ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №4(50)
ЮБИЛЕЙ УЧИТЕЛЯ (К 85 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Р. К. ГАНИЕВОЙ)
© Альбина Саяпова
JUBILEE OF THE TEACHER (ON THE 85th BIRTHANNIVERSARY OF R. K. GANIEVA, PROFESSOR OF KAZAN UNIVERSITY)
Albina Sayapova
Резеда Кадыровна Ганиева - ученый и преподаватель, более шестидесяти лет своей жизни посвятивший служению науке и воспитанию молодого поколения. Она заслуженный деятель науки Татарстана. Резеда Кадыровна - ученый с самыми широкими и глубокими познаниями в литературе и культуре Востока. Область ее научных интересов - тюркская, персидская, арабская литературы. Наверное, не найдется ни одного выпускника филологического факультета Казанского университета с 60-х годов прошлого столетия по сегодняшний день, не знавшего ее работы по татарской литературе, литературе Ближнего Востока. Известно, что вузовский ученый - это и преподаватель, который работает со студентами. В Резеде Кадыровне редкий дар - сочетать научную работу с аудиторными формами подачи знаний. Все, кому когда-либо приходилось слушать ее лекции и выступления, отмечают ее замечательные лекторские и ораторские способности.
В начале 70-х годов студенткой я тоже слушала лекции Резеды Кадыровны по курсу «Литература народов СССР». Читала она увлеченно и вдохновенно. Равнодушных в аудитории не оставалось. Если говорить о моих воспоминаниях, то именно этот курс зародил во мне интерес к татарской литературе, прежде всего к поэзии начала ХХ века, представителями которой являются Г. Тукай, С. Рамиев, Дардменд. Скажу откровенно, что курс, прослушанный у этого преподавателя, разбудил во мне национальное самосознание, зародил интерес к татарской литературе. Зерна любви к родному языку и литературе, посеянные учителем в душу, проросли, определили в той или иной мере творческое сознание, дали свои результаты в дальнейших научных интересах. Татарская литература в целом ряде статей и монографий стала предметом наших научных интересов в контексте различных проблем литературоведения. Наша научная работа началась под руководством Резеды Кадыровны: сначала
курсовая, потом дипломная на тему: «Ирония в творчестве Г. Тукая» (кандидатская диссертация самой Резеды Кадыровны тоже посвящена творчеству Г. Тукая). Именно она благословила и подтолкнула к поступлению в аспирантуру к профессору Х. У. Усманову. Мы бесконечно благодарны тому, что она всегда пристально и внимательно следит за нашими успехами, поддерживает во всех начинаниях. Одним словом, Резеда Кадыровна была и остается Учителем по сей день.
Резеда Кадыровна Ганиева родилась в деревне Кече Шырдан Зеленодольского района 25 октября 1932 года. В начале 1950-х годов окончила Казанское педагогическое училище, в 1958 году заочно - отделение татарского языка и литературы Казанского университета с отличием. По окончании университета она была направлена в целевую аспирантуру при Московском университете по специальности «Литература народов СССР». За время пребывания в аспирантуре (ноябрь 1958 - март 1962 гг.) была написана диссертация на тему: «Сатира в творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая».
По окончании аспирантуры Р. К. Ганиева начала работать на кафедре татарской литературы: сначала ассистентом, позже доцентом и, наконец, профессором. Уже в первые годы преподавательской карьеры она успешно разработала курсы татарской, казахской, туркменской литератур и ряд спецкурсов по теории эстетических категорий.
По признанию Резеды Кадыровны, особое внимание ею уделялось преподаванию персидской, тюркоязычной божественной литературы. В этом она была непревзойденным мастером. Кроме того, с большой любовью и знанием предмета она изучает литературу арабского мира, как языческую, так и исламского периода. Персидская и тюркская (в первую очередь татарская) литературы остаются в центре внимания
ученого и сегодня. Одно из доказательств тому -монография по средневековой татарской литературе, творчеству Кул Гали. Изучение татарской литературы начала двадцатого века определило творческие интересы с первых лет научной деятельности ученого. В последние несколько лет ее привлекает изучение жизни и творчества Каюма Насыри, великого просветителя татарской нации. Каюм Насыри - земляк Резеды Кадыровны. Потому особый акцент исследователь предполагает сделать на биографических фактах, связанных с родными местами ученого.
По свидетельству самой Р. К. Ганиевой, ее обращение к наследию Каюма Насыри обусловлено еще и тем, что с его именем связан второй этап возрождения татарской нации. Первый этап возрождения состоялся еще в средние века: в булгарскую эпоху, в годы существования Золотой Орды и Казанского ханства. Потом, после исторических событий 1552 года, существование татарской нации можно определить словом «кризис». После долгих и сложных столетий, в середине XIX века на арену выходят Каюм Насыри, Ш^аб Марджани и другие просветители. Они определяют и обеспечивают возрождение татарской нации. Именно поэтому татарский писатель и великий ученый Гали Рахим называл Каюма Насыри основоположником второго этапа возрождения татар. Его мысль поддержали и французские ученые, которые отмечали огромную роль Каюма бабая в духовном возрождении татар.
В юбилейной статье нет смысла оценивать каждую работу юбиляра. И тем не менее хочется выделить одну работу Р. К. Ганиевой, авангардную по многим ее положениям. Это монография «Традиции Восточного Ренессанса в тюркских литературах Средневековья и Нового времени» [Ганиева, 2014]. История работы над темой и написания монографии очень непростая и длинная. Она началась с работы над докторской диссертацией на тему: «Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах» [Ганиева, 1992], которая была успешно защищена в 1992 году. Через годы Резеда Кадыровна вернулась к любимому детищу, и в завершенном виде она предстала как великолепная книга издательства «Фэн» в 2014 году. Работа представляется интересной прежде всего интерпретацией «Киссаи Йусуфа» Кул Гали как произведения Тюркского Ренессанса, взятого в контексте мусульманской философии и цивилизации Востока. Как ни странно, осмысление татарской литературы как явления Тюркского Ренессанса в ее вписанности в Восточный Ренессанс продолжает оставаться прерогативой далеко не многих. Исходным по-
ложением автора монографии является следующее: восточная философия, как и западная, во многом имеет общие корни, связанные с идеей антропоцентризма. Антропоцентризм становится «фокусовой точкой» в интерпретации автором «Киссаи Йусуф» Кул Гали, в творчестве которого очевидны традиции Восточного Ренессанса. Вместе с тем итоговое положение, к которому приходит исследователь, позволяет говорить о различиях между Восточным Ренессансом и Западным [Ганиева, 2014].
Общеизвестно, что дело учителя живет в учениках. Резеда Кадыровна внесла огромный вклад в подготовку кадров высшей квалификации. Под ее руководством 15 кандидатов наук защитили свои кандидатские диссертации:
• Каримова А.А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхаки, 2000;
• Мусабекова Р.Р. Сагит Сунчелей: личность поэта и мотивы творчества , 2001;
• Хасавнех А.А. Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли, 2002;
• Харрасова Р. Ф. Ранняя проза Гаяза Исхаки в контексте литературных взаимосвязей (18951905), 2002;
• Нугманова Н. М. Художественное отражение философии ат-Таухид в «Киссаи Йусуф» Кул Гали, 2003;
• Саляхова З. Г. Натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова, 2004;
• Галимзянова Э. М. Творческое наследие Фазыла Туйкина: Художественный метод и мотивы, 2004;
• Хайдаров Л. И. Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века, 2004;
• Абдуллина Д. М. Коранические мотивы в творчестве Габдуллы Тукая, 2005;
• Гильманов Д. Ш. Тюремные мотивы в татарской литературе: средневековье - начало XX века; 2006;
• Шарова Л. Н. Образ-символ «корабль» в татарской поэзии XX века, 2007;
• Мингазова Р. А. Руссоистские традиции в творчестве Галимджана Ибрагимова, 2009;
• Мирсияпова Т. И. Экзистенциальные мотивы в творчестве М. Ханафи, 2009;
• Абдельбариева Т. А. Традиции классицизма в драматургии Гаяза Исхаки: к проблеме мотивов государственности, 2010.
Р. К. Ганиева была научным консультантом в работе над докторской диссертацией Закирзяно-ва Альфата Магсумзяновича Тема его диссерта-
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
ции: «Современное татарское литературоведение: традиции и новые тенденции» (2012 г.)
Чтобы составилась более или менее целостная картина научного мира ученого, нельзя обойтись без перечисления хотя бы основных его трудов. В ее научном богаже - многочисленные работы по творчеству татарских поэтов начала ХХ века: Г. Тукая, Думави, С. Рамиева, Ш. Бабича и др.; многие годы ее интересуют проблемы как Тюркского, так и Восточного Ренессанса в целом (в этой области она лидер и новатор).
Р. К. Ганиева автор около 400 работ, могора-фий и статей. Цифра весьма внушительная. Такие показатели говорят о том, что Резеда Кады-ровна - ученый, который ни дня не жил и не живет без вклада хотя бы строчки в науку. Завидное качество!
От всего сердца поздравляем дорогого Учителя, Резеду Кадыровну Ганиеву, с днем ее рождения! Мы знаем, что научный огонь в ее душе не угасает. Желаем ей здоровья и долгих лет творческой жизни.
Список литературы
Ганиева Р. К. Сатира в творчестве Г. Тукая / монография. Казань: КГУ, 1961. 84 с.
Ганиева Р. К. Уртак кояшыбыз (Г. Тукай) // Казан утлары, 1966, №4. С. 87-92..
Ганиева Р. К. Тукайньщ «Печэн базары, яхуд Яна Кисекбаш» поэмасы hэм назыйрэ традициялэре // Совет эдэбияты, 1966, № 4. С. 27-29.
Ганиева Р. К. Наследие Тукая и тюркские литературы // Габдулла Тукай: Казань: Таткнигоиздат, 1976. С. 162-171.
Ганиева Р. К. Галимж;ан Ибрагимов hэм Кенчыгыш эдэбияты // Казан утлары. 1977. № 6. С. 174-184.
Ганиева Р. К. Тукай и тюркоязычные литературы // Слово о Г. Тукае. Казань: Таткнигоиздат, 1986. С. 331-334.
Ганиева Р.К. Нэ^ип Думави // История татарской литературы. В шести томах. Т. 3, 1986. С. 214-234.
Ганиева Р. К. Кенчыгыш традициялэрен Yстереп // Татар эдэбияты тарихы. 6 т. Т. 3, 1986. 523-538 б.
Ганиева Р. К. Шагыйрь-керэшче // Совет мэктэбе, 1986, № 4. С. 15-17.
Ганиева Р. К. Габдулла Тукай hэм тугандаш эдэбиятлар // Tatarica - Хельсинки, 1987. C. 134-142.
Ганиева Р. К. Восточный ренессанс и поэт Кул Гали / монография. Казань: КГУ, 1988. 172 с.
Ганиева Р. К. Мэкалэлэр // Эдэбият белеме CYЗлеге / энциклопедия. Казань: Таткнигоиздат, 1990. С. 5, 5-6, 9-10, 16, 18, 28-29, 37, 39-40, 43-44, 51, 5657, 66-67, 71-72, 74-75, 96-98, 104-105, 119-120, 120121, 122,126,146-147, 156-157,158-159, 160-161, 174, 206, 212-213, 213-214. 225-226, 226, 231-232.
Ганиева Р.К. Татар язучылары турында биобиблиографик белешмэ / Татар эниклопедиясенен
шэхеслэр исемлеге. Казань: Институт татарской энциклопедии Академии наук РТ, 1997. С. 19; 20; 31; 66; 89; 118; 127; 151; 158; 173; 175; 176; 178; 201; 202; 216.
Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах /диссертация на соискание ученой степени доктора фил. наук. Казань: КГУ, 1992. 325 с.
Ганиева Р. К. Статьи о татарских писателях // Энциклопедический словарь. Казань: Магариф, 2004. С. 8; 75; 90-92; 144-148; 192-193; 272-273; 341-342; 356.
Ганиева Р. К. Статьи о татарской литературе начала ХХ века // Татарский энциклопедический словарь В двух томах. Т. 2. Казань: Институт татарской энциклопедии Академии наук РТ, 2005. С. 121; 216-217; 318-319.
Ганиева Р. К. Традиции Восточного Ренессанса в тюркских литературах Средневековья и Нового времени. - Казань: Фэн, 2014. - 272 с.
Ганиева Р. К. Татар эдэбият тарихы. 2 т. Т.1. Казань: Татар. кит. нэшр, 2016. 93-107; 212-226; 107-326; 340-352 б.
References
Ganieva, R. K. (1961). Satira v tvorchestve G. Tukaia. Monografia. [Satire in G. Tukay's Oeuvre. A Monograph]. 84 p. Kazan': KGU. (In Russian)
Ganieva R. K. (1966). Urtak koiashybyz (G. Tukay) [Our Common Sun]. Kazan utlary, No. 4, pp. 87-92. (In Tatar)
Ganieva, R. K. (1966). TukaynyH, "Pechan bazary, yakhud Ыщ Kisekbash " poemasy ham nazyyra traditsiyalare [G. Tukay's Poem "Hay Market or New Kisekbash" and Oriental Traditions of Narration]. Sovet эdэbiyaty, No. 4, pp. 27-29. (In Tatar)
Ganieva R. K. (1976). Naslediye Tukaia i tyurkskie literatury [Tukay's Legacy and Turkic Literatures]. Pp. 162-171.Gabdulla Tukai: Kazan': Tatknigoizdat. (In Russian)
Ganieva, R. K. (1977). Galim^an Ibragimov ham Kenchygysh adabiaty [Galimzhan Ibragimov and Oriental Literature]. Kazan utlary. No. 6, pp. 174-184. (In Tatar)
Ganieva, R. K. (1986). Tukai i tiurkoiazychnyie literatury. Slovo o G. Tukaie [Tukay and Turkic Literatures. A Word about Tukay]. Pp. 331-334. Kazan': Tatknigoizdat. (In Russian)
Ganieva, R. K. (1986). Na^ip Dumavi. Istoria tatarskoi literatury. V shesti tomah [№^ip Dumavi. The History of Tatar Literature in Six Volumes]. T. 3, pp. 214-234. (In Tatar)
Ganieva R. K. (1986). Kenchygysh traditsialaren Ysterep. Istoria tatarskoi literatury. V shesti tomah. [Reviving Oriental Traditions. The History of Tatar Literature in Six Volumes]. T. 3, pp. 523-538. (In Tatar)
Ganieva, R. K. (1986). Shagyyr'-kereshche [Poet-Fighter]. Sovet mэktэbe, No. 4, pp. 15-17. (In Tatar)
Ganieva, R. K. (1987). Gabdulla Tukai hэm tugan-dash эdэbiatlar (reziume na angliiskom iazyke) [Gabdulla Tukay and Fraternal Literatures (English Summary)]. Pp. 134-142. Tatarica - Khel'sinki. (In Tatar)
Ganieva, R. K. (1988). Vostochnyi renessans i poet Kul Gali. Monografía [Eastern Renaissance and Poet Kul Gali. A Monograph]. 172 p. Kazan': KGU. (In Russian)
Ganieva, R. K. (1990). Riad statei [A Number of Articles]. ôdabiat beleme sYzlege / entsiklopedia. Kazan': Tatknigoizdat, pp. 5, 5-6, 9-10, 16, 18, 28-29, 37, 39-40, 43-44, 51, 56-57, 66-67, 71-72, 74-75, 96-98, 104-105, 119-120, 120-121, 122,126,146-147, 156-157,158-159, 160-161, 174, 206, 212-213, 213-214. 225-226, 226, 231-232. (In Russian)
Ganieva, R. K. (1997). Bibliograficheskiye svedeniya o 10 tatarskikh pisatelyakh [Bibliographic Information on Ten Tatar Writers]. Tatar eniklopediyasene« shakheslar isemlege. Pp. 19; 20; 31; 66; 89; 118; 127; 151; 158; 173; 175; 176; 178; 201; 202; 216. Kazan': Institut tatarskoy entsiklopedii Akademii nauk RT. (In Russian)
Ganieva, R. K. (1992). Vostochnyy Renessans i yego traditsii v tyurkskikh literaturakh /dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora fil. nauk [Eastern Renaissance and Its Traditions in Turkic Literatures: Doctoral Thesis]. 325 p. Kazan': KGU. (In Russian)
Саяпова Альбина Мазгаровна,
доктор филологических наук, профессор,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
Ganieva, R. K. (2004). Riad statei o tatarskih pisate-liah. Entsiklopedicheskii slovar' [A Number of Articles on Tatar Writers. Encyclopedic Dictionary]. Pp. 8; 75; 9092; 144-148; 192-193; 272-273; 341-342; 356. Kazan': Magarif. (In Russian)
Ganieva, R. K. (2005). Riad statei o tatarskoi literature nachala XX veka. Tatarskii entsiklopedicheskii slovar' V dvuh tomah [A Number of Articles on Tatar Literature of the Early Twentieth Century. Tatar Encyclopedic Dictionary. In Two Volumes]. T. 2, pp. 121; 216-217; 318-319. Kazan': Institut tatarskoi entsiklopedii Akademii nauk RT. (In Russian)
Ganieva, R. K. (2014). Traditsii Vostochnogo Renes-sansa v tyurkskih literaturah Srednevekov'ia i Novogo vremeni [Traditions of the Eastern Renaissance in Turkic Literature of the Middle Ages and the New Times]. 272 p. Kazan': Fan. (In Russian)
Ganieva, R. K. (2016). Tatar adabiyat tarikhy. V dvukh tomakh [The History of Tatar Literature in Two Volumes]. T.1, pp. 93-107; 212-226; 107-326; 340-352. Kazan': Tatknigoizdat. (In Tatar)
The article was submitted on 18.10.2017 Поступила в редакцию 18.10.2017
Sayapova Albina Mazgarovna,
Doctor of Philology, Professor,
Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]