Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Е.А.

В данной статье рассмотрена административная, а также налоговая ответственность юридических лиц, должностных лиц за нарушения законодательства о налогах и сборах. Проведен анализ таких действующих нормативно-правовых актов, как: Налоговый Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследованы административно-правовые нормы, обеспечивающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ»

УДК 340

Е.А. Герасимова

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ

В данной статье рассмотрена административная, а также налоговая ответственность юридических лиц, должностных лиц за нарушения законодательства о налогах и сборах. Проведен анализ таких действующих нормативно-правовых актов, как: Налоговый Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследованы административно-правовые нормы, обеспечивающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, налоговая ответственность, налоговые правонарушения, юридическое лицо, должностное лицо.

Основным источником доходов нашего государства являются налоги, которые составляют более 50 % денежных поступлений в федеральный бюджет. Вследствие чего, система налогообложения Российской Федерации представляет собой один из важнейших механизмов государственного управления. Тем самым, привлечение субъектов правоотношений к административной ответственности в первую очередь сопряжено с решением определенного комплекса юридических вопросов.

Согласно ст. 10 Налогового Кодекса Российской Федерации, основанием привлечения к юридической ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах, выступают три вида нарушений [6, с. 137]:

1. Административные правонарушения, предусматривающие ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;

2. Налоговые правонарушения, предусматривающие ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

3. Налоговые преступления, предусматривающие ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Так, субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений кроме юридических лиц, могут быть и иные лица, которые непосредственно приравнены к ним специальными или отраслевыми актами. Примером могут служить филиалы юридических лиц, не являющимися юридическими лицами, которые могут быть привлечены за нарушения налогового законодательства Российской Федерации к административной ответственности, а также должностные лица.

Важным является тот факт, что административная ответственность за нарушения налогового законодательства не совсем самостоятельно и в полном объеме кодифицирована, так как наряду с КоАП РФ она также предусмотрена для непосредственных участников налоговых правоотношений в Налоговом Кодексе РФ.

При проведении анализа трудов ученых-административистов Н.В. Витрука; А.А. Гогина; А.В. Макарова; А.Е. Анохина; И.И. Кучерова, можно сделать вывод о том, что неконструктивно относить институт административной ответственности к определенной отрасли права, в частности административному, налоговому или уголовному.

Одни авторы считают, что административная ответственность за нарушения налогового законодательства - это один из институтов финансового права, санкции и производство по которым должно быть изложено в Налоговом Кодексе РФ. Например, Ю.Н. Белошапко в своем труде раскрывает административную ответственность как «...разновидность финансовой ответственности, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение правовых норм налогового законодательства.» [3, с.56-57].

Другие выступают за то, что основные нормы административной ответственности должны быть кодифицированы в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, а соответствующие составы административных правонарушений, касающиеся нарушений в области налогового законо-

© Герасимова Е.А., 2019.

дательства, должны быть закреплены в специально отведенной главе особенной части Кодекса. Тем самым, все правонарушения в сфере налогов и сборов, которые отличны от налоговых, ответственность за которые предусмотрена Налоговым Кодексом, можно отнести к административным.

Юрист Т.С. Шейхов Т.С. в своей диссертации пишет: «Сравнивая составы административных правонарушений, закрепленные в главе 15 КоАП РФ и части первой НК РФ, можно сделать вывод о том, что их диспозиция фактически имеет одинаковое содержание, поэтому следует сосредоточить данные составы, учитывая, что «дублирующая» ответственность подвержена разногласиям при трактовке законодательства» [9, с.7].

Сторонники иной точки зрения выступают за самостоятельность данного правового института, существующего не внутри, а наряду с административной ответственности в целом.

Как, например, считает профессор Н.В. Витрук: «Административная ответственность является самостоятельным видом ответственности в публичном праве» [4, с. 115].

Анализируя нормативно-правовые акты, содержащие нормы, касающиеся административной ответственности за налоговые правонарушения, можно говорить о дуализме законодательства РФ. Это проявляется в том, что административная ответственность для непосредственных участников регулируемых им отношений - налогоплательщиков, налоговых агентов, остается в налоговом законодательстве, а административная ответственность должностных лиц организаций за те же самые правонарушения предусмотрена в КоАП РФ.

К примеру, В.А. Кинсбурская предлагает в Налоговом кодексе РФ «...соответствующие составы правонарушений целесообразно сгруппировать в рамках статей, предусматривающих одновременно санкции как для самих субъектов налогообложения, так и для их должностных лиц» [5, с. 7].

Е.В. Овчарова же утверждает: «Нарушения налогового законодательства могут быть лишь двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Так называемая «налоговая ответственность» за нарушения налогового законодательства по существу является административной ответственностью» [7, с 15].

Таким образом, вопросы, возникающие в связи с применением на практике данных видов ответственности, создают предпосылки для дальнейшего совершенствования законодательства.

Статья 3.2 главы 3 КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний, который является закрытым. Внесение изменений в список возможно только путем внесения поправок в часть 1 ст. 3.2 КоАП РФ.

Однако, в отношении юридических лиц могут применяться не все виды административных наказаний, а только лишь:

1. Предупреждение;

2. Административный штраф;

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. Административное приостановление деятельности.

Проводя анализ правового статуса лиц, привлекаемых к ответственности за налоговые правонарушения, становится понятно, что Налоговый Кодекс РФ устанавливает ответственность юридических и физических лиц, а КоАП РФ - еще и должностных лиц.

Административная ответственность за нарушения в области налогов и сборов предусмотрена ст. 15.3-15.6, 15.11 КоАП РФ. В примечании к ст. 15.3 КоАП РФ сказано, что административная ответственность, установленная составами правонарушений ст. 15.3-15.9, 15.11 Кодекса, не применяется к индивидуальным предпринимателям. Прежде всего это связано с тем, что составы правонарушений, отраженные в данных статьях, схожи с установленными в НК РФ и так как лицо не может быть привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение дважды, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в соответствии с Налоговым Кодексом.

Для более детального понимания особенностей привлечения лиц к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, отраженных в КоАП РФ, необходимо раскрыть понятие «должностное лицо».

Должностным лицом, согласно ст. 2.4 КоАП РФ, является лицо, выполняющее организационно -распорядительные или административно-хозяйственные функции представителя власти.

К должностным лицам относятся:

•Руководитель организации;

•Заместители руководителя;

•Члены совета директоров, которые выступают коллегиальным органом управления данной организации;

•Иные лица, которые выполняют организационно-распорядительные функции.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые юридическое лицо, либо должностное лицо подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, который устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях в области налогового законодательства.

Проанализировав главу 28 КоАП РФ, мы приходим к выводу о том, что для привлечения должностного лица к административной ответственности, налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, таким образом составляя протокол по сообщению правоохранительных или иных государственных органов местного самоуправления, по своей инициативе или по заявлениям физических лиц, в частности.

Кроме этого, налоговому органу при необходимости следует провести административное расследование [8, с. 84], в том числе: выяснить, извещены ли участники производства по делу, разъяснены ли лицам, участвующим в рассмотрении дела их права и обязанности. По итогам проведения данных процедур, выносится соответствующее определение.

После того, как весь материал собран, вместе с протоколом он направляется в суд для рассмотрения его по существу. Далее суд рассматривает данное дело и выносит постановление либо о назначении административного наказания в отношении правонарушителя, либо о прекращении производства по данному делу.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации детально проработаны все процессуальные нормы по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. В том числе суды при рассмотрении данной категории дел руководствуются и нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса, представляющий собой, определенный порядок рассмотрения дел.

Если решение суда о взыскании налоговых санкций обжалуется по налоговому законодательству, то действуют правила соответственно гражданского-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, в случае обжалования постановлений, предусматривающие административные наказания, действуют положения статей главы 30 КоАП РФ.

Административные правонарушения, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выявляются в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок. При обнаружении налогового правонарушения, налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом в форме извещения о рассмотрении материалов налоговой проверки и направляет в адрес налогоплательщика акт проверки с требованием об уплате налога в бюджет и штрафных санкций за совершенное правонарушение, а также информирует о возможности представления возражений в случае несогласия с фактами, отраженными в акте проверки или ходатайства о смягчении штрафных санкций.

Должностные лица предприятий, такие как руководитель или главный бухгалтер, являются субъектами публичной ответственности и могут привлекаться к административной ответственности за налоговые правонарушения [6, с. 137].

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения, которые связаны с несоблюдением ими определенных правил, соблюдение которых непосредственно входят в их служебные обязанности. В том числе следует так же отметить то, что привлечение к ответственности организаций за совершение правонарушений в области налогового законодательства вовсе не освобождает при наличии оснований от административной или уголовной ответственности должностных лиц данной организации.

Таким образом, на сегодняшний день, нарушение налогового законодательства субъектами ответственности регулируется самостоятельной отраслью права, иными словами, влечет за собой не только налоговую, но и административную ответственность.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. -Ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. № 31. - 1998. - №31 - Ст. 3824.

3. Белошапко Ю. Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации / Ю.Н. Белошапкин // Правоведение. 2001. № 5. С. 54-63.

4. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., испр. и доп./ Н.В. Витрук // - М.: Норма, 2009. - 690 с.

5. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.14 / В.А. Кинсбурская.- М., 2010.- 25 с.

6. Когученко, К.А. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства / К.А. Когученко // Кемеровский государственный университет. 2017. С. 136-140.

7. Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ) / Е.В. Овчарова // Государство и право. 2007. № 8. С. 14-22.

8. Сидорович, Ю.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений и ее место в системе юридической ответственности / Ю.С. Сидорович // Юриспруденция. М.: Изд-во РГГУ. 2012. № 3 (19). С. 83-87.

9. Шейхов Т.С. Административная ответственность юридических лиц за нарушения налогового законодательства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Шейхов Т.С. РАГС.- М., 2008.- 22 с.

ГЕРАСИМОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.