Научная статья на тему 'Юмор в медицинском дискурсе'

Юмор в медицинском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2074
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЁРНЫЙ ЮМОР" / ДИСКУРС / МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЮМОР / ФУНКЦИИ ЮМОРА В КОММУНИКАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмор в медицинском дискурсе»

ЮМОР В МЕДИЦИНСКОМ ДИСКУРСЕ

Баранцева Ольга Александровна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: barantseva@rambler.ru

Икова Юлия Исмаиловна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь E-mail: ula5993@mail.ru

HUMOUR IN MEDICAL DISCOURCE

Olga Barantseva, Ph.D

Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: barantseva@rambler.ru

Yuliya Ikova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ula5993@mail.ru

Ключевые слова: «чёрный юмор», дискурс, медицинский дискурс, институциональный дискурс, юмор, функции юмора в коммуникации.

Еще во времена Античности врачи понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на его тело. «Medice, cura aegrotum, sed non morbum!» («Врач, лечи больного, а не болезнь!»). Воздействие словом является важным моментом установления контакта врача с пациентом, помогает успешному лечению. Медицинский дискурс является типом институционального дискурса [1].

Под институциональным дискурсом понимается специализированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума. Центром институционального дискурса является общение базовой пары участников коммуникации: врача и пациента, учителя и ученика и т.д. [3].

В зарубежной лингвистике есть достаточное количество исследований, посвященных медицинскому дискурсу. В отечественной лингвистике медицинский дискурс лишь становится предметом исследований.

Проблемам профессионального общения врачей и пациентов посвящены работы Э.В. Акаевой (2004), М.И. Барсуковой (2007), В.В. Жура (2008), Ю.В. Рудовой (2008).

Являясь одним из древнейших видов дискурса, медицинский дискурс лежит на пересечении интересов различных дисциплин: лингвистики в широком ее понимании и когнитивной лингвистики, социологии, деонтологии, этики, психологии. К медицинскому дискурсу исследователи относят лекции перед студентами, официальное и неофициальное общение с коллегами и младшим персоналом, общение с пациентами и их родственниками, записи в карточке пациентов, истории болезни, больничные листы, справки [4, с. 92]. В нашей работе анализу подвергается устное общение врача с пациентом, которое представляет собой один из видов институционального (медицинского) дискурса, а именно: изучение роли юмора в данном общении.

Юмор, причины его возникновения, способы реализации привлекают внимание ученых еще с древних времен. Юмор, ирония, сатира и сарказм составляют традиционную классификацию видов комического; что же касается оригинальной классификации, к ней относят: юмор, сатиру, сарказм и чёрный юмор. Выделение таких видов комического основывается на дифференциации объектов комического, степени агрессии и интенсивности отрицания [2].

Так, юмор представляет собой самый мягкий вид комического, объектом которого являются отдельные недостатки окружающей действительности. Сатира и сарказм характеризуются высокой степенью агрессии и отрицания, при этом сатира высмеивает авторитеты, политические институты, а сарказм -социально опасные качества или проявления личностей или даже целых социальных институтов. Объектом «чёрного юмора» являются ценности (общечеловеческие, культурные, индивидуальные и пр.) [2].

Какую же роль отводят юмору в медицинском дискурсе? Специфика медицинской работы, повышенная степень профессиональной ответственности, частые профессиональные стрессы порождают эмоциональную отстранённость в общении с пациентами и необходимость эмоциональной разгрузки в неофициальном общении. Одним из средств психологической релаксации медицинских работников является юмор, а нередко «чёрный юмор». Основной функцией юмора является защитная: медицинские работники «закрываются» от сложностей окружающего мира путём комического переворачивания профессиональной действительности [2]. Однако, это далеко не единственная функция юмора в медицинском дискурсе. В результате анализа языкового материала и специальной литературы были выделены следующие функции юмора в речевых актах:

1) балагурство;

2) коммуникативная поддержка;

3) фатическая;

4) оценочная;

5) создание конфликтной ситуации;

6) ритуальная;

7) маскировочная.

Остановимся на нескольких из вышеперечисленных функций.

Функция создания конфликтной ситуации

Юмористическое речевое действие может быть направлено не столько на осуждение лица, сколько на создание конфликтной ситуации, разжигание конфликта, нарушение хода коммуникации:

1) The doctors are discussing that one patient is gradually dying day by day:

- How long do we have?

- If it's a tumor, we are talking a month or two. If it's infectious, a few weeks. If it's vascular, that'll probably be fastest of all. Maybe a week.

- We are gonna stop all treatment.

- So, we are just gonna do nothing? We are just gonna watch her die?

- Yeah, we are just gonna watch her die. Specifically, we're gonna watch how fast she's dying. When we see how fast it's killing her, we'll know what it is.

- There's got to be something we can do, something better than watching her die.

- Well, I got nothing. How about you? [House M.D. - Season 1, Episode 1 -Pilot].

Данный фрагмент, являющий собой беседу врачей о дальнейшем лечении пациента, иллюстрирует саркастичное речевое действие. Лечащий врач сатирично высказывается по поводу того, что следует определить скорость умирания пациента для того, чтобы поставить верный диагноз. Если знать предысторию, станет понятно, что это единственный выход из данной ситуации, так как врачи не могут определить болезнь, в силу её сложности, и от безнадёжности пытаются выявить её с помощью скорости увядания организма пациента. Данное речевое действие вызвало отрицательный эффект у коллег врача и привело к возникновению скрытого коммуникативного конфликта между собеседниками, так как коллеги посчитали доктора бездушным существом.

2) The doctor (is lame in the right leg) and the patient, whose skin color is almost orange, are talking:

Patient: I was playing golf and my cleats got stuck. It hurt a little, but I kept playing. The next morning I could barely stand up.

The doctor is smiling

Patient: Well, you are smiling, so I take it that means this isn't serious. What's that (at this time the doctor is taking tablets)? What are you doing?

Doctor: Painkillers

P: Oh, for you. For your leg.

D: No, cause they are yummy [House M.D. - Season 1, Episode 2 - Paternity].

Данный пример демонстрирует юмористическое действие типа «издевка». Цель данного действия - оскорбить адресата, дать почувствовать, что тот сказал глупость. В данном случае юмористический эффект достигается за счет оскорбительной насмешки.

Говорящий стремится обидеть адресата с той целью, чтобы ему стало неловко от собственной глупости. Адресант достигает своей цели: реципиенту становится неловко, особенно это видно по его рассеянному взгляду и тщательному старанию спрятать глаза (отводит их).

Балагурство

В коммуникативных ситуациях юмор может использоваться с целью создания веселой атмосферы. В таких случаях коммуникант намеренно, либо без веских оснований берет на себя роль «шутника», «балагура», «клоуна».

Такую же функцию выполняют юмористические речевые действия, которые трактуются как «черный юмор» (в силу специфики работы в коммуникации врачей достаточно частотен).

The doctor has come to the patient's ward:

D: I'm Dr. House

P: It's good to meet you.

D: You're being an idiot. You have a tapeworm in your brain. It's not pleasant, but if we don't do anything, you'll be dead by the weekend.

P: Have you actually seen the worm?

D: When you're all better, I'll show you my diplomas [House M.D. - Season 1, Episode 1 - Pilot].

В данном примере можно проследить наличие ироничного речевого действия, целью которого является стремление адресанта «задеть» реципиента, указать на то, что нужно как можно быстрее начать лечиться, а если ничего не делать, то можно лишиться жизни. Реципиент в данной ситуации не верит, что доктор ставит ему верный диагноз, адресант иронизирует и вместо того, чтобы начать убеждать пациента в том, что диагноз верен, говорит, что покажет ему свои дипломы после того, как тому станет лучше, иронически намекая, что знает, о чём говорит.

Маскировочная функция

Нередко юмор используется в общении с целью завуалировать всю серьезность создавшегося положения, либо серьезность намерения коммуниканта.

2 doctors are talking about one patient:

- The 29-year-old woman

- The one who can't talk? I like that part

- She is my cousin

- And your cousin doesn't like the diagnosis. I wouldn't either. Brain tumor, she

is going to die. Boring [House M.D. - Season 1, Episode 1 - Pilot].

Данный пример демонстрирует шутливое речевое действие. Коммуникант имеет намерение снять напряженность создавшейся ситуации своим шутливым

тоном. В разговоре двух врачей один рассказывает другому о страшном диагнозе, поставленном 29-летней девушке - опухоль мозга. Коммуникант называет смерть скукой, что вызывает юмористический эффект и одновременно снимает напряжение.

Подводя итог, можно смело сказать, что юмористическое речевое действие имеет большое значение для коммуникантов в процессе общения. Оно может быть использовано для того, чтобы поддержать нормальное общение, продлить его или, наоборот, нарушить ход коммуникации, создать коммуникативный конфликт, прервать процесс общения.

Сравнив несколько юмористических ситуаций, встречающихся в диалоге врачей или врачей и пациентов, можно сделать вывод, что юмор в их общении чаще выступает средством защиты от неприятных моментов, возникающих на практике, таких как: постановка диагноза, беседа с пациентом о его здоровье и т.д. На основании приведённых выше примеров, доминирующими функциями юмора в медицинском дискурсе можно назвать функцию балагурства и маскировочную функцию.

Список литературы

1. Бочкова Л.Г., Наумова Е.В. Врач - лингвоактивная профессия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sgmu.ru/news/paper/2007/04/art05.html (дата обращения: 3.05.2014 г.).

2. Казакова Д.В. Категория комического в медицинском дискурсе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - Кемерово, 2013.

3. Карасик В. И. Речевая коммуникация: дискурсивный аспект [Электронный ресурс]. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1368528148.pdf (дата обращения: 4.05.2014 г.).

4. Маджаева С.И. Термины в медицинском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 33. - С. 92-94.

5. Video: Doctor House, episodes 1-2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.watchonHneseries.eu/show/housemd/season/1/episode/2#.U3xB-9J_vIY (дата обращения: 12.03.2014 г.).

© Баранцева О.А., Икова Ю.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.