Научная статья на тему 'Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений'

Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / РЫНОК ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЕРЕВОЗЧИКИ / ТАМОЖЕННЫЕ БРОКЕРЫ / ОКОЛОТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATUS / JURIDICAL PERSON / SUBJECT OF CUSTOMS LEGAL RELATIONSHIP / NORMATIVE LEGAL BASIS / CUSTOMS SERVICES / SPHERES OF CUSTOMS REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисова М. С.

Предлагаемая статья посвящена актуальной теме исследования статуса юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений. Автор предлагает новые подходы правового и организационного характера к данной дискуссионной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juridical persons as subjects of customs legal relationship

The article is devoted to the research of juridical person status as of a subject of customs legal relationship which is considered an issue of current importance. The author suggests some new legal and organizational approach to the above discussible topic.

Текст научной работы на тему «Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

М. С. Денисова

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Предлагаемая статья посвящена актуальной теме исследования статуса юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений. Автор предлагает новые подходы правового и организационного характера к данной дискуссионной проблеме.

Ключевые слова: юридические лица; субъекты правоотношений; нормативная правовая база; рынок таможенных услуг; таможенное регулирование; перевозчики; таможенные брокеры; околотаможенное регулирование.

Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля.

Значительную роль во внешнеэкономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Однако исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности не представляется возможным без участия иных субъектов правоотношений - юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела [3].

Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную границу РФ, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным

М. С. Денисова

кодексом Российской Федерации (ТК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность [1, 6, 7].

Немаловажным является также и то, что установленные государством при допуске таких субъектов к реализации услуг в области таможенного дела дополнительные гарантии защиты прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности (выражающиеся в обязательном страховании риска гражданской ответственности) позволяют снизить риск «невозмещения» возможного ущерба, нанесенного профессиональными участниками таможенных правоотношений - юридическими лицами.

При этом большое значение имеет относительная новизна правовой базы, регулирующей правовое положение юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела. Так, начиная с 2001 г. было обновлено законодательство в сфере административного и таможенного права. В 2001 г. был принят КоАП РФ, а в 2003 г. - новый ТК РФ. Заложенные в основу нового ТК РФ принципы в целом корреспондируются с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. Киотской конвенции), присоединение к которой должно служить дополнительным стимулом для развития внешнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования «околотаможенной инфраструктуры», в качестве которой выступают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного регулирования [4, 2].

Комплексное изучение и анализ норм международного и национального законодательств, регламентирующих положение юридических лиц, являющихся субъектами таможенных правоотношений, а также разработка на этой основе возможных правовых решений направлены на совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела и повышение ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере.

Так, проведенный анализ тенденций правового регулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в таможенной сфере, позволил придти к выводу, что, несмотря на уменьшение на современном этапе развития российского государства публично-правового регулирования и, в свою очередь, расширение функций участников, не являющихся органами управления - субъектов частного права, задачи по оказанию услуг в сфере таможенного дела в большей степени решаются посредством использования основных принципов административного права. При этом осуществление юридическими лицами коммерческих услуг в сфере таможенного дела, а также сама возможность реализации подобного рода деятельности всегда связаны с вступлением ими в правоотношения с таможенными органами независимо от волеизъявления этих субъектов частного права.

Кроме того, исследование проблематики особенностей деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в области таможенного дела, показало, что в рамках осуществления деятельности по хранению товаров под таможенным контролем владелец склада временного хранения является стороной административных отношений в двух основных случаях. Во-первых, при осуществлении таможенными органами таможенного контроля, во-вторых, при привлечении указанного юридического лица к ответственности за совершение таможенных правонарушений. Само хранение как оказываемая услуга связано с административным правоотношением в основном только в части учета и отчетности по товарам, находящимся на временном хранении.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Таможенная правосубъектность юридических лиц в рамках осуществления ими таможенных услуг может быть как активной, так и пассивной. При этом если таможенные органы как особые субъекты таможенных правоотношений наделены активной правосубъектностью (исходя из государственно-властных полномочий, регламентированных законодательством), то иные участники таможенных правоотношений, в том числе юридические лица, реализующие услуги в области таможенного дела, наделены исключительно пассивной правосубъектностью и выступают субъектами подчинения императивным предписаниям таможенных органов.

Необходимой предпосылкой специального правового статуса, позволяющего субъектам таможенных правоотношений - юридическим лицам осуществлять услуги в области таможенного дела, является, в первую очередь, наделение их специальной правоспособностью. Специальной правоспособностью такие организации наделяются только в случае внесения их в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и выдачи соответствующего свидетельства. В случае невыполнения возложенных законодательством условий указанные субъекты лишаются права заниматься деятельностью в сфере таможенного регулирования (но не утрачивают права выступать участниками иных правоотношений) [3].

Особенностью правового статуса всех юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного регулирования, является законодательное установление обязанности по заключению договора с иными субъектами - участниками внешнеэкономической деятельности (публичный договор). Отказ от заключения договора при наличии возможности осуществить определенные услуги не допускается [6].

Сравнительный анализ норм национального законодательства и международного права показал, что нормы ТК РФ как основы российского таможенного законодательства в целом соответствуют (хотя и не в полном объеме) основным принципам, правилам и рекомендациям, заложенным в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Учитывая ближайшую перспективу РФ на присоединение к названной Конвенции, по мнению автора, представляется необходимым внесение ряда изменений в действующее российское законодательство, в том числе, имеющих отношение к деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений (в частности, замены в ТК РФ термина «таможенный режим» термином «таможенная процедура» в значении, используемом в Киотской конвенции, дополнение ТК РФ понятиями «таможенные формальности» и «очистка», содержащимися в Генеральном приложении, и др.) [5, 8].

В заключение хотелось бы отметить, что институт юридических лиц как особых субъектов таможенных правоотношений находится в стадии «становления», и механизм оказания такими лицами услуг в области таможенного дела требует во многом значительного совершенствования.

К числу рекомендаций, позволивших бы улучшить оказание услуг в таможенной сфере, на взгляд автора, можно отнести, прежде всего, совершенствование нормативной правовой базы, приведение норм российского таможенного законодательства в соответствие с нормами международного таможенного законодательства, совершенствование механизма осуществления таможенного контроля таможенными органами в целом, а также формирование и совершенствование существующей в настоящее время «таможенной культуры».

И. а. Воронцова

Использованные источники

1. Азаров Ю. Ф. Кодекс во втором приближении // Закон. 2003. № 9.

2. Глазунова Н. А. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Промышленник России. 2005. № 10.

3. Коломацкая А. С. Правовой статус товарных складов по российскому законодательству // Юрист. 2004. № 11.

4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под ред. А. Н. Козырина. М.: ТК Велби: Проспект, 2005.

5. Новая философия таможенного контроля в соответствии с Киотской конвенцией // Промышленник России. 2006. № 5.

6. Таможенное законодательство: новые контуры или портрет в полный рост // Закон. 2003. № 9.

7. Таможенное право России. М.: Софт Издат, 2007.

8. Шорников А. В. Соотношение международного таможенного права и российского таможенного законодательства // Юридический мир. 1998. № 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.