Юджин Гудхарт «БИЛЛИ БАДД» И НЕСОВЕРШЕНСТВО МИРА*
Американский писатель Герман Мелвилл (1819-1891) сочинил повесть «Билли Бадд, формарсовый матрос» в конце жизни, но произведение увидело свет лишь спустя более тридцати лет после смерти писателя, в 1924 г. Дело в том, что ныне знаменитейший роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» (1851), полуреальное и полуфантастическое повествование об охоте капитана Ахава и его команды за Белым китом, в XIX в. успеха в США не имел, и писателю пришлось занять скромную должность в нью-йоркской таможне.
В молодости Герман Мелвилл был юнгой, а затем плавал матросом на американском и австралийском китобойцах, а также на американском военном корабле. Странствия Мелвилла продолжались четыре года. Когда в 1844 г. он вернулся на родину, то посвятил себя литературной деятельности. Его книги «Тайпи» (1846), «Ому» (1847), «Рэдберн» (1849), «Марди» (1849), «Белая куртка» (1850) были связаны с морской жизнью писателя, как и роман «Моби Дик».
Повесть «Билли Бадд, формарсовый матрос» («Billy Budd, foretopman») представляет собой философские размышления писателя на фоне описываемых им трагических событий на корабле «Беллипотент». Капитан корабля приговаривает матроса Билли Ба-да к казни через повешение. Мелвилл рассуждает о том, имеет ли капитан корабля моральное и законное право самолично вершить суд. Описывая основных персонажей повести, Мелвилл руководствуется библейскими ассоциациями, концепцией зла у Платона,
* Goodheart, Eugene. «Billy Budd» and the world's imperfection // Sewanee rev. -Baltimore, 2006. - Vol. 114, N 1. - P. 81-92. 90
«Гарри Поттер» и роман «Граф Дракула»
историей Великой французской революции и ее последствиями, жизнью знаменитого флотоводца адмирала лорда Горацио Нельсона (1758-1805), а также военным кодексом США.
Автор реферируемой статьи называет повесть «Билли Бад» «поразительно виртуозной в ее исторической, политической, мифологической и религиозной тематике» (с. 81). Мелвилл полагал, что моральная и политическая история человечества - это «история необходимости добра и зла» (с. 84). При этом он руководствовался положениями французского философа эпохи Возрождения Мишеля Монтеня (1533-1592), который считал, что «философствовать -значит сомневаться» и что душа зависима от тела.
Повесть «Билли Бадд, формарсовый матрос», по мнению автора реферируемой статьи, вовсе не реалистическая проза, а притча о несовершенстве мира, в которой переплелись «мотивы политические, религиозные и психологические» (с. 88).
И.Г.
91