ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 4
СОБЫТИЯ И ГОДЫ
ЮБИЛЕЙ ОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЕЖЕГОДНИКА - ДЕТИЩА
ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ
Н.Е.Кузьменко, Г.В.Лисичкин, Н.Х.Розов, О.Н. Рыжова
(химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова,
факультет педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Статья посвящена десятилетнему юбилею ежегодного сборника "Естественно-научное образование", который зародился благодаря Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии и к настоящему времени превратился в достаточно известное, авторитетное, цитируемое издание. Ежегодник — весьма содержательная коллекция статей, посвященных самым разнообразным аспектам педагогики, дидактики, образовательной политики, организации образования (как химического, так и естественно-научного и математического), методики преподавания химии в школе и вузах, олимпиадного движения, работы с одаренными школьниками, международного образовательного опыта.
Ключевые слова: Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии, естественно-научное образование, аспекты педагогики, дидактики, образовательной политики.
Десять лет назад появилась небольшая, внешне ничем особо не выделяющаяся книжка "Современные тенденции развития химического образования". Могло бы показаться, что этот сто-страничный сборник — просто эпизодическое собрание статей нескольких авторов на тему, представляющую интерес для достаточно ограниченного круга специалистов по химическому образованию в школе и вузе. Но он оказался живучим, появлялся регулярно каждый год, постепенно превращаясь в весьма заметное явление на горизонте российских образовательных публикаций. И вот вышел в свет очередной, уже десятый по счету: "Естественно-научное образование: время перемен".
Сборник содержательно и организационно опирается на Международную Менделеевскую олимпиаду школьников по химии,
которая занимает особое место в современном олимпиадном движении [1]. Ее предшественница, Всесоюзная химическая олимпиада, практически единственная из предметных олимпиад, пережила распад СССР и дала жизнь Менделеевской олимпиаде, организация и проведение которой сейчас лежит на химическом факультете МГУ.
Год за годом расширяется круг государств-участников Менделеевских олимпиад. В последние годы в олимпиаде, кроме представителей стран СНГ и Балтии, участвуют школьники Болгарии, Венгрии, Македонии, Румынии, Саудовской Аравии и Турции. Таким образом, олимпиада объединяет представителей более 20 стран. Конечно, не всегда представители всех этих стран собираются вместе — экономические, а подчас и политические факторы препятствуют участию национальных команд в очередной олимпиаде. Однако ежегодно на Менделеевской олимпиаде на неделю собираются вместе единомышленники — представители разных стран, имеющие отношение к химическому образованию и работе с одаренной, талантливой молодежью. Это руководители национальных команд — школьные учителя, преподаватели вузов, работники органов образования, сотрудники научно-исследовательских институтов, студенты и аспиранты. Кроме того, это многочисленные представители страны, принимающей у себя олимпиаду. Это, наконец, члены Международного жюри олимпиады и ее оргкомитет. На официальных и неофициальных встречах ими обсуждаются самые разнообразные проблемы развития химического образования в средней и высшей школе, и это живое, заинтересованное общение, обмен мнениями и опытом — бесценны.
Очень важной в этом отношении стала 38-я Менделеевская олимпиада 2004 г. в Молдове, по результатам которой в Кишиневе и был опубликован первый сборник "Современные тенденции развития химического образования" [2]. Материалы этого и последующих сборников в той или иной степени посвящены проблемам реформирования национальных систем образования. Интерес к этой тематике легко объясним, поскольку в последние два с лишним десятилетия практически все страны-участницы олимпиады находятся в поиске новых путей, подвергая свои системы образования затянувшейся модернизации и рискуя при этом безвозвратно утратить то, что было создано за предшествовавший период. Катализатором стал Болонский процесс, который может привести к снижению уровня фундаментальности образования (прежде всего — естественно-научного). Авторы публикаций
настойчиво ищут ответ на краеугольный вопрос: как сохранить и приумножить важнейшие составляющие образования — его фундаментальность и качество. Сборник предоставляет свободную публичную трибуну всем, кто заинтересован в успешном поступательном развитии образования (причем не только в России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья). Уникальность ситуации заключается в том, что все образовательные системы, исследуемые как российскими, так и зарубежными (страны Восточной Европы и постсоветского пространства) авторами, происходят во многом от единого базисного корня — советской системы образования. Стартовав из одной точки, развивающиеся системы образования со временем, естественно, приобрели свои национальные особенности, оттенки и проблемы, обсуждение которых, безусловно, взаимно обогащает.
Конечно, вокруг сборника объединились в первую очередь профессионалы-химики, учителя-химики, аспиранты-химики, которые, естественно, "болеют" за состояние обучения "своему" предмету, но они активно участвуют в обсуждении самого широкого спектра проблем среднего и высшего образования в целом. Название сборника закономерно эволюционировало из года в год, подчеркивая тем самым, что в круг его проблематики уверенно вошло все естественно-научное образование. С 2005 до 2009 г. сохранялось первоначальное основное название сборника "Современные тенденции развития химического образования", которое продолжалось словосочетанием, лучше всего характеризовавшим избранную проблематику [3—6]. Однако позже возникла потребность расширить тематику сборника, поскольку химическое образование неразрывно связано с естественно-научным и математическим. Это нашло отражение в модернизированном заглавии сборника, изданного в 2010 г. по материалам 43-й Менделеевской олимпиады, состоявшейся в Ашхабаде: "Современные тенденции развития естественно-научного образования" [7]. В 2011 г. было решено сделать название сборника более кратким, но одновременно и более емким: "Естественно-научное образование" [8—11].
Материалы, представленные в сборниках, можно условно подразделить на три категории: первая представляет собой общетеоретические педагогические работы, вторая — более частные материалы, посвященные организации работы в конкретных школах или высших учебных заведениях. В них авторы делятся своим опытом повышения качества преподавания естественно-научных дисциплин. И, наконец, было бы странным, если бы в сборниках
статей по материалам Менделеевских олимпиад не оказалось работ, посвященных различным аспектам школьного олимпиадного движения. Вообще бывает очень интересно взглянуть на проблему с разных точек зрения, это делает обсуждение более объективным, детальным и обогащает дискуссию в научно-педагогическом сообществе.
Десять лет — достаточно солидный отрезок времени, позволяющий подвести некоторые итоги. В десяти книгах сборника содержится 174 статьи, которые подготовили 176 авторов из 14 стран (табл. 1).
Таблица 1
"География" авторов статей сборников
Страна Число авторов Число статей
Армения 1 2
Беларусь 7 7
Болгария 4 4
Казахстан 3 6
Кыргызстан 3 1
Латвия 2 1
Молдова 5 3
Россия 138 117
Румыния 3 3
Таджикистан 1 1
Узбекистан 5 4
Украина 4 4
Франция 1 1
Чехия 1 1
Практически все эти страны — государства-участники Менделеевской олимпиады, особняком стоят Франция и Чехия. Францию представляет выпускник химического факультета МГУ, ныне — профессор университета дю Литтораль в Дюнкерке Борис Игоревич Жилинский, написавший в 2011 г. статью "Размышления об образовании: советско-французский опыт", Чехию — также выпускник химического факультета, член жюри Менделеевской
олимпиады Евгений Александрович Карпушкин, который, будучи докторантом Карлова университета в Праге, подготовил и опубликовал в том же 2011 г. статью "Естественно-научное университетское образование в Чехии и России".
Все же подавляющее большинство авторов — россияне, более того, москвичи. Это ожидаемый результат, поскольку девять из десяти сборников были изданы в Москве в Издательстве Московского университета. Большинство московских авторов имеют непосредственное отношение к МГУ. Однако кроме Московского университета столичные авторы представляют очень широкий круг организаций — школ, вузов и НИИ (табл. 2).
Таблица 2
Организации г. Москвы, представленные авторами сборников
Организация Число авторов
Средние общеобразовательные школы
Гимназия № 1567 1
СОШ № 861 1
Лицей № 1502 при МЭИ 1
Центр спорта и образования "Самбо-70" 1
Высшие учебные заведения
Академия социального управления 1
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики 1
Московский государственный областной университет 1
Московский городской педагогический университет 1
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 3
МГУ имени М.В. Ломоносова 82
Московский государственный университет путей сообщения 1
Московский институт электроники и математики 3
Московский педагогический государственный университет 1
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова 5
Российский университет дружбы народов 3
Окончание табл. 2
Организация Число авторов
Московский энергетический институт 1
Научно-исследовательские институты и академии
Институт психологии РАН 1
Институт общей и неорганической химии РАН 1
Институт органической химии РАН
Институт содержания и методов обучения РАО 1
Московский институт открытого образования 1
Центр педагогического мастерства
Российская академия образования 1
Политехнический музей 1
Госкорпорация РОСНАНО 1
Если говорить именно об "университетских" авторах сборника, то они являются представителями четырнадцати подразделений МГУ, среди которых десять факультетов, средняя школа — Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ), Центр международного образования и университетский Институт исследования комплексных проблем образования. И все же именно на химическом факультете МГУ сложился коллектив энтузиастов, которые не жалеют времени на то, чтобы активно заниматься практической образовательной деятельностью и теоретически осмысливать состояние отечественного образования. Их усилиями сборник продолжает жить и привлекает внимание своими интересными, полезными и содержательными материалами. Надо сказать, что химический факультет МГУ, к сожалению, единственный из факультетов Московского университета, который регулярно издает ежегодник по вопросам образования и преподавания, хотя среди авторов есть и представители других факультетов и подразделений МГУ (табл. 3).
Интересно, что только пятая часть авторов десяти выпусков сборника имеют или имели в прошлом непосредственное отношение к Международной Менделеевской олимпиаде в качестве руководителей национальных команд или участников олимпиады, членов оргкомитета или Международного жюри. Если проследить тенденцию изменения числа "менделеевских" авторов
Таблица 3
Принадлежность авторов статей к подразделениям МГУ
Подразделение МГУ Число авторов
Механико-математический факультет 3
Физический факультет 1
Химический факультет 55
Биологический факультет 2
Факультет почвоведения 1
Факультет наук о материалах 2
Факультет фундаментальной медицины 6
Философский факультет 3
Психологический факультет 2
Факультет педагогического образования 2
Факультет военного обучения 1
СУНЦ 1
Центр международного образования 1
Институт комплексных исследований образования 2
во времени, можно заметить, как год за годом сокращается их доля в сборниках. Хорошо это или плохо? Мы думаем, что это отражение большой работы, которую ведет редколлегия сборника по поиску и приглашению новых авторов, и одновременно свидетельством роста популярности издания.
Возникнув в недрах Менделеевской олимпиады, ежегодник постепенно расширил круг своих авторов, не замыкаясь исключительно на олимпиадные круги или на сотрудников химического факультета МГУ — в противном случае за десять лет он бы иссяк и был обречен на угасание. Постоянная подпитка материалами из разных стран, разных городов России и из образовательных учреждений различного уровня просто необходима для того, чтобы сборник приносил максимальную пользу образовательному сообществу.
За десять лет сборник превратился в достаточно известное, авторитетное, цитируемое издание, приобрел постоянных авторов и свой круг читателей — это люди из разных стран, работающие в области среднего и высшего образования. Зародившись как из-
дание, целиком и полностью посвященное проблемам именно химического образования, сборник расширил свою проблематику, в его выпуски вошли работы, написанные коллегами, чьи профессиональные интересы лежат в области других наук. Это весьма содержательная коллекция статей, посвященных самым разнообразным аспектам педагогики, дидактики, образовательной политики, организации образования (как химического, так и естественно-научного и математического), методики преподавания химии в школе и вузах, олимпиадного движения, работы с одаренными школьниками, международного образовательного опыта. И многие их этих работ, даже давно опубликованных, не утратили своей актуальности.
Из очень широкого круга вопросов, охваченных статьями сборника, пожалуй, наиболее слабо представлены специальные материалы по частной методике преподавания химии в школе и вузе и по современным достижениям химической науки. Впрочем, это можно объяснить тем, что подробные публикации на эти темы регулярно появляются в широко известных журналах "Химия в школе" и "Химия и жизнь. XXI век", так что едва ли здесь уместна "конкуренция".
Первые выпуски сборника уже стали библиографической редкостью. Но интересующиеся читатели могут найти много полезного, обратившись к сайту химического факультета, на котором представлены уже вышедшие томики.
Хотелось бы пожелать ежегоднику дальнейшей успешной жизни и еще большего авторитета в кругах специалистов по педагогике и образованию.
Список литературы
1. Lunin V.V., Nenajdenko V.G., Ryzhova O.N., Kuz'menko N.E. Chemistry of 21st Century. International Mendeleev Chemistry Olympiad / Ed. V.V. Lunin. Moscow: Moscow University Press, 2007. 443 p.
2. Современные тенденции развития химического образования / Под ред. В.В.Лунина. Кишинэу: Univers Pedagogic, 2005. 136 с.
3. Современные тенденции развития химического образования: от школы к вузу / Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 144 с.
4. Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными школьниками / Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. 158 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2007/ sbornik-lunin/welcome.html 25.06.2014).
5. Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы / Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та,
2008.150 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2008/ron/welcome.html 25.06.2014).
6. Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество / Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.158 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2009/chimobr/ welcome.html 25.06.2014).
7. Современные тенденции развития естественно-научного образования: фундаментальное естественно-научное образование/ Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.190 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/ rus/books/2010/lunin/welcome.html 25.06.2014).
8. Естественно-научное образование: тенденции развития в России и в мире / Под ред. В.В. Лунина, Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 240 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2011/estestv-obraz/ welcome.html 25.06.2014).
9. Естественно-научное образование: взаимодействие средней и высшей школы / Под ред. В.В.Лунина, Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. 300 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2012/science-education-2012/welcome.html 25.06.2014).
10. Естественно-научное образование: вызовы и перспективы / Под ред. В.В.Лунина, Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. 272 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2013/science-education-2013/wel-come.html 25.06.2014).
11. Естественно-научное образование: время перемен / Под ред. В.В.Лунина, Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. 205 с. (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2014/science-education-2014/welcome.html 25.06.2014).
A TEACHER'S ALMANAC
FIRST PUBLISHED BY MSU'S FACULTY
OF CHEMISTRY CELEBRATES ANNIVERSARY
N.E. Kuz'menko, G.V. Lisichkin, N.Kh. Rozov, O.N. Ryzhova
This article is dedicated to the tenth anniversary of a "Natural Science Education" Almanac that was started with the help of the International Mendeleev Chemistry Olympiad. Now it is a quite prominent, authoritative and often quoted edition. The Almanac includes a selection of highly informative articles dedicated to the various issues of such spheres as teaching, didactics, educational policies, organization of educational programs (not only for chemistry but also for other natural sciences and mathematics), methods of teaching chemistry in schools, institutes, universities, as well as Olympiads, programs for gifted students and international exchange of experience in education field.
Key words: International Mendeleev Chemistry Olympiad, natural science education, aspects of teaching, didactics, educational policies.
Сведения об авторах
Кузьменко Николай Егорович — доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией молекулярной спектроскопии, заместитель декана по учебной работе химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-40-55, 8-916-690-45-37; e-mail: [email protected]
Лисичкин Георгий Васильевич — доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией органического катализа кафедры химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Тел.: (495) 939-46-38, 8-903-103-72-42; e-mail: [email protected]
Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-32-81; e-mal: [email protected]
Рыжова Оксана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-47-65, 8-910-406-68-28; e-mail: [email protected]