Научная статья на тему 'Юридическая природа конституционных обязанностей государства'

Юридическая природа конституционных обязанностей государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4569
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишимов Иван Андреевич

Рассматриваются содержание и основные признаки конституционных обязанностей государства. Затронут вопрос конституционной ответственности государства как необходимого условия надлежащего исполнения им конституционных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа конституционных обязанностей государства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 33 (214). Право. Вып. 26. С. 5-9.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

И. А. Ишимов

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА

Рассматриваются содержание и основные признаки конституционных обязанностей государства. Затронут вопрос конституционной ответственности государства как необходимого условия надлежащего исполнения им конституционных обязанностей.

Ключевые слова: конституционные обязанности государства, права и свободы человека и гражданина, конституционная ответственность государства.

Изучая природу какого-либо явления, мы осознаем необходимость познания его первопричин и условий возникновения (формирования), системы его действительных связей и сторон, свойств и закономерностей.

Исследование юридической природы конституционных обязанностей государства является важным шагом на пути приближения к истинному, полноценному понимаю их сути, ведет к дальнейшей разработке предложений, направленных на совершенствование существующих подходов к изучению указанного феномена.

В общем виде конституционные обязанности государства можно определить как закрепленные в текущем, преимущественно конституционном законодательстве основные требования, предъявляемые к государству по поводу возложенных на него обществом задач, связанных с охраной суверенитета и обеспечением прав человека, решение которых обеспечивает его внутренний порядок и внешнюю безопасность.

С момента возникновения государства и в ходе его последующего развития объем и содержание принадлежащих ему обязанностей постоянно менялись. Безусловно, в первую очередь это было связано с происходящими в мире демократическими преобразованиями, возрастанием роли в государстве прав и свобод человека. Изложенная в юридической литературе мысль

о том, что обязанности должны быть оборотной стороной субъективного права как стимулирующего средства1, в данном случае очень точно подходит к обозначенным переменам в общественной жизни.

Очевидно, что между правами человека и обязанностями государства существует прямая взаимосвязь, при которой реализовать первые возможно только через исполнение вторых.

Существование одних неизбежно предполагает наличие других и наоборот.

Указанное правило характерно для всех без исключения прав и обязанностей2, указывает на их корреспондирующий характер, выражающийся в том, что любая обязанность всегда субъективно обусловлена правом, является неотъемлемым атрибутом его реализации, неотделима от него. Поэтому в зависимости от того, насколько полно в обществе развиты представления об истинных правах и свободах, насколько реально они нашли в жизни свое отражение, настолько можно говорить и о фактически возложенных на государство обязанностях по их обеспечению.

По мере развития системы гарантий прав и свобод человека пропорционально происходит увеличение значимости и количества государственных обязанностей.

Возникновение конституционных обязанностей ознаменовало собой появление качественно нового этапа в отношениях между человеком и государством, основанных на взаимоуважении, когда государство утратило роль ничем не ограниченного «господина» своего народа, где «гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией»3.

Однако все ли возложенные на государство обязанности соотносятся с правами человека? Учитывая всю многоплановость деятельности государства, при ответе на этот вопрос можно смело утверждать о том, что далеко не все обязанности государства связаны с правами и свободами человека.

Существуют государственные обязанности, вытекающие из гражданско-правовых сделок,

когда государство выступает с другими участниками общественных отношений в роли одной из сторон обязательства (государственный контракт на поставку товаров, выполнение подрядных работ для государственных нужд, экспорт военной техники и вооружения и др.).

Можно выделить обязанности государства, возникающие в рамках международного сотрудничества с другими государствами и международными организациями, в виде добровольно принятых на себя разного рода обязательств. Примером таких обязательств может служить обязанность одного государства исполнять поручение другого государства об оказании правовой помощи. Так, в соответствии со ст. 61 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» «Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с положениями настоящего Договора по просьбе выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для проведения в исполнение приговора»4.

Отдельной обязанностью государства является вытекающая из содержания ч. 2 ст. 15 Конституции РФ обязанность органов государственной власти и местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.

Основанием для возникновения у государства обязанностей выступает и судебное решение (вынесенный по существу акт органа правосудия). Общеизвестно, что принятое судом решение носит обязательный характер и подлежит неукоснительному исполнению каждым без исключения, что, в частности, закреплено в положениях ст. 13 ГПК РФ5, ст. 392 УПК РФ6, ст. 31.2 КоАП РФ7. В качестве примера можно также привести постановление Европейского суда по правам человека от 7 мая 2002 г. «Дело Бурдов против России», которым на Российскую Федерацию (государство-ответчик) возложена обязанность выплатить заявителю 3000 евро в качестве компенсации морального ущерба8.

К особым обязанностям государства можно отнести: занятие правотворческой деятельностью, осуществление правосудия, применение наказания, защиту территории и населения от возникающих угроз со стороны кого-либо. Указанные обязанности появились с момента возникновения государства и представляют со-

бой неотъемлемую часть государственного регулирования и, в конечном счете, служат «несущей конструкцией» сложившегося государственного образования. Именно с их помощью государство обеспечивает на своей территории необходимый порядок.

Среди приведенного выше многообразия существующих обязанностей государства статус конституционных приобретают не все. Какие же из них можно отнести к конституционным? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить основные признаки, присущие конституционным обязанностям государства.

Наиболее характерным признаком таких обязанностей является их закрепление в Конституции РФ, которая, без сомнения, является основным первоисточником права для всех без исключения лиц на территории государства, включая само государство, и носит учредительный характер, проявляющийся в том, что ее «предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными»9. Указанный признак обусловлен исторически сложившейся неразрывной связью государства с правом, когда основные моменты государственного строительства находят свое прямое отражение в законодательстве.

Одним из основных признаков конституционности обязанностей государства служит их коррелятивность с конституционными правами и свободами человека, которым принадлежит ведущая роль в общей системе его прав и свобод.

В юридической литературе приведено достаточно определений конституционных прав и свобод человека10. Все они различны по своему содержанию. Общим для указанных определений является то, что они характеризуют конституционные права и свободы человека как основные, жизненно важные, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность ни отдельно взятого человека, ни общества в целом. Конституционные права и свободы человека имеют наивысшую государственно-правовую защиту, являются фундаментом для реализации других (неконституционного уровня) прав и свобод.

Высшей социальной ценностью права и свободы человека признает не только отечественное, но и международное право, закрепляя функциональный приоритет своих основополагающих принципов и норм, возлагая на государство, рассматриваемое им как инструмент утверждения, обеспечения всех прав и свобод человека, соот-

ветствующие правовые обязанности. «Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение являются первейшей обязанностью правительств,— гласит Венская декларация и программа действий от 25 июня 1993 г. — Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы»11.

Чтобы каждым имеющимся у человека конституционным правом можно было реально воспользоваться, требуется установить соответствующую обязанность государства, обеспечивающую реализацию такого права. Поскольку государство исполняет обязанность, направленную на обеспечение человеком возможности воплотить в действительность свое конституционное право, она, таким образом, тоже приобретает конституционный характер (принцип эквивалентности)12.

Следующим конституционным признаком обязанностей государства может выступать их изначальная неотъемлемость от государства и связанная с ней жизненно важная для государства необходимость их исполнять. Обязанности, обладающие таким признаком, являются гарантией стабильности и прочности государства как особой формы организации публичной власти общества, призванной регулировать возникающие в процессе его жизнедеятельности разнообразные отношения, коренятся в самой природе государства. Игнорирование такого рода обязанностей может привести к расколу и неизбежной гибели государства. Напротив, неуклонное их исполнение обеспечивает равновесие сил, интересов в обществе, и, как следствие, целостность государства.

Анализируемые обязанности представляют собой деятельность государства по защите своей территории и проживающего в ее пределах населения, осуществлению правосудия, применению наказания, а также деятельность в области правотворчества. Несмотря на то, что данные обязанности существовали еще тогда, когда не было никаких конституций, они приобрета-

ют статус конституционных в силу своей особой значимости и важности. Некоторые из них прямо отражены в Конституции РФ: обязанность преследовать по закону захват власти или присвоение властных полномочий (ч. 4 ст. 3), обязанность Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4).

Иным образом признаки конституционных обязанностей государства определяет О. А. Снежко13, указывая следующие их характерные черты:

закрепление в Конституции РФ в качестве первоочередных, приоритетных и важных направлений всей государственной деятельности, а также наделение их высшей юридической силой;

особая социальная значимость (гарантируют прочность конституционного строя, его демократических институтов, права и свободы человека и гражданина);

отсутствие высокой степени формальной определенности (обычно формулируются как цели, задачи и основные направления деятельности государства);

укоренение в конституционном строе России; широта регулируемых ими общественных отношений;

тесная взаимозависимость и взаимосвязь с правами контрагентов; универсальный характер.

Важно отметить, что в реальной жизни любые обязанности государства воплощаются в обязанности государственных органов и должностных лиц, которые, в свою очередь, представлены обязанностями вполне определенных людей, наделенных соответствующими властными полномочиями. Таким образом, конечным (фактическим) исполнителем государственной обязанности на деле оказывается совершенно конкретный человек, являющийся по роду своей деятельности носителем государственной власти. Более обстоятельно эту непростую систему взаимоотношений между человеком и государством изложил в своем исследовании Б. Н. Нескородов14. При этом основным препятствием в развитии данных отношений он определил наделение властными полномочиями лиц безответственных, не обладающих должными нравственными качествами.

В одной плоскости с вопросом о конституционных обязанностях государства лежит проблема его ответственности за их неисполнение или

ненадлежащее исполнение. Поскольку дело касается исполнения конституционных обязанностей, соответственно, должна быть адекватной, отвечать их высокому статусу и ответственность, предусмотренная за недобросовестное к ним отношение. В этом контексте представляется правильным вести разговор о конституционноправовой ответственности. Следует отметить, что в науке конституционного права отсутствует единое мнение по поводу понимания указанного явления.

Так, не совпадает позиция ученых относительно субъектного состава конституционной ответственности: одни включают в него человека и гражданина15, другие — нет16. Некоторые исследователи в конституционной ответственности видят преимущественно политический характер, отводя ей профилактическую функ-цию17, другие считают ее разновидностью юридической ответственности18. Имеются расхождения в санкциях ответственности: часть ученых относит к ним признание акта государственного органа или его отдельного положения утратившим силу как несоответствующего Конституции19, некоторые признают это только одним из способов правового воздействия, юридической корректировкой в целях стабилизации системы правопорядка20. Отсутствует единство мнений среди ученых и в вопросах осознания роли вины как основания для наступления конституционной ответственности: с одной стороны, она предполагается всегда21, с другой — возможно наступление конституционной ответственности и без нее22.

Несмотря на указанные выше противоречия, возникающие при познании сущности конституционной ответственности, она остается важной гарантией исполнения государством возложенных на него конституционных обязанностей.

Конституционную ответственность государства можно охарактеризовать и как предусмотренную правом меру воздействия на государство, его органы и должностных лиц, призванную стимулировать их позитивную деятельность в сфере конституционных правоотношений, а в случае совершения ими деяний, противоречащих принципам и целям действующего законодательства, применить установленную юридической нормой санкцию. В частности, ненадлежащее отношение к исполнению своих конституционных обязанностей со стороны государства, его органов власти, должностных лиц

является безусловным основанием для применения к ним, в том числе и к государству в целом, указанной ответственности. Однако в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует полноценное конституционное регулирование механизма привлечения государства к конституционной ответственности.

Так, например, не предусмотрена конституционная ответственность Президента РФ за неисполнение им своих обязанностей гаранта Конституции РФ, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Указанная в ст. 93 Конституции РФ ответственность Президента РФ в виде отрешения его от должности является конституционной, но ее основанием служит совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления.

Практически не урегулирован вопрос о возможности привлечения к конституционной ответственности Федерального Собрания РФ, субъекта РФ за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, возможные злоупотребления, принятие неверных решений, повлекших наступление для людей и страны тяжких последствий. Не выработан четкий механизм, позволяющий возложить конституционную ответственность на отдельных должностных лиц государства, наделенных властными полномочиями по исполнению конституционных обязанностей, в случае выявления фактов их неисполнения.

В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки и принятия соответствующих правовых актов, способных устранить существующий пробел в регулировании отношений, возникающих по поводу применения к государству конституционно-правовой ответственности.

Все изложенное выше ясно показывает сложную структуру конституционных обязанностей государства, их многостороннюю систему связей с другими элементами конституционноправовых отношений.

В результате проведенного анализа основных свойств, особенностей и закономерностей развития конституционных обязанностей государства мы предлагаем определить конституционные обязанности государства как установленные правом и (или) вытекающие из сущности государства вид и мера его должного поведения, следование которому является залогом стабильности и развития государственности, обеспечивает человеку гарантированную Конституцией и законами возможность беспрепятственно пользо-

ваться имеющимися у него основными правами и свободами.

Следует также отметить, что феномен конституционных обязанностей государства еще недостаточно изучен. Детальное их исследование позволит выработать наиболее прогрессивные решения по обеспечению максимальной реализации человеком и гражданином своих прав и свобод, созданию необходимых условий для свободного развития общества, личности и государства.

Примечания

1 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2006. С. 740.

2 В иностранной юридической литературе между тем приводились мнения о возможности существования либо прав без обязанностей, либо обязанностей без прав. См.: Корецкий, В. М. Избранные труды : в 2 кн. Киев, 1989. Кн. 2. С. 206-207.

3 Козлова, Е. И. / Конституционное право : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2001. С. 52.

4 Бюллетень международных договоров. 1995. № 3. С. 16.

5 Российская газета. 2002. 20 ноября.

6 Там же. 2001. 22 декабря.

7 Там же. 2002. 31 декабря.

8 Там же. 2002. 4 июля.

9 Козлова, Е. И. Конституционное право : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2001. С. 24.

10 См.: Червонюк, В. И. Конституционное право России. М., 2004. С. 102; Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. М., 2007. С. 181; Козлова, Е. И. Указ. соч. С. 127.

11 Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова, М., 1997. Т. 2. С. 94-95.

12 Приведенный принцип основывается на такой взаимозависимости корреспондирующих друг с дру-

гом прав и обязанностей, при которой они по своей значимости равноценны между собой. Так, например, конституционной обязанности государства гарантировать свободу мысли и слова соответствует конституционное право человека свободно выражать свое мнение по тем или иным вопросам общественной или личной жизни. В свою очередь, право граждан на дополнительные меры государственной поддержки нельзя отнести к конституционному праву в прямом значении этого слова, и с ним уже в таком случае соотносится другая равнозначная по статусу (неконституционного уровня) обязанность государства.

13 См.: Снежко, О. А. Конституционные обязанности Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 2. С. 40-41.

14 См.: Нескородов, Б. Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1. С. 3-6.

15 См.: Козлова, Е. И. Конституционное право России : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2003. С. 55-56.

16 См.: Червонюк, В. И. Указ. соч. С. 27; Голубок, С. А. Конституционное право России : учеб. пособие. М., 2008. С. 13-14.

17 См.: Баглай, М. В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. М., 1998. С. 295-297.

18 См.: Савин, В. Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 67-68; Колосова, Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности // Там же. 1997. № 2. С. 86.

19 См.: Червонюк, В. И. Указ. соч. С. 28.

20 См.: Савин, В. Н. Указ. соч. С. 67.

21 См.: Кутафин, О. Е. Указ. соч. С. 70-71.

22 См.: Голубок, С. А. Указ. соч. С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.