Обмен опытом
УДК 02 + 347.9 ББК 78.38 + 67.75
«ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА» - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ
ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
© В.Г. Свирюкова, 2008
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
«Юридическая клиника» - новая форма сотрудничества библиотеки и вуза. Такое взаимодействие дает возможность более качественно удовлетворять возникающие информационные потребности читателей по правовым вопросам и повышать уровень информационной культуры студентов для того, чтобы уверенно чувствовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: правовая поддержка, правовая культура, обеспечение правовой информацией.
Правовая культура - неотъемлемая часть образованности и профессионализма человека. В сегодняшней России, в условиях проведения социально-экономических реформ, становления новой системы законодательства, наделения субъектов Федерации правом законодательной инициативы, потребность общества в повышении информационно-правовой культуры резко возрастает. Право становится важнейшим регулятором деятельности государственных, коммерческих структур, отдельных граждан. Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства.
Между тем сейчас особенно остро ощущается нехватка правовых знаний. Библиотеки часто не в состоянии в полной мере обеспечить потребности в официальных правовых документах, в том числе и самых широких слоев населения.
Сложившаяся в Российской Федерации к началу 90-х гг. ХХ в. система распространения официальных правовых документов была ориентирована в основном на информирование государственных органов, учреждений и организаций.
Пропаганда этих документов среди граждан, получившая развитие в последнее время, осуществляется с помощью средств массовой информации, юридических консультаций, а также библиотек.
Однако СМИ не обеспечивают необходимой полноты ознакомления с правовыми документами, а также возможности избирательного получения информации по конкретному вопросу.
Услуги же юридической консультации из-за высокой стоимости доступны не всем гражданам.
Все это вызвало необходимость разработки концепции распространения официальных текстов
правовых актов через систему библиотек. Основными целями создания такой системы являются: реализация конституционного права граждан на информацию, формирование условий для качественного и оперативного обеспечения правовой информацией заинтересованных физических и юридических лиц, общественных объединений и организаций. Система призвана содействовать решению важнейших задач правовой реформы.
Библиотеки зачастую становятся для человека последней и единственной инстанцией. Ежегодно к нам за ответом на свои вопросы обращаются до 400 человек, которых отправляют в самостоятельное «плавание» различные, в том числе государственные структуры: Пенсионный фонд, органы соцзащиты, суды, ЖЭК и т. д.
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) - одна из крупнейших библиотек России и крупнейшая в азиатской части страны библиотека, имеющая уникальный по объему и составу фонд, который включает информационные ресурсы как на традиционных источниках, так и на электронных носителях.
Необходимо заметить, что среди них имеются системы, которые представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Эти ресурсы позволяют не только экономить время специалиста, но и принципиально перестраивать структуру потоков правовой информации в российском обществе. Тот объем правовых документов, которым ранее могли пользоваться лишь сотни экспертов, сегодня реально доступен сотням тысяч специалистов. Применение правовой информации в практической
деятельности предполагает знание действующего законодательства.
Нельзя не сказать о том, что возможности читателей получить необходимые документы и ответы на свои вопросы не ограничиваются только правовыми системами типа «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант» и др., в их распоряжении находятся уникальные издания на традиционных носителях: «Законы Российской империи», «Декреты советской власти», «Ведомости Верховного Совета» и пр.
Вместе с тем не следует забывать, что работать со всеми этими ресурсами приходится не только подготовленным специалистам, но и обычному человеку, не владеющему специальными знаниями в области юриспруденции. Это приводит к тому, что поиск ответов на свои вопросы для него вызывает большие трудности, которые не всегда может помочь преодолеть и сотрудник библиотеки (в нашем случае, библиограф), так как он также не обладает специальными знаниями в области права.
Поэтому совершенно логичной и своевременной нам представляется та форма доведения информации до потребителя, которую мы нашли: открытие в стенах нашей библиотеки, при поддержке юридического факультета Новосибирского государственного университета, «юридической клиники».
Взаимодействие библиотеки и вуза, во-первых, поможет более качественно удовлетворять возни-
кающие информационные потребности наших читателей и оказывать помощь сотрудникам справочно-библиографического отдела в том в случае, если у них будут появляться трудности при выполнении запросов читателей по правовым вопросам.
Во-вторых, даст возможность студентам повысить уровень своей информационной культуры, так как сотрудники отдела для них будут проводить консультации по методике библиографического поиска, знакомить с имеющейся ресурсной базой, которая содержит источники как в традиционной форме, так и на электронных носителях.
«Юридическая клиника» функционирует в ГПНТБ СО РАН с апреля 2007 г. За это время (10 приемных дней) юридическая помощь оказана более чем 40 человекам.
Работают в этой клинике студенты только старших и выпускных курсов юридического факультета Новосибирского государственного университета. Им эта работа засчитывается в качестве производственной или преддипломной практики.
Знания, полученные студентами в стенах нашей библиотеки, позволят им успешно завершить процесс получения образования и чувствовать себя уверенно в будущей профессиональной деятельности.
Такое взаимодействие очень полезно для всех участников данного проекта.
Материал поступил в редакцию 28.12.2007 г.
Сведения об авторе: Свирюкова Вера Григорьевна - кандидат педагогических наук, заведующий справочно-библиографическим отделом, тел.: (383) 266-19-91, e-mail: [email protected]