Научная статья на тему 'Юные ленинградцы на Сибирской земле в годы Великой Отечественной войны (на материалах «Очерка школыинтерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда)'

Юные ленинградцы на Сибирской земле в годы Великой Отечественной войны (на материалах «Очерка школыинтерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Великая Отечественная война / эвакуация / школьники / блокада Ленинграда / Сибирь / военное детство / The Great Patriotic War / evacuation / schoolchildren / siege of Leningrad / Siberia / wartime childhood

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Александрович Вычеров

Статья посвящена описанию различных аспектов повседневной жизни воспитанников школы-интерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, нашедших отражение на страницах «Очерка». Это учреждение было эвакуировано в деревню Меньшаково Ярославской области, а после – в село Агарак Омской области. Сам «Очерк» был написан работниками и воспитанниками интерната в начале 1943 г. В нём они описывали свой отъезд из Ленинграда и то, как протекали их дни на новом месте (сначала в Меньшаково, а после – в Агараке): учёба, помощь колхозам, досуговая деятельность, материально-бытовые условия жизни, взаимоотношения между детьми и работниками интерната. Упоминаются на страницах «Очерка» и события, происходящие на фронте. Этот документ впервые вводится в научный оборот. Информация, содержащаяся в нём, является ценной и может помочь в изучении советского военного детства, поскольку при его написании прямое участие (пусть и под контролем взрослых) принимали сами воспитанники. В результате, в «Очерке» можно «разглядеть» окружающую действительность глазами ребёнка. Таких источников известно не так много, так как историю «пишут» взрослые: в документах, в которых в центре внимания оказывались те или иные аспекты феномена «детства» (в том числе и советского), представлена позиция взрослых, их взгляд на изучаемый объект. В источниках же личного происхождения, к котором можно отнести и «Очерк» находят отражение эмоции и переживания самого ребёнка, его мысли и идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитрий Александрович Вычеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Leningraders on Siberian Soil During the Great Patriotic War (based on materials from the “Essay on boarding school No. 178 of the Smolninsky district of Leningrad)

The article is devoted to the description of various aspects of the daily life of the pupils of boarding school No. 178 of the Smolninsky district of Leningrad during the Great Patriotic War, which were reflected in the pages of the “Essay”. This institution was evacuated to the village of Menshakovo in the Yaroslavl region, and then to the village of Agarak in the Omsk region. The “Essay” itself was written by the workers and pupils of the boarding school in early 1943. In it, they described their departure from Leningrad and how their days passed in the new place (first in Menshakovo, and then in Agarak): study, assistance to collective farms, leisure activities, material and living conditions, relationships between children and the boarding school workers. The events taking place at the front are also mentioned on the pages of the “Essay”. This document is introduced into scientific circulation for the first time. The information contained in it is valuable and can help in studying Soviet wartime childhood, since the pupils themselves took direct part in its writing (albeit under the supervision of adults). As a result, in the “Essay” one can “see” the surrounding reality through the eyes of a child. Not many such sources are known, since history is “written” by adults: in documents that focus on certain aspects of the phenomenon of “childhood” (including Soviet childhood), the position of adults is presented, their view of the object being studied. In sources of personal origin, to which the “Essay” can be attributed, the emotions and experiences of the child himself, his thoughts and ideas are reflected.

Текст научной работы на тему «Юные ленинградцы на Сибирской земле в годы Великой Отечественной войны (на материалах «Очерка школыинтерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда)»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-9-139-143

Дата поступления (Submitted) 27.08.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 13.09.2024

Юные ленинградцы на Сибирской земле в годы Великой Отечественной войны (на материалах «Очерка школы-интерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда)'

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫЧЕРОВ

доцент Высшей школы общественных наук Гуманитарного института СПбПУ,

кандидат исторических наук Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 195251, ул. Политехническая, д. 29 литера Б, г. Санкт-Петербург,

e-mail: d.a.vycherov@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена описанию различных аспектов повседневной жизни воспитанников школы-интерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, нашедших отражение на страницах «Очерка». Это учреждение было эвакуировано в деревню Меньшаково Ярославской области, а после - в село Агарак Омской области. Сам «Очерк» был написан работниками и воспитанниками интерната в начале 1943 г. В нём они описывали свой отъезд из Ленинграда и то, как протекали их дни на новом месте (сначала в Меньшаково, а после - в Агараке): учёба, помощь колхозам, досуговая деятельность, материально-бытовые условия жизни, взаимоотношения между детьми и работниками интерната. Упоминаются на страницах «Очерка» и события, происходящие на фронте.

Этот документ впервые вводится в научный оборот. Информация, содержащаяся в нём, является ценной и может помочь в изучении советского военного детства, поскольку при его написании прямое участие (пусть и под контролем взрослых) принимали сами воспитанники. В результате, в «Очерке» можно «разглядеть» окружающую действительность глазами ребёнка. Таких источников известно не так много, так как историю «пишут» взрослые: в документах, в которых в центре внимания оказывались те или иные аспекты феномена «детства» (в том числе и советского), представлена позиция взрослых, их взгляд на изучаемый объект. В источниках же личного происхождения, к котором можно отнести и «Очерк» находят отражение эмоции и переживания самого ребёнка, его мысли и идеи.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, школьники, блокада Ленинграда, Сибирь, военное детство

Young Leningraders on Siberian Soil During the Great Patriotic War (based on materials from the "Essay on boarding school No. 178 of the Smolninsky district of Leningrad)

DMITRY ALEKSANDROVICH VYCHEROV

Associate Professor of the Higher School of Social Sciences of SPbPU

Candidate of Historical Sciences Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 195251, Politekhnicheskaya St., 29, Building B, St. Petersburg

e-mail: d.a.vycherov@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the description of various aspects of the daily life of the pupils of boarding school No. 178 of the Smolninsky district of Leningrad during the Great Patriotic War, which were reflected in the pages of the "Essay". This institution was evacuated to the village of Menshakovo in the Yaroslavl region, and then to the village of Agarak in the Omsk region. The "Essay" itself was written by the workers and pupils of the boarding school in early 1943. In it, they described their departure from Leningrad and how their days passed in the new place (first in Menshakovo, and then in Agarak): study, assistance to collective farms, leisure activities, material and living conditions, relationships between children and the boarding school workers. The events taking place at the front are also mentioned on the pages of the "Essay". This document is introduced into scientific circulation for the first time. The information contained in it is valuable and can help in studying Soviet wartime childhood, since the pupils themselves took direct part in its writing (albeit under the supervi-

sion of adults). As a result, in the "Essay" one can "see" the surrounding reality through the eyes of a child. Not many such sources are known, since history is "written" by adults: in documents that focus on certain aspects of the phenomenon of "childhood" (including Soviet childhood), the position of adults is presented, their view of the object being studied. In sources of personal origin, to which the "Essay" can be attributed, the emotions and experiences of the child himself, his thoughts and ideas are reflected.

Keywords: The Great Patriotic War, evacuation, schoolchildren, siege of Leningrad, Siberia, wartime childhood

Великая Отечественная война является важнейшим событием в отечественной истории XX в., поскольку на кону стояло существование не только политического режима, но и всего советского народа, который по плану руководства Третьего Рейха должен был быть уничтожен. Однако осуществить это не удалось благодаря усилиям советской власти и общества. Вместе с тем Победа далась огромной ценой: погибло много людей, были разрушены тысячи населённых пунктов. До сих пор установлено точное число погибших в годы Великой Отечественной войны. В трудах историков фигурируют разные данные: от 16 до 27 млн человек [Подробнее см: 7].

Война коснулась каждого советского гражданина. Ощутили на себе реалии военного времени также дети и подростки. Кто-то из них стал свидетелем блокады Ленинграда, осады Москвы и Сталинграда, кто-то же воочию увидел зверства нацистов на оккупированной территории Советского Союза, был принудительно отправлен на работу в Германию, сражался в рядах Красной Армии или в составе партизанских отрядов. Но большинство несовершеннолетних в годы Великой Отечественной войны проживало в тыловых регионах СССР.

Некоторые районы (Сибирь, Урал, Казахстан) стали центрами эвакуации, в ходе которой были перевезены десятки тысяч предприятий и миллионы советских людей. Среди прибывших было и немало детей и подростков. Кто-то прибыл вместе с родителями, кто-то же оказался на новом месте будучи воспитанниками детских домов. Так, по одним данным, в Омскую область было эвакуировано 62 детских дома на 15 635 чел., а вновь открыто - 26 детских домов, рассчитанных на 43 881 чел. Ряд исследователей отмечает, что «на 1 января 1944 г. в Омской области было размещено 122 детских дома (в том числе 65 из Ленинграда, а в них 14 000 детей, и в интернатах - 8 000)» [11, с. 146]. В Тюменской области (в её современных административных границах) к 1943 г. действовали 13 детских домов и интернатов, которые прибыли из Ленинграда, 3 - из Москвы, а также 9 дошкольных и 17 смешанных детских домов, 2 школы для глухонемых, эвакуированные из других регионов СССР [Цит. по: 5, с. 47, 49]. Всего же, согласно архивным документам, к 1 апреля 1943 г. в Западную Сибирь было эвакуировано 359 900 детей, из которых 106 900 - в Омскую область [11, 24].

В статье речь пойдёт о том, как жили воспи-

танники школы-интерната №178 Смольнинско-го района г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, которые были эвакуированы в Омскую область. Описание их будней содержится в «Очерке», написанном работниками учреждения и самими детьми. Этот документ хранится в Центральном государственном архиве социально-политической истории Санкт-Петербурга (далее - ЦГАИПД СПб) и ранее не был введён в научный оборот [12].

В начале «Очерка» описываются первые дни войны и эвакуация школы из Ленинграда в июле 1941 г. По словам авторов документа, отъезд проходил организованно: были составлены списки воспитанников и работников учреждения, подготовлены продуктовые наборы, выделен транспорт (несколько вагонов в составе поезда), который и должен был доставить детей на станцию Бакланка Ярославской области. О тщательной подготовке к эвакуации детей указано и в «Очерке», повествующем о том, как покидали Ленинград дети работников Архфонда [Подробнее см.: 3]. Вместе с тем, сохранилось множество источников, в которых содержатся сведения о просчётах и ошибках власти при эвакуации. Здесь стоит в качестве примера упомянуть про печально известную летнюю кампанию 1941 г. по отправке детей из Ленинграда в сельскую местность, чтобы уберечь от бомбардировок немецкой авиации. Но всё обернулось страшной трагедией: 160 тыс детей вывезли в Ленинградскую область (место их традиционного летнего отдыха), прямо навстречу врагу. Детские эшелоны в пути и на железнодорожных станциях подвергались авианалётам, многие погибли или получили увечья [1, с. 275].

Подробно описаны в «Очерке» обстоятельства поездки, длившейся трое суток. Особое внимание уделено атмосфере, царившей в кругу воспитанников во время пути: «дети не унывали, всю дорогу гремели песни» и были окутаны заботой взрослых [12, л. 2 об]. По приезду местные жители встретили их радушно. Первые дни в деревне Меньшаково прошли спокойно: детей разместили в здании школы, они много гуляли и купались. Вся деятельность воспитанников проходила согласно распорядку: они были поделены на бригады, каждая из которых несла дежурство по очереди. В обязанности входило «самообслуживание базы»»: помощь на кухне, колка дров, уборка помещений. Ежедневно проводились линейки, на которых подводились итоги дня, а также наказывали провинившихся,

в частности, тех, кто ходил «в колхозный горох» (совершал кражу). Отмечалось, что это являлось основным преступлением, и судя по всему, было вызвано нехваткой продуктов питания [12, л. 3].

Отдых продлился недолго: уже с 15 июля воспитанников стали привлекать к полевым работам (сенокосу, стогованию клевера, уборке льна) в рамках оказания помощи трём колхозам. Шефствовала над ними работница колхоза, которая должна была обучить детей всем необходимым навыкам. Почти все воспитанники отправлялись в поле после завтрака, освобождались от работы только малыши и дежурные - у них были свои обязанности. Рабочий день длился до обеда, во вторую же половину дня бригады вместе с воспитателями ходили в лес собирать грибы и ягоды.

Осенью началась учёба. По этой причине интернату пришлось переехать в деревню Кобыли-но, где их разместили в здании начальной школы и 5 колхозных домах [12, л. 4 об]. В сентябре первыми отправились на занятия учащиеся I—IV классов, остальные же приступили к учёбе только с октября — реалии военного времени диктовали свои условия: в тылу многие подростки были задействованы на уборке урожая в соответствие с постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 г., и приказом Наркомпроса РСФСР [Цит. по: 2, с. 97]. Из-за этого сроки начала учебного года были перенесены с сентября на октябрь. По словам авторов, учились многие из воспитанников на «хорошо» и «отлично». Но в то же время среди них были и те (таковых насчитывалось 6 человек), кто прогуливал занятия, не готовился к урокам, а также регулярно крал продукты у колхозников, несмотря на воспитательные меры, принимаемые взрослыми.

В ноябре 1941 г. школу-интернат эвакуировали в Омскую область из-за близости фронта. Одну из бомбардировок ближайшей станции воспитанники запомнили особенно чётко: «...12 октября 1941 г. был морозный солнечный день. Вдруг со стороны Бакланки (станции. — Д.В.) мы услышали гул моторов. <...> Их было 12. Они летели низко, и можно было их хорошо рассмотреть. Так и хотелось бросить в них хотя бы камнем, но увы — мы были безоружны. Наши сердца наполнились ненавистью, мы почувствовали близость фронтовой полосы!» [12, л. 5—5 об].

Подготовка к отъезду шла на протяжении нескольких недель: были собраны вещи и продукты питания, в том числе и «аварийные мешки» на случай бомбёжки, куда входили хлеб, сухари, масло, сыр, сахар и ряд других продуктов питания [12, л. 6]. 12 ноября ребята и воспитатели выехали в Омскую область. Работники и воспитанники разместились в двух вагонах, в каждом из которых было установлено по одной «буржуйке». Топили их регулярно, но всё равно дети замерзали. Лишь на станции Лангясово Кировской области удалось договориться об установ-

ке дополнительных «буржуек». Еды не хватало, поэтому на каждой станции воспитатели и руководство интерната пытались раздобыть продукты. Однажды из-за этого состав уехал без воспитателя. Но в целом атмосфера в поезде царила дружеская: дети старались не унывать, часто пели песни («они нас всюду выручали), играли, делились едой. В пути сбежали двое хулиганов — они отправились «пешком по шпалам» в сторону Кировска, их так и не нашли.

На поезде воспитанники доехали до с. Ому-тинское, после чего пересели на подводы и добрались до с. Агарак, укутавшись в тёплые вещи, выданные им местными жителями. Разместили школу-интернат в одном из помещений в селе. Вскоре приступили к занятиям учащиеся начальных классов, чуть позже — VII класс. Лишь в феврале началась учёба у V классов, а в начале марта — у VI. Учебный год у среднего звена школы неоднократно прерывался из-за нехватки учителей и помещений. В этой связи занятия по некоторым предметам стали вести воспитатели. Закончился учебный год у всех по-разному: у кого-то 20 мая (V класс), у VI — 1 июля (с опережением графика). Сложнее пришлось учащимся VIII класса (11 человек): из-за того, что в селе не было школы-десятилетки, они были вынуждены заниматься отдельно, под руководством одного из воспитателей. По итогам освоения программы они успешно сдали экзамены, а в августе этого же года многие из них поступили в школу ФЗО и покинули интернат.

Судя по оценкам, большинство воспитанников ответственно относились к учёбе, стараясь завершить школу с хорошими оценками. Однако были и те, кто прогуливал занятия, нарушал дисциплину на уроке, не выполнял домашние задания, оскорблял учителей. Не брезговали они и совершением преступлений — крали, прежде всего, продукты и вещи у колхозников, сверстников и воспитателей. Стоит отметить, что данный вид преступления был основным и в городах [Подробнее см.: 6, 8, 9]. В конечном итоге они были приговорены к одному году лишения свободы: «после их отъезда в интернате потекла более спокойная жизнь.» [12, л. 11 об]. В октябре 1942 г. в интернате снова появились хулиганы и воры, но уже из числа тех 39 воспитанников, кого перевели из Володинского интерната [Там же, л. 18].

На постоянной основе детей интерната привлекали к работам на колхозных полях. С весны до октября воспитанники сеяли, пололи, вязали снопы, копали, косили и собирали урожай в составе бригад. Самые младшие из воспитанников выполняли лёгкую работу, а подростки — более сложные виды работ. Старшие же (учащиеся VIII класса) под руководством воспитателей старались освоить «тракторное дело». Завершилось обучение практическими занятиями: «инструкторов» и технику предоставило руководство

одного из колхозов, стремясь таким способом как-то компенсировать нехватку кадров (многих трактористов мобилизовали в РККА). Такая мера полностью совпадала с политикой руководства страны. Ещё в сентябре 1941 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНКСССР «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов». В нём было указано, что с 1941/1942 учебного года в учебный план V-X классов появлялся новый предмет - «Основы техники и сельскохозяйственного производства». Вскоре Наркомпрос определил содержание дисциплины для каждого класса. Так, учащиеся V класса должны были освоить «приёмы выращивания овощных культур», в VI классе же основная нагрузка отводилась на изучение агротехники зерновых и технических культур и получение навыков управления простой сельхозтехникой. В VN-VШ классах преподавали основы растениеводства и животноводства, а также знакомили со сложной сельхозтехникой. В старших классах ученики более углублённо изучали агротехнику, знакомились с уставом сельскохозяйственной артели, а также продолжали улучшать свои навыки работы на сельхозмашинах и с орудиями «по обработке почвы к посеву, уборке урожая, молотьбе и сортированию семян» [Цит. по: 4, с. 119].

Безусловно, реалии военного времени вносили свои коррективы: не хватало специалистов, пособий, особенно техники, из-за чего школьники не получали всех необходимых знаний и навыков. По словам авторов «Очерка», «инициативной группе» (6 человек) удалось стать трактористами, что позволило им заработать за лето 1942 г. 500 кг хлеба. Другие же воспитанники также не сидели без дела и принесли немало пользы колхозам. Хотя на первых порах крестьяне скептически относились к ним, полагая, что городские не справятся с работой в поле. В общем же, за весь полевой сезон воспитанники заработали 220 трудодней [12, л. 11, 15].

Бурную деятельность развили воспитанники и на огородах, закреплённых за интернатом. Со временем же благодаря помощи руководства колхозов появилось у интерната подсобное хо-

Примечания

зяйство, состоящее из 3 коров, 4 свиноматок и 8 поросят. К 1 января 1943 г. надои составили 2395 л молока [Там же, л. 15]. Собранный урожай с огорода, мясо с молоком попадали на стол, поскольку, судя по всему, существовала острая необходимость в улучшении питания. Хотя в самом «Очерке» указывалось, чем кормили детей: на завтрак детям выдавали хлеб, масло, сахарный песок, чай, кашу с масло или суп с маслом, иногда колбасу. Обед был из двух блюд. На ужин же выдавали хлеб, сахарный песок или конфеты, чай, по 1 стакану молока, иногда кашу с маслом или отварным картофелем с солёными грибами [Там же, л. 20].

В свободное же время дети играли, мастерили поделки, придумывали творческие номера, издавали стенгазету и журнал «Наша жизнь», а в дни государственных праздников проводили утренники. Участвовали и в оказании помощи фронту, собирая посылки для бойцов РККА, попутно подписались на военный заём на 1200 руб. [12, л. 22 об].

Таким образом, «Очерк» представляет собой весьма ценный источник для изучения советского детства в годы Великой Отечественной войны, в особенности вопросов, связанных с эвакуацией юных ленинградцев в тыловые регионы СССР. Эта ценность обуславливается, прежде всего тем, что участие в его «создании» принимали дети и подростки, пусть и под руководством своих воспитателей и директора, которые выступили в роли редакторов. На страницах «Очерка» нашли отражение многие аспекты повседневной жизни воспитанников школы-интерната №178 Смольнинского района г. Ленинграда в первые военные годы: эвакуация в Ярославскую область, а после - в Омскую, материально-бытовые условия жизни, учёба, помощь фронту и многие другие. Благодаря участию воспитанников в написании «Очерка» у исследователей есть прекрасная возможность заглянуть вглубь изучаемого феномена «детства», чтобы более комплексно изучить данную проблематику, в особенности восприятия несовершеннолетними реалий военного времени и конструирования практик и моделей поведения.

' Исследование профинансировано Министерством науки и высшего образования РФ в рамках Про-

граммы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (соглашение № 075-15-2024-201 от 6 февраля 2024 г.). The research was funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation under the strategic academic leadership program "Priority 2030" (Agreement 075-15-2024-201 dated 06.02.2024)

Литература и источники

1. Асташкин Д. Ю. Гибель ленинградских детей при реэвакуации из Ленинградской области: обстрел станции Лычково 18 июля 1941 г. // Новгородский исторический сборник. 2019. С. 275-284.

2. Вычеров Д. А. Повседневная жизнь советских школьников тылового города в годы Великой Отечественной войны (на материалах г. Тюмени): дис... канд. ист. наук: 05.06.01. СПб, 2023. 230 с.

3. Вычеров Д.А. Эвакуация интерната Архфонда на страницах «Очерка» // Гуманитарные чтения в Политехническом университете: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13-14 мая 2021 г.). 2021. Ч. 1. С. 89-93.

4. Дорошева О. А. Сельскохозяйственное обучение школьников в годы Великой Отечественной войны // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2004. № 1. С. 119-120.

5. Дунбинская Т. И. Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечествен-

ной войны (на материалах Западной Сибири) // Вестник ТГПУ. 2011. № 13 (115). С. 46-51.

6. Емелин С. М. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 2. С. 10-14.

7. Земсков В. Н. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне // Берегиня.777. Сова. 2015. С. 187-201.

8. Кабирова А. Ш. Общество и дети: борьба с детской безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью в Татарстане в период Великой Отечественной войны // Вестник ТГГПУ. 2011. № 3. С. 109-113.

9. Рокутова О. А. О причинах беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в СССР в 1940-е гг. // СССР во Второй мировой войне: Третьи Всероссийские историко-краеведческие чтения памяти профессора П. Е. Матвиевского: сб. статей. Оренбург, 2010. С. 208-210.

10. Снегирёва Л. И. Приём и размещение эвакуированных детских учреждений в Западносибирском тылу (1941-1943 годы) // Вестник ТГПУ. 2018. № 5 (194). С. 143-156.

11. Снегирёва Л. И. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942-1945 годы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 4. С. 22-30.

12. Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД СПб). Ф. 1816. Оп. 29. Д. 48.

References

1. Astashkin D. YU. Gibel' leningradskikh detei pri reehvakuatsii iz Leningradskoi oblasti: obstrel stantsii Lychkovo 18 iyulya 1941 goda [The death of Leningrad children during the re-evacuation from the Leningrad region: the shelling of Lychkovo station on July 18, 1941] // Novgorodskii istoricheskii sbornik. 2019, pp. 275-284.

2. Vycherov D. A. Povsednevnaya zhizn' sovetskikh Shkolnikov tylovogo goroda v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (na materialakh g. Tyumeni): dis... kand. ist. nauk: 05.06.01 [Everyday life of Soviet schoolchildren in a rear city during the Great Patriotic War (based on materials from the city of Tyumen): diss... candidate of historical sciences]. St. Petersburg, 2023. 230 p.

3. Vycherov D.A. Ehvakuatsiya internata Arkhfonda na stranitsakh «Ocherka» // Gumanitarnye chteniya v Politekhnicheskom universitete: sbornik trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (St. Petersburg, 13-14 maya 2021 goda.) [Evacuation of the Arkhfond boarding school on the pages of "Ocherk" // Humanitarian readings at the Polytechnic University: collection of works of the All-Russian scientific and practical conference (St. Petersburg, May 13-14, 2021)]. 2021. Vol. 1, pp. 89-93.

4. Dorosheva O. A. Sel'skokhozyaistvennoe obuchenie shkol'nikov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Agricultural training of schoolchildren during the Great Patriotic War] // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2004, no. 1, pp. 119-120.

5. Dunbinskaya T. I. Statistika ehvakuirovannykh i mestnykh detskikh uchrezhdenii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (na materialakh ZapadnoiSibiri) [Statistics of evacuees and local children's institutions during the Great Patriotic War (based on materials from Western Siberia)] // Vestnik TGPU. 2011, no. 13 (115), pp. 46-51.

6. Emelin S. M. Bor'ba s detskoi besprizornost'yu i beznadzornost'yu v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945 gg.) [The fight against child homelessness and neglect during the Great Patriotic War (1941-1945)] // Voprosy yuvenal'noi yustitsii. 2010, no. 2, pp. 10-14.

7. Zemskov V. N. Lyudskie poteri SSSR v Velikoi Otechestvennoi voine [Human losses of the USSR in the Great Patriotic War] // Beregin-ya.777. Sova. 2015, pp. 187-201.

8. Kabirova A. SH. Obshchestvo i deti: bor'ba s detskoi beznadzornost'yu, besprizornost'yu i deviantnost'yu v Tatarstane v period Velikoi Otechestvennoi voiny [Society and Children: Combating Child Neglect, Homelessness and Deviance in Tatarstan During the Great Patriotic War] // Vestnik TGGPU. 2011, no. 3, pp. 109-113.

9. Rokutova O. A. O prichinakh besprizornosti i beznadzornosti nesovershennoletnikh v SSSR v 1940-e gg. [On the causes of homelessness and neglect of minors in the USSR in the 1940s.] // SSSR vo Vtoroi mirovoi voine: Tret'i Vserossiiskie istoriko-kraevedcheskie chteniya pamyati professora P. E. Matvievskogo: sb. statei. Orenburg, 2010, pp. 208-210.

10. Snegireva L. I. Priem i razmeshchenie ehvakuirovannykh detskikh uchrezhdenii v Zapadnosibirskom tylu (1941-1943 gody) [Reception and placement of evacuated children's institutions in the West Siberian rear (1941-1943)] // Vestnik TGPU. 2018, no. 5 (194), pp. 143-156.

11. Snegireva L. I. Reehvakuatsiya grazhdanskogo naseleniya iz Zapadnoi Sibiri v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1942-1945 gody) [Re-evacuation of civilians from Western Siberia during the Great Patriotic War (1942-1945)] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2004. no. 4, pp. 22-30.

12. Tsentral'nyigosudarstvennyi arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov (TSGAIPD St. Petersburg) [Central State Archive of Historical and Political Documents (TSGAIPD SPb)]. F. 1816. Op. 29. D. 48.

© «Клио», 2024 © Вычеров Д.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.