Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совет / совещательные органы / Президент РФ / глава государства / advice / advisory bodies / President of the Russian Federation / head of state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонова Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу законодательства, регулирующего порядок принятия, оформления и исполнения решений, принимаемых совещательными органами при главе государства. Выявлены противоречия Федерального закона «О безопасности», касающиеся обязательности исполнения решений Совета Безопасности, который является совещательным органом, не имеющим права издавать нормативно-правовые акты. Это даёт основание полагать, что решения большинства совещательных органов, созданных при главе государства, не имеют юридической силы и не являются обязательными для исполнения. Тем не менее, они являются основой для принимаемых с целью реализации этих решений актов Президента РФ или, в отдельных случаях, актов иных органов власти Российской Федерации. Из всех актов Президента РФ, предусмотренных для принятия в целях реализации решений совещательных органов, традиционной формой являются поручения Президента РФ, содержащиеся, как правило, в перечнях поручений. Кроме того, в статье затронут вопрос, касающийся порядка публикации решений, принятых совещательными органами, а также определены способы придания обязательного характера и юридической силы решениям Советов при Президенте Российской Федерации. Сделан вывод о том, что решения совещательных органов, несмотря на то, что носят преимущественно рекомендательный характер, имеют огромное значение для развития законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EFFECT OF THE DECISIONS OF THE CONSIDERATIVE BODIES UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the legislation governing the procedure for making, formalizing and executing decisions taken by the advisory bodies under the head of state. The contradictions of the Federal Law «On Security» were revealed concerning the obligatory execution of decisions of the Security Council, which is an advisory body that does not have the right to issue normative legal acts. This gives reason to believe that the decisions of the majority of the advisory bodies created under the head of state have no legal force and are not binding. Nevertheless, they are the basis for the acts of the President of the Russian Federation or, in some cases, acts of other authorities of the Russian Federation adopted to implement these decisions. Of all the acts of the President of the Russian Federation envisaged for adoption in order to implement the decisions of advisory bodies, the traditional form is the instructions of the President of the Russian Federation, which, as a rule, are contained in the lists of instructions. In addition, the article touches on the issue of the procedure for publishing decisions taken by advisory bodies, and also identifies ways of making the decisions of the Councils under the President of the Russian Federation binding and legal. It is concluded that the decisions of the advisory bodies, despite the fact that they are predominantly advisory in nature, are of great importance for the development of the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24411/2618-8120-2021 -1 -46-56 УДК 342.58

Е. С. Тихонова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия,

e-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу законодательства, регулирующего порядок принятия, оформления и исполнения решений, принимаемых совещательными органами при главе государства. Выявлены противоречия Федерального закона «О безопасности», касающиеся обязательности исполнения решений Совета Безопасности, который является совещательным органом, не имеющим права издавать нормативно-правовые акты. Это даёт основание полагать, что решения большинства совещательных органов, созданных при главе государства, не имеют юридической силы и не являются обязательными для исполнения. Тем не менее, они являются основой для принимаемых с целью реализации этих решений актов Президента РФ или, в отдельных случаях, актов иных органов власти Российской Федерации. Из всех актов Президента РФ, предусмотренных для принятия в целях реализации решений совещательных органов, традиционной формой являются поручения Президента РФ, содержащиеся, как правило, в перечнях поручений. Кроме того, в статье затронут вопрос, касающийся порядка публикации решений, принятых совещательными органами, а также определены способы придания обязательного характера и юридической силы решениям Советов при Президенте Российской Федерации. Сделан вывод о том, что решения совещательных органов, несмотря на то, что носят преимущественно рекомендательный характер, имеют огромное значение для развития законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: совет; совещательные органы; Президент РФ; глава государства.

E. S. Tikhonova

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,

e-mail: [email protected]

LEGAL EFFECT OF THE DECISIONS OF THE CONSIDERATIVE BODIES UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the legislation governing the procedure for making, formalizing and executing decisions taken by the advisory bodies under the head of state. The contradictions of the Federal Law «On Security» were revealed concerning the obligatory execution of decisions of the Security Council,

which is an advisory body that does not have the right to issue normative legal acts. This gives reason to believe that the decisions of the majority of the advisory bodies created under the head of state have no legal force and are not binding. Nevertheless, they are the basis for the acts of the President of the Russian Federation or, in some cases, acts of other authorities of the Russian Federation adopted to implement these decisions. Of all the acts of the President of the Russian Federation envisaged for adoption in order to implement the decisions of advisory bodies, the traditional form is the instructions of the President of the Russian Federation, which, as a rule, are contained in the lists of instructions. In addition, the article touches on the issue of the procedure for publishing decisions taken by advisory bodies, and also identifies ways of making the decisions of the Councils under the President of the Russian Federation binding and legal. It is concluded that the decisions of the advisory bodies, despite the fact that they are predominantly advisory in nature, are of great importance for the development of the legislation of the Russian Federation.

Keywords: advice; advisory bodies; President of the Russian Federation; head of

state.

Введение

Одной из главных функций совещательных органов является обеспечение Президента РФ своевременной и необходимой информацией, которая способствует оперативной выработке его решений. Такие органы стали появляться в связи с осознанием государством необходимости привлечения представителей общества для подготовки и исполнения управленческих решений. Это связано с усложнением функций государства и возросшей необходимостью учёта мнения определенных групп общества. Решения, принимаемые совещательными органами, имеют огромное значение для эффективной реализации полномочий главы государства.

Совершенно справедливо по этому поводу высказался Н. А. Кишоян: «несмотря на то, что одним из основных признаков совещательных органов при главе государства является отсутствие у них права издания от своего имени общеобязательных нормативно-правовых актов, их рекомендации могут быть положены в основу правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законопроектов, вносимых в порядке законодательной инициативы главой государства» [2, с. 243]. Из этого следует, что фактический статус совещательных органов при Президенте РФ гораздо выше их формального закрепления.

Методы

Основными методами исследования решений совещательных органов при главе государства являются формально-юридический, сравнительно-правовой, контент-анализ, синтез.

Результаты и обсуждение

При изучении сущности решений, принимаемых совещательными органами, выделяются решения Совета Безопасности, существенно

отличающегося от других советов по своему статусу и уровню нормативного закрепления его деятельности. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности [3, с. 34].

Деятельность Совета Безопасности регулируется, прежде всего, Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» (далее по тексту - Закон «О безопасности») [14]. В ходе проведённого анализа решений Совета Безопасности были выявлены явные противоречия в тексте данного закона. Например, согласно пункту 1 статьи 13 Совет Безопасности является совещательным органом, то есть органом, как известно, не имеющим права издания от своего имени общеобязательных нормативно-правовых актов. В то же время пункт 3 статьи 18 данного нормативного акта закрепляет обязательность исполнения государственными органами и должностными лицами вступивших в силу решений Совета Безопасности. Полагаем, что данные противоречия должны быть устранены путём исключения из части первой статьи 13 Закона «О безопасности» указания о том, что Совет Безопасности является совещательным органом. Это позволит Совету Безопасности принимать не координационные, а окончательные решения, и ставить точку в вопросах, подлежащих рассмотрению на его заседаниях.

В статье 18 Закона «О безопасности» закрепляется юридическая природа принимаемых Советом Безопасности решений. Согласно части 1 статьи 18 данного закона, решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами в порядке, определяемом главой государства. Здесь мы видим отсылку к Положению о Совете Безопасности РФ [10], что подтверждает двойственный уровень его правового регулирования. Далее устанавливается равный статус постоянных членов Совета Безопасности, путём предоставления им равных прав при принятии решений. Аналогичные правила закреплены в пункте 13 Положения о Совете Безопасности. Необходимо отметить, что в процессе принятия решений принимают участие только постоянные члены Совета Безопасности. Остальные же члены Совета Безопасности, не являющиеся постоянными, участвуют в заседаниях лишь с правом совещательного голоса и не имеют реального влияния на принятие решений.

Вторая часть статьи 18 Закона «О безопасности» устанавливает момент вступления решений Совета Безопасности в силу, а именно, после их утверждения Президентом РФ. Данные правила также дублируются в пункте 15 Положения о Совете Безопасности РФ. Уместно отметить, что Президент РФ возглавляет Совет Безопасности в силу своей должности. «Аналогичные правила предусматриваются в странах СНГ, где соответствующий орган при главе государства выполняет совещательные функции по реализации интересов национальной безопасности» [7].

В научной литературе высказывается мнение о том, что только глава государства принимает окончательное решение на заседаниях и совещаниях Совета Безопасности. По мнению А. А. Панова, «именно главе государства

принадлежит решающее слово по вопросам обеспечения национальной безопасности, в то время как члены Совета Безопасности могут только предлагать своё видение, рекомендации по рассматриваемым вопросам» [6, с. 156]. Такого же мнения придерживается и А. М. Осавелюк, отмечая, что «в компетенцию Совета Безопасности входит только подготовка рекомендаций, в то время как окончательное властное решение принимает Президент РФ» [4].

Третья часть вышеуказанной статьи Закона «О безопасности» определяет юридическую силу принимаемых решений Совета Безопасности после вступления их в силу, путем установления обязательности исполнения этих решений государственными органами и должностными лицами. Причём эти же положения полностью копируются в пункте 16 Положения о Совете Безопасности РФ. Следует предположить, что речь идёт только о государственных органах, то есть об органах государственной власти РФ и её субъектов, а также об иных государственных органах. Видимо, это означает, что и в отношении должностных лиц идёт речь о таковых применительно к уровню государственной власти. Соответственно, в рассматриваемом случае не идёт речь об органах местного самоуправления, иных местных органах и должностных лицах местного самоуправления, а также об органах и организациях, не являющихся государственными органами или местными органами.

Четвёртая, заключительная, часть данной статьи Закона «О безопасности» в дополнение к предыдущему положению предусматривает возможность издания актов Президента РФ, в виде указов и распоряжений, для реализации решений Совета Безопасности. Что касается Положения о Совете Безопасности РФ, то пункт 15 помимо указов и распоряжений, предусматривает ещё и поручения Президента РФ. Необходимо отметить, что полномочие Президента РФ по изданию указов и распоряжений закреплено в части первой статьи 90 Конституции РФ [1].

В Законе «О безопасности» и в Положении о Совете Безопасности РФ отсутствуют нормы о структуре решений Совета Безопасности. Предполагается, что структура определяется спецификой вопроса, решаемого Советом Безопасности, и видом самого решения.

Согласно Положению о Совете Безопасности РФ, его решения оформляются протоколами заседаний или совещаний и вступают в силу только после их утверждения главой государства. Протокол подробно отражает ход работы заседания или совещания, рассматриваемые вопросы, а также предложения членов Совета Безопасности РФ относительно решения этих вопросов с обоснованием предлагаемых вариантов.

При детальном изучении порядка принимаемых Советом Безопасности решений видно, что Положение о Совете Безопасности РФ полностью дублирует Закон «О безопасности» и даёт более полную характеристику этих решений, в то время как Закон «О безопасности» описывает этот порядок лишь в общих чертах.

Совет Безопасности, являясь уникальным среди всех совещательных органов, имеет особенный статус своих решений. Несмотря на определение данного органа в федеральном законодательстве, указывающем на его совещательную природу, решения данного органа сами по себе, без принятия иных актов, являются обязательными для исполнения.

В юридической литературе существует мнение, что «решения, принимаемые Советом Безопасности, по своей юридической силе могут быть приравнены к законодательным актам, а также являться основанием для их принятия» [3, с. 35].

Иной статус имеют решения Государственного Совета, характеристика которым даётся в Федеральном законе Российской Федерации «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8.12.2020 г. № 394-Ф3 [15] (далее по тексту Закон «О Государственном Совете»).

До принятия поправок к Конституции РФ Государственный Совет был всего лишь совещательным органом при главе государства. У него не было возможности влиять на принятие решений, он мог давать только рекомендации или заключения по итогам обсуждения. Тем не менее, ранее Государственный Совет, хотя и юридически не обладал реальной политической властью, в то же время фактически являлся продолжением региональной власти в федеральных структурах [9, с. 43-44].

В настоящее время Государственный Совет, в связи с принятием нового закона, является конституционным государственным органом. Однако, по сути, несмотря на приобретение конституционного статуса, он так и остался совещательным органом, так как на законодательном уровне не закреплено его право на издание от своего имени общеобязательных нормативно-правовых актов.

В Законе «О Государственном Совете» всего лишь одна статья посвящена решениям Государственного Совета. Часть первая статьи 14 указанного закона говорит о том, что решения оформляются по итогам заседаний Государственного Совета, которые подписываются Председателем Совета. Важно заметить, что Председателем Государственного Совета является Президент РФ. Предполагается, что Президент РФ возглавляет те советы, которые занимаются рассмотрением и обсуждением наиболее важных вопросов и острых проблем, возникающих как внутри страны, так и на международной арене [8].

Далее статья 14 Закона «О Государственном Совете» предусматривает, что если Государственный Совет придёт к выводу о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В случае же принятия Государственным Советом РФ решения о целесообразности разработки документов стратегического планирования Российской Федерации или внесения изменений в такие документы,

соответствующая рекомендация направляется в Правительство Российской Федерации. А в случае принятия такого же решения в отношении субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, соответствующая рекомендация направляется в субъект Российской Федерации либо муниципальное образование.

На этом характеристика решений Государственного Совета Законом «О Государственном Совете» заканчивается. В законе не регулируются правила и порядок принятия решений Государственным Советом, которые ранее были предусмотрены Положением о Государственном Совете РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации» (утратило силу с 21.12.2020 г.). Отсутствует указание об актах Президента РФ - указах, распоряжениях или поручениях, которыми ранее оформлялись при необходимости решения Государственного Совета.

Из вышеизложенного видно, что решения Государственного Совета, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют самостоятельной юридической силы, хотя они и подписываются Президентом РФ. С другой стороны, в связи с положением лиц, являющихся членами Государственного Совета, принимаемые решения (формально не имеющие юридической силы), могут реализовываться на практике с использованием полномочий его членов.

Юридическая сила решений, принимаемых иными советами при главе государства, аналогична решениям Государственного Совета (за исключением упоминания использования законодательной инициативы Президента РФ для реализации решений).

Для примера рассмотрим Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 05.06.2012 г. № 776 (ред. от 22.01.2021 г.) «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» [11]. В соответствии с этим Положением решения, принятые на заседании данного Совета, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании. Для реализации решений могут приниматься акты Президента РФ, с той лишь разницей, что помимо указов, распоряжений и поручений упоминаются ещё и указания Президента РФ. Следует отметить, что для реализации решений Совета Безопасности также могут приниматься акты Президента РФ в виде указов, распоряжений и поручений, однако ни Закон «О безопасности», ни Положение о Совете Безопасности, не предусматривают указания Президента РФ.

Заключение

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что решения совещательных органов (за исключением Совета Безопасности), не имеют юридической силы и не являются обязательными для исполнения. Тем не менее, они могут быть основой для принимаемых с целью реализации этих решений актов Президента РФ или, в отдельных случаях, актов иных органов власти Российской Федерации.

Из всех актов Президента РФ, принимаемых в целях реализации решений совещательных органов, традиционной формой являются поручения Президента РФ, излагаемые в виде перечней.

В свою очередь, исполнение поручений Президента РФ осуществляется в соответствии с Порядком исполнения поручений и указаний Президента РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» [13].

Отдельно стоит обратить внимание на положение, содержащееся в этом Порядке, согласно которому, настоящие правила не распространяются на решения Президента РФ, содержащиеся в протоколах заседаний Совета Безопасности и оперативных совещаний с постоянными членами Совета Безопасности, заседаний совещательных органов.

Это положение свидетельствует о том, что решения Президента РФ могут включаться в протоколы совещательных органов, без принятия перечней поручений по итогам заседаний соответствующих органов. Здесь возникает некая правовая неопределённость, когда протоколы заседаний совещательных органов, не имеющие юридической силы, могут содержать решения Президента РФ, имеющие такую силу, а, следовательно, обязательны для исполнения.

Приходим к выводу, что решения, принимаемые совещательными органами, формально не имеют юридической силы и обязательного характера исполнения, но существует два способа придания им такого характера и юридической силы:

1) принятие во исполнение решений советов при главе государства перечней поручений Президента РФ, которые, в свою очередь, обязательны для исполнения;

2) подписание протоколов заседаний советов при главе государства, содержащих их решения, Президентом РФ и придание им статуса решений Президента РФ.

Однако возникает вопрос, который не удалось решить в ходе анализа действующего законодательства, какова сила решений во втором случае, если порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ не распространяется на решения, содержащиеся в протоколах заседаний совещательных органов? На практике они исполняются в том же порядке, что и поручения. В таком случае не понятна роль нормы, выводящей их из регулирования исполнения поручений.

Следует согласиться с мнением А. А. Панова, который считает, что «рекомендательный характер решений президентских советов обуславливает особенности ответственности данных органов. Как правило, они не только не несут юридической ответственности за принимаемые ими решения, но и политическая ответственность перед Президентом РФ для них наступает в редких случаях. Это связано с тем, что решения Советов при Президенте РФ часто имеют общих характер и конкретизируются в актах государственных органов» [5].

Что же касается порядка публикации, то только Положение о Совете Безопасности РФ содержит краткое указание на решение этого вопроса, а именно, Совет Безопасности РФ на регулярной основе издаёт информационный сборник о своей деятельности. Положения иных Советов при главе государства не регулируют это вопрос. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [12] не содержит регулирования порядка опубликования решений Советов, действующих при главе государства. На практике протоколы заседаний Советов при главе государства и перечни поручений Президента РФ, принимаемые во исполнение решений, принятых на заседаниях, публикуются на официальном сайте Президента РФ.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Кишоян Н.А. Вопросы конституционно-правового статуса вспомогательных органов при Президенте РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. № 2. С. 241-244.

3. Копытов А.Д. Суханова А.А. Актуальные вопросы существования и деятельности Совета Безопасности Российской Федерации: состав, основные задачи, юридическая сила принимаемых решений // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 7 (25). С. 33-35.

4. Осавелюк А.М. Понятие и система государственных органов // Право и жизнь. 2002. № 48 (5).

5. Панов А.А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: Общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3. С. 20-24.

6. Панов А.А. Президент Российской Федерации как гарант государственного единства: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. С. 156.

7. Романовский Г.Б. Особенности правового закрепления понятия национальной безопасности в России и странах ближнего зарубежья // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2 (19). С. 11-16.

8. Тихонова Е.С. Совещательные органы при Президенте Российской Федерации // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2020. С. 204-208.

9. Тихонова Е.С. Государственный Совет как совещательный орган при главе государства // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11 (191). С. 43-46.

10. О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации (вместе с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации): Указ Президента РФ от 07.03.2020 № 175 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям: Указ Президента РФ от 05.06.2012 № 776 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. О Государственном Совете Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode vserossijskogo golosovaniya 01.07.2020) (The Constitution of the Russian Federation (adopted by a national vote on 12.12.1993 with amendments approved by the All-Russian vote on 01.07.2020)) // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

2. Kishoyan N.A. Voprosy konstitucionno-pravovogo statusa vspomogatel'nyh organov pri Prezidente RF (Questions of the constitutional-legal status of subsidiary bodies under the President of the Russian Federation) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo (News of the University of Saratov. New series.Economy series. Governance. Law). 2013. № 2. S. 241-244.

3. Kopytov A.D. Suhanova A.A. Aktual'nye voprosy sushchestvovaniya i deyatel'nosti Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii: sostav, osnovnye zadachi, yuridicheskaya sila prinimaemyh reshenij (Topical issues of the existence and activity of the Security Council of the Russian Federation: composition, main tasks, legal force of decisions taken) // Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian (Scientific electronic journal Meridian). 2019. № 7 (25). S. 33-35.

4. Osavelyuk A.M. Ponyatie i sistema gosudarstvennyh organov (Concept and system of public authorities) // Pravo i zhizn' (Right and life). 2002. № 48 (5).

5. Panov A.A. Soveshchatel'nye i konsul'tativnye organy pri Prezidente Rossijskoj Federacii: Obshchie principy formirovaniya i nadeleniya kompetenciej, mesto v sisteme prezidentskoj vlasti (Advisory and consultative bodies attached to the Office of the President of the Russian Federation: General principles of the formation and attribution of competence, place in the system of presidential power) // Konstitucionnoe i municipal'noe parvo (Constitutional and municipal law). 2007. № 3. S. 20-24.

6. Panov A.A. Prezident Rossijskoj Federacii kak garant gosudarstvennogo edinstva (President of the Russian Federation as guarantor of State unity): dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2008. S. 156.

7. Romanovskij G.B. Osobennosti pravovogo zakrepleniya ponyatiya nacional'noj bezopasnosti v Rossii i stranah blizhnego zarubezh'ya (Features of the legal consolidation of the concept of national security in Russia and neighboring countries) // Informacionnaya bezopasnost' regionov (Information security of regions). 2015. № 2 (19). S. 11-16.

8. Tihonova E.S. Soveshchatel'nye organy pri Prezidente Rossijskoj Federacii (Advisory bodies under the President of the Russian Federation) // Gosudarstvennaya vlast' i upravlenie: problemy i perspektivy (State power and administration: problems and prospects). Saransk: Sredne-Volzhskij institut (filial) VGUYU (RPA Minyusta Rossii). 2020. S. 204-208.

9. Tihonova E.S. Gosudarstvennyj Sovet kak soveshchatel'nyj organ pri glave gosudarstva (State Council as a deliberative body under the Head of State) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika (Law and the State: theory and practice). 2020. № 11 (191). S. 43-46.

10. O nekotoryh voprosah Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii (vmeste s Polozheniem o Sovete Bezopasnosti Rossijskoj Federacii, Polozheniem ob apparate Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii) (Security Council of the Russian Federation (together with the Statute of the Security Council of the Russian Federation, the Statute of the Security Council of the Russian Federation)): Ukaz Prezidenta RF (Presidential Decree) ot 07.03.2020 № 175 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

11. O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po mezhnacional'nym otnosheniyam (On the Council under the President of the Russian Federation on inter-ethnic relations): Ukaz Prezidenta RF (Presidential Decree) ot 05.06.2012 № 776 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

12. O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu aktov Prezidenta Rossijskoj Federacii, Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti (Procedure for publication and entry into force of the acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and the normative legal acts of the federal bodies of executive power): Ukaz Prezidenta RF (Presidential Decree) ot 23.05.1996 № 763 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

13. O merah po sovershenstvovaniyu organizacii ispolneniya poruchenij i ukazanij Prezidenta Rossijskoj Federacii (On measures to improve the organization of

the execution of the instructions and instructions of the President of the Russian Federation): Ukaz Prezidenta RF (Presidential Decree) ot 28.03.2011 № 352 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

14. O bezopasnosti (On security): Federal'nyj zakon (Federal Law) ot 28.12.2010 № 390-FZ // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

15. O Gosudarstvennom Sovete Rossijskoj Federacii (On the State Council of the Russian Federation): Federal'nyj zakon (Federal Law) ot 08.12.2020 № 394-FZ // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system «ConsultantPlus»).

Сведения об авторе

Тихонова Елена Сергеевна - аспирантка кафедры государственного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». Занимается изучением проблем конституционно-правового статуса совещательных органов при главе государства. Тел.: +79279796777; E-mail: [email protected]

About the author

Tikhonova Elena Sergeevna - Postgraduate Student, Department of State and Administrative Law, Faculty of Law, National Research Ogarev Mordovia State University. He is engaged in studying the problems of the constitutional and legal status of deliberative bodies under the head of state. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.