Санинский Роман Александрович
кандидат юридических паук, доцент, председатель Арбитражного суда Нижегородской области, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России
Saninskiy Roman Aleksandrovich
candidate of legal sciences, associate professor, chairman of the Arbitration court of the Nizhny Novgorod region, professor of the department of criminal procedure Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Юридические новации в области противодействия теневой экономической деятельности: доктрина, практика, техника
Legal innovations in the field of counteracting shadow economic activity:
doctrine, practice, technique
Аннотация. В статье представлено исследование частных разновидностей уголовно-правовых— юридических новаций, способствующих противодействию теневой экономике. Продемонстрированы статистические данные, указывающие на объемы нелегальной экономики в России с 2011 по 2019 год. Высказано авторское мнение о влиянии на размеры неофициальной экономики состояния экономической и коррупционной преступности. Проведен анализ ст.ст. 2001, 2041, 2911 УК РФ, демонстрирующих новые курсы уголовной политики, нацеленных на борьбу с теневой экономикой уголовно-правовыми средствами.
Ключевые слова: экономика, теневая экономика, экономическая безопасность, противодействие, посредничество, контрабанда.
Annotation. The article presents a study of particular varieties of criminal law, legal innovations that contribute to countering the shadow economy. Demonstrated statistical data showing the volume of the illegal economy in Russia from 2011 to 2019. The author's opinion on the influence of the state of economic and corruption crime on the volume of the unofficial economy is expressed. The analysis of Art. 2001, 2041, 2911 of the Criminal Code of the Russian Federation, demonstrating new courses in criminal policy, contributing to the fight against the shadow economy by criminal law means.
Keywords: economy, shadow economy, economic security, counteraction, mediation, smuggling.
Проблема противодействия теневой экономике не является новой. Возникновение и развитие данного экономико-правового феномена уходит своими корнями в далекую историю. Государство на всех этапах его развития было озабочено разработкой направлений по снижению ее объемов в разных сферах. Сегодня, теневая экономика представляет серьезную угрозу экономической безопасности государства, что повлекло существенное видоизменение отраслевых законодательств1, способных своими юридико-техническими инструментами сдерживать и снижать объемы нелегальной экономической деятельности.
По мнению экспертов, и официальных статистических данных, размеры неофициальной экономики позволяют исчислять ее в триллионах рублей.
Росфинмониторинг делая прогнозы по ее состоянию в Российской Федерации в 2020 году, предположил, что объем теневой экономики превысить двадцать триллионов рублей, что сопоставимо с 20%, то есть, одной пятой валового внутреннего продукта государства. И данная тенденция сохраняется уже в течении последних трех лет. Вместе с тем, в 2014-2015 годах, он превышал 28% ВВП. То есть, мы наблюдаем снижение ее размеров, хотя и не значительно. Вместе с тем это следует отнести к позитив-
1 См.: Петрянин A.B. Внутриотраслевые коллизии как следствие реализации ряда новаторских направлений современной уголовной политики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №3(43). С. 203—208.
Санинский P.A. Юридические новации в области противодействия теневой экономической.
631
ному результату, свидетельствующему о том, что на сегодняшнем этапе наблюдается стабилизация состояния исследуемого явления. Отмеченное дает основание строить оптимистические прогнозы, достижение которых на прямую связано с модернизирующимся курсом уголовной политики в борьбе с экономической и коррупционной преступностью, представляющих базис изучаемого феномена.
Диаграмма 11
Размеры теневой экономики В России за 2011-2019 год (трлн. руб.)
25 20 15 10
5 0
Категория 1
■ 2011 ■ 2012 ■ 2013 ■ 2014 12015 12016 12017 12018 12019
Диаграмма 22
Доля теневой эконмоики от валового внутренного продукта в России (в процентах)
II || III
Категория 1
■ 2011 ■ 2012 ■ 2013 12014 12015 12016 12017 12018 12019
В этой связи, хотелось бы остановиться на ряде уголовно-правовых новелл, апробация и применение которых позволить и дальнейшее планомерное снижение привлекательности теневой экономики.
В рамках системы преступлений в сфере экономической деятельности, мы обратим внимание на уголовно-правовые запреты, устанавливающие ответственность за одну из новых форм контрабанды (ст.ст. 2001 УК РФ).
Криминализировав в ст. 2001 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (ли) денежных инструментов»3, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС ука-
1 Данные Росстат России.
2 Данные Росстат России.
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26, ст. 3207.
Юридическая техника. 2021. № 15
30 25 20 15 10 5 О
занных предметов, фактически была создана преграда, позволившая взять под контроль их вывоз за пределы России. Активное участие в процессе ее правильного применения принял Верховный Суд РФ, который всего через три года действия этой статьи Уголовного кодекса РФ разработал интерпретационный акт, закрепивший в себе характеристики наиболее дискуссионных признаков такой контрабанды1.
В частности, в императивно-диспозитивном формате предложено активно использовать при расследовании преступлений экспертов и специалистов, на основе заключений которых устанавливается признаки предмета контрабанды, объемы, а также стоимостные характеристики.
Определены признаки незаконного перемещения, выступающего в качестве одного из криминооб-разующих элементов анализируемого деяния. В частности, в постановлении отмечено, что к формам такого перемещения могут быть отнесены следующие действия: сокрытие наличных денежных средств или денежных инструментов от таможенного контроля путем затруднения обнаружения, утаивания их реальных объемов, использование тайников.
Учитывая, что рассматриваемая разновидность контрабанды чаще всего сопряжена с использование документов, содержащих недостоверные сведения, Пленум Верховного суда РФ и в этой части также дал свои рекомендации по квалификации отмеченной формы криминального поведения. В анализируемом документе содержатся и другие разъяснения, делающие ст. 2001 УК РФ «рабочей», способствующей пресечению вывоза наличных денежных средств и (ли) денежных инструментов, то есть оттоку капитала из страны, выступающего в виде вредоносной дисфункции современной экономики.
Противодействию нелегальной экономике способствуют и другие юридические новации. На этом сконцентрировано значительное количество новых уголовно-правовых норм, включенных в Уголовный кодекс РФ за последние 5 лет (ст.ст. 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и др.).
Не менее значимым инструментом борьбы с теневой экономической деятельностью является реализуемая сегодня стратегия противодействия коррупции. Коррупционное поведение — это неотъемлемый инструмент, используемый «теневиками» для продвижения своего преступного бизнеса. Ряд юридических новелл в борьбе с коррупционной преступностью также способствуют стабилизации уровня неофициальной экономической деятельности. Отдельного внимания в этой области заслуживает криминализация посредничества во взяточничестве и коммерческом подкупе (ст.ст. 2911 и 2041 УК РФ).
Причиной введения данных норм в уголовное законодательство стала ратификация международной конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
Четко выделив поведение лица, способствующего передачи взятки или коммерческого подкупа, фактически продемонстрирована отдельная линия противодействия пособникам коррупции2.
Создав такой юридический барьер, при этом использовав в рамках конструкции статей 2911 и 2041 УК РФ и поощрительные механизмы, помогающие более оперативному выявлению корыстных злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, формируются условия декоррупционизации экономики, что организационно усложняет уход ее в тень.
Продемонстрировав в этой статье частные разновидности юридических новаций в области противодействия теневой экономике, приходим к выводу о том, что государство сегодня имеет стратегию, нацеленную на снижение ее объемов. Это подтверждается не только официальным показателями, демонстрирующими размеры нелегальной экономической деятельности, но и поступательно наращиванием уголовно-правового потенциала, способствующего оздоровлению экономики.
1 О судебной практике по делам о контрабанде: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 6.
2 Аврамцев В.В., Коннов И.А., Коннова П.И.; Кузнецов М.В. Основные стратегические направления развития государственной политики по противодействию коррупции в российской федерации Нижний Новгород, РАНХиГС, Нижегородский институт управления. 2018. С. 3.
Санинския Р.А. Юридические новации в области противодействия теневой экономической.
633