Научная статья на тему 'Юридическая помощь по уголовным делам в КНР'

Юридическая помощь по уголовным делам в КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / АДВОКАТ / ЗАЩИТНИК / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАЩИТНИК / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / CHINA / CRIMINAL PROCEDURE / LEGAL AID / LEGAL ASSISTANCE / LAWYER / DEFENDER / PUBLIC DEFENDER / SUSPECT / DEFENDANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лун Чанхай, Сонин Вадим Вадимович

Институт юридической помощи по уголовным делам в КНР появился относительно недавно. В последние годы его функционирование ознаменовалось как рядом достижений, так и некоторыми проблемами. Сфера применения юридической помощи по уголовным делам чрезвычайно узка, финансирование недостаточно, а качество оставляет желать лучшего эти и другие недостатки уже превратились в препятствия на пути развития китайского уголовного судопроизводства. Несмотря на ряд изменений, внесенных в правовое регулирование данного института новой редакцией УПК КНР 2013 г., целый ряд проблем остался нерешенным. Представляется, что путем расширения сферы применения юридической помощи, увеличения финансирования и введения должностей государственных адвокатов существующие затруднения могут быть преодолены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лун Чанхай, Сонин Вадим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINAL LEGAL AID IN CHINA

The subject of the article is the criminal legal aid in China. The main goal of this work is to introduce the current state of legal aid in criminal cases in China to Russian scholars and legal professionals. Results. Criminal Legal Aid in China appeared relatively recently, and in the last years of its operation was marked by a number of achievements and some problems. Legal assistance in criminal cases is an integral part of the institute of legal aid in China and plays an invaluable role in ensuring due process, maintaining the balance between prosecution and defense, as well as in guaranteeing human rights. This study contains a general description of the current state of criminal legal aid in China, highlights inherent problems of this institution and describes prospects of its development. This work is based on the Criminal Procedure Code of the PRC in version of 2013 year, and provides analysis of the Russian and Chinese special literature, Chinese law and practice, as well as the official Chinese statistics. The scope of legal assistance in criminal cases is extremely narrow, the funding is not enough, and the quality leaves much to be desired. These and other shortcomings already have become obstacles to the development of the Chinese criminal procedure law. Despite of a number of changes to the legal regulation of the institute in the 2013 edition of the PRC Criminal Procedure Code, a number of issues remained unresolved. Conclusions. The existing difficulties can be overcame by expanding the scope of legal aid, increase in funding and introduction of public defenders. To increase funding in the budgets proposed to establish minimum public funding of legal aid, to attract non-governmental and international funding, to strengthen control and to ensure openness and transparency of spending. To improve the quality of legal aid PRC government should rise up compensations for lawyers, introduce the institution of public defender and create a mechanism for evaluating the quality of legal assistance.

Текст научной работы на тему «Юридическая помощь по уголовным делам в КНР»

УДК 347.965

DOI 10.24147/2542-1514.2017.1(2).175-183

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В КНР

Чанхай Лун1, В.В. Сонин2

1 Университет Внутренней Монголии, г. Хух-Хото, Китай 2Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

07 марта 2017 г.

Дата принятия в печать -

20 апреля 2017 г.

Дата онлайн-размещения -

20 июня 2017 г.

Ключевые слова

Китай, уголовный процесс, юридическая помощь, правовая помощь, адвокат, защитник, общественный защитник, подозреваемый, обвиняемый

Институт юридической помощи по уголовным делам в КНР появился относительно недавно. В последние годы его функционирование ознаменовалось как рядом достижений, так и некоторыми проблемами. Сфера применения юридической помощи по уголовным делам чрезвычайно узка, финансирование недостаточно, а качество оставляет желать лучшего - эти и другие недостатки уже превратились в препятствия на пути развития китайского уголовного судопроизводства. Несмотря на ряд изменений, внесенных в правовое регулирование данного института новой редакцией УПК КНР 2013 г., целый ряд проблем остался нерешенным. Представляется, что путем расширения сферы применения юридической помощи, увеличения финансирования и введения должностей государственных адвокатов существующие затруднения могут быть преодолены.

THE CRIMINAL LEGAL AID IN CHINA

Changhai Long1, Vadim V. Sonin2

1 Inner Mongolia University, Hohhot, China

2 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Article info The subject of the article is the criminal legal aid in China.

Received - 2017 March 07 The main goal of this work is to introduce the current state of legal aid in criminal cases in

Accepted - 2017 April 20 China to Russian scholars and legal professionals.

Available online - 2017 June 20 Results. Criminal Legal Aid in China appeared relatively recently, and in the last years of its

operation was marked by a number of achievements and some problems. Legal assistance Keywords in criminal cases is an integral part of the institute of legal aid in China and plays an invalu-

China, criminal procedure, legal able role in ensuring due process, maintaining the balance between prosecution and de-aid, legal assistance, lawyer, fense, as well as in guaranteeing human rights. This study contains a general description of

defender, public defender, the current state of criminal legal aid in China, highlights inherent problems of this institu-

suspect, defendant tion and describes prospects of its development. This work is based on the Criminal Proce-

dure Code of the PRC in version of 2013 year, and provides analysis of the Russian and Chinese special literature, Chinese law and practice, as well as the official Chinese statistics. The scope of legal assistance in criminal cases is extremely narrow, the funding is not enough, and the quality leaves much to be desired. These and other shortcomings already have become obstacles to the development of the Chinese criminal procedure law. Despite of a number of changes to the legal regulation of the institute in the 2013 edition of the PRC Criminal Procedure Code, a number of issues remained unresolved. Conclusions. The existing difficulties can be overcame by expanding the scope of legal aid, increase in funding and introduction of public defenders. To increase funding in the budgets proposed to establish minimum public funding of legal aid, to attract non-governmental and international funding, to strengthen control and to ensure openness and transparency of spending. To improve the quality of legal aid PRC government should rise up compensations for lawyers, introduce the institution of public defender and create a mechanism for evaluating the quality of legal assistance.

1.Введение

Институт юридической помощи представляет собой юридическую гарантию прав граждан посредством оказания государством на различных стадиях и уровнях судопроизводства юридической помощи бесплатно или на льготных условиях социально незащищенным гражданам, вследствие бедственного экономического положения или иных причин неспособным воспользоваться средствами защиты личных прав на общих основаниях [1, с. 148]. Юридическая помощь по уголовным делам представляет собой составную часть института юридической помощи в КНР и играет неоценимую роль в обеспечении процессуальной справедливости, поддержании баланса обвинения и защиты, гарантировании прав человека и т. д.

2. Общая характеристика института юридической помощи по уголовным делам в КНР

Несмотря на то, что в принятом в 1979 г. УПК КНР упоминалась юридическая помощь по уголовным делам, однако полноценное законодательное закрепление институт юридической помощи по уголовным делам получил лишь в УПК 1996 г. С этого момента берет свое начало процесс совершенствования юридической помощи по уголовным делам, вплоть до принятия в 2003 г. Положения о юридической помощи. Данным положением осуществляется системное регулирование института юридической помощи в целом, многие его нормы непосредственно затрагивают вопросы юридической помощи по уголовным делам [2, с. 43].

Редакция УПК КНР 2012 г. (официально вступившая в силу с 1 января 2013 г.) и соответствующие Разъяснения Верховного Народного Суда КНР о применении Уголовно-процессуального кодекса КНР (далее - Разъяснения УПК КНР) еще более усовершенствовали соответствующее правовое регулирование, в том числе была расширена сфера и формы юридической помощи по уголовным делам, повышена роль органов юридической помощи в процессе оказания юридической помощи по уголовным делам [3, с. 107]. Новеллы последней редакции УПК КНР в основном сводятся к следующему.

Во-первых, момент начала оказания юридической помощи по уголовным делам сдвинут «влево», на стадию предварительного расследования, что позволяет обеспечивать юридическую помощь на всех стадиях уголовного процесса: предварительного расследования, рассмотрения дела прокуратурой для предъявления обвинения, рассмотрения дела в суде.

Во-вторых, в качестве субъекта, управомочен-ного ходатайствовать о предоставлении юридической помощи, теперь может выступать не только суд (как раньше), но и прокуратура, орган общественной безопасности, подозреваемый, обвиняемый и его близкие родственники. Положение о «назначении адвоката судом» было изменено и изложено в следующем виде: «орган общественной безопасности, прокуратура, суд запрашивает орган юридической помощи о направлении адвоката». Тем самым повышается процессуальное значение органа юридической помощи в процессе функционирования системы оказания юридической помощи по уголовным делам.

В-третьих, юридическая помощь по уголовным делам законодательно подразделена на обязательную и необязательную. Обязательная юридическая помощь охватывает случаи назначения судом, прокуратурой или органом общественной безопасности защитника подозреваемому или обвиняемому в обязательном порядке. Ввиду расширения процессуальных временных рамок предоставления юридической помощи (до стадии предварительного расследования), субъектом права на юридическую помощь, кроме обвиняемого, стал еще и подозреваемый. В соответствии со ст. 34, 286 УПК КНР в редакции 2013 г. и п. 42 Разъяснений УПК КНР, обязательная юридическая помощь по уголовным делам оказывается в случаях, если:

1. Подозреваемый, обвиняемый страдает слепотой, глухотой или немотой.

2. Подозреваемый, обвиняемый страдает психическим заболеванием, но не вполне утратил способность осознавать значение своих действий или контролировать их.

3. Подозреваемый, обвиняемый может быть приговорен к пожизненному лишению свободы.

4. Подозреваемый, обвиняемый может быть приговорен к смертной казни.

5. Обвиняемый на стадии утверждения обвинительного приговора с назначением смертной казни Верховным Народным Судом КНР.

6. Обвиняемый, в отношении которого рассматривается дело о применении принудительных мер медицинского характера, не назначил своего процессуального представителя.

Если в каждом из указанных случаев соответствующее лицо не пригласило защитника, ему предоставляется юридическая помощь. При этом основания, предусмотренные п. 2, 3, 5 и 6, добавлены именно в новой редакции.

В соответствии с п. 43 Разъяснений к УПК КНР, необязательная юридическая помощь может быть предоставлена при наличии следующих оснований:

1. По делам о преступлениях, совершенных в соучастии, если часть обвиняемых пригласила защитников.

2. По делам большой общественной значимости.

3. При пересмотре дел, приговоры по которым обжалованы прокуратурой.

4. По делам, в которых деяние обвиняемого может не содержать состава преступления.

5. В иных случаях, когда необходимо назначение адвоката для осуществления защиты.

Кроме того, ч. 1 ст. 34 УПК КНР в редакции 2013 г. предусматривает, что «в случае неспособности подозреваемого, обвиняемого ввиду тяжелого материального положения или иных причин пригласить защитника, подозреваемый, обвиняемый или их близкие родственники могут подать заявление в орган юридической помощи. В случаях, соответствующих условиям предоставления юридической помощи, орган юридической помощи обязан направить защитника для осуществления защиты». Несмотря на использование императива «обязан», «соответствие условиям предоставления юридической помощи» определяется по усмотрению органа юридической помощи, поэтому тяжелое материальное положение следует отнести к случаям необязательной юридической помощи. В сравнении с ранее действующим законодательством перечень необязательных оснований для предоставления юридической помощи был расширен, однако прогресс здесь не так очевиден.

3. Проблемы института юридической помощи по уголовным делам в КНР

Несмотря на относительно позднее появление института юридической помощи по уголовным делам, а также наличие положительных тенденций его развития, данный институт по-прежнему демонстрирует ряд проблем:

1. Чрезвычайно узкая сфера оказания юридической помощи. В сравнении с минимальным стандартом, установленным Международным пактом о гражданских и политических правах1, китайские нормы о субъектах, имеющих право на юридическую помощь по уголовным делам, все еще показы-

1 Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/convention s/pactpol.

вают определенное отставание. В то же время, установленная в КНР сфера оказания юридической помощи в сравнении с нормами других государств также представляется узкой. Так, юридическая помощь по уголовным делам в США предоставляется по всем категориям дел, от преступлений небольшой тяжести до тех, что караются смертной казнью: «Вне зависимости от того, признался ли обвиняемый в совершении преступления или нет, рассматривается ли дело в федеральном суде или в суде штата, если только субъект (подозреваемый) находится в затруднительном материальном положении либо не пригласил защитника, вне зависимости от стадии процесса государство бесплатно предоставляет ему защиту» [4, с. 252]. Этот пример подтверждает сохранение значительных различий в объеме юридической помощи по уголовным делам, предоставляемой в КНР и других государствах. Это также демонстрирует вектор необходимого усовершенствования института юридической помощи по уголовным делам в КНР в будущем.

2. Недостаточное финансирование юридической помощи по уголовным делам. Адекватное финансирование составляет материальную основу нормального функционирования института юридической помощи по уголовным делам. Положение о юридической помощи в ст. 3 предусматривает: «Юридическая помощь относится к ведению органов управления, народные правительства уездного уровня и выше обязаны проводить активную работу по организации юридической помощи, осуществлять финансирование юридической помощи...» Данная норма сформулирована чересчур абстрактно и неопределенно,не устанавливает критериев и объемов финансирования, а также юридических последствий бездействия соответствующих органов. В настоящее время финансирование юридической помощи в КНР осуществляется местными бюджетами. С 2011 по 2015 г. общий объем финансирования юридической помощи в КНР составил 7,04 млрд юаней, среднегодовой прирост 15,2 %2.

Нетрудно заметить, что по мере роста китайской экономики правительство значительно увеличило финансирование юридической помощи. Однако, несмотря на это, сравнение расходов на оказа-

2 Общий объем расходов на оказание юридической помощи в Китае за 5 лет достиг 7 млрд 40 млн юаней // Юридическая газета. 2015. 17 сентября. (На кит. яз.).

ние юридической помощи в КНР и развитых странах Запада показывает значительное отставание Китая как в абсолютном, так и в подушевом выражении. Все это не позволяет эффективно разрешить противоречие между «спросом» и «предложением» в сфере юридической помощи в КНР.

Положение о юридической помощи относит организацию юридической помощи к ведению администрации, одновременно указывая, что оказание юридической помощи является обязанностью адвокатов - данное положение представляется не вполне продуманным. Специфика профессии адвоката состоит в том, что его доход зависит от количества дел и размера гонорара за каждое дело. Количество дел, которые адвокат может вести в определенный промежуток времени, ограничено, что ставит его доход в прямую зависимость от размера гонорара за каждое дело. Однако императивная обязанность адвоката оказывать юридическую помощь в сочетании с ограниченным размером компенсации за каждое дело в порядке юридической помощи приводит к тому, что доход адвокатов, оказывающих юридическую помощь, в целом невысок. В связи с этим представляется, что придание ведению адвокатом дел в рамках юридической помощи вида императивной обязанности не способствует повышению энтузиазма адвокатов относительно юридической помощи в целом. Возложение на адвокатов обязанности оказывать юридическую помощь без полноценной финансовой поддержки, принуждение нести не только трудовые, но и финансовые затраты представляется несправедливым. Во избежание расходов или для их минимизации адвокаты так или иначе выполняют свою работу недобросовестно, формально относятся к выполнению своих обязанностей, что, в свою очередь, самым негативным образом отражается на качестве юридической помощи, в конечном итоге отрицательно сказывается на интересах подозреваемого, обвиняемого.

Кроме того, уровень экономического развития различных регионов КНР серьезно различается: как

правило, экономика западных районов страны серьезно отстает в своем развитии от восточных, что также приводит к появлению серьезного территориального дисбаланса в сфере оказания юридической помощи. К примеру, западная провинция Шэньси в 2015 г. израсходовала на оказание юридической помощи в общей сложности 33,2849 млн юаней, в том числе общие расходы составили 4,686 млн юаней (6,8 % от общих расходов), расходы на оплату услуг составили 28,59 млн юаней. В структуре расходов на оплату услуг целевые трансферты центрального правительства на финансирование оказания юридической помощи на местах составили 11,4 млн юаней, средства центрального фонда благотворительных лотерей - 2,96 млн юаней, средства из провинциального, городского и уездного бюджетов -14,23 млн юаней. Таким образом, доля собственных средств местных бюджетов составила 43 %, что ниже среднекитайского показателя в 66,8 %. Подушевой объем расходов местных бюджетов провинции на оказание юридической помощи составляет лишь 0,38 юаня, что значительно ниже общенационального показателя в 1,21 юань3.

3. Невысокое качество юридической помощи по уголовным делам. Как правило, в делах, требующих оказания юридической помощи, финансирование которой осуществляется из государственного бюджета, возможности которого, в свою очередь, ограничены уровнем экономического развития данной территории, оплата привлекаемых к оказанию юридической помощи адвокатов непропорциональна их трудозатратам, права адвокатов надлежащим образом не обеспечиваются. В конечном итоге это приводит к нежеланию многих адвокатов заниматься оказанием юридической помощи, в особенности по уголовным делам.

Основные характеристики оказания юридической помощи в Китае в 2011-2014 гг. приведены в таблице4.

3 Сообщение об анализе статистических данных о юридической помощи в провинции в 2015 г. / Управление юстиции провинции Шэньси // Шэньсытун-бао. 2016. № 1. URL: http://www.sxsf.gov.cn/sftww/ zhxx/tzgg/6073970.html. (На кит. яз.).

4 Сост. по: Юридическая помощь в Китае по годам // Китайский портал юридической помощи. URL: http://www.chinalegalaid.gov.cn. (На кит. яз.); Обзор работы по оказанию юридической помощи в Китае в

2012 г. / Управление юридической помощи Министерства юстиции КНР // Народное правосудие. 2013. № 6. (На кит. яз.); Обзор работы по оказанию юридической помощи в Китае в 2013 г. (часть первая) / Управление юридической помощи Министерства юстиции КНР // Народное правосудие. 2014. № 6. (На кит. яз.); Обзор работы по оказанию юридической помощи в Китае в 2013 г. (часть вторая) / Управление юридической помощи Министерства

Основные характеристики юридической помощи по уголовным делам в КНР по годам

Параметр 2011 2012 2013 2014

Общее число случаев оказания юридической помощи 844 624 1 020 000 1 158 875 1 243 075

Случаи оказания юридической помощи по уголовным делам 113 717 130 000 222 200 240 480

Количество сотрудников 14 150 14 000 14 548 14 533

Из данной таблицы видно, что общее количество дел, в рамках которых была оказана юридическая помощь, равно как и количество уголовных дел, неуклонно возрастает. Так, число уголовных дел с оказанием юридической помощи с 2011 по 2014 г. возросло более чем в два раза, однако количество занятых оказанием юридической помощи сотрудников за это время существенно не возросло, оставаясь на уровне 14 000 человек. По данным на 2014 г. одному работнику отводится в среднем 4 дня на оказание юридической помощи по одному делу, при этом на каждого работника приходится до 16 уголовных дел в год. Защитник в уголовном процессе вряд ли может за столь короткое время обеспечить эффективную защиту подозреваемого или обвиняемого. Кроме того, оказанием юридической помощи в основном занимаются молодые адвокаты, только пришедшие в профессию, у которых недостает опыта проведения защиты, в итоге подозреваемые, обвиняемые не получают юридической помощи надлежащего качества.

4. Тенденции развития института юридической помощи по уголовным делам в КНР

Принятое в октябре 2014 г. на 4-м Пленуме ЦК КПК 18-го созыва Постановление «О некоторых основополагающих вопросах всестороннего продвижения правления государством на основе за-кона»5 содержит два конкретных требования к содержанию реформы института юридической помощи. Во-первых, в сферу действия юридической

юстиции КНР // Народное правосудие. 2014. № 7. (На кит. яз.); Анализ работы по оказанию юридической помощи в Китае в 2014 г. (часть первая) / Управление юридической помощи Министерства юстиции КНР // Народное правосудие. 2015. №2 6. (На кит. яз.); Анализ работы по оказанию юридической помощи в Китае в 2014 г. (часть вторая) / Управление юриди-

помощи предлагается включить «всех лиц, обжалующих приговор или решение суда, не имеющих средств нанять адвоката». Во-вторых, планируется «усовершенствовать институт юридической помощи, расширить сферу его применения, создать систему оказания юридической помощи, гарантировать право народных масс на получение своевременной и эффективной правовой помощи в случае возникновения юридической проблемы или нарушения прав». В 2015 г. Канцелярия ЦК КПК и Госсовет КНР разослали Указания «О совершенствовании института юридической помощи», породившие широкомасштабную дискуссию среди китайских ученых-юристов. Авторы полагают, что в ходе реализации в КНР стратегии всестороннего продвижения правления государством на основе закона институт юридической помощи по уголовным делам получит дальнейшее развитие и совершенствование. На основе анализа дискуссии в китайской юридической науке можно выделить следующие тенденции развития данного института:

1. Дальнейшее расширение сферы оказания юридической помощи по уголовным делам. Личную свободу полагают «минимумом свободы», предпосылкой и основой действительной гарантированно-сти прав человека. В связи с этим юридическая помощь по уголовным делам представляется ядром всего института юридической помощи. Юридическая помощь по уголовным делам способствует обеспечению прав подозреваемого, обвиняемого, укрепляет начала процессуальной справедливости, снижает количество судебных ошибок. В редакции УПК КНР 2013 г. круг субъектов, имеющих право на получение юридической помощи, расширился, однако представляется по-прежнему недостаточным. Китайский профессор Чэнь Гуанчжун считает, что после введения в действие редакции УПК КНР 2013 г. «доля уголовных дел с участием защитника по-прежнему невелика, она значительно ниже ожиданий юридической общественности и по моим наблюдениям не достигает и трети от общего числа уголовных дел» [5]. Обвиняемый по уголовному делу в отсутствие помощи защитника в сущности

ческой помощи Министерства юстиции КНР // Народное правосудие. 2015. № 7. (На кит. яз.). 5 Постановление ЦК КПК от 28 октября 2014 г. «О некоторых основополагающих вопросах всестороннего продвижения правления государством на основе закона». URL: http://news.xinhuanet.com/ziliao/ 2014-10/30/c_127159908.htm. (На кит. яз).

пребывает во власти стороны обвинения и практически не способен защитить собственные права и законные интересы. В части точности установления вины, справедливости назначения наказания обвиняемый не в состоянии эффективно осуществлять гарантированное законом право на защиту, что негативно сказывается на реализации в уголовном деле начал материальной и процессуальной справедливости. В связи с этим представляется необходимым расширение сферы оказания юридической помощи по уголовным делам в КНР.

Безусловно, расширение круга получателей юридической помощи приведет к увеличению финансовой нагрузки на государственный бюджет. Однако адекватное расширение круга получателей юридической помощи представляется вполне посильным. Некоторые ученые предлагают «в будущем отнести к сфере оказания юридической помощи дела, по которым может быть назначено наказание свыше 10 лет лишения свободы и случаи обжалования приговоров прокуратурой» [6]. Авторы считают данную рекомендацию вполне разумной. Лишение свободы на срок более 10 лет, наряду с пожизненным лишением свободы и смертной казнью, относится в КНР к числу сравнительно тяжелых наказаний, неправомерное или ошибочное назначение которых «может причинить исключительный и непоправимый ущерб свободе и личным правам обвиняемого» [7, с. 86]. В связи с этим объединение лишения свободы на срок свыше 10 лет с такими видами наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы, в качестве единого основания для оказания юридической помощи представляется более оправданным.

В делах, приговоры по которым обжалованы прокуратурой, обычно существуют разногласия в квалификации либо имеются значительные расхождения в определении размера наказания. Возникновение таких разногласий может резко негативно сказаться на положении обвиняемого на стадии обжалования, поэтому случаи обжалования приговора прокуратурой также следует включить в сферу обязательного предоставления юридической помощи в целях обеспечения баланса обвинения и защиты, гарантирования прав обвиняемого, реализации материальной и процессуальной справедливости.

Кроме того, в части расширения круга субъектов, имеющих право на юридическую помощь по уголовным делам, следует уточнить критерии «материальных затруднений». В соответствии с ч. 1 ст. 34 УПК КНР, если подозреваемый, обвиняемый в

силу материальных затруднений не имеет защитника, он может воспользоваться юридической помощью. Однако в определении «материальных затруднений» критерии в тех или иных местностях КНР разнятся и не отличаются определенностью. В этих условиях авторы полагают, что следует установить четкие критерии определения «материальных затруднений», после чего органы юстиции различных провинций могут на основе данных критериев и с учетом местных реалий, в том числе величины минимальной гарантированной заработной платы, утвердить четкие показатели «нуждаемости» («материальных затруднений»), которые позволят расширить круг получателей юридической помощи.

2. Дальнейшее увеличение ассигнований на юридическую помощь. На фоне увеличения общего числа дел, связанных с оказанием юридической помощи, необходимо увеличить финансирование данной сферы. Китайские ученые подсчитали, что «правительственные расходы на оказание юридической помощи составляют чрезвычайно незначительную часть финансовых доходов государства» [8]. В условиях дальнейшего роста доходов государственного бюджета необходимо увеличить целевые трансферты из центрального бюджета на оказание юридической помощи, в том числе по уголовным делам.

Во-первых, необходимо законодательно установить минимум государственного финансирования и закрепить его в бюджетах соответствующих уровней. Одновременно центральному правительству следует «гарантировать выделение фиксированной доли расходов ежегодного бюджета на оказание юридической помощи, с тем чтобы обеспечить ее оказание нуждающимся жителям районов, в которых система юридической помощи еще отсутствует» [9, с. 180]. Следует также отметить, что государство несет ответственность за обеспечение юридической помощи, поэтому с государственной точки зрения необходимо увеличить ее финансирование, с тем чтобы нивелировать дисбаланс стандартов юридической помощи, порожденный разным уровнем экономического развития западных и восточных провинций КНР.

Во-вторых, следует учредить специализированные фонды для аккумулирования общественных средств на оказание юридической помощи. Создание таких специализированных фондов позволит привлечь общественные ресурсы, тем самым получить часть средств, необходимых для развития системы юридической помощи, и облегчить бремя финансирования юридической помощи, лежащее на государстве.

В-третьих, необходимо привлекать международное финансирование. На международном уровне существуют многочисленные фонды, средства которых направляются на финансирование защиты прав и интересов работников, незащищенных слоев населения и социальных меньшинств. Такие фонды обладают стабильным бюджетом и оказывают финансовую поддержку субъектам, занимающимся соответствующей деятельностью. Юридическая помощь в конечном итоге служит защите прав и интересов незащищенных социальных слоев, что позволяет рассчитывать на получение финансирования со стороны специализированных международных фондов.

В-четвертых, правительству следует усилить контроль и обеспечить открытость и прозрачность расходования средств, исключить нецелевое использование средств. Только таким образом можно обеспечить полноценное использование имеющихся финансовых ресурсов.

3. Меры по повышению качества юридической помощи по уголовным делам. Повышение качества оказываемой юридической помощи по уголовным делам является актуальной проблемой. С точки зрения тенденций развития института юридической помощи по уголовным делам эта проблема может быть решена в рамках следующих трех направлений.

Во-первых, следует увеличить гонорары адвокатов по уголовным делам в рамках оказания юридической помощи. Судя по размеру компенсации адвокатам по назначению в уголовных делах, наблюдается повсеместное занижение гонораров. Так, в одном из городов провинции Шаньдун компенсация адвокату, занимающемуся оказанием юридической помощи, за участие в одном уголовном деле составляет лишь 500-800 юаней, что определенно недостаточно для возмещения всех расходов по ведению дела, включая транспорт, командировочные, переписку и т. д. Многие адвокаты вынуждены доплачивать из своего кармана, что не может не сказываться на энтузиазме адвоката относительно ведения дела [10]. Поскольку юридическая помощь по уголовным делам затрагивает важнейшие для граждан вопросы жизни, личной свободы и

т. д., в условиях неизменного объема финансирования юридической помощи следует по крайней мере соответствующим образом увеличить размер компенсации адвокатам по уголовным делам, с тем чтобы стимулировать их активность и повысить качество ведения дела.

Во-вторых, одной из важных проблем, сдерживающих повышение качества юридической помощи по уголовным делам, является нехватка адвокатов. В некоторых удаленных районах Китая число лиц, допущенных к участию в уголовном процессе в качестве защитника, относительно невелико. В этих условиях некоторые китайские ученые предлагают рассмотреть возможность введения института «общественного защитника» [11]. В рамках такого института можно отобрать среди адвокатского корпуса определенное количество способных и высокопрофессиональных специалистов и наделить их статусом государственных служащих в должности «общественных защитников» специально для оказания юридической помощи по уголовным делам нуждающимся категориям граждан. Для этого необходимо создать соответствующий механизм отбора общественных защитников, их контроля и аттестации, а также процедуры выхода из системы. Данная мера будет иметь большое значение для повышения качества юридической помощи по уголовным делам.

В-третьих, необходимо создать механизм оценки качества юридической помощи по уголовным делам. Судя по существующему качеству юридической помощи, недостаточное финансирование данной сферы привело к тому, что многие адвокаты, оказывающие юридическую помощь по уголовным делам, не могут с полной самоотдачей исполнять свои обязанности. Часть адвокатов по назначению в уголовных делах не знакомится с доказательствами, не делает выписки из материалов дела, не осуществляет других необходимых приготовлений к защите, а лишь представляет суду небрежно составленный отзыв на обвинение, который и оглашает в прениях [12]. Поэтому в Китае следует ввести механизм оценки качества юридической помощи по уголовным делам для обеспечения повышения ее качества.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Уголовно-процессуальное право / под ред. Чэнь Гуанчжуна. - Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. - 420 с. - (На кит. яз.).

2. Ли Юй. Об институте юридической помощи по уголовным делам / Юй Ли, Пэнфэй Чжан // Китайское правосудие. - 2013. - № 4. - С. 42-48. - (На кит. яз.).

Правоприменение 2017. Т. 1, № 2. С. 175-183

-ISSN 2542-1514

3. Мяо Мэйхуа. К вопросу о проблемах получения юридической помощи потерпевшими и обвиняемыми в Китае / Мэйхуа Мяо // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 21 (159). Право. Вып. 20. - С. 107-109.

4. Тянь Вэньчан. Учение о защите по уголовным делам / Вэньчан Тянь. - Пекин: Изд-во Цюньчжун, 2001. - 450 с. - (На кит. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Чэнь Гуанчжун. Более года с момента вступления в силу новой редакции УПК. Явка свидетелей в суд ощутимо не выросла / Гуанчжун Чэнь // Пекинская вечерняя газета. - 2014. - 14 сентября. - (На кит. яз.).

6. Дун Хунминь. Эмпирическое исследование совершенствования института юридической помощи по уголовным делам / Хунминь Дун, Вэйцзин Ма // Китайское правосудие. - 2016. - № 1. - С. 43-50. - (На кит. яз.).

7. Цзо Вэйминь. Каким должен быть институт юридической помощи по уголовным делам в КНР / Вэй-минь Цзо // Китайское правоведение. - 2013. - № 1. - С. 84-90. - (На кит. яз.).

8. У Хунъяо. Размышления о совершенствовании института юридической помощи по уголовным делам в Китае / Хунъяо У, Юн Го // Китайское правосудие. - 2016. - № 2. - С. 48-50. - (На кит. яз.).

9. Ли Цзяньбо. Институт юридической помощи в Китае / Цзяньбо Ли. - Пекин: Кит. изд-во прокуратуры, 2004. - 332 с. - (На кит. яз.).

10. Лю Гуанхуэй. Проблемы адвоката при ведении уголовных дел в порядке оказания юридической помощи и пути их решения / Гуанхуэй Лю // Китайский адвокат. - 2016. - № 8. - С. 63-64. - (На кит. яз.).

11. Лян Сюаньян. Исследование эффективности юридической помощи по уголовным делам / Сюаньян Лян, Чжаоху Чжан, Липин Цзян // Китайское правосудие. - 2015. - № 7. - С. 57-61. - (На кит. яз.).

12. Чэнь Жуйхуа. Проблемы эффективности защиты в рамках уголовного процесса / Жуйхуа Чэнь // Вестник университета Сучжоу. Серия «Философские и социальные науки». - 2014. - № 5. - С. 94-105. - (На кит. яз.).

REFERENCES

1. Guangjun Chen (ed.). Criminal Procedure Law. Beijing, 2009. 420 p. (In Chinese).

2. Li Yu, Zhang Pengfei. About the Institute of legal aid in criminal cases. Zhongguo sifa, 2013, no. 4, pp. 42-48. (In Chinese).

3. Myao M. On the issue of inequal legal assistance for the victim and the accused in China. Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 21 (159), "Pravo" series, Vol. 20, pp. 107-109. (In Russ.).

4. Tian Wenchang. The doctrine of defense in criminal cases. Beijing, 2001. 450 p. (In Chinese).

5. Chen Guangjun. More than a year since the entry into force of the new edition of the Criminal Procedure Court. The attendance of witnesses in court was not significantly increased. Beijing wanbao, 2014, September 14. (In Chinese).

6. Dong Junming, Ma Weijing. An empirical study of the improvement of the Institute of legal aid in criminal cases. Zhongguo sifa, 2016, no. 1, pp. 43-50. (In Chinese).

7. Zuo Weimin. What should be the Institute of legal aid in criminal cases in China. Zhongguofaxue, 2013, no. 1, pp. 84-90. (In Chinese).

8. Wu Hongyao, Guo Yong. Reflections on the improvement of the Institute of legal aid in criminal cases in China. Zhongguo sifa, 2016, no. 2, pp. 48-50. (In Chinese).

9. Li Jianbo. The Institute of legal aid in China. Beijing, 2004. 332 p. (In Chinese).

10. Liu Guanghui. Problems of the lawyer in the conduct of criminal cases in order to provide legal aid and ways of their solution. Zhongguo lvshi, 2016, no. 8, pp. 63-64. (In Chinese).

11. Liang Shuangyan, Zhang Chaohu, Jiang Liping. Study of the effectiveness of legal aid in criminal cases. Zhongguo sifa, 2015, no. 7, pp. 57-61. (In Chinese).

12. Chen Ruihua. Problems of efficiency of defense in criminal procedure. Suzhou daxue xuebao. Zhexue yu shehui kexue ban, 2014, no. 5, p. 94-105. (In Chinese).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лун Чанхай - кандидат юридических наук, профессор

Университет Внутренней Монголии 010070, КНР, Внутренняя Монголия, г. Хух-Хото ул. Дасюэсилу, 235 E-mail: longchanghai@yandex.ru

Сонин Вадим Вадимович - кандидат юридических наук, научный сотрудник Юридической школы

Дальневосточный федеральный университет 690922, Россия, г. Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, кампус ДВФУ, каб. D339 E-mail: vsonin@yahoo.com ORCID: orcid.org/0000-0003-0182-3247

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Лун Чанхай. Юридическая помощь по уголовным делам в КНР / Чанхай Лун, В.В. Сонин // Правоприменение. - 2017. - Т. 1, № 2. - С. 175-183. -DOI : 10.24147/2542-1514.2017.1(2).175-183.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Changhai Long - PhD in Law, Professor Inner Mongolia University 235, Dasyuesilu st., Hohhot city, 010070, Inner Mongolia, China

E-mail: longchanghai@yandex.ru

Vadim V. Sonin - PhD in Law, researcher, Law School

Far Eastern Federal University

room D339, FEFU Campus, Ajax, Russkiy Island,

Vladivostok, 690922, Russia

E-mail: vsonin@yahoo.com

ORCID: orcid.org/0000-0003-0182-3247

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Long Changhai, Sonin V.V. The criminal legal aid in China. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 175-183. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(2).175-183. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.