Научная статья на тему 'Юридические аспекты интернет-торговли лекарственными средствами'

Юридические аспекты интернет-торговли лекарственными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1441
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ТОРГОВЛЯ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевырёв Д.Н., Тюкалова Н.М.

В данной статье рассмотрены вопросы реализации лекарственных средств с использованием интернет-ресурсов, действующие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие соответствующую область общественных отношений. Многоаспектность проблематики позволяет делать акцент не только на несовершенстве существующего регулирования, но и обращаться к зарубежному опыту. На основе структурного анализа нормативных актов сделаны выводы, позволяющие юридическими средствами производить реформирование правовых актов, предметом которых является предупреждение оборота фальсифицированных лекарственных средств на территории государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридические аспекты интернет-торговли лекарственными средствами»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.57

Н.М. Тюкалова

Д.Н. Шевырёв

юридические Аспекты интернет-торговли лекарственными среДстваМи

В данной статье рассмотрены вопросы реализации лекарственных средств с использованием интернет-ресурсов, действующие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие соответствующую область общественных отношений. Многоаспект-ность проблематики позволяет делать акцент не только на несовершенстве существующего регулирования, но и обращаться к зарубежному опыту. На основе структурного анализа нормативных актов сделаны выводы, позволяющие юридическими средствами производить реформирование правовых актов, предметом которых является предупреждение оборота фальсифицированных лекарственных средств на территории государства.

Ключевые слова: интернет - торговля; фальсифицированные лекарственные средства; государственное регулирование; административное законодательство.

С учетом быстрого распространения и глобального характера сети Интернет наличие расстояния между продавцом и потребителем уже не является препятствием. Использование предоставляемых возможностей позволяет экономить деньги, время и решать задачи удаленно. Для многих владельцев бизнеса организация продаж огромного ассортимента товаров через всемирную сеть является основным или дополнительным источником привлечения клиентов. Не вдаваясь в подробности устройства существующих моделей интернет - магазинов, отметим, что продажа большинства товаров имеет возможность развиваться согласно избранной стратегии. Однако реализация лекарственных средств как особой категории товара требует отдельного подхода.

В настоящее время по поводу законодательной легализации интернет-торговли лекарственными средствами ведется активная научная дискуссия. Юридический анализ существующих проблем в этой области будет представлен в настоящей статье.

В ходе проведения Интерполом опера-

ции «ПАНГЕЯ VII» в мае 2014 года особый акцент был сделан не только на выявление и нейтрализацию нелегально действующих фармацевтических производств, но и на интернет-торговлю медикаментами, которая предприимчиво используется организованной преступностью. В рамках операции с 13 по 20 мая 2014 года помимо рейдов по адресам, связанным с незаконными фармацевтическими сайтами, часть из 543 000 отправлений с них были проверены таможенными и инспектирующими органами стран - участниц, почти 20 000 посылок были изъяты. По результатам проведения мероприятий было конфисковано 9,4 млн партий фальсифицированных и запрещенных лекарственных средств, в социальных медиа - платформах удалено более 19 000 предложений о продаже запрещенных лекарственных средств и заблокировано более 10 600 интернет-сайтов, реализующих лекарственные средства [1]. Эти данные свидетельствуют об актуальности предмета обсуждения и необходимости выработки действенных мер по регулированию данно-

49

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

го сегмента рынка.

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов [2].

Т.е. необходимо понимать, что продажа лекарственных средств через Интернет является неотъемлемой частью фармацевтической деятельности, равнозначной их отпуску через реальные аптеки, следовательно, такой ее вид требует наличия соответствующей лицензии, которая предписывает исполнения ряда требований к соискателю. Однако отдельной лицензии, предполагающей интернет-торговлю или дистанционную торговлю лекарственными средствами, не предусмотрено [3].

В свою очередь, продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается [4].

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N° 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» определен соответствующий перечень, который включает в себя лекарственные средства [5].

Кроме того, при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли не допускается продажа лекарственных препаратов [6].

Таким образом, однозначная трактовка действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что дистанционная продажа и доставка лекарственных средств является противоправной, за исключением прямо закрепленной в п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» доставки по заключению врача лекарств на дом [7].

Поскольку Интернет стал одним из ключевых инструментов продвижения и рас-

пространения продукции, логично, что упускать такой действенный способ реализации розничные продавцы фармацевтической продукции не станут.

Анализ существующих на данный момент предложений интернет - продавцов медикаментов показал, что довольно часто аптечные учреждения ограничиваются продажей лекарственных средств путем самовывоза. То есть покупатель формирует корзину с необходимыми ему лекарственными средствами в Интернете, а позже самостоятельно оплачивает и получает товар в реально существующей аптеке (в ряде случаев товар доставляется в ближайшую по местоположению аптеку).

Однако законодательные недостатки позволяют использовать и другие механизмы реализации фармацевтических товаров. Например, договор купли-продажи заключается между курьером и аптечным учреждением в месте нахождения продавца, то есть в рамках стационарного места торговли. При этом отношения, возникающие между физическим лицом, фактически приобретающим лекарственные средства, и курьером, можно рассматривать как агентский договор [8], договор поручения [8], который курьер привозит покупателю для подписания вместе с товаром, либо вовсе действия в чужих интересах без поручения. Из этого следует, что доставку на дом осуществляет не аптечное учреждение, а курьер в качестве физического лица, и квалифицировать такую схему в сторону нарушения законодательства не представляется возможным.

Кроме вышеперечисленного, некоторые интернет - аптеки допускают возможность отправки лекарственных средств при помощи услуг почтовой связи, что заслуживает отдельного внимания, поскольку такой способ доставки законодательно не запрещен. В соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции [9] и Федеральным законом от 17.09.1999 г. № 176 ФЗ «О почтовой связи» лекарственные средства не отнесены к числу предметов, отправление которых запрещено [10].

В существующих условиях правовой неопределенности потребителю могут доставляться как лекарственные средства, от-

50

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

пускаемые без рецепта, так и рецептурные. Очевидная невозможность соблюдения условий хранения (сохранности отдельных видов тары, температурного и других режимов) делает такой способ доставки не только нежелательным, но и опасным.

В спектре рассмотрения административных правонарушений, которые допускаются многими интернет-аптеками, можно выделить такие, как:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), в том числе грубое нарушение лицензионных требований (ст. 14.1 КоАП РФ);

- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);

- обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 6.33 КоАП РФ) [11].

Очевидна потребность в решении противоречий при существующей нормативной базе. Несмотря на все преимущества, интернет-аптеки несут и большое количество рисков: с высокой вероятностью могут распространять фальсифицированные, контрафактные или недоброкачественные лекарственные средства; лекарственные средства, оборот которых ограничен (наркосодержащие, радиофармацевтические и т.п.). Отследить происхождение предлагаемых на интернет-сервисах медикаментов практически невозможно, даже просто отделить легальные сайты реальных аптечных сетей, предлагающих доставку препаратов, от сайтов интернет-торговли не всегда просто, не говоря уже о выявлении фальсифицированных лекарственных средств, обнаружение которых подчас требует сложной экспертизы, которая недоступна рядовому потребителю.

Апеллируя к опыту зарубежных стран, следует обратить внимание на уже известные инструменты, позволяющие уменьшить количество нелегальных интернет-сервисов. Кроме широкой разъяснительной работы среди потребителей, проводимой

государственными и негосударственными организациями, существуют и правовые методы. Одним из таковых является законодательно зафиксированное определение интернет-аптеки.

Например, законодательство США определяет интернет-аптеку как физическое, юридическое лицо (организацию) или интернет-сайт независимо от своего местоположения, которое, действуя сознательно и преднамеренно, осуществляет изготовление, реализацию или распространение рецептурных или безрецептурных лекарственных средств, а также веществ, оборот которых ограничен или контролируется государством, используя сеть Интернет [12].

Деятельность таких аптек контролируется Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (Food and Drug Administration - FDA), на сайте организации дана ссылка на сайт Национальной ассоциации аптек (National Association of Boards of Farmacy - NABP), где размещена информация для потребителей об интернет-ресурсах «Покупка лекарств онлайн», которые аккредитованы и поставляют безопасную продукцию. Программа аккредитации (Verified Internet Pharmacy Practice Sites - VIPPS) была разработана в 1999 году. В разработке критериев данной программы участвовали государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и группы защиты прав потребителей. Основными критериями для аккредитации в программе VIPPS являются соблюдение лицензионных требований того штата, в котором расположена аптечная организация, и соответствие требованиям тех штатов, куда будут доставляться лекарственные препараты [13].

Как мы видим, государством установлены неотъемлемые условия работы аккредитованных аптечных организаций, включающие профессиональное консультативное обеспечение клиентов, строгое соблюдение систем контроля качества при приемке и хранении фармацевтической продукции, гарантию подлинности и безопасности продаваемых лекарств.

Следует констатировать, что действующее российское законодательство в этой об-

51

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

ласти, очевидно, не отвечает конъюнктуре существующего рынка и требует срочного реформирования.

Несмотря на законодательные запреты, интернет-аптеки работают, не имея лицензий на фармацевтическую деятельность и продавая зачастую незарегистрированные в России фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные препараты [14].

Не придавать значения сложившейся ситуации, игнорировать растущий спрос, откладывать регулирование - значит подвергать опасности здоровье населения. Нормативное закрепление правил торговли, введение жесткого государственного контроля и одновременно поддержки участников фармацевтического рынка способствуют изъятию с рынка лекарственных средств теневых игроков и сделает его прозрачным.

Первоочередным видится введение в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определения дистанционной торговли, который такового не содержит, тем самым признать ее одним из видов торговли, что в последующем даст юридическое основание определить контрольно -надзорные органы [15]. А также необходимо внесение пункта дистанционной торговли в лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и разработка конкретных требований к соискателю таковой.

Кроме того, следует дифференцировать подход к нормативному регулированию дистанционной торговли и доставки потребителю различных видов лекарственных средств, которые в силу своего состава не могут реализовываться без соответствующего рецепта [16]. Ввиду того, что к отпуску таковых предъявляются повышенные требования, лицо, их доставляющее, должно обладать специальными знаниями, которые включают, например, проверку подлинности предъявляемых рецептов и консультативное обслуживание покупателя.

Такая практика, на наш взгляд, требует точной и подробной регламентации всех аспектов, однако принципиальная возможность таковой имеется. В то же время законодательное регулирование реализации и достав-

ки лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должно быть более гибким.

Ввиду особенности рынка и характерных лицензионных требований на первых этапах следует ограничить возможность создания сайтов интернет- аптек без реально существующих аптечных организаций. На следующем этапе возможен допуск на рынок и виртуальных аптек, отвечающих предъявляемым требованиям.

На сегодняшний день полномочий и технического обеспечения, которыми обладает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, вполне достаточно, чтобы при принятии соответствующих нормативных документов оперативно реагировать на нарушения законодательства [17].

С практической точки зрения, схема блокировки сайтов, нарушающих законодательство, существует и действует достаточно эффективно (как в случае с материалами экстремистской направленности), однако отсутствие нормативной базы не позволяет осуществлять регулирование в представленной сфере.

Так же в целях обеспечения финансовой безопасности, сохранности конфиденциальных сведений о потребителях следует привлекать к сотрудничеству Интернет-провайдеров, участников фармацевтического рынка, общественные организации и совместно с государственными органами осуществлять разработку качественных дистанционных механизмов реализации и правил доставки лекарственных средств потребителю.

Помимо существенного ограничения одного из каналов реализации фальсифицированных лекарств, юридическая регламентация в данной области общественных отношений есть отражение интересов части населения, которая в силу разных причин не имеет физической возможности посетить ближайшую аптеку, и жителей тех мест, где на данный момент существуют ограничения по лекарственному ассортименту.

52

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Интерпола [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interpol.int/News-and-media/News/2014/N2014-089

2. Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2010г № 61-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 16, ст. 1815.

3. О лицензировании фармацевтической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1081 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 1, ст. 126.

4. Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом : постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 // Собр. законодательства РФ. - 2007. -№ 41, ст. 4894.

5. О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена : Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 г № 179 // Российская газета. - 1992. - № 61.

6. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены, аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации : постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 4, ст. 482.

7. О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы : закон Российской Федерации от 15.01.1993 г. // Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 7, ст. 247.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть 2 // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 5, ст. 410.

9. Об утверждении Общего регламента Всемирного почтового союза, Всемирной почтовой конвенции, Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции, Соглашения о почтовых платежных услугах : распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 г. № 16-р // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 3, ст. 303.

10. О почтовой связи : Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.1999 г. № 176 ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 29, ст. 3697.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

12. Официальный сайт Министерства юстиции США / Section 102 of the Controlled Substances Act (21 U.S.C. 802) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.justice.gov/archive/olp/pdf/hr-6353-enrolled-bill.pdf

13. Неволина Е. В. Лекарственные препараты правомерность продажи через интернет // Новая аптека. - 2013. - № 7.

14. Петров А. Аптеки пустят в Интернет // Российская газета - Фармацевтика. - 2014. - №2 6519 (247).

15. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 1, ст. 2.

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 г. №785 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. - 2006. - № 5.

17. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228 // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 12, ст. 1431.

© Шевырёв Д.Н., 2015 © Тюкалова Н.М., 2015 Статья получена: 22.06.2015

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.