Научная статья на тему 'ЮМОР В INTERNET КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОПИНГ-РЕСУРС В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ЮМОР В INTERNET КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОПИНГ-РЕСУРС В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмор в интернет / остроумие / копинг-ресурс / пандемия коронавируса / humor on the Internet / wit / coping resource / coronavirus pandemic

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусийчук М.В.

Актуальность проблемы юмора в интернет как эффективного когнитивно-аффективного копинг-ресурса в период самоизоляции введенной в период пандемии коронавируса обусловлена рядом причин: повышение стресса, тревожности, в целом возросло психоэмоциональное напряжение, увеличилось количество конфликтов в семье, обусловленных на фоне симптоматики covid-19 значительным снижением привычных социальных контактов. Проведен анализ юмора как копинг-стратегии, его влияние на стресс и когнитивные оценки.В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в юмористической (остроумной) форме некоторых проблем, возникших в период пандемии и коронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения. Отметим, что копинг-стратегии представлены такими приемами остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки – сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт. Контент-анализ юмора в сети Internet как формы совладающего поведения в период пандемии и самоизоляции позволяет выделить ряд проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMOR ON THE INTERNET AS AN EFFECTIVE COPYING RESOURCE DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The relevance of the problem of humor on the Internet as an effective cognitive affective coping resource during the period of self-isolation introduced during the coronavirus pandemic is due to a number of reasons: increased stress, anxiety, psycho-emotional stress in general increased, the number of conflicts in the family increased due to significant covid-19 symptoms. decrease in habitual social contacts. An analysis of humor as a coping strategy, its impact on stress and cognitive assessments is carried out.As a result of the analysis of jokes on the Internet based on the identification of witty techniques, which served as the fundamental form for comprehending in a humorous (witty) form some of the problems that arose during the coronavirus pandemic and self-isolation at the level of individual coping behavior. Note that coping strategies are represented by such techniques of wit as: "irony" in the form of deliberate sophistication of speech, mixing of styles, irony in the form of cruel mockery – sarcasm; false amplification”, based on the form of doubling with refinement; "Hint" in the form of attribution of features. Content analysis of humor on the Internet as a form of coping behavior during a pandemic and self-isolation allows us to highlight a number of problems.

Текст научной работы на тему «ЮМОР В INTERNET КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОПИНГ-РЕСУРС В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

ЮМОР В INTERNET КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОПИНГ-РЕСУРС В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Мусийчук М.В. (Магнитогорск, МГТУ им. Г.И. Носова) mv-mus@mail.ru

Аннотация. Актуальность проблемы юмора в интернет как эффективного когнитивно-аффективного копинг-ресурса в период самоизоляции введенной в период пандемии коронавируса обусловлена рядом причин: повышение стресса, тревожности, в целом возросло психоэмоциональное напряжение, увеличилось количество конфликтов в семье, обусловленных на фоне симптоматики covid-19 значительным снижением привычных социальных контактов. Проведен анализ юмора как копинг-стратегии, его влияние на стресс и когнитивные оценки.В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в юмористической (остроумной) форме некоторых проблем, возникших в период пандемииикоро-навируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения. Отметим, что копинг-стратегии представлены такими приемами остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки -сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт. Контент-анализ юмора в сети Internet как формы совладающего поведения в период пандемии и самоизоляции позволяет выделить ряд проблем.

Ключевые слова: юмор в интернет, остроумие, копинг-ресурс, пандемия корона-вируса.

HUMOR ON THE INTERNET AS AN EFFECTIVE COPYING RESOURCE DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC MusiichukM.V. (Magnitogorsk, NMSTU) mv-mus@mail.ru

Abstract. The relevance of the problem of humor on the Internet as an effective cognitive-affective coping resource during the period of self-isolation introduced during the corona-virus pandemic is due to a number of reasons: increased stress, anxiety, psychoemotional stress in general increased, the number of conflicts in the family increased due to significant covid-19 symptoms. decrease in habitual social contacts. An analysis of humor as a coping strategy, its impact on stress and cognitive assessments is carried out.As a result of the analysis of jokes on the Internet based on the identification of witty techniques, which served as the fundamental form for comprehending in a humorous (witty) form some of the problems that arose during the coronavirus pandemic and self-isolation at the level of individual coping behavior. Note that coping strategies are represented by such techniques of wit as: "irony" in the form of deliberate sophistication of speech, mixing of styles, irony in the form of cruel mockery - sarcasm; false amplification", based on the form of doubling with refinement; "Hint" in the form of attribution of features. Content analysis of humor on the Internet as a form of coping behavior during a pandemic and self-isolation allows us to highlight a number of problems.

Keywords: humor on the Internet, wit, coping resource, coronavirus pandemic.

Актуальность проблемы юмора в интернет как эффективного когнитивно-аффективного копинг-ресурса в период самоизоляции введенной в период пандемии ко-ронавируса обусловлена рядом причин: повышение стресса, тревожности, в целом возросло психоэмоциональное напряжение, увеличилось количество конфликтов в семье, обусловленных на фоне симптоматики covid-19 значительным снижением привычных социальных контактов. Коммуникативное действие - базовый социальный процесс (Ю. Ха-бермас). Особенностью проведенного исследования является то, что юмор, представлен-

ный в интернет в период самоизоляции анализируется с позиции формально-аксиологического, а не формально-логического подхода. Согласно концепции В.О. Лобо-викова формально-аксиологический подход дает возможность исследования устано-вок:знания, веры, сомнения, надежды, желания. Подчеркнем, что в юмористической форме репрезентируются цели и интересы субъекта, творческий потенциал в наиболее выразительной форме, приемах остроумия (А.Н. Лук).

Методологическими основаниями исследования являются идеи представленные в монографии К.А. Абульхановой-Славской «Стратегия жизни»:«...состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком» (Абульханова-Славская, 1994, с. 6). Так же мысль С.К. Нартовой-Бочавер о единстве субъекта и бытия (Нартова-Бочавер, 2009, с. 482-496; Нартова-Бочавер, 1997). Важным аспектом в единстве субъекта и объекта бытия представляется постулируемая авторомнеизбежность негативного и позитивного в жизнедеятельности и поиск ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций.

«Когнитивное оценивание», описанное Л.И. Анцифировой, на основе выявления негативных и позитивных сторон способствует более глубокому пониманию юмора как стратегии совладания. При когнитивном оценивании появляется значение оказывающее влияние на формирование определенных эмоций (Анцыферова, 1994, с. 7). Наряду с этим отметим, что формирование позитивных эмоций происходит в процессе порождения и восприятия юмора на основе его когнитивно-аффективной природы (Мусийчук, 2017). Работе «ProgressoncognitiveMotivational - Relational - TheoryofEmotion» R. Lazarus совершенно справедливо подчеркивает «эмоция является ответом на значение» (Lazarus, 1991, p. 824).

Анализ юмора как копинг-стратегии, его влияние на стресс и когнитивные оценки проводился N.A. Kuiper, R.A. Martin, L.J. Olinger(Kuiper, Martin, Olinger, 1993, p. 81-96).R.A. Martin, Р. Puhlik-DorisG., Larsen, J. Gray, К. Weir при изучении различий в использовании юмора в связи с благополучием личности, как основы разработки опросника стилей юмора (Martin, Puhlik-Doris, Larsen, Gray, Weir, 2003, p. 48-75). В работе Y. Rim «Senseofhumorandcopingstyles» исследуются связь между различными стратегиями совладения и чувства юмора [Rim, 1988, p. 559-564).R.A.Martin в работе «Humorandthemas-teryofliving: Usinghumortocopewiththedailystressesofgrowingup» описывает выявленные корреляциичувства юмора с чертами личности, повышающими адаптивность, такими как стрессоустойчивость, уверенность в себе и др. R. Martin, в своем определении юмора выделяет: поведенческий паттерн, проявляющийся в частом смехе, продуцировании шуток; способность запоминать шутки и рассказывать их, а также их создавать и понимать; черту характера - веселость; эстетическую реакцию в виде оценки некоторых явлений; отношение - позитивный взгляд на мир и смешных людей; - стратегию преодоления трудностей - проявляющуюся в склонности преломления жизненных невзгод через призму юмора. В данном исследовании значительный интерес представляет именно определение R. Martin юмора, как стратегии преодоления трудностей. Данное положение в полной мере можно экстраполировать на юмор в Internet как эффективный копинг-ресурс в период пандемии коронавируса.

В диссертационном исследовании JohnMeyer (2003) на тему «Речевое общение» (Speechcommunication) представленную к защите в TheUniversityofSouthernMississipp поставлена проблема использования юмора в ответ на сообщение одними, в то время как другие свидетели этого же сообщения - этого не делают. Автор также исследует юмор в процессе межличностного общения через выявлении причин раскрывающих, то, как и почему люди делятся юмором. Для нашего исследования представляют значительный интерес выводы, полученные по гипотезамJohnMeyer, в частности - гипотеза «социального

сочувствия». По мнению автора, какое разделяю, в данной гипотезепредполагается, что люди создают юмор и делятся им в качестве средства социальной поддержки, основанной на стремлении помочь другим почувствовать себя лучше по отношению к себе или своей ситуации. Кроме того, симпатическая линза предполагает, что люди реагируют на юмор по-разному, в зависимости от того, кому или чему они симпатизируют. Более того, JohnMeyer пишет, что симпатическая линза предполагает, что люди реагируют на юмор по-разному, в зависимости от того, кому или чему они симпатизируют.

ЮморвповседневнойжизнипредставленывдиссертационномисследованииP. Freck-nall (1988)«Good humor: a phenomenological investigation into the uses of humor in everyday life» (The Union for Experimenting Colleges and Universities). Автор стремился к обоснованию юмора как важного здорового механизма снижения стресса, повышения адаптивных возможностей личности. так же рассмотрения возможностей использования юмора в терапевтических, образовательных и других целях. P. Frecknall описывает юмор, как положительную силу на модель феноменологического исследования. Эта модель использовалась для облегчения получения релевантных, контекстуально подходящих данных, а также для улучшения и дополнения уже существующих эмпирических данных о юморе. В исследовании приняли участие 12 испытуемых, длительность процесса интервьюирования составляла от семи с половиной до 12 часов, с одним участником. Анализ материала, полученного в ходе интервью проводился в соответствии с моделью феноменологического анализа данных Стевича-Колаицци-Кина. Исследователь приходит к интересному выводу о том, что юмор присутствует и важен в жизни людей, чем они представляли себе до размышлений и анализа. Яркой центральной тенденцией, выявленной в исследованииР. Frecknall, является четкое представление оюморе как о мощном компоненте психического здоровья. В результатах исследования представлены переживания юмора в психотерапии, образовании, психической стойкости и социокультурных функциях. Отмечена необходимость дальнейшего изучения юмора с целью выяснения феноменологии пережитого юмора как составляющей психического благополучия.

Материалы и методы. Материалом исследования являлся юмористический контент в сети Internet в период коронавируса covid-19 и самоизоляции. Метод исследования контент-анализ юмористического содержания, с выделением приемов остроумия, как формы совладающего поведения, направленного на юмористическое осмысление проблем возникших в период пандемии и самоизоляции.

В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в юмористической (остроумной) форме некоторых проблем, возникших в период пандемииикоронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения. Отметим, что копинг-стратегии представлены такими приемами остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки - сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт.

Предметно-тематические группы юмора в Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализован-ные тексты, стишки-пирожки, мемы. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.

Результаты. Контент-анализ юмора в сети Internet как формы совладающего поведения в период пандемии и самоизоляции позволяет выделить ряд проблем. Копинг-стратегии представлены на основе таких приемов остроумия как: ирония, смешение стилей, ложное усиление, намек и др. Предметно-тематические группы каких коснулись

пользователи Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализованные тексты (значительное количество каких реализована с использованием кадров из популярных художественных кинофильмов и мультипликационных фильмов); стишки-пирожки (в период самоизоляции на туалетной бумаге); мемы (особенно популярны про Наташу и ее котов, цикл ИЗОизоляция); песни (по мотивам популярных песен, например, «Нам нужна одна победа...», «В лесу родилась елочка». Песни сопровождаются призывами петь всей страной); частушки. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.Как стратегия совладания юмор способствует оптимизации эмоционального отношения к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1994.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 1.

2. Нартова-Бочавер С.К. Единство субъекта и бытия как основа естественной психотерапии // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.:Изд-во Института психологии РАН, 2009.

3. Нартова-Бочавер С.К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 15.

4. Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. T. 9. 2017. № 3(44). URL: http://mprj.ru (датаобращения: 08.09.2021).

5. Kuiper N.A., Martin R.A., Olinger L.J. Coping humor, stress and cognitive appraisals// Canadian Journal of Behavioral Science. 1993. 25(1).

6. Lazarus R.S. Progress on cognitive Motivational - Relational - Theory of Emotion // Amer. Appl. Psihol.Vol. 46. 1991. No. 8.

7. Martin R.A., Puhlik-Doris Р., Larsen G., Gray J., Weir К. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire // Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37.

8. Rim Y. Sense of humor and coping styles // Personality if Individual Differences. Vol. 9. 1988.No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.