Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ МВД РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ МВД РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая ответственность / персональные данные / иностранные граждане / информационные ресурсы / миграция / legal responsibility / personal data / foreign citizens / information resources / migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева Ольга Владимировна

Предметом настоящего исследования является анализ подходов к проблеме установления и реализации юридической ответственности за нарушения в области защиты персональных данных, содержащихся в информационных ресурсах МВД России в сфере миграции. В качестве гипотезы автором выдвинуто положение о необходимости совершенствования правового регулирования отношений по исполь-зованию и защите персональных данных с учетом новых рисков и угроз, возникающих в сфере информационной безопасности государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LIABILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF PROTECTION OF PERSONAL DATA CONTAINED IN INFORMATION RESOURCES MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF MIGRATION

The subject of this study is the analysis of approaches to the problem of establishing and realising legal liability for violations in the field of protection of personal data contained in the information resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of migration. As a hypothesis, the author has put forward the following statement the need to improve the legal regulation of relations on the use and protection of personal data taking into account new risks and threats arising in the sphere of information security of the state

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ МВД РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

Научная статья УДК 342.9

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ МВД РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Катаева Ольга Владимировна

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород,

Россия

kataeva_70@mail.ru

Аннотация. Предметом настоящего исследования является анализ подходов к проблеме установления и реализации юридической ответственности за нарушения в области защиты персональных данных, содержащихся в информационных ресурсах МВД России в сфере миграции. В качестве гипотезы автором выдвинуто положение о необходимости совершенствования правового регулирования отношений по использованию и защите персональных данных с учетом новых рисков и угроз, возникающих в сфере информационной безопасности государства.

Ключевые слова: юридическая ответственность, персональные данные, иностранные граждане, информационные ресурсы, миграция.

Для цитирования: Катаева О.В. Юридическая ответственность за нарушения в области защиты персональных данных, содержащихся в информационных ресурсах МВД России в сфере миграции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 3(96). С. 36-43.

LEGAL LIABILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF PROTECTION OF PERSONAL DATA CONTAINED IN INFORMATION RESOURCES MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF MIGRATION

Olga V. Kataeva

Belgorod Law Instutute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

kataeva_70@mail.ru

Abstract. The subject of this study is the analysis of approaches to the problem of establishing and realising legal liability for violations in the field of protection of personal data contained in the information resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of migration. As a hypothesis, the author has put forward the following statement the need to improve the legal regulation of relations on the use and protection of personal data taking into account new risks and threats arising in the sphere of information security of the state.

Keywords: legal responsibility, personal data, foreign citizens, information resources, migration.

For citation: Kataeva O.V. Legal liability for violations in the field of protection of personal data contained in information resources Russian Ministry of Internal Affairs in the

field of migration // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2023. № 3(96). Р. 36-43.

Цифровизация современного общества меняет общественные отношения, опосредует совершенствование их правового регулирования, повышает роль информационных технологий во всех сферах государственного управления [1, с. 47]. Эффективное государственное регулирование миграции, надежное обеспечение миграционного правопорядка публично-правовыми средствами сегодня также неразрывно связаны с дальнейшей информатизацией данной области, что, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования отечественной нормативной правовой базы управления миграционными процессами. В настоящее время разработан проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»1, в котором значительное внимание уделено вопросам информатизации и информационно-аналитическому обеспечению государственного управления в заявленной отрасли регулирования.

В законопроекте содержатся общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при обеспечении государственного управления миграционными процессами, включая требование о реализации такого управления на базе государственных и муниципальных информационных систем, образующих информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

Перспектива дальнейшей информатизации сферы управления в области миграции, безусловно, нацелена на повышение качества жизни граждан, более удобное и доступное получение ими государственных услуг, однако достижение указанных целей возможно только при условии обеспечения надлежащей степени информационной безопасности, в частности, защищенности информационных ресурсов от неправомерного доступа.

Вопросам исполнения требований национального законодательства в области защиты персональных данных, содержащейся в информационных ресурсах, сегодня уделяется самое пристальное внимание как в теоретических научных исследованиях, так и в правоприменительной практике. Проблема защиты таких сведений с развитием цифровых технологий приобретает особую актуальность.

Переход отечественной экономики в цифровое пространство одновременно с появлением возможностей ее инновационного развития делает возможным наступление негативных последствий использования персональных данных для их субъекта в случае утечки таковых при использовании приобретателями [2, с. 94], что говорит об актуальности установления юридической ответственности за нарушения в области защиты персональных данных, адекватной степени общественной опасности последствий такого рода деяний.

Однако определенную проблему сегодня составляет отсутствие законодательно закрепленного перечня сведений, относимых к персональных данным, что делает их понимание оценочным и снижает результативность мер, направленных на защиту такого рода информации [3, с. 59].

В настоящее время под персональными данными понимается любая информация, которая относится к субъекту персональных данных - то есть к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу2. Вместе с тем указанное по-

1 Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс]: МВД России разработан проект Федер. закона Рос. Федерации URL: https://мвд.рф/mvd/stmctш•e1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/24960622/ (дата обращения: 20.05.2023).

2 О персональных данных [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

нятие является слишком обобщенным и отражает значительный разброс подобных сведений, закрепленных в законодательных и нормативных документах, что осложняет деятельность по защите этих самых данных.Так, например, Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает создание государственной информационной системы миграционного учета на основе перечня персональных данных об иностранных гражданах, собираемых и обрабатываемых в необходимом объеме, предназначение которой состоит в аккумулировании информации о находящихся на территории страны иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 286 утвержден перечень сведений, подлежащих внесению в банк данных, об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, который включает такие персональные данные иностранного гражданина или лица без гражданства, как фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения, гражданство. Кроме того, в рассматриваемом перечне содержится информация о личных документах иностранного гражданина, о состоянии его здоровья, о членах его семьи и многие другие сведения.

Функции поставщиков сведений в государственную информационную систему миграционного учета сегодня выполняют Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации и иные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если на них в установленном законом порядке возложены такие обязанности. В полномочия поставщиков сведений входит обеспечение автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и передачи данных, подлежащих включению в информационную систему. Также ими осуществляется обработка сведений с помощью технических и программных средств, обеспечивающая автоматизированный ввод данных, при этом на основании специально заключаемого соглашения с оператором государственной информационной системы миграционного учета.

Под обработкой персональных данных понимаются любые действия (операции) или совокупность таких действий, совершаемых с личными данными как с использованием средств автоматизации, так и без таковых. Спектр таких действий чрезвычайно широк. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» они состоят в сборе, записи, систематизации, накоплении, хранении, уточнении (обновлении, изменении), а также в извлечении, использовании, передаче (распространении, предоставлении, доступе), обезличивании, блокировании, удалении и уничтожении персональных данных1.

Под доступом к информации понимается возможность ее получения и использования, а под предоставлением - действия, позволяющие получить информацию определенному кругу лиц, либо передачу такому кругу лиц информации.

Важно отметить, что предоставление информации осуществляется безвозмездно в том случае, если она затрагивает права и обязанности заинтересованных лиц и ее предоставление производится в порядке, установленном соглашением участвующих в информационном обмене лиц.

Например, каждый иностранный гражданин имеет право запрашивать и получать в установленном порядке справки персонального характера в органах миграционного учета, а также осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Законодатель также предоставляет право иностранным гражданам исправ-

1 О персональных данных [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

лять сведения в персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок, вносить изменения и дополнения в свои персональные данные, находящиеся в указанной системе.

В то же время доступ лиц к сведениям, содержащимся в информационной системе миграционного учета, не является безусловным. Объем предоставляемых сведений определяется МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Необходимо отметить, что согласно п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2007 № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета»1 обеспечение защиты сведений, содержащих персональные данные, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Обязательным условием передачи сведений с использованием сетей электросвязи участниками информационного обмена является применение сертифицированных средств криптографической защиты информации и средств электронной цифровой подписи.

Сотрудники подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с обработкой персональных данных, содержащихся в информационных ресурсах в сфере миграции, должны строго руководствоваться установленными правилами работы с данной информацией, не допуская нарушений в ее обращении.

Статья 90 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закрепляет конкретный перечень видов юридической ответственности за нарушения отечественного законодательства в области персональных данных, к которой могут быть привлечены виновные лица, а именно: дисциплинарная и материальная ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность2.

Так, в случае разглашения сотрудником персональных данных он может понести дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения, поскольку Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 признается грубым нарушением служебной дисциплины разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), которые стали ему известны в связи с выполнением служебных обязанностей, в случае если это не влечет уголовную ответственность.

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации4 к сотруднику органов внутренних дел, допустившему грубое нарушение служебной дисциплины, может быть применено любое дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения со службы, при этом не играет роли наличие или отсутствие у него дисциплинарных взысканий.

1 О государственной информационной системе миграционного учета [Электронный ресурс]: Постановления Правительства Рос. Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

2 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

Важно напомнить, что на сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с положениями федерального законодательства1, дисциплинарные взыскания по общему правилу могут налагаться в случае нарушения им служебной дисциплины. Поэтому при привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника за рассматриваемого рода проступки необходимо доказать, что сведения, которые он разгласил, стали известны сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей и он обязывался их не разглашать2.

В случае если разглашение персональных данных влечет убытки или причинение морального вреда субъекту этих данных, наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК РФ. При этом компенсация морального вреда предусмотрена даже в случае возмещения имущественного вреда и убытков, понесенных физическим лицом3. Размер такой компенсации определяется судом с учетом вины нарушителя и страданий потерпевшего4. При этом вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещает юридическое лицо5.

Весомую роль в вопросе защиты персональных данных играет институт административной ответственности. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность лиц за совершение следующих деяний:

нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);

осуществление незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ);

разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что сегодня данный институт находится в стадии активного формирования. Так, например, ст. 13.11 КоАП РФ включает в себя девять частей, при этом только в 2021 году она была дополнена чч. 1.1, 2.1 и 5.1, предусматривающими повышенную ответственность за повторное совершение деяний в заявленной области регулирования. Стремительное развитие института административной ответственности в области защиты персональных данных, безусловно, влечет ряд проблем правоприменительного характера, затрудняющих возможность полноценной защиты прав заинтересованных лиц и законных интересов субъектов.

В качестве одной из таких проблем следует обозначить отсутствие адекватных санкций за подобного рода правонарушения, поскольку, по мнению отечественных ученых, размер ответственности не соответствует последствиям разглашения персональных данных [4, с. 37]. Так, например, санкциями норм ст. 13.11 КоАП РФ за совершение такого рода правонарушений из всего перечня видов административных наказаний предусмотрен только административный штраф. Размеры штрафных санк-

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 17 марта 2004 г. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О персональных данных [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Там же.

ций за совершение вышеуказанных правонарушений, безусловно, очень высоки и достигают ста тысяч рублей для физических лиц, восьмисот тысяч рублей - для должностных лиц, и до восемнадцати миллионов рублей - для юридических лиц.

Однако, на наш взгляд, усиление ответственности за нарушения законодательства о персональных данных путем ужесточения штрафных санкций не способствует в полной мере установлению правопорядка в сфере сбора и обработки личных данных. Думается, что адекватность степени общественной опасности, а также индивидуализация ответственности правонарушителей в данной области будут достигнуты при применении к ним в случае повторности совершения правонарушений более суровых альтернативных мер ответственности, таких как дисквалификация - в отношении должностных лиц, а также административное приостановление деятельности - в отношении юридических лиц.

Необходимо отметить, что сегодня процесс цифровизации миграционной деятельности государства объективно сопряжен как с правомерным, так и с неправомерным использованием информационных возможностей в данной области, а соответственно, здесь также возможны нарушения уголовного законодательства [5, с. 106], которые нужно отграничивать от административных деликтов. Одним из таких уголовно наказуемых деяний является преступление, предусмотренное ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Нарушение неприкосновенности частной жизни», обеспечивающей уголовно-правовую охрану конституционного права каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

В качестве предмета преступления рассматриваются сведения о частной жизни лиц, которые составляют такого рода тайну. Под такими сведениями в исследуемой области миграционных отношений, как правило, подразумеваются данные о личности, месте ее пребывания, месте жительства и т.д. При этом потерпевшим будет являться любое лицо, без согласия которого нарушена неприкосновенность его частной жизни. Особо следует обратить внимание на то, что совершение деяния специальным субъектом - лицом, использующим свое служебное положение, образует квалифицированный состав указанного преступления, предполагающий более суровую ответственность [6, с. 320].

Необходимо отметить, что институт уголовно-правовой ответственности в сфере оборота информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том числе в сфере миграции, также продолжает развиваться. Так, в 2017 году в УК РФ1 была введена ст. 274.1 «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации», устанавливающая основания уголовной ответственности за неправомерные действия владельцев и эксплуатантов особой предметной области совершения преступления - критической информационной инфраструктуры [7, с. 99].

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» в качестве объектов такой инфраструктуры рассматриваются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры. Ее субъектами являются государственные органы и учреждения, российские юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, законно владеющие информационными си-

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

стемами1. Предметом преступления выступает информация, содержащаяся в государственной критической информационной инфраструктуре.

Итак, сегодня можно говорить о том, что в отечественном законодательстве активно формируется институт уголовно-правовой защиты персональных данных, содержащихся в информационных ресурсах. Вместе с тем отечественными исследователями ставится под сомнение идея решения проблемы защиты таких сведений путем ужесточения уголовной политики при отсутствии должных механизмов защиты информационных ресурсов, поскольку, по их мнению, основная причина возможной утраты данных - их незащищенность [8, с. 41]. Однако этот тезис видится достаточно дискуссионным, так как для полноценной защиты рассматриваемой сферы общественных отношений необходимо принятие комплекса мер, охватывающих все без исключения участки обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, защита персональных данных сегодня, действительно, приобрела приоритетное значение [9, с. 69]. Спектр юридической ответственности в области защиты личных данных, содержащихся в информационных ресурсах в сфере миграции, в настоящее время чрезвычайно широк и представлен совокупностью норм, в соответствии с которыми виновные в нарушениях соответствующих запретов лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, а также уголовной ответственности. Но несмотря на активную законотворческую работу в рассматриваемом направлении, правовое регулирование отношений по использованию и защите персональных данных нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии с учетом новых рисков и угроз, возникающих в сфере информационной безопасности государства, поскольку такие сведения должны быть гарантированно защищены как в организационно-техническом плане, так и в правовом.

1. Туранин В.Ю. Мониторинг юридической терминологии в условиях осуществления региональной законотворческой деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 47-50.

2. Ищейнов В.Я. Защита персональных данных в цифровой среде // Делопроизводство. 2022. № 1. С. 94-98.

3. Китаева И. Обеспечение сохранности и защиты персональных данных работников Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. № 7. С. 59-66.

4. Солдатова В.И. Защита персональных данных в условиях применения цифровых технологий // «Lexrussica». 2020. № 2. С. 33-43.

5. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: Монография. (Голованова Н.А., ГравинаА.А., Зайцев О.А. и др.). ИЗиСП. КОНТРАКТ. 2019. 212 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / под ред. С. В. Дьякова, Н. Г. Кадникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 1035 с.

7. Трунцевский Ю.В. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру: уголовная ответственность ее владельцев и эксплуатантов // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 99-106.

8. Кукушкин В.М. Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России // Предпринимательское право. 2020. № 4. 2021. № 1. С. 36-42.

9. Данилов С. Защита персональных данных: новые требования и обязанности фирм // Практическая бухгалтерия. 2022. № 10. С. 69-75.

1 О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Turanin V.Yu. Monitoring yuridicheskoj terminologii v usloviyax osushhestvleniya regional'noj zakonotvorcheskoj deyatel'nosti // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2021. № 9. S. 47-50.

2. Ishhejnov V.Ya. Zashhita personal'ny'x danny'x v cifrovoj srede // Deloproizvodstvo. 2022. № 1. S. 94-98.

3. Kitaeva I. Obespechenie soxrannosti i zashhity' personal'ny'x danny'x rabotnikov Uchrezhdeniya kul'tury' i iskusstva: buxgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2022. № 7. S. 59-66.

4. Soldatova V.I. Zashhita personal'ny'x danny'x v usloviyax primeneniya cifrovy'x texnologij // «Lexrussica». 2020. № 2. S. 33-43.

5. Ugolovno-yurisdikcionnaya deyatel'nost' v usloviyax cifrovizacii: Monografiya. (Golo-vanova N.A., GravinaA.A., Zajcev O.A. i dr.). IZiSP. KONTRAKT. 2019. 212 s.

6. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii: nauchno-prakticheskij (postatejny'j) / pod red. S. V. D'yakova, N. G. Kadnikova. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yuris-prudenciya, 2015. 1035 s.

7. Truncevskij Yu.V. Nepravomernoe vozdejstvie na kriticheskuyu informacionnuyu infra-strukturu: ugolovnaya otvetstvennost' ee vladel'cev i e'kspluatantov // Zhurnal rossijskogo prava. 2019. № 5. S. 99-106.

8. Kukushkin V.M. Nekotory'e diskussionny'e voprosy' pravovogo regulirovaniya cifrovoj e'konomiki v Rossii // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4. 2021. № 1. S. 36-42.

9. Danilov S. Zashhita personal'ny'x danny'x: novy'e trebovaniya i obyazannosti firm // Prakticheskaya buxgalteriya. 2022. № 10. S. 69-75.

Информация об авторе

Ольга Владимировна Катаева. Начальник кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина. 308000, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71.

Information about the author

Olga Vl. Kataeva. Head of the Department of Management and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies. Candidate of Law, Associate Professor.

Belgorod Law Instutute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin.

308000, Russian Federation, Belgorod, 71 Gorkogo str.

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 24.07.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted May 22, 2023; approved after reviewing July 24, 2023; accepted to the writing of the article for publication August 30, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.