Научная статья на тему 'Юкагирский язык: материалы фольклорно-лингвистических экспедиций'

Юкагирский язык: материалы фольклорно-лингвистических экспедиций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮКАГИРСКИЙ ЯЗЫК / ТУНДРЕННЫЕ ЮКАГИРЫ / ЛЕСНЫЕ ЮКАГИРЫ / СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / YUKAGIR LANGUAGE / TUNDRA YUKAGIRS / FOREST YUKAGIRS / MODERN LANGUAGE SITUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукина Маргарита Петровна

В статье рассматриваются материалы фольклорно-лингвистических экспедиций последних лет в места компактного проживания юкагиров, которые свидетельствуют о постепенной утрате родного языка и культуры, современной языковой и этнокультурной ситуация у юкагиров, проживающих в северных районах Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. Анализируя собранные материалы, автор приходит к выводу, что языковая и этнокультурная ситуация у тундренных юкагиров критическая, а у лесных юкагиров крайне критическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yukagir language: materials of folklore-linguistic expeditions

The article discusses the materials of the folklore-linguistic expeditions of recent years to the places of compact residence of the Yukagirs, which indicate the gradual loss of their native language and culture, the modern linguistic and ethnocultural situation of the Yukagirs living in the northern regions of the Republic of Sakha (Yakutia) of the Russian Federation. Analyzing the collected materials, the author comes to the conclusion that the linguistic and ethnocultural situation of the tundra Yukagirs is critical, and that of the forest Yukagirs is extreme critical.

Текст научной работы на тему «Юкагирский язык: материалы фольклорно-лингвистических экспедиций»

Юкагирский язык:

материалы фольклорно-лингвистических экспедиций

Лукина Маргарита Петровна,

к. филол. н, научный сотрудник, отдел северной филологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера Сибирского отделения Российской академии наук, margarita-lukina@yandex.ru

В статье рассматриваются материалы фольклорно-лингвисти-ческих экспедиций последних лет в места компактного проживания юкагиров, которые свидетельствуют о постепенной утрате родного языка и культуры, современной языковой и этнокультурной ситуация у юкагиров, проживающих в северных районах Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. Анализируя собранные материалы, автор приходит к выводу, что языковая и этнокультурная ситуация у тундренных юкагиров - критическая, а у лесных юкагиров - крайнекритическая. Ключевые слова: юкагирский язык, тундренные юкагиры, лесные юкагиры, современная языковая ситуация.

Проект РФФИ №18-49-140005

В связи с угрозой исчезновения последних диалектов юкагирского языка исследование языковой и этнической ситуации у юкагиров, которая усугубляется в условиях глобализации, приобретает особую важность.

Юкагиры - некогда многочисленный народ, в настоящее время, компактно проживают в Республике Саха (Якутия) РФ двумя локальными группами: тундренные юкагиры в с. Андрюшкино Нижнеколымского района, а лесные юкагиры в с. Нелемное Верхнеколымского района. Диалекты юкагирского языка принято называть «тундренным» и «колымским» диалектами соответственно. Количество истинных носителей родного языка и самобытной культуры юкагиров исчисляется единицами; юкагирский язык относится к числу так называемых «endangered languages» или языков, «находящихся в критическом состоянии».

Юкагиры - очень древний этнос. Отделение юкагиров от уральцев и их появление на Северо-Востоке Азии, по данным археологических раскопок, произошло примерно 5-6 тысяч лет до н.э., и до XII - XIII в. юкагиры проживали на большей части территории современной Республики Саха (Якутия). Впоследствии в результате вытеснения тунгусоязычными племенами с юга, юкагиры стали продвигаться на Север.

В начале XVII века русские проходцы застали и объ-ясачили 14 локальных групп юкагиров с самоназваниями: алайи, когимэ, хоромои, анаулы, лавренджи, олюбенджи, чуванджи, оноджи, яндинджи, пендинджи, ходынджи, шо-ромбои, омоки, яндиры, 11 из которых еще в XVIII в. исчезли в результате опустошительных эпидемий оспы. Выжили лишь 3 группы юкагиров: алайи - тундренные юкагиры, когимэ - лесные юкагиры и чуванджи, т.е. чу-ванцы, еще в XVIII веке перенявшие русский язык и проживающие в с. Марково Магаданской области и в Чукотском автономном округе.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., общее количество юкагиров по РФ составляет 1603 чел., из них 1281 чел. проживают в Республике Саха (Якутия). Общее количество лесных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Верхнеколымском улусе - 304 чел., Магаданской области - 71 чел., из них 69 проживают в п. Сеймчан Среднеканского района. Общее количество тундренных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе - 390 чел.

В течение последних лет сотрудниками Отдела северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, с целью сохранения и фиксации языка и культуры юкагирского народа, были проведены несколько фольк-лорно-лингвистических экспедиций с выездом в места компактного проживания юкагиров в Верхнеколымский, Нижнеколымский улусы Республики Саха (Якутия) и в Магаданскую область РФ. В ходе полевых работ сотрудниками отдела северной филологии собраны фото-, аудио-, видео материалы по двум, ныне почти исчезнув-

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о с

СП ^

о

сч

шим, диалектам юкагирского языка. Кроме сбора лингвистического материала, сотрудниками были зафиксированы материалы по фольклору и этнографии, т.к. носителей языка и культуры, с каждым годом становится катастрофически меньше. Так, тундренным диалектом юкагирского языка, в настоящее время, владеют приблизительно 30-40 чел., в основном, люди старшего поколения, а колымским диалектом всего 5-10 чел.

В июле 2011-2012 гг. были проведены фольклорно-лингвистические экспедиции к лесным юкагирам: в с. Не-лемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) и в п. Сеймчан Среднеканского района Магаданской области. Носителей колымского диалекта оставалось всего несколько человек: в с. Нелемное - Шадрина Аку-лина Егоровна - 1 чел. преклонного возраста; в пос. Зырянка - Шпак Людмила Борисовна, в Угольном - Демина Любовь Борисовна, в п. Сеймчан Среднекансокго района Магаданской области только 3 носителя юкагирского языка: Буданова Валентина Борисовна, Чернецова Евгения Борисовна, Борисова Дарья Петровна. С 2013-2015 гг. были проведены фольклорно-лингвистические экспедиции к тундренным юкагирам: в с. Андрюшкино и Колымское Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

По полевым данным языковая и этнокультурная ситуация у тундренных юкагиров характеризуется как критическая, а у лесных юкагиров как крайнекритическая, где отсутствует юкагирская языковая среда, уходят из жизни последние знатоки языка, фольклора и традиционной культуры. Процесс утраты родного языка у юкагиров сопровождается массовым переходом на якутский и русский языки. Наряду с резким уменьшением носителей языка и культуры, отмечается рост этнической самоидентификации, все более глубокое осознание важности родной культуры и языка. Сегодня юкагирский язык как предмет преподается в трех школах республики, в селах Андрюшкино, Колымское Нижнеколымского района, в с. Нелемное Верхнеколымского района. Кроме того, факультативно преподается язык еще в поселке Черский и селе Казачье Усть-Янского улуса. Этого крайне недостаточно для возрождения и сохранения языка, так как всего около 50 человек являются истинными носителями родного языка. При этом, только 23 % представителей юкагиров считают юкагирский язык родным.

Сегодня существует еще одна проблема - проблема статуса юкагирских диалектов или языков. Исследователи юкагирского языка обращают внимание на серьезные грамматические, лексические и фонетические различия сохранившихся двух диалектов. Исследователь юкагирского языка Е.А. Крейнович считал и первым поднимал вопрос о возможности квалификации их как самостоятельных языков. Г.Н. Курилов также считает, что языки верхнеколымских и нижнеколымских юкагиров являются двумя самостоятельными языками, а их носители - двумя родственными народами.

Ранее, юкагирский язык был определен как изолированный, не имевший родственных связей ни с одним из известных в науке языков мира, и был условно отнесён к группе "палеоазиатских" языков. Однако, исследования по юкагирскому языку второй половины XX века показали, что некоторые грамматические и лексические элементы являются общими с финно-угорскими и самодийскими языками [1,2]. Продолжение исследований в этой области позволило выдвинуть гипотезу об отдаленном

родстве юкагирского языка с уральскими языками, минуя самодийские и финно-угорские языки и включить юкагирский язык в уральскую группу языков отдельной семьей [3,4].

Таким образом, по данным экспедиций в места компактного проживания юкагиров, наблюдается утеря родного языка и самобытности культуры; системный кризис, охвативший все сферы социально-экономической жизни юкагиров, который сопровождается падением уровня жизни. Хотя, глобализация представляет собой объективный процесс, «задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу человеку», потому что главная отрицательная сторона глобализации - это потеря самобытности стран, сопровождающаяся «исчезновением» самобытных культур и этносов.

Литература

1.Крейнович Е.А. Юкагирский язык. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 288 с.

2. Крейнович Е.А. Исследования и материалы по юкагирскому языку. - Л.: Наука, 1982. - 302 с.].

3. Курилов Г.Н. Лексикология современного юкагирского языка: (Развитие лексики и роль якутского языка в заимствованиях). - Новосибирск: Наука, 2003. - 288 с.].

4. Николаева И.А. Проблема урало-юкагирских генетических связей: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.07 - финно-угорские языки. М. 1988. - 23 с.; К реконструкции праюкагирского языкового состояния (ин-лаутный консонантизм) // Язык-миф-культура народов Сибири: Сборник научных трудов. Якутск. 1988. С. 43 -48.

Yukagir language: materials of folklore-linguistic expeditions Lukina M.P.

Institute for humanities research and indigenous studies of the north

Russian academy of sciences Siberian branch The article discusses the materials of the folklore-linguistic expeditions of recent years to the places of compact residence of the Yukagirs, which indicate the gradual loss of their native language and culture, the modern linguistic and ethnocultural situation of the Yukagirs living in the northern regions of the Republic of Sakha (Yakutia) of the Russian Federation. Analyzing the collected materials, the author comes to the conclusion that the linguistic and ethnocultural situation of the tundra Yukagirs is critical, and that of the forest Yukagirs is extreme critical.

Keywords: Yukagir language, tundra Yukagirs, forest Yukagirs,

modern language situation. References

1.Kreinovich E.A. Yukagir language. - M.-L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1958. - 288 p.

2. Kreinovich EA Studies and materials on the Yukagir language. - L

.: Nauka, 1982. - 302 p.].

3. Kurilov G.N. Lexicology of the modern Yukagir language: (Development of vocabulary and the role of the Yakut language in borrowings). - Novosibirsk: Nauka, 2003. - 288 p.].

4. Nikolaeva I.A. The problem of the Ural-Yukagir genetic connections: author. dis. ... cand. filol. Sciences: 10.02.07 -Finno-Ugric languages. M. 1988. - 23 p .; To the reconstruction of the Prayukagir language state (inlaut consonantism) // Language-myth-culture of the peoples of Siberia: Collection of scientific papers. Yakutsk 1988.S. 43 - 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.