Научная статья на тему 'Юридическая природа фирменных наименований'

Юридическая природа фирменных наименований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
988
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа фирменных наименований»

3 См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 117-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ч. 2. Ст. 3126.

4 См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право: Учебное пособие. М., 2001. С. 18.

5 См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 8-9.

6 См.: Вельяминов Г.М. Указ. соч. С. 143.

7 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

8 Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 3.

9 Указ Президента РФ от 28 августа 1996 г. № 1275 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 36. Ст. 4201.

10 Указ Президента РФ от 8 июля 1997 г. № 694 «О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28. Ст. 3420.

Д.Ю. Чежия*, E.H. Кондрат**, В.В.Ковязин*

Юридическая природа фирменных наименований

Каждый человек, выступающий в гражданских правоотношениях как лицо физическое, обладает именем, с которым связывается вся совокупность представлений о внешних и внутренних качествах его носителя, направленных на индивидуализацию личности. Точно так же каждая коммерческая организация обладает своим фирменным наименованием, или фирмой. Фирма как личное неимущественное благо отделилось от гражданского имени. Фирменное наименование играет весьма важную роль в коммерческой сфере, где доброе имя и деловая репутация ценятся не меньше, чем иные материальные ценности.

В учредительных документах коммерческой организации должны определяться наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

Одним из содержательных атрибутов правосубъектности коммерческой организации является ее фирменное наименование. Еще дореволюционные русские цивилисты подчеркивали важное значение фирмы для предприятия. Употребление фирменного наименования, с одной стороны, имеет то же юридическое значение, что и употребление имени в гражданском обороте (документ, подписанный фирменным наименованием, так же обязателен для собственника торгового предприятия, как для любого физического лица документ, подписанный его именем). С другой стороны, коммерсант, действуя под своей фирмой, выражает намерение действовать в данном случае именно в качестве коммерсанта, а не частного лица, а третьи лица, вступая в деловые отношения с его фирмой, обнаруживают тем самым желание иметь дело с лицом как представителем торгового предприятия, а не как с таковым1. Экономическое значение фирменного наименования заключается в ценности, которую имеет хорошо поставленная коммерческая организация благодаря своей известности среди контрагентов. Некоторые коммерческие организации могут быть известны всей России, другие - отдельному региону, третьи - одному городу и т.д. Наличие этой ценности обнаруживается «в том излишке, который приобретает цена предприятия сверх стоимости помещения, обстановки, товаров»2.

В дореволюционной русской литературе долгое время обсуждался вопрос, что следует понимать под торговой фирмой: название торгового предприятия или имя собственника торгового предприятия? Одни авторы рассматривали фирму в качестве названия торгового предприятия как обособленного частного хозяйства3, другие считали фирмой торговое имя купца4. Для избежания затруднений некоторые готовы были признать в качестве фирмы «имя торговца и его торговли»5, что, в принципе, не решало проблемы. Нам представляется,

* Аспирант кафедры гражданского права РГПУ им. А.И. Герцена.

* Профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических

наук.

** Доцент филиала Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Ставрополь), кандидат юридических

наук.

что правы сторонники первой точки зрения. Фирменное наименование коммерсанта может отличаться от его гражданского имени (фамилии). Имя дается человеку для его индивидуализации, и если мы будем рассматривать фирму как имя коммерсанта, придется признать, что лицо, обладающее несколькими коммерческими организациями, является носителем многих имен, что не соответствует действительности. Впредь, до принятия специального нормативного акта, порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК РФ и в части, не противоречащей ему, Положением о фирме, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г.6 Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней7.

Т.к. современное законодательство (ст. 54 ГК РФ) не содержит подробного определения понятия фирменного наименования (в нем указаны лишь его реквизиты), следует опираться на то, которое имеется в Положении о фирме 1927 г., поскольку формально оно не отменено. В Положении о фирме исключительное право на фирменное наименование определяется как право помещать фирму на товарах и упаковке, на вывесках и в рекламе, в помещениях данной коммерческой организации и т.д. На наш взгляд, фирмой называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Однако важно подчеркнуть, что если указанное Положение признавало исключительное право на использование фирмы за тем, кто фактически использует его, ввел в коммерческий оборот, не предусматривая какой-либо специальной регистрации фирмы или права на ее использование, то нормы современного ГК РФ выражают иной подход к возникновению исключительного права на использование фирмы.

Фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией коммерческих организаций путем включения данных о фирме в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ст. 51 ГК РФ), что, вообще говоря, противоречит Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. Ст. 8 Конвенции указывает на охрану фирменного наименования во всех странах-участницах конвенции (а значит, и в Российской Федерации) без специальной регистрации. В данном случае международное соглашение Российской Федерации устанавливает иные правила по сравнению со ст. 54 ГК РФ, учитывая же положения ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ о приоритете международного права, должны применяться правила Конвенции.

Таким образом, как пишет А.П. Сергеев, «в России возникновение права на фирму как у иностранных, так и у российских юридических лиц не может увязываться с фактом специальной регистрации фирменного наименования, как и вообще зависеть в своих признании и охране от подобной регистрации»8. Момент государственной регистрации коммерческой организации, очевидно, и является моментом возникновения права на фирменное наименование. После этого, в соответствии со ст. 138 ГК РФ, коммерческой организации принадлежит исключительное право на фирменное наименование, составляющее элемент ее интеллектуальной собственности. Использование третьими лицами данного средства индивидуализации, являющегося объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя. Неправомерное использование чужого зарегистрированного фирменного наименования влечет обязанность нарушителя по требованию обладателя права прекратить его использование и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Убытки могут составить потери коммерческой организации, вызванные недобросовестным использованием наименования, подрывом вследствие этого деловой репутации общества и потерей клиентуры и пр. Соответствующие иски предъявляются в судебно-арбитражном порядке.

Немаловажным является также вопрос о том, как у коммерческой организации возникает право на фирменное наименование. Действующее в настоящее время Положение о фирме не содержит специальных указаний о регистрации фирменного наименования. Тем не менее в п. 4 ст. 54 ГК РФ содержится указание на необходимость такой регистрации в порядке, установленном законом и иными правовыми актами9.

В связи с анализом правил, применяемых при определении фирменных наименований, возникает вопрос о правопреемстве в этой сфере. Несомненно, что право на фирменное наименование принадлежит тому, кому принадлежит право на имущество данной коммерческой организации.

Однако в глазах потребителя нередко фирменное наименование ассоциируется не столько с данной коммерческой организацией, сколько с технической базой предприятия как имущественного комплекса, научно-техническим уровнем производства, квалификацией персонала, традициями, дизайном и прочими категориями, весьма важными экономически, но никак не формализованными с точки зрения права. В случае, если данное предприятие как имущественный комплекс меняет собственника, то традиционным является сохранение данного фирменного наименования. Таким образом, одна и та же коммерческая организация обязана иметь наименование, цель которого, как было точно указано в Положении о фирме 1927 г., обеспечить отличие одной коммерческой организации от другой, и вместе с тем она вправе пользоваться, в т.ч. монопольно, фирменными наименованиями, принадлежавшими прежним собственникам производств, включенными впоследствии в состав имущества данной коммерческой организации.

Фирма обладает признаками продукта творческой деятельности. Фирма, конечно, не является объектом авторского права, не охраняется как авторское произведение, а ее «творец» не получает соответствующих личных неимущественных прав, но воплощенное в ней нематериальное благо самоценно как таковое в единстве с носителем -фирмовладельцем.

Содержание фирмы имеет колоссальное общественное значение в силу ее идентификационной функции, а ее основное назначение состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы.

Прежде всего фирменное наименование коммерческой организации должно правдиво отражать ее правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы, т.е. адекватности условного наименования коммерческой организации ее действительным экономическим задачам. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму коммерческой организации, ее тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности, личность владельца и т.п.

Положение о фирме (п. 7) 1927 г. запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, владелец коммерческой организации не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.

Русское дореволюционное право также придерживалось принципа истинности фирменного наименования, однако знало два отступления от него:

1) при переходе предприятия от одного лица к другому по наследованию или при возмездном отчуждении;

2) при выходе замуж купчихи, давшей свое имя торговому предприятию до этого момента10.

Интересные положения на этот счет содержит Германское торговое уложение. Фирма сохраняется при изменении фамилии владельца предприятия или входящего в фирму товарищества (§ 21), при приобретении торгового предприятия с согласия прежнего владельца или его наследника (§ 22), при изменении состава товарищества (§ 24). Причем лицо, продолжающее ведение торгового предприятия под прежним фирменным наименованием, отвечает по всем обязательствам прежнего владельца, основанным на ведении предприятия. К нему переходят также требования к должникам, если прежний владелец или его наследники согласились на передачу фирмы (п. 1 § 25)11.

Чтобы не допустить смешения одной фирмы коммерческой организации с другой, фирменное наименование обязано иметь отличительные признаки. Этим определен принцип исключительности и новизны фирмы, т.е. фирменной индивидуализации коммерческой организации путем выделения из ряда других участников товарооборота и закрепления за ней особого, единственного в своем роде имени, отличного от уже используемых наименований. Однако на практике данный принцип не находит должной реализации. Представляется, что из него следует непозволительность применения идентичных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под аналогичными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны.

Вследствие этого если коммерческие организации имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял и Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике» от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-12212.

С другой стороны, если это не приводит к коллизии интересов участников гражданского оборота и не вводит в заблуждение третьих лиц, по смыслу закона не исключается применение участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименований. Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается только сферой используемых фирменных наименований. Непозволительным может оказаться и неполное совпадение, если дело касается, к примеру, организаций одного профиля, функционирующих на одном и том же участке рынка.

Кроме того, соответствующая степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается постоянной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это требование отражается в принципе постоянства фирмы, т.е. строгой неизменности, последовательности и, как правило, бессрочности при использовании коммерческой организацией своего имени. Очевидно, что в сохранении неизменности названия организации в одинаковой мере заинтересованы как ее владелец, добросовестно действующий на товарном рынке, так и все другие участники оборота, а также потребители и государство, благодаря этому произвольное и не обусловленное переменой правового статуса видоизменение фирменного наименования не допускается. Право на фирму не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока существует данная коммерческая организация. Без всякого сомнения, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Должное отражение в фирменном наименовании должно произойти, если, например, изменилась организационно-правовая форма коммерческой организации или сменился ее владелец. Однако и в этом случае в измененном наименовании организации может быть в той или иной форме указано на преемственную связь организации с той организацией, на базе которой она создана. В отдельных случаях изменения в фирму вносятся автоматически по прямому указанию закона. Это происходит, например, при изменении наименования населенных пунктов, названия которых включены в фирму (п. 7 Положения о фирме).

Перечисленные принципы так или иначе проявляются в структуре фирменного имени, т.е. в том словесном обозначении, которое употребляется в качестве фирмы, создается по обусловленным правилам и состоит из относительно независимых частей. В Положении о фирме принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, представляющий обязательную частью любого фирменного наименования, указывает на организационно-правовую форму коммерческой организации, ее тип и предмет деятельности, а в отдельных случаях - и на прочие ее характеристики. Требования к корпусу фирмы перечислены в п. 1 Положения о фирме.

Вторая часть структуры фирменного наименования - это добавления к фирме, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные (п. 6-7 Положения о фирме). Непременным добавлением является специальное наименование коммерческой организации, ее номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних организаций от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют разнообразные условные обозначения в виде оригинальных слов (ЗАО «Экстрем»), имен собственных (ООО «Анютка»), географических названий (ОАО «Ока») и т.п.

Кроме того, в фирму могут быть включены также и другие обозначения, в т.ч. сокращенное фирменное наименование. Не допускается включение в фирму таких обозначений, которые способны породить заблуждения у третьих лиц13. Фирма коммерческой организации, таким образом, может состоять:

— только из корпуса: например, Ленинградский электромеханический завод;

- из корпуса и обязательных добавлений: например, Открытое акционерное общество (корпус) - "Авангард" (обязательное добавление);

- из корпуса, обязательного и факультативного добавлений: например, Ленинградское оптико-механическое объединение (корпус) - им. В.И. Ленина (обязательное добавление) -(ЛОМО) (факультативное добавление).

Фирму следует отличать от вывески или иного материального носителя фирменного имени (бланка, подписи предприятия и т.п.). Образно говоря, между ними можно провести такое же различие, как между произведением (объектом авторского права) и книгой (объектом права собственности).

Факультативные добавления типа указаний - «универсальный», «специализированный», «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы (ЛМЗ, ЛОМО, ИЖ и т.д.), могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.

1 См.: Башилов А.П. Русское торговое право (практический курс, по наброскам лекций). СПб., 1887. С. 127-128.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 76-77.

3 См.: Яблочков Т.М. Рецензия на «Очерки торгового права» проф. А.И. Каминки. Ярославль, 1912. С. 12; Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 75.

4 См.: Башилов А.П. Указ. соч. С. 126; Каминка А.И. Указ. соч. С. 153.

5 См.: Цитович П. Учебник торгового права. С. 61.

6 СЗ СССР. 1927. № 40. Ст. 395.

7 См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Ч. 1. 1996. С. 123.

8 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 583-584.

9 В любом случае, пока такой специальный закон не принят, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов.

10 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 77.

11 См.: Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сборник нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. М., 1986. С. 173.

12 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. № 1.

13 П. 7 Положения о фирме исчерпывает круг обозначений, которые не могут быть включенными в фирменное наименование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.