Научная статья на тему 'Юбилей В. А. Болотова'

Юбилей В. А. Болотова Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
119
12
Поделиться

Текст научной работы на тему «Юбилей В. А. Болотова»

► ЮБИЛЕИ

ЮБИЛЕЙ В.А. БОЛОТОВА

ANNIVERSARY OF BOLOTOV V.A.

5 июня 2012 года исполнилось 60 лет Виктору Александровичу Болотову - видному ученому, руководителю и организатору науки, вице-президенту Российской академии образования, академику РАО, доктору педагогических наук.

On June the 5th 2012, is 60 years anniversary to Victor Aleksandrovich Bolotov - the prominent scientist, leader and organizer of science, vice-president of the Russian Academy of Education, academician of Russian Academy of Education, doctor of pedagogical sciences.

Виктор Александрович родился в г. Улан-Удэ, а трудовую деятельность начал в 1970 г. электроосветителем в Красноярской краевой библиотеке.

После окончания в 1975 г. математического факультета Красноярского государственного университета талантливый студент поступил в аспирантуру этого вуза, которую в 1979 г. успешно закончил защитой диссертации на соискание степени кандидата физико-математических наук.

После окончания аспирантуры Виктор Александрович в 1979-1981 гг. трудился на ответственном посту секретаря комитета ВЛКСМ Красноярского государственного университета, а затем до 1988 г. работал сначала старшим преподавателем, а потом доцентом университета.

Названия работ В.А. Болотова его «математического периода» вызывают священный трепет у непосвященных: «О восстановлении голоморфных функций многих переменных по значениям на некоторых одномерных кривых»; «О некотором обобщении многомерного логарифмического вычета»; «Об оценке остаточного члена одного аналога формулы Тейлора для систем неявных функций»; «Обобщение формул обращения систем степенных рядов на системы неявных функций».

В университетские годы Виктор Александрович усилено занимается спортом. Во всех, даже самых коротких биографических справках, обязательно уважительно указывается, что он успешно занимался популярным в Красноярском крае скалолазанием. Пройдет несколько лет и ему придется покорять другие вершины...

В это же время Виктор Александрович много времени и сил уделяет деятельности, которая затем окажется поворотной в его судьбе. Он организует Красноярскую летнюю

школу по естественным наукам для одаренных детей Сибири, где талантливые юные физики и математики занимались строительством «маленькой Касталии», окунаясь там в источник творческого вдохновения.

В эти же годы В. А. Болотов активно включается в игровую деятельность «методологов» П. Г. Щедровицкого и Ю.В. Громыко. Слушает лекции Г. П. Щедровицкого и других членов Московского методологического кружка в Красноярском университете. В результате совершенно по-другому им были прочитаны книги Д. Пойя и X. Орте-ги-и-Гассета, И. Лакатоса и Р. Д. Колингвуда, М. К. Мамардашвили и Г. Гессе, а особенно К. Кастанеды.

Все это исподволь подготовило Виктора Александровича к следующему повороту судьбы. С середины 80-х годов он с группой единомышленников - молодых преподавателей Красноярского университета В. И. Хасаном, И.Д. Фруминым, А. М. Ароновым, Г.З. Аси-ньяровым, В. Г. Васильевым, Т. В. Окладниковой начинает подготовку к созданию первого в СССР психолого-педагогического факультета университета. Теперь В. А. Болотов овладевает трудами Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В. В. Давыдова, К. Роджерса,

A. Анастази. В 1987-1990 гг. он декан факультета психологии Красноярского государственного университета.

С 1990 г. начинается его «министерский» период жизни, охвативший 18 лет. Виктор Александрович по праву считается «главным долгожителем просвещенческого Олимпа». Он за это время занимал ответственные посты начальника Главного управления педагогического образования в союзном и российском министерстве (1990-1992 гг.), а затем первого заместителя министра (1993-1996 гг.; октябрь 2001 г. - март 2004 г.) и заместителя министра образования (1992-1993 и 1996-2001 гг.). В. А. Болотов один из основных разработчиков Концепции модернизации российского образования до 2010 г. Много внимания и сил Виктор Александрович уделял организации профильного обучения и созданию в Российской Федерации системы работы с одаренными детьми.

13 марта 2004 г. В. А. Болотов был назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Здесь, наряду с аккредитацией и лицензированием образовательных учреждений, главным делом его жизни становится введение Единого государственного экзамена.

Вместе с тем Виктор Александрович все более действенно начинает проявлять себя и на научном поприще. Он успешно защищает диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук по теме «Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен». В ней ученым впервые была разработана комплексная концепция образования педагога, предлагающая переход к личностной парадигме, объединяющая принципиальные характеристики стратегии развития педагогического образования, его содержания, технологий и эффективной системы управления.

B. А. Болотов - автор более 100 научных и научно-методических трудов.

В данной связи вполне закономерным выглядит следующий поворот судьбы юбиляра. С 2008 года В. А. Болотов - вице-президент Российской академии образования, куратор научно-исследовательской деятельности ряда отделений РАО, региональных отделений, координатор работы научных учреждений академии.

Кроме того, В. А. Болотов обеспечивает системное взаимодействие РАО с Министерством образования и науки Российской Федерации и с управлениями образования субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с оценкой качества образования (обучения и воспитания).

С сердечной благодарностью добавим к этому, что несмотря на свою занятость Виктор Александрович, являясь заместителем главного редактора Интернет журнала РАО «Проблемы современного образования», уделяет изданию большое внимание, выстраивая стратегию и тактику его развития.

В. А. Болотов награжден орденом Почета, грамотой Президента России, Почетной грамотой Правительства РФ (2012 г.), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», «В память 200-летия Минюста России», «200 лет МВД России».

Он лауреат премии Правительства РФ в области образования за научно-практическую разработку систем работ с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования (2000 г.).

Поздравляя дорогого Виктора Александровича с юбилеем, мы желаем ему крепкого ЗДОРОВЬЯ, многих лет ТВОРЧЕСТВА, новых научных и личностных ДОСТИЖЕНИЙ!

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3