МАЛИКА

Аннотация. Художественная литература занимает особое место в развитии юридической мысли в обществе. Детективные произведения, в частности, помогают ознакомиться с миром права, происходящими в нем процессами, судьбами людей и их деятельностью. На основе изучения языка таких произведений можно сделать научные выводы об использовании юридической лексики в художественной литературе. В этой статье, посвященной анализу взаимосвязи языка, закона и литературы, обсуждается использование юридических терминов в произведении Тохира Малика «Шайтанат», в котором важную роль играет употребление таких слов, как «преступление», «убийца», «убийство», «покушение», «обыск», «дознание», «следствие», «допрос», «наказание», «лишение свободы», «колония». Также было высказано предположение, что детективные произведения формируют специфическую лексику при интерпретации проблем в обществе, и на основе изучения таких произведений можно классифицировать юридические термины, сделать выводы о лексике правовой отрасли.

Ключевые слова: литература, язык, право, общество, правовая культура, детектив, преступление, следователь уголовного розыска, образ.

Базарова Насиба

Тошкент давлат юридик университети «Узбек тили ва адабиёти» кафедраси катта у^итувчиси, филология фанлари номзоди

ТОХ,ИР МАЛИКНИНГ "ШАЙТАНАТ" АСАРИДА ЮРИДИК ТЕРМИНЛАР

Аннотация. Жамият ууцуций тафаккурининг ошишида бадиий адабиётнинг алоуида урни бор. Айницса, детектив асарлар ууцуц оламига кириш, унда кечаётган жараён, шахс ва уларнинг фаолиятини яциндан билишга ёрдам беради. Бундай асарлар тилини урганиш асосида бадиий адабиётда юридик лексиканинг цулланиши уацида илмий хулосалар цилиш мумкин. Тил, ууцуц ва адабиёт муносабатлари таулилига доир мазкур мацолада Тоуир Маликнинг "Шайтанат" асарида юридик терминлар цулланиши хусусида фикр юритилган. "Шайтанат"да "жиноят", "цотил", "мацтул", "излаш", "суриштирув", "цидирув", "тергов", "суроц", "жазо", "цамоц", "колония" каби сузлар мицдори анчагина цисмни ташкил этиши ва шу сузлар асар рууи, умумий мазмунини ёритиш, детектив моуиятни белгилашда алоуида ауамият касб этиши мисоллар асосида таулил этилган. Шунингдек, детектив асарлар жамиятдаги муаммоларни талцин этар экан, узига хос лексикани ташкил этиши ва бундай асарларни урганиш асосида юридик соуа терминларининг таснифини тузиш, жиноятчи лексикаси ва унингузига хос белгилари хусусида хулосалар цилиш мумкинлиги уацида фикр билдирилган.

Калит сузлар: адабиёт, тил, ууцуц, ижтимоий уаёт, ууцуций маданият, детектив, жиноят, прокуратура ходими, жиноят цидирув инспектори, образ.

Bazarova Nasiba

Senior Lecturer of the Department of Uzbek Language and Literature, Tashkent State University of Law, Candidate of Philological Sciences

LEGAL TERMS IN THE WORK «SHAYTANAT» BY TOKHIR MALIK

Abstract. Fiction literature takes a special place in the development of legal knowledge in society. Detective stories, in particular, help to get acquainted with the world of law, the processes taking place in it, the fate ofpeople and their activities. Based on the study of the language of such works, it is possible to draw scientific conclusions about the use of legal vocabulary in fiction. This article is devoted to the analysis of the relationship between language, law and literature, discusses the use of legal terms in the «Shaitanat» of Tokhir Malik, in which the use of words such as «crime», «murderer», «murder», «assassination», «search», «inquiry», «investigation», «interrogation», «punishment», «imprisonment», «colony» is essential. It is also suggested that detective stories form a specific vocabulary when interpreting problems in society, and based on the study of such works, one can classify legal terms, draw conclusions about the vocabulary of the legal industry.

Keywords: literature, language, law, society, legal culture, detective, crime, criminal investigator, image.

Общественные события, социальная и повседневная бытовая жизнь, человеческое взаимодействие, законы природы, моральные нормы - в целом все существующее является объектом описания литературы. Нет проблемы, которую бы не коснулась, не отреагировала, не решила бы литература, являющаяся продуктом высокого мышления и воображения человека. Восстания, взлеты и падения - все проходит через призму литературы и оценивается по ее ценности. Другими словами, литература играет важную роль в популяризации, расширении и росте любой отрасли. В то же время язык определяет и дух литературы. Язык - это инструмент литературного выражения. Роль языка в художественном творчестве стало объектом ряда исследований последних лет [1-14].

Таким образом, можно использовать силу литературы в развитии правовой среды в обществе, повышении правовой культуры и правовой грамотности населения.

Известно, что прозаические произведения (романы) по содержанию делятся на исторические, художественные, современные, философские и детективные. Слово в произведении также играет особую роль в определении направления и содержания произведения. Произведение, в котором чаще используются исторические понятия, выражения и термины, называется историческим.

Мы читаем произведение с большим количеством слов, выражающее фантазию, чрезвычайную ситуацию и переживания, как художественное или приключенческое произведение. Точно так же в детективных рассказах распространены понятия, слова и фразы, относящиеся к этой сфере.

Согласно источникам, детектив (от латинского слова detego - обнаруживать) - это жанр, ориентированный на изучение загадочного явления, относящегося к художественной литературе и кинематографии, и его изучение направлено на раскрытие тайны. Обычно первопричиной этого явления является борьба между беззаконием и справедливостью, которая заканчивается торжеством истины [15]. Специфика детективного жанра состоит из: криминала (часто убийство); сокрытия следа преступника; поиска виновного; кроме того, проявляется в системе независимых эпизодов, например, в разглашении криминальной тайны. Детектив - это не тот жанр, который меняется со временем. В нем может немного измениться только реальность, сюжет, формы главного героя. С другой стороны, повествовательная реальность сохраняет некоторые свои жанровые законы. «Полное раскрытие загадочных событий и процессов решения проблем, основание преступления, поиск виновного, завершение всех событий церемонией правосудия - это древние об-

разцы сыщика», - пишет Б. Халиков [16, с. 31]. Поэтому в тексте детективных произведений количество таких слов, как преступление, убийца, обыск, дознание, следствие, допрос, наказание, лишение свободы, колония, намного больше, чем в других произведениях, и эти слова разрознены по определению духа, общего содержания, детективной сущности.

Одним из произведений в узбекской литературе, всесторонне описывающим проблемы социально-экономической, социально-нравственной, особенно политической и правовой системы периода с 30-х гг. прошлого века до независимости, является пятитомное произведение Тохира Малика «Шайтанат» («Царство сатаны»). Значительная работа проделана в области изучения жанрового характера, мировоззренческих и художественных особенностей данного произведения [16; 17]. По словам Б. Халикова, это произведение - не только политический детектив, самостоятельная сюжетная линия приближает его к полицейскому детективу. Этот аспект отражен в следующем:

- в произведении совершаются убийства (это главное требование к детективу);

- созданы образы детективов (милицейского, следователя, прокурора и др.);

- произведение содержит темы с политической подоплекой (репрессии, борьба с религией, межнациональная рознь и др.);

- сговор высокопоставленных государственных чиновников с преступниками;

- недобровольное вмешательство преступников в публичную политику, то, что они в этом вопросе более справедливы, чем государство (дело Зелихана) [16, с. 29].

Эта классификация показывает нам, что у произведения есть свой словарный запас и, изучая его, можно сделать определенные выводы о языке детективных произведений. Если мы обратим внимание на лексику «Шайтаната», то есть на использование детективных слов, понятий, терминов и выражений в произведении, мы увидим, какое направление права в своем творчестве писатель, решивший выйти на «темные улицы жизни», имел в виду из слов о законе. Среднестатистический читатель не обращает на это особого внимания, но читатель с юридическими знаниями сразу поймет, что автор эффективно использовал слова об уголовном праве и уголовно-процессуальном

праве, исходя из сути детективного произведения. Слова в произведении, которые создают детективный дух и переносят читателя непосредственно в мир права, можно классифицировать следующим образом:

1) слова, обозначающие название преступления: убийство, изнасилование, наркомания, торговля наркотиками, азартные игры и др.;

2) лица, ведущие уголовные дела: следователь, следопыт, судья, адвокат, прокурор;

3) лица, совершившие преступление: преступник, убийца, вор, вымогатель, заключенный;

4) слова, обозначающие место наказания: тюрьма, гауптвахта, колония, камера, комната для допросов;

5) имена и прозвища преступников: Окилон (Асадбек), Академик (Зелихон), Шилимшик (Джа-лал), Чувринди (Махмуд), Кесакполвон (Хайдар), Ботка (Кенджа);

6) действия, совершаемые по уголовному делу: дознание, допрос, следствие, понятой, лишение свободы, принудительное лечение;

7) слова и фразы, описывающие преступную ситуацию и действия: пихини ёрган, устаси фа-ранг, калаванинг учини топмо^, буйнига олмо^, признать вину, раскрыть брешь, успокоиться, связать хвост;

8) сленг и жаргон, свойственный преступному миру: шумо, кетчуп, баччагар, сотак, овсар, ака-хон, тряпка;

9) пословицы сотрудников правоохранительных органов: «Когда лошадь вертится и находит колышек», «Если спрячешь больного, у него поднимется температура», «Если в лесу пожар, он будет гореть мокрым и сухим»;

10) слова в переносном смысле: «сводный дядя» (по отношению к Зийнатулину), «учитель» (по отношению к Халиди), «пошутил» над собой, «сбежал», «клиент», «сидит» и т. д.

Помимо применения этих концепций в произведении, автор иногда давал читателю конкретные пояснения, чтобы позволить лучше понять их содержание. Например, в заявлении главного героя Зохида Шарипова говорится о различиях между работой прокурора и следователя по уголовным делам: «С самого первого шага он четко почувствовал, что существует большая разница между работой прокурора и следователя по уголовным делам. По его мнению, работа в проку-

ратуре показалась проще. Прокуроры казались ему равнодушными к головорезам. Его предыдущая работа заключалась в том, чтобы выследить и поймать преступника. Остальное передавалось либо в городскую, либо в ведомственную прокуратуру, в зависимости от размера преступления. Следователи допросили и передали дело в суд. Теперь судьба его бывшего коллеги, преступника, задержанного следователем уголовного розыска, в его руках» [18, с. 60]. Из подобной рефлексии главного героя читатель узнает, что совершенное правонарушение изучается на конкретном этапе. Обвинение обсуждает сходства и различия между следователем и следователем по уголовным делам. Если читателя интересует более точное представление о деятельности сотрудников правоохранительных органов, обращаясь к нормативно-правовым документам, он узнает, что «досудебное расследование, оперативный розыск, уголовное расследование и предварительное следствие» [19] являются основными направлениями деятельности сотрудников правоохранительных органов. Согласно закону, прокуроры обязаны контролировать исполнение законов правоохранительными органами, координировать их действия по борьбе с преступностью, проводить предварительное расследование преступлений и лично проводить определенные следственные действия в любом случае или провести расследование в полном объеме [20]. Судя по всему, писатель побуждает читателя повысить правовую грамотность читателя, цитируя мысли отдельного главного героя, исследовать обязанности представителей данной области.

В произведении изображения сотрудников правоохранительных органов также представлены в уникальных штрихах. Писатель умело подчеркнул неповторимость каждого сотрудника, его отношение к работе, стиль работы, наличие тактики. В частности, писатель, с особой любовью изобразивший Зохида Шарипова, в начале произведения дал читателю повод для желания самим заниматься научной работой в сфере математики, устанавливать справедливость, бороться с несправедливостью. Мечта Зохида - стать математиком - была разбита, когда к траурному столу принесли буханку хлеба для свадьбы его брата, и в суде он был осужден по четырем пунктам обвинения в умышленных проступках и «случайно за-

бит до смерти». Огонь борьбы за справедливость горит в сердце Зохида, который видел великую несправедливость, исходящую из цитадели справедливости, и вся его жизнь проходит в этом огне. Один из главных героев детективного произведения - сыщик изобразил Зохида в «Шайтанате». Б. Халиков отмечает, что Зохид Шарипов - очень умный, образованный, квалифицированный человек, приверженный жизненным принципам, способный создать свой стиль раскрытия преступлений, детектив с уникальным качеством и характером. Однако недостатки советской системы, такие как жадность, стремление к плану и безразличие к человеку, бросают тень на его способности, что объясняет акцент романа на изображении более криминального мира [16, с. 75]. На самом деле стиль Зохида Шарипова отличается от стиля Хамдама Толипова. У него также есть свой набор принципов в подходе к этому вопросу. Он считает, что его задача в любом случае - искать правду.

Двое мужчин (Ботиров, арестованный по обвинению в изнасиловании, и Зарипова, арестованная по обвинению в убийстве Джазмана) были оправданы на том основании, что они не совершали преступления. Асадбек также часто рассчитывает на способности и характер Зохида при планировании своей работы. Несмотря на эти аспекты, детективные особенности зарубежных детективных произведений не отражаются в этом образе ярко. Этим автор намерен показать, что правовая система не действует на основе полной, истинной свободы, и что эта система не свободна от лозунга «взрослой зависимости». Ведь читателю будет понятен смысл отношения главы преступной группировки к сотрудникам правоохранительных органов, оценки другими людьми работы сотрудников правоохранительных органов или эпизода разговора начальника ведомства капитана Мир-султанова, упрямого, с упрямым Зохидом Шари-повым:

«.. .Вождь посмотрел на Зохида.

- Пока хоронят Букира, держи глаза открытыми...

Я сказал тебе: «Чоксунла»? Шеф улыбнулся.

«Молодой уйгурский мужчина расчесывал волосы бритвой, и откуда-то прилетела пчела и укусила его за голову. Молодой человек побежал за пчелой. Подойдя к ней, он увидел в трещине старой глиняной стены голову лошади. Он вырыл

ямку в пчелином гнезде с помощью палки, а когда пчела вымоталась, он просунул голову в трещину и сказал: «Она сосала с палкой!»

Обычно начальник говорил это в шутку и громко смеялся. На этот раз он сказал серьезно, не смешивая шуток.

- Вы похожи на этого Чоксунла. Но вы собираетесь выкопать гнездо смерти, а не пчелу. Подумай о своем шаге, даже если жизнь твоя досталась бесплатно. Помните, что у вас есть дети. Поймите меня так, как вы меня понимаете. Говорите ли вы трусливо или низко - как ни крути. Я знаю, что моя душа на земле более драгоценна, чем истина на небесах. Это сладко даже для тех, кто каждый день заявляет о правде и справедливости. Не слушайте их» [18, с. 51].

Из подобных слов начальника несложно узнать общее состояние правовой системы того периода, оценить его. Посредством этих идей автор указывает, что определенные «ограничения» и «препятствия» в правовой системе также способствуют неразглашению многих преступлений, совершаемых в повседневной жизни. Существует также идея, что не будет быстрого развития в этой области, если не убедить таких людей, как Зохид Шарипов, стать обычными следователями, вос-

препятствовать расследованиям и не обеспечить независимость и свободу правоохранительных органов. Это также заложено в том, что проницательный читатель сможет понять это из повествования произведения.

В целом произведение искусства интерпретирует проблемы общества в соответствии со своими потребностями и требованиями. В то же время, когда душа и кровь произведения образуют слово, сила и влияние слова служит для изменения мышления и мировоззрения читателя.

Итак, для изучения понятий в детективных произведениях следует:

- изучить словарный запас детективных работ и на этой основе классифицировать термины правовой среды;

- сделать выводы о лексике преступника и его характеристиках;

- создать словарь пословиц и поговорок, используемых в детективных рассказах;

- выступление главных героев через описание событий позволяет сделать выводы о правовой системе того периода, высказать свое мнение.

Это также доказывает возможность проведения специальных исследований о роли и функции языка в системе правовых отношений.

Список использованной литературы

1. Чориев О. Место и роль художественной литературы на правовую тематику при подготовке юристов // Review of law sciences. - 2018. - № 1.

2. Fattakhova A.R. The modern literary process in Russian literature // European research: Innovation in science, Education and Technology. - 2019. - С. 43-45.

3. Расулмухамедова Д. Проблемы воссоздания образа Амира Темура в узбекской драматургии периода независимости. - 2000.

4. Ramazonov N. et al. Interpretation and artistic function of the concept of faqr in Alisher Navoi's lyrics // Interpretation. - 2020. - Т. 29. - № 5. - С. 1633-1641.

5. Ramazanov N. Поэтическая интерпретация концепта факр в лирике Алишера Навои // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 7. - С. 344-347.

6. Матенов Р.Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 663-665.

7. Бозорова Н.П. Способ изучения предмета офисных документов во время пандемии // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

8. Pulotjonovna N.B. Latest Studies of Latoif in Stories // International Journal of Progressive Sciences and Technologies. - 2020. - Т. 19. - № 1. - С. 158-161.

9. Зиямухамедова Ш. Fафур Fуломнинг "Менинг угригина болам" х,икояси лексикаси буйича му-лохдзаларим ва х,икоя асосида тузилган кичкина конкорданс-лугат // Общество и инновации. - 2020. - Т. 1. - № 1/s. - С. 211-215.

10. Pulatova U.R. The formation and development of academic written by law students // Наука, образование и культура. - 2020. - № 2. - С. 43-44.

11. Yakubovna G.G. Relationships of legal terms // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - № 11.

12. Гулямова Г. Изучение гипонимии и синонимии юридических терминов в условиях дистанционного обучения // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

13. Ниязова Н. Работа над художественным текстом при обучении русскому языку в национальной аудитории юридических факультетов // Review of law sciences. - 2020. - № 3.

14. Khaydarova U. Spiritual, social, philosophical and poetic factors of the detective genre. Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies. - 2019. - Рр. 69-72.

15. Детектив // Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. - URL: http://wikipedia.org/wiki/Detective/ (дата обращения: 6.01.2021).

16. Холиков Б. Систематическое моделирование художественной интерпретации действительности в детективных романах (на примере «Крестного отца» Марио Пьюзо и «Царства сатаны» Тахира Малика): Дисс. ... канд. филол. наук. - Т., 2018.

17. Сулаймонов Ш.С. Узбекская детективная проза: генезис и природа: Дисс. ... канд. филол. наук. - Т., 2002.

18. Малик Т. Шайтанат. Биринчи китоб. - Т.: Шарк, 2006.

19. Об органах внутренних дел: Закон Республики Узбекистан от 16 сентября 2016 года № ЗРУ-407 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 38, ст. 438; 2017 г., № 24, ст. 487, № 37, ст. 978, Национальная база данных законодательства, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 2019 г., № 2, ст. 47, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734; 30.10.2019 г., № 03/19/575/3972; 25.12.2019 г., № 03/19/597/4193 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/acts/3027845/ дата обращения: 6.01.2021).

20. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре»: Закон Республики Узбекистан от 29 августа 2001 года № 257-II // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 9-10, ст. 168; 2003 г., № 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 6, ст. 249; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2008 г., № 39, ст. 390, № 52, ст. 509; 2011 г., № 16, ст. 160; 2012 г., № 38, ст. 433; 2015 г., № 32, ст. 425; 2016 г., № 39, ст. 457; 2017 г., № 13, ст. 194, № 24, ст. 487, № 37, ст. 978; Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126, 05.04.2018 г., № 03/18/470/1005, 24.07.2018 г., № 03/18/486/1559; 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435, 16.01.2019 г., № 03/19/516/2484, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 13.11.2019 г., № 03/19/583/4016, 25.12.2019 г., № 03/19/597/4193; 23.01.2020 г., № 03/20/603/0071 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/acts/105533/ (дата обращения: 6.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.