Научная статья на тему 'Юбилей Самарского историка доктора исторических наук, профессора Александра Ивановича репинецкого'

Юбилей Самарского историка доктора исторических наук, профессора Александра Ивановича репинецкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей Самарского историка доктора исторических наук, профессора Александра Ивановича репинецкого»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕЙ САМАРСКОГО ИСТОРИКА ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА РЕПИНЕЦКОГО

Среди самарских историков я особо выделяю Александра Ивановича Репинецкого, который, преодолевая все препятствия и жизненные невзгоды, органично влился в ряды Самарской исторической школы и в течение многих лет является одним из ее лидеров.

Он родился 14 октября 1952 года. Его мама, Нина Осиповна, накануне войны училась в Ленинградском фармацевтическом институте, смогла выжить в страшные дни блокады, зимой 1943 года она была эвакуирована на машине по «дороге жизни», которая шла по льду Ладожского озера. Она не раз рассказывала сыну о своей жизни в Мурманской области, куда она была направлена по окончании института. Да и сам Александр Иванович иногда вспоминает суровый климат и погодные катаклизмы побережья Ледовитого океана. Александр Иванович с большой теплотой говорит о своей маме, которая уделяла громадное внимание воспитанию своего сына. Эту привязанность к маме он сохраняет до настоящих дней. Отец, капитан Иван Иванович Репинецкий, участник Великой Отечественной войны, оставил семью, когда его сыну исполнилось полтора года.

В 1961 году семья Репинецких переехала в город Куйбышев, где на улице Затонной на берегу реки Самара была приобретена квартира, которая располагалась на втором этаже частно-

го дома. Вначале Александр учился в школе №44, а в 9 классе он перешел в школу №64. Уже со школьной скамьи Александр стал отдавать предпочтение гуманитарным предметам. Он в буквальном смысле стал пожирателем художественной литературы, а затем переключился на исторические романы и документальные повести. Вне всякого сомнения, на этот выбор оказали воздействие школьные учителя истории - фронтовик Борис Михайлович Кузьмин, которого позднее назначили директором школы №64, и, конечно, восхищение у Александра вызывали уроки историка Инны Федоровны Солодовни-ковой. Уже в школе Александр помимо художественной литературы исподволь проявлял интерес к историческому краеведению. Он любил бродить по лабиринтам исторического центра Самары, его не могли не восхищать архитектурные комплексы, сооруженные на старинных улицах Дворянской (Куйбышева), Панской (Ленинградской). Его восхищали деревянные двухэтажные дома, фасады которых горделиво украшала деревянная резьба. Он не раз приходил с классом в краеведческий и художественный музеи. Это и другое и определило жизненную траекторию А.И. Репинецкого.

Он решил сдавать экзамены в университет и подал документы на специальность «История». Но в 1970-1971 гг. конкурс на эту специальность был очень высоким, а потому Александр в течение двух лет работал на бывшем трубочном заводе, который в советское время именовался ЗИМ - завод имени Масленникова. Будучи зачисленным рабочим в цех №26, он довольно быстро освоил профессию столяра и стал изготавливать упаковки для военной продукции.

Но вот, наконец, все трудности преодолены, и 1 сентября 1972 года А.И. Репинецкий зачислен в число студентов исторического факультета Куйбышевского педагогического института. В начале 70-х гг. и вплоть до середины 90-х гг. кафедрой истории СССР заведовал видный историк Поволжья доктор исторических наук, профессор Соломон Герцевич Басин, который создал творческую обстановку в коллективе. Куратором студенческой группы, в которой учился А.И. Репинецкий, была кандидат исторических наук, доцент Нина Петровна Храмко-ва, приложившая немало усилий для сплочения студенческого коллектива. Творческую атмос-

феру на лекциях и семинарских занятиях создавали первый выпускник Самарского государственного университета доктор исторических наук, профессор Н.Н. Яковлев, доценты А.Е. Паршиков, А.Г. Каревская. Запомнились на всю жизнь дискуссии, которые вспыхивали на заседаниях студенческого научного кружка. И, конечно, незабываемые впечатления остались от экскурсий в Прибалтику и Ленинград, организованные Н.П. Храмковой.

Уже на 3-м курсе определились научные интересы А.И. Репинецкого - он стал изучать голод в Поволжье 1921-1922 гг. Он скрупулезно собирал документы и материалы. Его в буквальном смысле потрясли страшные картины голода. В ходе изучения этого бедствия перед молодым исследователем неизбежно вставал вопрос: кто виноват, только ли условия экстремальной погоды? Какова роль власти и общественных организаций России и зарубежных стран в преодолении голода? Он попытался дать аргументированные ответы на эти вопросы.

По окончании вуза в 1976 году молодой выпускник был направлен в школу №1 в Кинель-Черкассах, в которой он работает учителем истории 4 года. Одновременно он учится в заочной аспирантуре, где под научным руководством профессора С.Г. Басина пишет диссертацию на тему: «Деятельность профсоюзов Среднего Поволжья по повышению творческой активности трудящихся 1959-1965 гг.». Многотрудная деятельность учителя: уроки, внеклассная работа, организация и проведение культурно-массовой работы, занятия с учащимися в краеведческом кружке - затрудняла работу по сбору материалов. Поэтому в каникулярное время, главным образом летом, Александр Иванович работал в государственных архивах городов Куйбышева, Пензы, Ульяновска; попутно много времени он уделял изучению краеведческой литературы и периодики в областных библиотеках. Но кроме того, он выявил громадный пласт документов и материалов в фондах Государственного архива Российской Федерации и ВЦСПС. Его не могли не потрясти книжные собрания Исторической библиотеки, где он попутно изучал также и периодические издания. Он познакомился с десятками сотрудников архивов и библиотек и позднее неоднократно отмечал, что в этих научных учреждениях работают удивительно внимательные к исследователям люди. Энтузиасты и интеллектуалы, подлинные знатоки истории.

В 70-80-е гг. я часто приезжал в педагогический институт или на заседания диссертационного совета, или на госэкзамены и защиты дипломных сочинений. И вот как-то в конце сентября 1980 года прихожу на кафедру истории СССР и С.Г. Басин

говорит мне: «Познакомься, вот Александр Иванович Репинецкий, выпускник, приступил к исполнению должности ассистента кафедры».

Далее он добавил, что в ближайшее время Александр Иванович будет защищать кандидатскую диссертацию. Я заметил, что Александр Иванович испытывающе смотрит на меня, и внезапно его лицо осветила улыбка, которая сразу же покорила меня. Интуитивно я понял, что ассистент А.И. Репинецкий попал в родную стихию и он быстро адаптируется в коллективе и освоит свои новые обязанности. И действительно, он быстро вписался в коллектив кафедры и факультета, освоил курс методики преподавания истории и стал читать курс лекций по отечественной истории Х1Х-начала XX в.

Начало педагогической деятельности в вузе совпало с такими важными событиями, как женитьба на Юлии Соломоновне Басиной, рождением сына Станислава и защитой кандидатской диссертации, которая получила высокую оценку ведущего научного сотрудника Института российской истории доктора исторических наук Л.С. Рогачевской. Казалось бы, все складывалось удачно: размеренная семейная жизнь, защита диссертации, в педагогическим институте «светила» карьера доцента. Но научный руководитель и заведующий кафедрой профессор С.Г. Басин постоянно советовал начать работу над докторской диссертацией. Он часто говорил: «Давай, Сашенька, пиши! Ты сможешь». Эти советы вдохновляли молодого ученого. Вновь встала проблема выбора темы диссертационного исследования. После долгих размышлений А.И. Репинецкий стал собирать материалы и документы по истории рабочего класса Поволжья. Его заинтересовал послевоенный период, так как в годы войны промышленный потенциал региона резко возрос в связи с эвакуацией в областные центры промышленных предприятий из Москвы, Воронежа, других городов. В послевоенный период промышленность Поволжья развивалась поистине гигантскими темпами. И в этой связи изучение проблем формирования рабочего класса, его социокультурного облика приобретало особое значение.

Но ситуация в стране резко начала меняться. В годы перестройки и краха советской империи стала формироваться другая проблематика. И когда А.И. Репинецкий поступил в докторантуру Института российской истории, то ему настоятельно посоветовали приступить к изучению истории народонаселения, тем более что в начале 90-х гг. XX в. в Институте российской истории в секторе академика Ю.А. Полякова была создана группа по истории народонаселения России, которой руководила доктор истори-

Научная жизнь

ческих наук В.Б. Жиромская, и докторант А.И. Репинецкий влился в этот коллектив.

Но вновь в который раз пришлось все начинать с нуля. И, конечно, нужно было освоить исследовательский инструментарий, овладеть методами историко-статистического анализа, не только разобраться с дефинициями, но и вникнуть в их сущность. Предстояло изучить обширный пласт историографических, источниковедческих и методологических исследований. И все это для того, чтобы за массой статистических материалов выявить факторы, которые оказывали воздействие на демографическую ситуацию в стране. И, конечно, нужно было осознать, что эти массовые источники являются важнейшими документальными материалами, которые помогают создать статистический портрет народонаселения державы в послевоенный период.

В феврале 1997 года А.И. Репинецкий успешно защитил докторскую диссертацию в диссертационном совете при Институте российской истории РАН. Официальные оппоненты: ректор Московского городского педагогического университета В.В. Рябов, академик АН Республики Татарстан, профессор Казанского государственного университета И.Р. Тагиров, главный научный сотрудник Института российской истории РАН профессор А.С. Синявский дали высокую оценку диссертационному исследованию.

Защита докторской диссертации придала мощный импульс научно-исследовательской работе А.И. Репинецкого. Существенно расширилась проблематика его научных исследований. На начальном этапе научной карьеры А.И. Ре-пинецкий занимался изучением профсоюзного движения в Поволжье. По нашим подсчетам, по этой проблеме ученый опубликовал 5 научных трудов и защитил кандидатскую диссертацию1. С 1986 года он приступил к изучению истории промышленности и социокультурного уровня рабочего класса и опубликовал свыше 15 статей и книг2. С 1995 года А.И. Репинецким опубликовано 39 научных трудов по исторической демографии, среди которых выделим монографию, опубликованную в 1999 году3, а также коллективную монографию, опубликованную издательством РОССПЭН в 2005 году4. Особо выделим исследования истории Безымянлага. По этой проблеме им опубликовано 12 научных трудов, и в том числе совместно с А.В. Захарченко он издал сборник документов и материалов5. Кроме того, историк приступил к изучению таких актуальных проблем, как взаимоотношения власти и общества, повседневной жизни. Заслуживают внимания статьи и очерки А.И. Репинец-кого по проблемам методологии истории и ис-точниковедении6. Не прошел историк и мимо

проблем истории и педагогики7. Много внимания он уделяет публикации рецензий на новейшие исследования. Ученый принимает активное участие в издании «Энциклопедии Самарской области», для которой он написал свыше 70 ста-тей8. Таков далеко не полный перечень основных направлений научно-исследовательской работы профессора А.И. Репинецкого.

Спустя некоторое время после защиты докторской диссертации, а именно в 1996 году, он был избран на должность заведующего кафедрой Отечественной истории и археологии, вошел в состав диссертационного совета и вскоре возглавил его. Он также являлся членом диссертационного совета при Самарском государственном университете. В 90-е гг. профессор стал совместителем в Самарском филиале Московского государственного педагогического университета, где он заведует кафедрой истории и зарубежного регионоведения. С 2004 года он является заместителем директора по научно-исследовательской работе Поволжского филиала Института российской истории Российской академии наук. Как заместитель председателя научного совета РАН по исторической демографии и исторической географии он участвует в координации научной проблематики, разрабатываемой в университетах и научных центрах страны.

Отмечая вклад А.И. Репинецкого в изучение проблем отечественной истории, региональной истории и истории Самарского края, нельзя не сказать о том, что им подготовлено 18 кандидатов исторических наук и 2 доктора исторических наук. Вполне можно констатировать, что в Самарской социально-гуманитарной академии возникла и развивается научная школа профессора А.И. Репинецкого

Профессор Репинецкий известен в России не только своими научными трудами. Он много раз выступал в качестве официального оппонента в Москве, Самаре, Саратове, Оренбурге. Много внимания профессор уделяет работе с учителями городских и муниципальных образовательных учреждений.

Убежден в том, что впереди Александра Ивановича ждут новые ученики, студенты, магистранты и аспиранты.

Желаем Вам новых открытий, уважаемый Александр Иванович!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Репинецкий А.И. Деятельность профсоюзов Среднего Поволжья по развитию производственной активности рабочего класса в период совершенствования социалистического соревнования (1946-1958 гг.). Куйбышев, 1983.

2 Репинецкий А.И., Широков Г.А. Рабочие Поволжья в послевоенные годы (1946-1950 гг.). Куйбышев, 1988;

Репинецкий А.И., Широков Г.А. Повышение культурно-технического уровня рабочих Поволжья в послевоенные годы. Самара, 1993 и др.

3 Репинецкий А.И. Работники промышленности Поволжья: демографический состав, образовательный и профессиональный уровень. 1946-1965 гг. Самара, 1999.

4 Население России в XX веке. Исторические очерки. Т.3. Кн.1. М., 2005. С.200-243; Репинецкий А.И., Румянцева М.А. Городское население Среднего Поволжья. 19451965. Очерки демографической истории. Самара, 2005.

5 Строго секретно. Безымянлаг. Документы и материалы / Составители Захарченко А.В., Репинецкий А.И. Самара, 2007 и др.

6 Репинецкий А.И. Историческая психология: к вопросу об объекте и предмете исследования // Методология и методы исторической психологии. СПб., Нестор, 2009 и др.

7 Очерки истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (1911-2011). Самара, 2011.

8 Энциклопедия Самарской области. Т.1, 2. Самара, 2010; Т.1-3. Самара, 2011.

П. С. Кабытов,

доктор исторических наук, профессор, Самарский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.