Научная статья на тему 'ЮМОР В ДЖИХАДИСТСКОЙ РИТОРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГИЛ, АЛЬ-КАИДЫ, ТЕХРИК-Е ТАЛИБАН ПАКИСТАН И ТАЛИБАНА1 / МЕХРАН В., БИРН М., ГИББС-ПИРС Э., МАКФАРЛЕЙН А., МИНИХЕЙН ДЖ., РЕЙНДЖЕР Э.'

ЮМОР В ДЖИХАДИСТСКОЙ РИТОРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГИЛ, АЛЬ-КАИДЫ, ТЕХРИК-Е ТАЛИБАН ПАКИСТАН И ТАЛИБАНА1 / МЕХРАН В., БИРН М., ГИББС-ПИРС Э., МАКФАРЛЕЙН А., МИНИХЕЙН ДЖ., РЕЙНДЖЕР Э. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / РИТОРИКА ДЖИХАДА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMOUR IN JIHADI RHETORIC : COMPARATIVE ANALYSIS OF ISIS, AL-QAEDA, TTP, AND THE TALIBAN. MEHRAN W., BYRNE М., GIBBS-PEARCE E., MACFARLANE A., MINIHANE J., RANGER A

Keywords: HUMOR, JIHADI RHETORIC, TERRORIST ORGANIZATIONS

Текст научной работы на тему «ЮМОР В ДЖИХАДИСТСКОЙ РИТОРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГИЛ, АЛЬ-КАИДЫ, ТЕХРИК-Е ТАЛИБАН ПАКИСТАН И ТАЛИБАНА1 / МЕХРАН В., БИРН М., ГИББС-ПИРС Э., МАКФАРЛЕЙН А., МИНИХЕЙН ДЖ., РЕЙНДЖЕР Э.»

СОЦИОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

ЮМОР В ДЖИХАДИСТСКОЙ РИТОРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГИЛ, АЛЬ-КАИДЫ, ТЕХРИК-Е ТАЛИБАН ПАКИСТАН И ТАЛИБАНА1 / МЕХРАН В., БИРН М., ГИББС-ПИРС Э., МАКФАРЛЕЙН А., МИНИХЕЙН Дж., РЕЙНДЖЕР Э. Реф. ст.: Humour in jihadi rhetoric : comparative analysis of ISIS, Al-Qaeda, TTP, and the Taliban2 / Mehran W., Byrne М., Gibbs-Pearce E., Macfarlane A., Minihane J., Ranger A. // Behavioral sciences of terrorism and political aggression. - 2022. - May 22. - URL: https://doi.org/10.1080/19434472.2022.2075028 (accessed:

01.11.2022).

Ключевые слова: юмор; риторика джихада; террористические организации.

Для цитирования: Тымченко О.В. [Реферат] Юмор в джихадист-ской риторике : сравнительный анализ ИГИЛ, Аль-Каиды, Техрик-Е Талибан Пакистан и Талибана / Мехран В., Бирн М., Гиббс-Пирс Э., Макфарлейн А., Минихейн Дж., Рейнджер Э. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. - 2022. - № 4. - С. 155-162. Реф. ст.: Humour in jihadi rhetoric : comparative analysis of ISIS, Al-Qaeda, TTP, and the Taliban / Mehran W., Byrne М., Gibbs-Pearce E., Macfarlane A., Minihane J., Ranger A. // Behavioral sciences of terrorism and political aggression. - 2022. - May 22. -URL: https://doi.org/10.1080/19434472.2022.2075028

Keywords: humor; jihadi rhetoric; terrorist organizations.

1 Здесь и далее: указанные организации запрещены на территории Российской Федерации. - Прим. реф.

2 Hereinafter: these organizations are banned on the territory of the Russian Federation. - Referent's note.

For citation: Tymchenko O.V. [Article summary], Social'nye i gumani-tarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11. Sociology]. - 2022. - N 4. - P. 155-162. Article summary : Humour in jihadi rhetoric : comparative analysis of ISIS, Al-Qaeda, TTP, and the Taliban. Mehran W., Byrne М., Gibbs-Pearce E., Macfarlane A., Minihane J., Ranger A. Behavioral sciences of terrorism and political aggression. - 2022. -May 22. - URL: https://doi.org/10.1080/19434472.2022.2075028

За последние десятилетия террористические организации и сети заметно расширили спектр доступных им форматов работы с целевой аудиторией, сделав свои пропагандистские стратегии более нюансированными и действенными. Нашиды1, обычные листовки с кратким изложением идеологии террористов или программных выступлений их лидеров были дополнены более современными средствами донесения своей позиции до масс: яркими видео- и аудиоматериалами, видеоиграми, глянцевыми журналами. Специфической чертой феномена «глянцевого джихада» стало использование инструментов пропаганды, характерных для западного информационного пространства, в числе которых есть и юмор. Признавая полиморфизм современного терроризма и полагая необходимым осмыслить трансформацию стилистики медиа-пропаганды соответствующих организаций, авторы реферируемой статьи - Вида Мехран, Меган Бирн, Элла Гиббс-Пирс, Арчи Макфарлейн, Джейкоб Минихейн, Эми Рейнджер (Эксетерский университет, г. Эксетер, Великобритания) выбрали использование юмора в джихадистских журналах объектом своего исследования.

В качестве цели исследования ими было обозначено изучение стратегий использования юмора в джихадистской пропаганде на примере запрещенных в РФ ИГИЛ, Аль-Каиды, Техрик-е Талибана Пакистана (ТТП) и Талибана. Для осуществления заявленной цели требовалось: разработать теоретическую рамку анализа юмора; определить ключевые темы, актуализирующиеся в юмористи-

1 Традиционные мусульманские мужские песнопения без аккомпанемента. Нашидами также называются песни, выпускаемые террористической организацией «Исламское государство» (запрещенная в РФ) для привлечения сторонников и устрашения врагов. - Прим. реф.

ческих конструкциях; выявить различия в типах юмора, используемых террористами разных группировок.

Любой террористический акт в основе своей всегда направлен на порождение страха в обществе. Само слово «террор» происходит от «йеггеге», что означает «создавать страх». Теракты, жестокие убийства, запугивание мирных граждан - все это создает негативный и устрашающий контекст, необходимый террористическим организациям для достижения их целей. Однако деятельность террористов в информационном поле не может быть сведена исключительно к использованию демонстративного насилия. Они также стремятся сформировать привлекательный образ собственной организации, способствующий рекрутированию новых боевиков. Особенно ярко эта тенденция проявляется в пропагандистских усилиях, направленных на западную аудиторию.

Для того чтобы завоевать «сердца и умы» потенциальных сторонников, террористы активно работают над «мягким измерением» военной жизни - ритуалами, социальными практиками, соответствующими медиапродуктами. Подобные практики необходимы для того, чтобы мотивировать последователей, дать им советы по проведению джихада и хиджры1 (с. 2).

Юмор в политическом измерении может преследовать различные цели и принимать разные формы, однако ему имманентно присуща способность укреплять социальную идентичность. Понимание контекста шуток может сплотить группу людей; так юмор становится одним из элементов выстраивания дихотомии «мы -они» в определенных ситуациях.

В представленной статье авторы отвечают на три вопроса: 1) какой юмор будет приемлемым для джихадистских группировок; 2) какова цель юмора в джихадистской риторике; 3) есть ли отличия в юморе различных террористических организаций. Ис-точниковую базу исследования составили 82 англоязычных жур-

1 В исламе у этого понятия есть несколько значений. Буквально с арабского языка слово переводится как «переселение». Им обозначается, в частности, переселение в 622 году мусульманской общины под руководством пророка Му-хаммада из Мекки в Медину. Террористические организации используют это понятие, обосновывая необходимость переезда и присоединения верующих к участию в боевых действиях. Не путать с обозначением индийской касты -хиджры. - Прим. реф.

нала, выпущенных запрещенными в РФ организациями: Аль-Каида, ИГИЛ, Талибан и Техрик-е Талибан Пакистан.

Концептуализируя политический юмор, исследователи подчеркивают, что это понятие обобщает иронию, сатиру, насмешки, пародию и сильно зависит от контекста. Высказывания журналистов или политиков могут иметь уничижительные значения, повлиять на настроения аудитории (с. 3). Юмор обладает подрывной силой как коммуникативная стратегия, способная призвать широкую общественность к прямым действиям, а также насадить определенную идеологию, «упакованную» в более легкий и доступный для восприятия формат. Хотя юмор зачастую ассоциируют с позитивными эмоциями и смехом, необходимо отметить, что юмор и смех - это отдельные феномены. Для того чтобы их различить, авторы обращаются к типологии юмора К. Стивенса1, который выделяет «сухой» и «влажный» юмор (с. 4). «Сухой» юмор как архетип характеризуется отсутствием намеренно комического изложения, он раскрывает и разглашает информацию. «Влажный» юмор в свою очередь основан на общих убеждениях и знаниях, он работает «в рамках логики подтверждения». «Сухой» юмор приглашает аудиторию к выработке нового видения, в то время как «влажный» юмор возвращает слушателей к уже существующим суждениям. Юмор также может привести к значительным политическим изменениям, за счет озвучивания альтернативной точки зрения на казавшиеся не подлежащими дискуссии вопросы. Юмор играет значительную роль в процессе построения коллективной идентичности и порождает чувство внутренней сплоченности. Инклюзивная функция юмора способствует установлению социальных связей между собеседниками, которые согласны с содержанием и целями юмора. Эксклюзивная функция юмора проявляется в том, что создает разрыв между теми, кто принимает и не принимает один и тот же юмор. Уничижительные насмешки и дегуманизация способствуют делигитимации определенных социальных групп. Юмор является в то же время механизмом «социальной коррекции», цель которой заключается в устранении всех элементов, не одобренных социумом. Таким образом, юмор представляет собой средство критики и

1 Stevens K. The politics of humor, from dry to wet // Cultural critique. -Vol. 112, N 1. - P. 1-23.

2021. -

социального контроля, проецирует нормы и ценности конкретного общества, обостряет границы между членами группы и остальным миром. Юмор также может разжигать конфликт. Аффилиативный юмор способствует сближению тех, кто смеется, укрепляет дух товарищества. Агрессивный юмор направлен на оскорбление другой социальной группы, подчеркивание чувства превосходства за счет другого (с. 6).

В статье отмечается, что экстремистские группы активно используют мемы, которые распространяются путем копирования или объединения с другими смысловыми единицами. С учетом того, что существование мемов сводится к бесконечному воспроизведению, они отчасти напоминают биологические вирусы. Ме-мы способствуют распространению циничного стиля юмора, призванного лишить потребителей чувствительности к применению насилия. Они словно легитимизируют опасный контент, представляя его как нечто способное вызвать улыбку. Молодое «поколение Z салафитов» активно использует визуальную культуру, мемы и иронию, чтобы привлечь широкую аудиторию молодых людей к радикальной идеологии. Таким образом, террористы тоже не пренебрегают использованием юмора, когда возникает необходимость обозначить или укрепить границы между членами своей и чужой социальной группы (с. 6).

Проведя количественный и качественный анализ 82 выпусков журналов на английском языке, издаваемых указанными запрещенными организациями, исследователи выявили, что террористы используют разные коммуникативные стратегии в зависимости от целевой аудитории журналов. К примеру, журнал ИГИЛ (организация запрещена в РФ) al-Naba, издаваемый на арабском языке, использует стереотипные оскорбительные описания для всех женщин (даже тех, кто входит в террористическую организацию). В то же время в английском журнале Dabiq ИГИЛ (организация запрещена в РФ) избегает уничижительных речевых конструкций в отношении женщин (с. 7).

С помощью двуступенчатого кодирования авторы проанализировали журналы террористических группировок и выявили основные типы юмора, используемые радикалами, определили степень частоты использования юмора в джихадистской риторике, а также - характеристики приемлемого и неприемлемого юмора для

каждой группы. Результаты исследования показали значимые расхождения в плане частоты и типа используемого юмора между различными группировками. Чаще всего к иронии в своей медиа-коммуникации прибегали ИГИЛ и Аль-Каида (запрещены в РФ)

(с. 8).

Границы юмора отделяют то, что можно, от того, что нельзя обсуждать в юмористическом или комедийном контекстах. Западные границы юмора обычно отражают стремление общества к соблюдению современных норм этики и политкорректности. В рамках же джихадистской риторики драматические и сакральные для западного человека темы высмеиваются. В частности, допустимым считается превратить убийства людей в повод для шутки. Границы юмора джихадистов определяются отношением к религии. ИГИЛ и Талибан (запрещены в РФ) в своих журналах постоянно подчеркивают границу между неприемлемым и приемлемым юмором (с. 10). К примеру, в девятом номере журнала Dabiq от 18 апреля 2017 г. террористы четко сформулировали свое отношение к неприемлемому юмору: «Если претендующий на статус верующего в ислам поклоняется чему-либо или кому-либо, кроме Аллаха, насмехается над Аллахом или полностью отказывается от подчинения Ему, то он не может считаться мусульманином» (с. 10). В ходе исследования было выделено четыре основных типа юмора, актуализирующихся в медиакоммуникации террористов: дегуманизирующий юмор; ирония и сарказм; издевательский юмор; ситуационный юмор (с. 11).

Дегуманизирующий юмор применяется всеми группами террористов, представленными в исследовании. В рамках этого типа юмора определенная социальная группа лишается человеческого образа, а, следовательно, и чувств, надежд, забот, присущих разумному человеку, что позволяет узаконить насилие, неуважение по отношению к данной группе. Согласно исследованию, ИГИЛ (организация запрещена в РФ) использует дегуманизирующий юмор с большей частотой, чем другие группировки. Анималистическая дегуманизация используется террористами для выражения морального осуждения предателей мусульманского сообщества, особенно шиитов. Анималистическая дегуманизация лишает человека таких характеристик, как вежливость, нравственность и приписывает ему звериные качества с помощью таких ярлыков, как

«паразит», «свинья», «осел», «обезьяна». Объект анималистической дегуманизации представлен как «грубый, некультурный, лишенный самоконтроля и неразумный» (с. 12). Авторы исследования приводят следующие примеры применения анималистической дегуманизации как уничижительного механизма: по отношению к президенту Бушу используется термин «собака», что относит его к животному, считающемуся нечистым в культурном отношении; термин «осел» для описания американцев указывает на лень, глупость и половую распущенность. Подобный тип юмора помогает устранить сострадание к объекту насмешек, обеспечивает необходимую долю инертности холодности целевой аудитории, а также является одной из форм построения негативной аутгрупповой идентичности (с. 12).

Ироничный и саркастический юмор используется террористами для укрепления товарищеского духа среди членов организации, усиления дихотомии «свой - чужой». Данный вид юмора наиболее востребован в ТТП и наименее - в Аль-Каиде (обе организации запрещены в РФ). В случае с последней сарказм и ирония используются только для высмеивания врагов и укрепления образа своей группы как «единственного носителя истины» (с. 14).

Насмешливый или издевательский юмор носит прямой и агрессивный характер. Инструментами являются изоляция фактов, чрезмерное преувеличение. Для того, чтобы издевательский юмор был воспринят аудиторией, необходимо высмеивать качества, уже известные общественности. Именно поэтому издевательский юмор используется в отношении известных личностей, прежде всего политиков. ИГИЛ (организация запрещена в РФ) активнее других группировок использует этот тип юмора, в частности, высмеивая старость президента Джозефа Байдена и его неспособность принять политические решения (с. 15).

Ситуационный юмор - еще один тип юмора, используемый радикальными группировками. Ситуационный юмор чаще всего представляет собой отсылку к событиям прошлого, описание уже завершившихся операций. «Забавные истории» чаще всего используются запрещенной в РФ Аль-Каидой для укрепления братского духа среди членов организации. Улыбка и смех являются основными атрибутами ситуационного юмора. Рассказы о прошедших событиях помогают мобилизовать людей на совершение джихада.

Ситуационный юмор отражает «мягкую сторону» джихада, укрепляет отношения в группировке, дает боевикам моральные силы на совершение миссий «истишхада»1 (с. 16).

Обобщая результаты исследования, авторы выдвигают следующие тезисы (с. 17). Указанные террористические организации пользуются различными видами юмора в своих пропагандистских материалах. При классификации юмора представляется возможным выделить четыре вида: дегуманизирующий, иронический и саркастический (насмешливый), а также ситуационный. Юмор в целом используется для создания и укрепления идентичности внутри группы, а также для очернения врагов, привлечения потенциальных рекрутов, пробуждения определенных эмоций общественности.

В заключение авторы отмечают, что для более эффективного анализа рассматриваемой проблематики необходимо не ограничиваться журналами и печатной продукцией террористических группировок, но обратиться к создаваемым ими интернет-сообществам, в которых юмор находит большую свободу проявления. Изучение визуального контента позволит лучше понять, какими юмористическими конструктами пользуются террористы и в каких целях.

О.В. Тымченко*

1 Арабское слово, означающее «мученичество», «смерть мученика», «героическая смерть». - Прим. реф.

* © Тымченко О.В., реферат, 2022

Тымченко Оксана Витальевна - студентка факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: ksyusha.tymchenko@mail.ru

Tymchenko Oksana Vitalievna - Student of the Faculty of World Politics, Lo-monosov Moscow State University. E-mail: ksyusha.tymchenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.