Научная статья на тему 'ЮМОР КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ЮМОР КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2085
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЮМОРА / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ЮМОР / ПРАВИЛА / ФУНКЦИИ / ТИПЫ ЮМОРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джелиева Залина Тасолтановна, Быдтаева Элеонора Львовна

Юмор присутствует практически в каждой из сфер жизни человека и является не только универсальным эффективным средством межличностного общения, но и способствует формированию позитивных отношений в социальных группах. Для избегания конфликтного взаимодействия применим юмористический способ коммуникации. Используя данный способ общения, можно оптимизировать эмоциональное состояние человека и улучшить взаимоотношения между людьми. Использование юмора на начальном этапе всеми участниками коммуникативного процесса может способствовать уменьшению конфронтации между собеседниками и смягчать воздействие негативного сообщения, проявлять терпимость по отношению к мнению других. Были изучены научные работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих юмор в аспекте данной проблемы. В статье приводятся различные определения юмора в философском и психологическом контекстах. В статье акцентируется внимание на существенной роли юмора как средства успешной коммуникации. Авторами разбираются представления о конструктивной социальной функции юмора. Перечислены эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций посредством юмора. Отражены условия уместного использования «здорового» юмора в межличностном общении. Кроме того, описаны правила использования юмора для эффективной коммуникации. В частности, юмор выступает средством успешной коммуникации в том случае, когда имеется психологическая готовность к восприятию юмора со стороны собеседника, а также при наличии адекватной реакции у человека. Указана позитивная роль и перечислены преимущества юмора в осуществлении межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMOR AS A MEANS OF SUCCESSFUL COMMUNICATION

The relevance of this article is due to the insufficient phenomenon’s development of humor in psychology as a means of successful communication. Humor is present in almost every area of human life and is not only a universally effective interpersonal communication means but also contributes to the positive relationship formation in social groups. To avoid conflicting interactions, we will use a humorous method of communication. Using this communication method, you can optimize the person's emotional state and improve relationships between people. The use of humor at the initial stage by all participants in the communication process can help reduce confrontation between interlocutors and soften the negative message impact, as well as exhibit tolerance towards the opinions of others. Were studied the scientific works of national and foreign authors, considering humor in the aspect of this problem. The article provides various humor definitions in a philosophical and psychological context. The article focuses on the essential role of humor as a means of successful communication. The authors analyze ideas about the constructive social function of humor. The effective ways to get out of conflict situations through humor are listed. The conditions for the appropriate use of "healthy" humor in interpersonal communication are reported. In addition, the rules for using humor for effective communication are described. In particular, humor acts as a means of successful communication in the case when there is a psychological readiness to perceive humor on the part of the interlocutor, as well as in the presence of an adequate response from the person. The positive role is indicated and the humor advantages in the intercultural communication implementation are listed.

Текст научной работы на тему «ЮМОР КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джелиева З.Т., Быдтаева Э.Л. Юмор как средство успешной коммуникации // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dzhelieva Z.T., Bydtaeva E.L. (2021). Humor as a means of successful communication. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN421.pdf (in Russian)

Джелиева Залина Тасолтановна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук E-mail: zalina.djelieva@yandex.ru

Быдтаева Элеонора Львовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук E-mail: ella-tanklaeva@yandex.ru

Юмор как средство успешной коммуникации

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной разработанностью феномена юмора в психологии как средства успешной коммуникации. Юмор присутствует практически в каждой из сфер жизни человека и является не только универсальным эффективным средством межличностного общения, но и способствует формированию позитивных отношений в социальных группах. Для избегания конфликтного взаимодействия применим юмористический способ коммуникации. Используя данный способ общения, можно оптимизировать эмоциональное состояние человека и улучшить взаимоотношения между людьми. Использование юмора на начальном этапе всеми участниками коммуникативного процесса может способствовать уменьшению конфронтации между собеседниками и смягчать воздействие негативного сообщения, проявлять терпимость по отношению к мнению других.

Были изучены научные работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих юмор в аспекте данной проблемы. В статье приводятся различные определения юмора в философском и психологическом контекстах.

В статье акцентируется внимание на существенной роли юмора как средства успешной коммуникации. Авторами разбираются представления о конструктивной социальной функции юмора. Перечислены эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций посредством юмора. Отражены условия уместного использования «здорового» юмора в межличностном общении. Кроме того, описаны правила использования юмора для эффективной коммуникации. В частности, юмор выступает средством успешной коммуникации в том случае, когда имеется психологическая готовность к восприятию юмора со стороны собеседника, а также при наличии адекватной реакции у человека.

Указана позитивная роль и перечислены преимущества юмора в осуществлении межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: феномен юмора; эффективная коммуникация; здоровый юмор; правила; функции; типы юмора

Введение

Юмор присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. В современном обществе, являясь универсальным средством общения между людьми, он способствует установлению профессиональных, товарищеских, дружественных и других отношений. Юмор имеет большое значение для достижения взаимопонимания между людьми, помогает актуализировать позитивные переживания. «Являясь, по сути, социальным явлением, юмор имеет место буквально в любой ситуации общения» [1].

С помощью юмора у человека появляется возможность оказывать положительное влияние на других людей, разрядить напряженную обстановку, создавать благоприятный климат в коллективе, ««растопить лед», что приведет к более качественному и, даже в какой-то степени, более доверительному общению» [2].

Кроме того, остроумная добрая шутка может расположить к себе практически любого, даже недоброжелательно настроенного оппонента. Наличие чувства юмора у человека является не только эффективным средством убеждения, но и отличным способом психологической защиты.

Юмористический способ коммуникации позволяет более сдержано, рассудительно относиться к личностным особенностям, избегать конфликтных ситуаций, улучшать межличностное общение, а также способствует оптимизации эмоционального состояния человека. Он «считается атрибутом здоровья и психологического благополучия» [3].

Согласно исследованиям, проведенным Е.М. Ивановой и С.Н. Ениколоповым, чувство юмора положительно влияет на физическое и психологическое состояние человека. Используя юмор можно уменьшить восприимчивость к боли, регулировать эмоциональное напряжение, минимизировать уровень стресса [4].

Юмор и конфликтные ситуации

Использование человеком юмора в повседневной жизни, интенсивность его проявления, приводит к успешной коммуникации, а также оказывает значительное влияние на чувства и установки окружающих. «Юмор является одним из наиболее эффективных инструментов для поддержания интересного и здорового общения. Использование мягкого юмора часто помогает затрагивать деликатные вопросы, устранять разногласия, и переосмысливать проблемы» [5].

Юмор является действенным способом примирения, урегулирования конфликтов. Он играет значительную роль при взаимодействии людей в любой сфере жизнедеятельности человека (учеба, работа, отдых, семейная жизнь, быт, спорт и т. д.), улучшая взаимопонимание между ними.

Отсутствие чувства юмора способно в некоторых случаях привести к недоразумениям, конфликтным ситуациям даже по самому незначительному поводу. В таких случаях одним из способов минимизации отрицательных чувств и переживаний может стать вовремя сказанная адекватная шутка. Юмору «под силу менять развитие ситуации и выступать механизмом регуляции эмоций. Он может вызвать усиление положительных чувств или ослабление отрицательных эмоций, таких как напряжение, тревогу, гнев, подавленность. Юмору под силу устранять конфликты в отношениях, вызывать чувства расположения, способствовать эффективному общению» [6].

Наибольшее освящение феномен юмора получил в философии, эстетике, искусстве, лингвистики, социологии.

В современной научной литературе исследования юмора и его проявлений представлены достаточно широко в научных трудах зарубежных авторов. Однако, данная проблема изучена недостаточно, так как исследования носят преимущественно односторонний подход. Научные работы отечественных ученых, связанные с изучением юмора на современном этапе мало дифференцированы и нуждаются в дополнительном исследовании. «В современном научном знании в области юмора существуют лакуны и разночтения, которые носят междисциплинарный характер»1.

Подходы к пониманию юмора

Исследованием юмора на протяжении многих веков занимались известные мыслители и философы. Платон, Аристотель, Декарт И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Н.Г. Чернышевский и др. Психологи З. Фрейд, А. Маслоу, В. Франкл, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Дж. Гольдштейн, П. Мак-Ги, А.Г. Асмолов, М.В. Бороденко, А.В. Дмитриев, А.В. Карасев, И.С. Кон, А.Н. Лук, М.Н. Ночевник и другие рассматривали различные аспекты юмора.

В психологии на сегодняшний день не только не существует единого подхода к пониманию юмора, но и отсутствуют комплексные исследования, посвященные феномену юмора как средства успешной коммуникации. Благодаря этому обеспечивается адаптивное взаимодействие человека с окружающим миром и самим собой [7].

Феномен юмора привлекал внимание мыслителей античности, многие известные философы в своих трудах затрагивали вопросы, связанные с комическим. «Из истории мировой научной мысли известно, что самые первые попытки научного исследования были связаны не только с определением сущности и содержания комического и юмора, а, прежде всего, с тем, как это реализуется в человеческой психике» [8].

История изучения феномена юмора насчитывает тысячелетия, так, например, одно из первых упоминаний о комическом представлена в трактатах «Республика» Платона, «Поэтика» Аристотеля, далее рассуждения по поводу природы смешного было продолжено в трактате «Об ораторе» Туллия Цицерона.

Рассуждения о юморе нашли свое отражение в трудах известных философов И. Канта в его «Критике способности суждения», Артура Шопенгауэра в труде «Мир как воля и представление» (по поводу теории смешного), в работах Г. Гегеля «Энциклопедия философских наук», М. Бахтина «Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», А. Бергсона «Смех» и др.

Французский философ, профессор А. Бергсон оказал большое влияние на изучение юмора как социального феномена. По мнению ученого, «смех теряет своё значение вне социальной группы [9].

Английский натуралист и путешественник Ч. Дарвин отразил в своем труде «О выражении эмоций у человека и животных» суждения о роли смеха как реакции приспособления организма к окружающей среде.

1 Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. кан. философских наук. — Кемерово: 2003. — 20 с.

Значительный вклад в изучение разных аспектов юмора внесли известные психологи З. Фрейд, Г. Олпорт, Л.С. Выготский, Г. Айзенк, А.Н. Лук, В.А. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл.

В «Остроумии и его отношении к бессознательному» создатель психоанализа З. Фрейд рассматривает юмор в контексте проблемы бессознательного, как способа «получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Он подавляет это развитие аффекта, занимает его место. Условием для его появления можно считать ситуацию, в которой мы, сообразно с нашими привычками, должны были бы пережить мучительный аффект, но поддаемся влиянию мотивов, призывающих к подавлению этого аффекта» [10].

Американский психолог, автор теории черт личности Г. Олпорт, анализирует юмор «в контексте самообъективации — основной способности зрелой личности, живущей полноценной жизнью» [11].

По С.Л. Рубинштейну, «юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется» [12].

Создатель факторной теории личности Г. Айзенк, характеризует чувство юмора как черту личности, состоящую из нескольких компонентов. «К таковым он относил качественное определение — подразумевается соответствие юмора человека по содержанию представлениям окружающих, количественное определение, связанное с интенсивностью проявления юмора и смеха в поведении человека и так называемое генеративное значение, связанное со способностью воспроизводить юмор во взаимодействии с другими людьми» [8].

Автор логотерапии В. Франкл, в своей книге «Сказать жизни: «Да!»: психолог в концлагере», придает большое значение юмору в любых, даже сложных ситуациях, утверждая, что «волю к юмору, попытку видеть хоть что-то из происходящего в смешном свете можно рассматривать как род искусства жить» [13, с. 23].

Выдающийся психолог, основатель теории черт личности Олпорт Г. рассматривал юмор как «способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его» [14, с. 102].

Отечественный философ А.Н. Лук в своей монографии «О чувстве юмора и остроумии» определяет юмор как «сложное душевное качество», «как беззлобную насмешку». По его мнению, «чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную чёрточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного» [15, с. 24].

Профессор Майкл Аргайл отмечает, что «юмор — явление социальное, он способствует укреплению социальных связей, поскольку благодаря ему сообща переживаются положительные эмоции и разряжаются отрицательные» [16].

Современные научные подходы к исследованию юмора отличаются многогранностью, нарративностью и представлены работами таких ученых, как С.Н. Ениколопов, И.С. Домбровская, Р.З. Киямова, М.И. Станкин, А.А. Сергеев, Т.В. Семенова, И.А. Сапогова, Е.М. Иванова, М.С. Мышкина, М.В. Мусийчук и других авторов.

«С психологической точки зрения юмор — это, по сути, положительная эмоция, называемая радостью, которую в социальных контекстах обычно вызывает когнитивный процесс оценки, включающий восприятие шутливого, несерьезного несоответствия, которая на поведенческом уровне выражается соответствующей мимикой и смехом. В социальных взаимодействиях юмор приобретает много различных форм, включая «консервированные шутки», спонтанные шутки и непреднамеренные забавные высказывания, и действия» [17].

https:// mir-nauki. com

В. Рух определяет юмор через переживание смешного. При этом под чувством смешного он подразумевает «эмоциональный конструкт, обозначающий временное усиление жизнерадостного состояния, которое наблюдается на уровне поведения, физиологии и эмоционального переживания, и которое возникает в ответ на юмор, а также и на другие стимулы» [18].

В психологии «юмор имеет ряд ценностных характеристик, как культурный концепт, связан с ключевыми жизненными ориентирами. По своей сути, юмор — это одно из самых удобных средств адаптации человека к изменяющимся обстоятельствам. Мы склоняемся к той точке зрения, что юмор представляет собой некую реакцию на неожиданное развитие событий и примирение с действительностью, с выражением радости и положительных эмоций» [19].

Поскольку юмор универсален по своей природе и имеет разные формы и способы выражения, можно отметить различные его функции. Е.С. Абаева описывает аттрактивную, эстетическую, коммуникативную, катарсическую и маскировочную функции [20]. Так,

A.B. Дмитриев, A.A. Сычев выделяют социализирующую, санкционирующую, компенсаторную и познавательную функции, а также функцию конфликта [21], Л.И. Белова в своем исследовании рассматривает деструктивные и конструктивные функции юмора [22],

B. Прокопенко отмечает информационную, коммуникативную, развивающую, диагностическую и регулятивную функции юмора [23]. В русле конструктивного подхода исследователи говорят об эмоциональной и мотивационной функциях юмора [24]. Б.Б. Литинский выделяет воспитательную, познавательную, оздоровительную, развлекательную, успокаивающую функции [25]. М.М. Кашапов указывает на то, что юмор может выступать средством успешной коммуникации и иметь большое значение [26].

Роберт Л. Латта в своей монографии «Базовый юмористический процесс: теория когнитивного сдвига и аргументы против несоответствия» ссылаясь на исследование, проведенное Э. Де Конингом и Р. Вайсом, описывает следующие типы юмора: положительный, негативный, инструментальный [27].

Н.В. Иванова и С.Т. Посохова рассматривая юмор, указывают на то, что данный концепт «обладает способностью мгновенно изменять восприятие человеком мира и себя, преобразовывать отношения к происходящему, трансформировать эмоции [28].

Благодаря адекватному применению юмора человек способен безболезненно и легко влиться в систему социальных отношений. Уменьшить межличностную дистанцию и дискомфорт между подчиненными и руководителем, спровоцированными различными социально — психологическими факторами, возможно также благодаря уместно примененному юмору. Здоровый юмор становится средством успешной коммуникации, помогает развивать остроумие и вызывает радость и смех у оппонентов [26, с. 183].

Юмор является не только условием успешной коммуникации, которая может воздействовать на людей, располагать их к себе, но и становится эффективным способом разрядки в конфликтных ситуациях. При общении юмор служит источником «нового содержания и изменения модально-оценочной направленности межличностных отношений» [29]. Кроме того, юмор незаменим в межличностных отношениях при возникающих противоречиях и двусмысленности в общении. Так при взаимодействии с окружающими, используя при этом юмор, можно сместить смысловой акцент таким образом, чтобы иметь возможность избежать межличностных проблем. «Люди, находящиеся в близких отношениях, могут в юмористическом ключе обсудить деликатную тему, по которой они совершенно не

Функции юмора

согласны друг с другом. Юмористический способ позволит им признать наличие разногласий, не драматизируя ситуацию» [30].

В процессе общения для построения конструктивных отношений необходимо учитывать способ восприятия юмора другим человеком. Эффективная коммуникация возможна при условии, что юмор не содержит иронию или сарказма. В ситуациях, когда назревает конфликт при несовпадении мнений, юмор может способствовать уменьшению конфронтации между собеседниками, снимать напряжение в отношениях и смягчать воздействие негативного сообщения.

Однако, необходимо отметить, что одним из условий применения юмора в коммуникации является наличие эмоциональной стабильности и способности адекватно воспринимать ситуацию.

Уместное использование «здорового» юмора в коммуникации помогает пережить неприятные аспекты текущей ситуации, является способом избегания обвинений, негативных эмоций, отвержения, конфронтации, а в определенных ситуациях — предотвращением физической агрессии.

Для развития чувства юмора необходимы благоприятные условия для его формирования, в противном случае, он приобретает деструктивный характер: отсутствует гибкость в общении, возникает эмоциональный дискомфорт у собеседника.

Неправильное употребление юмора может легко стать причиной возникновения неприязни между участниками общения, спровоцировать агрессию. Поэтому для успешной коммуникации участники коммуникативного процесса не должны направлять свои остроты и шутки в адрес малознакомых людей, так как они воспринимаются ими как личное оскорбление.

Правила использования юмора

Существуют определенные правила использования юмора в общении. Так, М.И. Станкин в своей работе «Психология в бизнесе» описывает правила использования юмора для успешной коммуникации. В частности, он предлагает следующие рекомендации: при общении необходимо по отношению к собеседнику соблюдать такт, вежливость и деликатность, не допускать грубость, скабрезность, высмеивание личности человека или оскорбление чувств оппонента (например, недопустимо шутить по поводу физических недостатков или странной фамилии); непозволительно высмеивать неуклюжесть человека, его непроизвольные ошибки и промахи. Шутка не должна быть направлена в адрес человека, который оказался в неловкой ситуации; для эффективного использования юмора необходимо наличие психологической готовности и личного опыта [31, с. 83-88].

Для того, чтобы юмор выступал средством успешной коммуникации, необходимо наличие психической устойчивости у коммуникатора и/или реципиента, а также способности оценивать ситуацию.

Таким образом, анализ имеющейся литературы дает основание считать, что феномен юмора рассматривается разными науками и представлен немалым количеством научных работ, раскрывающих его различные аспекты.

«Классические отечественные работы и современная психология юмора пользуются различной терминологией, в первом случае развивающейся на основе философских традиций, во втором — имеющей чисто функциональный, практический смысл» [18, с. 60].

Однако, несмотря на наличие многочисленных современных научных исследований, можно утверждать, что проблема юмора как средства успешной коммуникации освещена в

психологии в недостаточной степени, в связи с чем возможным представляется проведение дальнейших научных изысканий в контексте этой проблемы.

Выводы

Юмор может выступать средством эффективного общения и способствовать возникновению конструктивных отношений. Использование юмора в коммуникативном процессе позволяет людям испытывать сильные положительные эмоции, помогает легко адаптироваться в социуме и служит неким инструментом сплочения и дает возможность минимизировать или, в некоторых случаях даже избегать физическую агрессию.

Вследствие обозначенного, юмор обеспечивает адекватные ситуации коммуникации.

Кроме того, юмор также выступает средством эффективной коммуникации и в межкультурном общении, при соблюдении определённых правил использования юмора (о которых говорилось выше) и учитывая этнические и культурные особенности собеседника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А. Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации // Природные системы и ресурсы. 2012. № 2(4). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-chuvstva-yumora-kak-elementa-neformalnoy-kommunikatsii.

2. Пономарева Мария Олеговна, Федорова Д.В. Юмор как средство коммуникативного общения между представителями различных культур // International journal of professional science. 2020. № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/fi/yumor-kak-sredstvo-kommunikativnogo-obscheniya-mezhdu-predstavitelyami-razlichnyh-kultur.

3. Буенок Анастасия Геннадьевна Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности // СПЖ. 2012. № 45. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-predpochitaemyh-stiley-yumora-v-upravlencheskoy-deyatelnosti.

4. Иванова Е.М., Митина О.В., Стефаненко Е.А., Ениколопов С.Н., Бабина Ю.Н., Зизганова Г.А., Низовских Н.А. Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей // СПЖ. 2014. № 51. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samounichizhitelnyy-yumor-v-rossii-i-osobennosti-stiley-yumora-moskvichey.

5. Горбунов С.А. Юмор как составная часть эмоционального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2015. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-kak-sostavnaya-chast-emotsionalnogo-intellekta.

6. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-chuvstve-yumora-v-psihologii.

7. Горбунов С.А. Юмор как составная часть эмоционального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2015. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-kak-sostavnaya-chast-emotsionalnogo-intellekta.

8. Ульянова Ю.И. Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора // Армия и общество. 2011. № 3(27). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-knauchnomu-issledovaniyu-individualnyh-osobennostey-chuvstva-yumora.

9. Глинка К. Теория Юмора // Лебедь Независимый альманах, 2004. № 388 — URL: http://lebed.com/2004/art3890.htm.

10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб., 2007. — 288.

11. Чурсина Е. Ирония в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2000, № 1. — URL: https://psyjournals.ru/files/23022/mpj_2000_n1_Chursina.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.

13. Франкл В. Сказать жизни «да»: психолог в концлагере / Виктор Франкл; [пер. с нем. Д.Ш. Орловой, Д.А. Леонтьева]. — М.: Смысл, 2004 (ППП Тип. Наука). — 173 с.

14. Хьелл Л. Теории личности. — СПб., 2006. — 217 с.

15. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. — Москва: Искусство, 1968.

16. Аргайл М. Психология счастья. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — URL: https://mir.zavantag.com/psihologiya/17445/index.html.

17. Род Мартин. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2009. — 480 с.

18. Иванова Е.М. Идеи классических отечественных мыслителей о юморе и смехе и современная психология юмора // StudiaCulturae: Вып. 1(31): Simposium: С. 5774.

19. Числова Н.М. «Юмор» как средство выражения радости в межкультурном общении // Rhema. Рема. 2013. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-kak-sredstvo-vyrazheniya-radosti-v-mezhkulturnom-obschenii.

20. Абаева Е.С. К вопросу о функциях юмора в художественном произведении при проведении предпереводческого анализа текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 1. С. 8-15 https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/9681.

21. Дмитриев A.B., Сычев A.A. Смех: социофилософский анализ. — М., Альфа-М, 2005. — 592 с. с. 225.

22. Белова Л.И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora-sotsiologicheskiy-aspekt.

23. Прокопенко В. Возможности юмора // Народное образование. — 2000. — № 8. — URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2000-8/vozmojnosti-yumora.

https:// mir-nauki. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Микутина И.О., Ласкова М.В. Юмористический сценарий ослабления конфликта в юридическом дискурсе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 — URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13530.

Литинский Б.Б. Использование юмора в общении между педагогом и обучающимися как способ проявления педагогического лидерства / Б.Б. Литинский // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 9(87) Часть 2. — С. 21-23. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/ispolzovanie-yumora-v-obshhenii-mezhdu-pedagogom-i-obuchayushhimisya-kak-sposob-proyavleniya-pedagogicheskogo-liderstva/.

Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / Под научн. Ред. Проф. А.В. Карпова. М-Ярославль, Ремдер, 2003. — 183 с.

Роберт Л. Латта «Базовый юмористический процесс: теория когнитивного сдвига и аргументы против несоответствия» — URL: https://www.hmong.press/wiki/Hum or_Re search#searchInput.

Иванова Н.В., Посохова С.Т. Юмор и адаптивный потенциал подростков с проблемами в развитии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. № 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-i-adaptivnyy-potentsial-podrostkov-s-problemami-v-razvitii.

Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 295. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskaya-funktsiya-yumora.

Шейнов В.П. Юмор как способ влияния. — Питер; Санкт-Петербург; 2016 — URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11820525.

Станкин М.И. Психология в бизнесе (юмор как рычаг успеха). Управление персоналом. — Москва, 2003. — 149 с.

Dzhelieva Zalina Тasoltanovna

North Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

E-mail: zalina.djelieva@yandex.ru

Bydtaeva Eleonora Lvovna

North Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

E-mail: ella-tanklaeva@yandex.ru

Humor as a means of successful communication

Abstract. The relevance of this article is due to the insufficient phenomenon's development of humor in psychology as a means of successful communication. Humor is present in almost every area of human life and is not only a universally effective interpersonal communication means but also contributes to the positive relationship formation in social groups. To avoid conflicting interactions, we will use a humorous method of communication. Using this communication method, you can optimize the person's emotional state and improve relationships between people. The use of humor at the initial stage by all participants in the communication process can help reduce confrontation between interlocutors and soften the negative message impact, as well as exhibit tolerance towards the opinions of others. Were studied the scientific works of national and foreign authors, considering humor in the aspect of this problem. The article provides various humor definitions in a philosophical and psychological context.

The article focuses on the essential role of humor as a means of successful communication.

The authors analyze ideas about the constructive social function of humor. The effective ways to get out of conflict situations through humor are listed. The conditions for the appropriate use of "healthy" humor in interpersonal communication are reported. In addition, the rules for using humor for effective communication are described. In particular, humor acts as a means of successful communication in the case when there is a psychological readiness to perceive humor on the part of the interlocutor, as well as in the presence of an adequate response from the person.

The positive role is indicated and the humor advantages in the intercultural communication implementation are listed.

Keywords: the humor phenomenon; effective communication; healthy humor; regulations; functions; humor types

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.