Научная статья на тему 'Юбилей И. Д. Осипова'

Юбилей И. Д. Осипова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей И. Д. Осипова»

ЮБИЛЕЙ И. Д. ОСИПОВА

26 апреля 2018 г. исполнилось 70 лет доктору философских наук, профессору Игорю Дмитриевичу Осипову. Многие выпускники философского факультета (ныне Института философии) Санкт-Петербургского государственного университета с благодарностью вспоминают его как специалиста очень высокого класса, подлинного интеллигента и заботливого научного руководителя. Сейчас без всякого преувеличения можно сказать, что Игорь Дмитриевич стал настоящим учителем для нескольких поколений философов и политологов. Его лекции всегда отличались оригинальным содержанием, корректностью интерпретаций и полнотой изложения материала, непременно увлекали студентов и позволяли им открывать что-то новое даже в тех вещах, которые, казалось бы, были им хорошо известны.

Философия всегда была делом жизни и призванием И. Д. Оси-пова. Окончив философский факультет ЛГУ в 1973 г., он в 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию и до 1985 г. преподавал на кафедре философии Завода-Втуза при Ленинградском Металлическом заводе, а в 1985 г. вернулся на родной факультет и получил должность доцента. В 1990 г. И. Д. Осипов перешел на новую кафедру - истории русской философии, на которой проработал без малого четверть века. Это было непростое время переосмысления наследия русских философов, возвращения «забытых» имен, публикации источников, это было время надежд и ожиданий, а также напряженной работы с целью найти в работах русских мыслителей-классиков ответы на многие вопросы, волнующие современного человека. Игорь Дмитриевич выбрал для себя новую исследовательскую тематику - историю русской политической и правовой мысли. Занятия ею требовали пересмотра существовавших в то время идеологических штампов и предвзятых оценок. Перед историками русской философии стояла насущная задача - предста-

вить отечественную политико-правовую мысль как самостоятельное направление, показать актуальность и богатство идей русских мыслителей, дать их объективный анализ, очищенный от идеологических предрассудков. То, что в настоящее время философская ценность и научная значимость русской политико-правовой мысли является общепризнанной, - во многом заслуга Игоря Дмитриевича. Он проделал масштабную источниковедческую и историографическую работу по собиранию материалов, изданию источников, корректному изложению и комментированию их содержания, идейному анализу русской политической и правовой мысли. Во многом именно благодаря его усилиям получили актуальное звучание идеи многих политических философов, и прежде всего Б. Н. Чичерина и М. М. Сперанского. Впервые за долгие годы их сочинения были переизданы Игорем Дмитриевичем и снабжены качественным историко-философским комментарием.

Научные исследования И. Д. Осипова заложили основы для последующих концептуальных работ, обобщающих и развивающих идеи русских политических мыслителей. Они существенно повлияли на формирование новой политической культуры и демократического правосознания в нашей стране. Наука для Игоря Дмитриевича никогда не была делом, оторванным от жизни. Он не замыкался в «башне из слоновой кости», не стоял в стороне от запросов времени, но и не соблазнялся политической конъюнктурой. Этому же учил он и студентов, подавая им пример своей научной деятельностью.

В 1990-е гг. предметом исследований И. Д. Осипова стала история русской либеральной мысли, и в 1999 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Философские основания русского либерализма Х1Х-ХХ вв.». На исходе первого десятилетия нынешнего столетия Игорь Дмитриевич обратился к истории русской консервативной мысли. Широкий охват материала и комплексный подход к изучению политических и правовых теорий, отечественной политической культуры в целом позволил ему выделить три основные политико-правовые концепции в русской мысли: рационализм, религиозные политические теории и научно-позитивистские. Полнее всего рационалистический подход раскрылся в теории естественного права и связанной с ней теорией общественного договора, в исторической школе права и метафизике права. Рационалистические концепции позволяли раскрыть основания легитимности власти, юридической природы конституционализма и самодержавия. Религиозная политико-правовая мысль критиковала принципы юридического формализма, эгалитаризма и безответственной демократии. Она, напротив, видела истоки правового и государственного порядка в нравственности и

МалиновА.В., РыбасА.Е. Юбилей И. Д. Осипова 129

в идее социальной справедливости. Научное направление полнее всего реализовалось в юридическом позитивизме и психологической концепции права. Все три направления, или, выражаясь словами Игоря Дмитриевича, «логос русской философии политики и права», нашли отражение в русской истории, в конкретных юридических и бытовых формах: земском самоуправлении, состязательном правосудии, парламентаризме, идее конституционной правовой монархии и т.д.

В 2004 г. И. Д. Осипову было присвоено ученое звание «профессор», а десятилетие спустя он возглавил кафедру истории философии в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета и стал руководить магистратурой по направлению «Философия политики и права». Игорь Дмитриевич ведет огромную работу: преподавательскую, исследовательскую, редакторскую (он является главным редактором журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология»), организационную, общественную. Но, несмотря на постоянную занятость, он всегда готов поддержать своим участием научное мероприятие, сделать доклад на конференции, дать консультацию и т.д. Поистине, к И. Д. Осипову в полной мере можно отнести принцип В. Н. Татищева: «В службу не навязывайся, от службы не отказывайся».

В настоящее время И. Д. Осипов опубликовал более 350 научных работ, подготовил четыре доктора философских наук и пять кандидатов философских наук. Назовем лишь наиболее важные из его публикаций: монографии «Философия русского либерализма XIX - начала XX в.» (1996), «Философия политики М. М. Сперанского» (2002), «Философия политики и права в России» (2014, награждена Почетной грамотой Санкт-Петербургского философского общества); коллективные монографии «Международные отношения в современном мире: политика и культура» (2010, награждена Почетной грамотой Санкт-Петербургского философского общества), «Правовое государство и ответственность личности» (2011), «Аксиология российского конституционализма: история и современность» (2012), «Культура России и международные отношения» (2012), «Философия права и ответственность государства» (2012), «Философия российской государственности» (2013), «Философия международных отношений. От теории к практике» (2016), «Философия русской революции» (2017), сборники научных статей «Идейное наследие русской философии» (2000), «Социология истории Николая Кареева» (2000), «А. И. Введенский и его философская эпоха» (2006), «Консерватизм: перспектива или альтернатива?» (2010), «Отечественная философская журналистика. История и современность» (2017); учебные пособия (напи-

санные в том числе и в соавторстве) «Русская политология: обзор основных направлений» (1994), «Русская культурология» (2003), «Культура российского самоуправления» (2004, учебник награжден Фондом развития отечественного образования Дипломом лауреата за лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений), «История русской философии» (2012), «Современная мировая философия» (2013), «Конфликты в условиях трансформации современного российского общества» (2015), «Политическая философия русского консерватизма» (2017), «История философии» (2018), «Государственная политика и управление» (2018).

Нельзя не сказать несколько слов об Игоре Дмитриевиче и как о человеке. Пожалуй, главное, что сразу же располагает к нему и настраивает на доверительное общение, - это интеллигентность и скромность. Игорь Дмитриевич всегда и с равным вниманием готов выслушать собеседника независимо от того, кто перед ним: коллега-профессор, аспирант или студент, еще только делающий первые шаги на научном поприще. Его непоказная мудрость и манера говорить спокойно, приветливо и никогда не повышая голос выдают в нем настоящего философа. Игорь Дмитриевич никогда не искал популярности у студентов, не старался быть «модным» преподавателем или же «продвинутым» ученым и, невзирая на меняющиеся обстоятельства, продолжал заниматься тем, чем считал нужным, и говорил то, что вытекало из его научных исследований, а не из требований конъюнктуры. Тем самым он и заслужил настоящее уважение как среди студентов, так и среди коллег. И сейчас, когда многие, оказавшись в плену у обессмысливающей наукометрии, вынуждены все больше сил тратить на повышение рейтингов, чем на научную работу, Игорь Дмитриевич, как и прежде, спокойно занимается делом, вдохновляя своим примером и остальных. Хочется пожелать юбиляру неиссякаемой творческой энергии, здоровья, долгих лет жизни и плодотворного научного труда.

А. В. Малинов, А. Е. Рыбас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.