Юридические аспекты регулирования экологической безопасности строительства автомобильных дорог
Иванов Александр Михайлович,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
Кирсанова Олеся Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
Федоскин Николай Николаевич,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Данная статья рассматривает особенности нормативного регулирования экологической безопасности при проведении дорожно-строительных работ. В настоящее время важным является соблюдение норм экологического права, направленного на формирование благоприятной среды для развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а также разработку регламентов, содействующих сохранности природно-ресурсного потенциала региона. Авторы работы приходят к выводам, что проблемой является сформировавшееся в настоящее время отставание требований нормативной документации, регламентирующей процедуры проектирования и строительства автомобильных дорог в соответствии с требованиями современного экологического законодательства. Тема научного исследования представляется достаточно актуальной для дальнейшего изучения и разработки рекомендаций по формированию нормативной базы, регламентирующей экологические аспекты безопасности дорожного строительства в Российской Федерации.
Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожное строительство, экологическая безопасность.
Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависят социально-экономическое развитие российских регионов и условия жизни населения.
Необходимыми условиями, обеспечивающими функционирование хозяйственных связей регионов, как на внутреннем, так и международном экономическом пространстве являются надлежащее состояние сети автомобильных дорог общего пользования, соответствие их характеристик требованиям технических нормативов, государственных и международных стандартов, а также нормам экологического законодательства.
В настоящее время сфера дорожного хозяйства испытывает значительные трудности, связанные с обеспечением ее модернизации и развития, что обусловлено, прежде всего, недостаточностью финансирования федеральных и региональных целевых программ, отзывом большей части средств дорожных фондов на реализацию «более значимых» национальных проектов (например, многолетнее строительство моста в Керченском проливе). Высоким является также уровень коррупции в системе управления развитием дорожного хозяйства различных уровней.
Указанные факторы являются одними из немногих, которые привели к обострению ряда проблем, характерных в настоящее время для российской сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения: значительная степень износа более 50% автомобильных дорог сложилась вследствие недостаточного финансирования ремонтных работ в условиях постоянного увеличения интенсивности движения, роста парка транспортных средств и несоблюдения межремонтных сроков.
До принятия 18.10.1991 Закона РФ № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (упразднен Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ) содержанию и ремонту автомобильных дорог в области не уделялось должного внимания. Основные усилия были направлены на строительство новых дорог, для которого использовались некачественные материалы и техника, имеющая высокий уровень физического и морального износа. Как правило, такие дороги были рассчитаны на небольшие нагрузки отечественного транспорта (традиционно нагрузка конструкций дорожных одежд до сих пор составляет в большинстве случаев 6 тонн на ось), и в настоящее время эксплуатация их производится в условиях, близких к экс-
5 -о
сз
<
тремальным, когда под движением тяжеловесного транспорта нагрузка на дорожное полотно составляет более 12 тонн на одиночную ось.
До принятия 18.10.1991 Закона РФ № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (упразднен Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ) содержанию и ремонту автомобильных дорог в области не уделялось должного внимания. Основные усилия были направлены на строительство новых дорог, для которого использовались некачественные материалы и техника, имеющая высокий уровень физического и морального износа. Как правило, такие дороги были рассчитаны на небольшие нагрузки отечественного транспорта (традиционно нагрузка конструкций дорожных одежд до сих пор составляет в большинстве случаев 6 тонн на ось), и в настоящее время эксплуатация их производится в условиях, близких к экстремальным, когда под движением тяжеловесного транспорта нагрузка на дорожное полотно составляет более 12 тонн на одиночную ось [5, с. 37].
В современных условиях поддержки сферы дорожного строительства для эффективного решения задачи сохранения, надежности функционирования и пользовательских свойств, автомобильных дорог используются объективные данные диагностики их состояния. На основании оценки фактического транспортно-эксплуатационного состояния автодорог назначаются виды ремонтных работ, определяется приоритетность объектов. Основная задача планирования дорожных работ -сохранение существующей сети автомобильных дорог от разрушения и увеличение протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.
Отметим, что имеющаяся нормативная база, регламентирующая сферу дорожного строительства, представлена либо законодательными актами, затрагивающими достаточно косвенно экологические аспекты сферы дорожного строительства, либо не затрагивающими их вообще.
Одним из немногих нормативных актов, регулирующих сферу дорожного строительства является Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», последняя редакция которого была осуществлена 13.12.2010 (Федеральный закон № 358-Ф3), что является явно недостаточным для обеспечения правового регулирования одной из наиболее сложных инфраструктурных элементов социально-экономической среды Российской Федерации [6, с. 9].
Следует отметить, что в настоящее время достаточно важным является соблюдение норм эко-5= логического права, направленного на формирова-— ние благоприятной среды для развития дорожно-^ транспортной инфраструктуры, а также разра-^ ботку регламентов, содействующих сохранности Ц природно-ресурсного потенциала региона.
Поскольку автомобильные дороги являются неотъемлемым элементом окружающей экологической системы, вписываясь в природные ландшафты, то требования законодательства к сохранности земельных, лесных и водных ресурсов уже на стадии проектирования автомобильной дороги являются актуальными.
Тем не менее, очевидной проблемой является сформировавшееся в настоящее время отставание требований нормативной документации, регламентирующей процедуры проектирования и строительства автомобильных дорог современной экологической ситуации. До сих пор не принят Федеральный закон, определяющий рамки экологической безопасности дорожного строительства. Действующая нормативная база в данной отрасли сведена к системе ГОСТов, СНиПам и инструкциям, отражающим достаточно разрозненные требования к проектированию и строительству автомобильных дорог.
Многие нормативные акты достаточно поверхностно рассматривают отдельные аспекты дорожного строительства, не обращая внимания на соблюдение экологической безопасности. Недоработкой с юридического аспекта является отсутствие нормативных актов регионального и муниципального значения, которые учитывали бы в полной мере особенности природно-ресурсного потенциала региона, возможности проведения мониторинга, действительное состояние и уровень экологической безопасности сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Предписания нормативных документов являются достаточно расплывчатыми, не учитывающими особенности природно-ресурсного потенциала конкретных регионов и областей. Внимание в них уделяется принципам экономного проектирования и организации строительных работ. Сильной стороной действующих нормативных актов являются четко установленные требования к качеству дорожного полотна, техническим характеристикам дороги. Развитие придорожной инфраструктуры отдано частной инициативе. Экологические аспекты, направленные на обеспечение безопасности животного мира, сохранности земельных и водных ресурсов рассмотрены достаточно поверхностно.
Принятая система ГОСТов и СНиПов, инструкций, регламентирующих процедуры дорожного строительства, является достаточно устаревшей. Основные нормативные акты в данной сфере были утверждены также в 70-80-х гг. ХХ в., в последующем они подвергались незначительной редакции, в которой экологическая безопасность занимала одно из последних мест.
Следует также отметить, что достаточно косвенно обозначены мероприятия, направленные на защиту флоры и фауны окружающей экосистемы. Вопреки возрастающему интересу к экологии, на территории Российской Федерации до сих пор нет единого закона, например "Экологического кодекса", что является явным упущением законода-
тельства, Президент не раз отмечал, что в XXI веке не существует законодательной базы, регламентирующей охрану окружающей среды, в четкой кодификации [7, с. 131].
Также можно сказать, что существенным недостатком является отсутствие законодательно закрепленной административной ответственности за нарушение требований экологической безопасности при осуществлении дорожного строительства, что характеризует несовершенство нормативной базы, регламентирующей данную сферу деятельности, и обозначает актуальность для проведения дальнейшей нормотворческой работы в данном направлении.
Литература
1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 20.07.2020) // Собрании законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N46 ст. 5553.
2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги [Электронный ресурс]. - URL: http://files.stroyinf. ru/Data2/1/4293801/4293801871.htm
3. ВСН 8-89. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог [Электронный ресурс]. - URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/5/5541/
4. ВСН 24-88. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог [Электронный ресурс]. - URL: http://files.stroyinf.ru/ Data1/5/5548/
5. Кирсанова О.Г., Заводянский А.Л. Инвестиционные перспективы проекта платной автомобильной дороги // Логистика: проблемы и решения. Международный научно-практический журнал (г. Харьков, Украина). - 2013. - № 3 (46). - С. 36-42.
6. Кирсанова О.Г. Перспективы развития сети автомобильных дорог общего пользования Смоленской области в рамках формирования регионального логистического кластера // Materialyl Xviedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji «Strategicznepytaniaswiatowejnauki - 2013» Volume 7. Ekonomicznenauki. (07-15 lutego 2013 roku). -Przemysl: Nauka i studia. - С. 8-11.
7. Пархачёва А.С., Федоскин H.H. Государственное экологическое управление / В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Москва, 2019. -С.129-133.
LEGAL ASPECTS OF REGULATING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF ROAD CONSTRUCTION
Ivanov A.M., Kirsanova O.G., Fedoskin N.N.
Smolensk branch of the Saratov state law Academy, Smolensk branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration
This article considers the peculiarities of the legal regulation of environmental safety when carrying out road construction works. Currently, it is important to comply with the norms of environmental law aimed at creating a favorable environment for the development of road transport infrastructure, as well as the development of regulations that contribute to the preservation of the natural resource potential of the region. The authors come to the conclusion that the problem is the current backlog of requirements of regulatory documentation regulating the procedures for designing and building highways in accordance with the requirements of modern environmental legislation. The topic of the research is quite relevant for further study and development of recommendations on the formation of a regulatory framework regulating environmental aspects of road construction safety in the Russian Federation.
Keywords: highways, road construction, environmental safety. References
1. Federal law No. 257-FZ of 08.11.2007 "On highways and road activities in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (as amended). 20.07.2020) // Collection of legislation of the Russian Federation of November 12, 2007 N46 article 5553.
2. SNiP 2.05.02-85. Highways [Electronic resource]. - URL: http:// files.stroyinf.ru/Data2/1/4293801/4293801871.htm
3. VSN8-89. Instructions for the protection of the natural environment in the construction, repair and maintenance of highways [Electronic resource]. - URL: http://files.stroyinf.ru/Da-ta1/5/5541/
4. VSN24-88. Technical rules for repair and maintenance of highways [Electronic resource]. - URL: http://files.stroyinf.ru/Da-ta1/5/5548/
5. Kirsanova O. G., Zavodyansky A. L. Investment prospects of the toll road project // logistics: problems and solutions. International scientific and practical journal (Kharkiv, Ukraine). - 2013. - № 3 (46). - pp. 36-42.
6. Kirsanova O.G. Prospects for the development of a network of public roads in the Smolensk region as part of the formation of a regional logistics cluster MaterialyIXviedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji «Strategicznepytaniaswiatowejnauki -2013» Volume 7. Ekonomicznenauki. (07-15 lutego 2013 roku). -Przemysl: Nauka i studia. - С. 8-11.
7. Paracheva A. S., Fedorkin N.N. The state environmental management / In the collection: theoretical aspects of jurisprudence and law enforcement issues. Collection of articles based on the materials of the XXX international scientific and practical conference. Moscow, 2019, Pp. 129-133.