ЮМОР В INTERNET КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОПИНГ-РЕСУРС В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Мусийчук М.В. (Магнитогорск, МГТУ им. Г.И. Носова) mv-mus@mail.ru
Аннотация. Актуальность проблемы юмора в интернет как эффективного когнитивно-аффективного копинг-ресурса в период самоизоляции введенной в период пандемии коронавируса обусловлена рядом причин: повышение стресса, тревожности, в целом возросло психоэмоциональное напряжение, увеличилось количество конфликтов в семье, обусловленных на фоне симптоматики covid-19 значительным снижением привычных социальных контактов. Проведен анализ юмора как копинг-стратегии, его влияние на стресс и когнитивные оценки.В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в юмористической (остроумной) форме некоторых проблем, возникших в период пандемииикоро-навируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения. Отметим, что копинг-стратегии представлены такими приемами остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки -сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт. Контент-анализ юмора в сети Internet как формы совладающего поведения в период пандемии и самоизоляции позволяет выделить ряд проблем.
Ключевые слова: юмор в интернет, остроумие, копинг-ресурс, пандемия корона-вируса.
HUMOR ON THE INTERNET AS AN EFFECTIVE COPYING RESOURCE DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC MusiichukM.V. (Magnitogorsk, NMSTU) mv-mus@mail.ru
Abstract. The relevance of the problem of humor on the Internet as an effective cognitive-affective coping resource during the period of self-isolation introduced during the corona-virus pandemic is due to a number of reasons: increased stress, anxiety, psychoemotional stress in general increased, the number of conflicts in the family increased due to significant covid-19 symptoms. decrease in habitual social contacts. An analysis of humor as a coping strategy, its impact on stress and cognitive assessments is carried out.As a result of the analysis of jokes on the Internet based on the identification of witty techniques, which served as the fundamental form for comprehending in a humorous (witty) form some of the problems that arose during the coronavirus pandemic and self-isolation at the level of individual coping behavior. Note that coping strategies are represented by such techniques of wit as: "irony" in the form of deliberate sophistication of speech, mixing of styles, irony in the form of cruel mockery - sarcasm; false amplification", based on the form of doubling with refinement; "Hint" in the form of attribution of features. Content analysis of humor on the Internet as a form of coping behavior during a pandemic and self-isolation allows us to highlight a number of problems.
Keywords: humor on the Internet, wit, coping resource, coronavirus pandemic.
Актуальность проблемы юмора в интернет как эффективного когнитивно-аффективного копинг-ресурса в период самоизоляции введенной в период пандемии ко-ронавируса обусловлена рядом причин: повышение стресса, тревожности, в целом возросло психоэмоциональное напряжение, увеличилось количество конфликтов в семье, обусловленных на фоне симптоматики covid-19 значительным снижением привычных социальных контактов. Коммуникативное действие - базовый социальный процесс (Ю. Ха-бермас). Особенностью проведенного исследования является то, что юмор, представлен-
ный в интернет в период самоизоляции анализируется с позиции формально-аксиологического, а не формально-логического подхода. Согласно концепции В.О. Лобо-викова формально-аксиологический подход дает возможность исследования устано-вок:знания, веры, сомнения, надежды, желания. Подчеркнем, что в юмористической форме репрезентируются цели и интересы субъекта, творческий потенциал в наиболее выразительной форме, приемах остроумия (А.Н. Лук).
Методологическими основаниями исследования являются идеи представленные в монографии К.А. Абульхановой-Славской «Стратегия жизни»:«...состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком» (Абульханова-Славская, 1994, с. 6). Так же мысль С.К. Нартовой-Бочавер о единстве субъекта и бытия (Нартова-Бочавер, 2009, с. 482-496; Нартова-Бочавер, 1997). Важным аспектом в единстве субъекта и объекта бытия представляется постулируемая авторомнеизбежность негативного и позитивного в жизнедеятельности и поиск ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций.
«Когнитивное оценивание», описанное Л.И. Анцифировой, на основе выявления негативных и позитивных сторон способствует более глубокому пониманию юмора как стратегии совладания. При когнитивном оценивании появляется значение оказывающее влияние на формирование определенных эмоций (Анцыферова, 1994, с. 7). Наряду с этим отметим, что формирование позитивных эмоций происходит в процессе порождения и восприятия юмора на основе его когнитивно-аффективной природы (Мусийчук, 2017). Работе «ProgressoncognitiveMotivational - Relational - TheoryofEmotion» R. Lazarus совершенно справедливо подчеркивает «эмоция является ответом на значение» (Lazarus, 1991, p. 824).
Анализ юмора как копинг-стратегии, его влияние на стресс и когнитивные оценки проводился N.A. Kuiper, R.A. Martin, L.J. Olinger(Kuiper, Martin, Olinger, 1993, p. 81-96).R.A. Martin, Р. Puhlik-DorisG., Larsen, J. Gray, К. Weir при изучении различий в использовании юмора в связи с благополучием личности, как основы разработки опросника стилей юмора (Martin, Puhlik-Doris, Larsen, Gray, Weir, 2003, p. 48-75). В работе Y. Rim «Senseofhumorandcopingstyles» исследуются связь между различными стратегиями совладения и чувства юмора [Rim, 1988, p. 559-564).R.A.Martin в работе «Humorandthemas-teryofliving: Usinghumortocopewiththedailystressesofgrowingup» описывает выявленные корреляциичувства юмора с чертами личности, повышающими адаптивность, такими как стрессоустойчивость, уверенность в себе и др. R. Martin, в своем определении юмора выделяет: поведенческий паттерн, проявляющийся в частом смехе, продуцировании шуток; способность запоминать шутки и рассказывать их, а также их создавать и понимать; черту характера - веселость; эстетическую реакцию в виде оценки некоторых явлений; отношение - позитивный взгляд на мир и смешных людей; - стратегию преодоления трудностей - проявляющуюся в склонности преломления жизненных невзгод через призму юмора. В данном исследовании значительный интерес представляет именно определение R. Martin юмора, как стратегии преодоления трудностей. Данное положение в полной мере можно экстраполировать на юмор в Internet как эффективный копинг-ресурс в период пандемии коронавируса.
В диссертационном исследовании JohnMeyer (2003) на тему «Речевое общение» (Speechcommunication) представленную к защите в TheUniversityofSouthernMississipp поставлена проблема использования юмора в ответ на сообщение одними, в то время как другие свидетели этого же сообщения - этого не делают. Автор также исследует юмор в процессе межличностного общения через выявлении причин раскрывающих, то, как и почему люди делятся юмором. Для нашего исследования представляют значительный интерес выводы, полученные по гипотезамJohnMeyer, в частности - гипотеза «социального
сочувствия». По мнению автора, какое разделяю, в данной гипотезепредполагается, что люди создают юмор и делятся им в качестве средства социальной поддержки, основанной на стремлении помочь другим почувствовать себя лучше по отношению к себе или своей ситуации. Кроме того, симпатическая линза предполагает, что люди реагируют на юмор по-разному, в зависимости от того, кому или чему они симпатизируют. Более того, JohnMeyer пишет, что симпатическая линза предполагает, что люди реагируют на юмор по-разному, в зависимости от того, кому или чему они симпатизируют.
ЮморвповседневнойжизнипредставленывдиссертационномисследованииP. Freck-nall (1988)«Good humor: a phenomenological investigation into the uses of humor in everyday life» (The Union for Experimenting Colleges and Universities). Автор стремился к обоснованию юмора как важного здорового механизма снижения стресса, повышения адаптивных возможностей личности. так же рассмотрения возможностей использования юмора в терапевтических, образовательных и других целях. P. Frecknall описывает юмор, как положительную силу на модель феноменологического исследования. Эта модель использовалась для облегчения получения релевантных, контекстуально подходящих данных, а также для улучшения и дополнения уже существующих эмпирических данных о юморе. В исследовании приняли участие 12 испытуемых, длительность процесса интервьюирования составляла от семи с половиной до 12 часов, с одним участником. Анализ материала, полученного в ходе интервью проводился в соответствии с моделью феноменологического анализа данных Стевича-Колаицци-Кина. Исследователь приходит к интересному выводу о том, что юмор присутствует и важен в жизни людей, чем они представляли себе до размышлений и анализа. Яркой центральной тенденцией, выявленной в исследованииР. Frecknall, является четкое представление оюморе как о мощном компоненте психического здоровья. В результатах исследования представлены переживания юмора в психотерапии, образовании, психической стойкости и социокультурных функциях. Отмечена необходимость дальнейшего изучения юмора с целью выяснения феноменологии пережитого юмора как составляющей психического благополучия.
Материалы и методы. Материалом исследования являлся юмористический контент в сети Internet в период коронавируса covid-19 и самоизоляции. Метод исследования контент-анализ юмористического содержания, с выделением приемов остроумия, как формы совладающего поведения, направленного на юмористическое осмысление проблем возникших в период пандемии и самоизоляции.
В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в юмористической (остроумной) форме некоторых проблем, возникших в период пандемииикоронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения. Отметим, что копинг-стратегии представлены такими приемами остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки - сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт.
Предметно-тематические группы юмора в Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализован-ные тексты, стишки-пирожки, мемы. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.
Результаты. Контент-анализ юмора в сети Internet как формы совладающего поведения в период пандемии и самоизоляции позволяет выделить ряд проблем. Копинг-стратегии представлены на основе таких приемов остроумия как: ирония, смешение стилей, ложное усиление, намек и др. Предметно-тематические группы каких коснулись
пользователи Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализованные тексты (значительное количество каких реализована с использованием кадров из популярных художественных кинофильмов и мультипликационных фильмов); стишки-пирожки (в период самоизоляции на туалетной бумаге); мемы (особенно популярны про Наташу и ее котов, цикл ИЗОизоляция); песни (по мотивам популярных песен, например, «Нам нужна одна победа...», «В лесу родилась елочка». Песни сопровождаются призывами петь всей страной); частушки. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.Как стратегия совладания юмор способствует оптимизации эмоционального отношения к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1994.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 1.
2. Нартова-Бочавер С.К. Единство субъекта и бытия как основа естественной психотерапии // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.:Изд-во Института психологии РАН, 2009.
3. Нартова-Бочавер С.К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 15.
4. Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. T. 9. 2017. № 3(44). URL: http://mprj.ru (датаобращения: 08.09.2021).
5. Kuiper N.A., Martin R.A., Olinger L.J. Coping humor, stress and cognitive appraisals// Canadian Journal of Behavioral Science. 1993. 25(1).
6. Lazarus R.S. Progress on cognitive Motivational - Relational - Theory of Emotion // Amer. Appl. Psihol.Vol. 46. 1991. No. 8.
7. Martin R.A., Puhlik-Doris Р., Larsen G., Gray J., Weir К. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire // Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37.
8. Rim Y. Sense of humor and coping styles // Personality if Individual Differences. Vol. 9. 1988.No. 3.