Научная статья на тему 'Юбилей "ЭкспоЭлектроники" и перспективы российской электроники'

Юбилей "ЭкспоЭлектроники" и перспективы российской электроники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асташкевич Павел

С 25 по 28 апреля в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо» прошла десятая юбилейная международная выставка «ЭкспоЭлектроника». В пятый раз одновременно с «ЭкспоЭлектроникой» проводилась специализированная выставка технологического оборудования и материалов для производства изделий электронной и электротехнической промышленности «ЭлектронТехЭкспо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей "ЭкспоЭлектроники" и перспективы российской электроники»

Юбилей «ЭкспоЭлектроники»

и перспективы российской электроники

Павел АСТАШКЕВИЧ

ast@finestreet.ru

Фото: Владимир ОСИЧЕНКО

С 25 по 28 апреля в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо» прошла десятая юбилейная международная выставка «ЭкспоЭлектроника». В пятый раз одновременно с «ЭкспоЭлектроникой» проводилась специализированная выставка технологического оборудования и материалов для производства изделий электронной и электротехнической промышленности «ЭлектронТехЭкспо».

«10 лет — это действительно история, это свидетельство значимости и востребованности проекта, — отметил в своем выступлении на пресс-конференции по случаю открытия выставки руководитель проектов выставок электронной промышленности компании “Примэкспо” Владимир Воротынцев. — Мне и моим коллегам приятно отметить, что выставка продолжает работать, расти и развиваться, в очередной раз подтверждая статус крупнейшего форума в России и Восточной Европе».

Действительно, из года в год выставка продолжает активно развиваться, становясь все более масштабным, глобальным мероприятием, привлекая все новых и новых участников со всего света. В этом году заметно увеличилась доля участия иностранных компа-

ний — для сравнения, в прошлом году количество иностранных участников составляло 24%, в этом году — уже 33%. Всего в выставке принимает участие более 450 компаний из 21 страны мира. Ряд стран, таких как Китай, Корея, Тайвань, Гонконг и Германия, были представлены на выставке отдельными национальными стендами.

В этом году официальную поддержку «Экспо-Электронике» оказали Министерство образования и науки РФ, Федеральный фонд развития электронной техники, Управление радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности и ОАО «Российская электроника».

В ходе выставки мы встретились с заместителем генерального директора выставочной компании «Примэкспо» Ириной

Любиной и задали ряд вопросов об истории «ЭкспоЭлектроники», а также особенностях юбилейного мероприятия. В годы становления «ЭкспоЭлектроники», ключевого отраслевого мероприятия, Ирина руководила этим проектом и вложила в него очень много сил и творческой энергии. Сегодня, занимая одну из руководящих должностей в «Примэкспо», она продолжает активно помогать развитию «ЭкспоЭлектроники», по праву считая данный проект «родным» и близким для себя.

— Пожалуйста, расскажите немного об истории выставки «ЭкспоЭлектроника».

— Идея организации выставки «ЭкспоЭлектроника» возникла не случайно. С одной стороны, рынок дистрибьюторов уже вполне сформировался и требовал дальнейшего

развития. С другой стороны, такое мероприятие, как выставка, позволило бы выделить направление электронных компонентов в отдельный сегмент и отделить от компьютеров и услуг связи. Организаторами первой выставки выступили компания ITE Group и ее российский партнер — компания «Примэкспо». Плодотворный альянс с «Электронинторг-С», АО «Российская Электроника» и ЦНИИ «Электроника» способствовал тому, что сейчас «ЭкспоЭлектроника» — это один из самых крупных проектов на рынке электронных компонентов, ежегодно собирающий ведущие российские и иностранные компании.

Наиболее сложным для «ЭкспоЭлектрони-ки» стал 1998 год, когда через несколько месяцев после успешного старта проекта грянул экономический кризис. Взвесив все «за» и «против», руководство компании «Примэкспо» приняло решение взять на себя проведение следующей «ЭкспоЭлектроники». Несмотря на то, что по меркам выставочной компании данный проект на тот момент был довольно скромным и требовал гигантских усилий, мы оценили потенциал роста и все-таки решили за него взяться.

—Я посещал «ЭкспоЭлектронику» в 1999 году, и могу отметить, что, несмотря на то, что это было послекризисноемероприятие, оно практически не уступало первому по представительности и интересу посетителей.

На самом деле были предприняты титанические усилия, позволившие нам удержать выставку на прежнем уровне. «ЭкспоЭлектроника» была одним из немногих проектов, которые действительно не уменьшились по всем статистическим показателям.

— Как складывалась ваша карьера в компании «Примэкспо»?

— Компания «Примэкспо» была основана в 1996 году, и на первом этапе коллектив был небольшой. Однако мы справлялись и выполняли самые разные функции. Придя в компанию в качестве офис-менеджера, в 1999 году я стала менеджером выставки «ЭкспоЭлектроника», а с 2000 года — руководителем этого проекта. Начиная с 2003 года и по настоящее время я являюсь заместителем генерального директора.

Всегда очень интересно развивать свой отдельный проект. И именно «ЭкспоЭлектро-ника» стала для меня первым таким проектом. Сегодня в моем ведении, так или иначе, находятся все выставки «Примэкспо», но «ЭкспоЭлектроника» — это как первая любовь, при всем уважении к другим проектам, она вызывает наиболее сильные и нежные эмоции.

— Для вас это связано исключительно с тем, что вы потратили на «ЭкспоЭлектронику» много собственных сил, или же с людьми, с которыми приходится здесь работать?

— Безусловно, в первую очередь, это люди, с которыми мы работаем. Я рада, что те компании, те люди, с которыми мы начинали, развиваются и продолжают участвовать в «ЭкспоЭлектронике». Многие из руководителей компаний сейчас заняты решением каких-то более глобальных вопросов, но при этом они все равно находят возможность прийти на выставку. Я бы сказала, что «ЭкспоЭлектроника» — это место встреч интересных людей, с которыми очень приятно общаться.

— Выставка проходит всего четыре дня. А в течение года вы общаетесь с представителями рынка, интересуетесь тем, что на нем происходит?

— Конечно. Хотя я не являюсь техническим специалистом, и мне больше интересны рыночные новости — какие новые фирмы выходят на рынок, какие изменения происходят в уже существующих компаниях.

—Пять лет назад несколько игроков рынка объединились, чтобы создать собственную выставку. Насколько я знаю, задумывалась она как некое глобальное мероприятие, способное составить серьезную конкуренцию «ЭкспоЭлектронике».

— Если рассматривать мировой опыт выставочного бизнеса, то такая тенденция вполне

.

Выступление Ю. И. Борисова на пресс-конференции «Прорыв в российской электронике»

Юбилейный для «ЭкспоЭлектроники» год отмечен важными событиями, происходящими на рынке. С одной стороны — стартуют различные государственные программы поддержки отрасли, с другой — происходит консолидация участников рынка — формируется ассоциация производителей электроники, оживает созданный несколько лет назад дистрибьюторами электронных компонентов АРДЭК.

Представляем вашему вниманию фрагмент пресс-конференции «Прорыв в российской электронике», посвященной открытию выставок «ЭкспоЭлектро-ника» и «ЭлектронТехЭкспо».

В данном мероприятии приняли участие: начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности Юрий Борисов, генеральный директор ЦНИИ «Электроника» Борис Авдонин, председатель Федерального фонда развития электронной техники Анатолий Сухопаров, генеральный директор ассоциации «Электронинторг-С» Александр Курляндский, а также руководитель проектов выставок электронной промышленности компании «Примэкспо» Владимир Воротынцев. Данный фрагмент включает в себя выступление Юрия БОРИСОВА (на фото), в котором он рассказал о шагах, предпринимаемых сегодня федеральным агентством по промышленности по развитию российской электроники.

— Юрий Иванович, хотелось бы узнать, каково сегодня соотношение объемов компонентов, производимых в России и ввозимых в нашу страну? Изменится ли в ближайшей перспективе данное соотношение?

— По некоторым оценкам в 2006 году оборот рынка ЭК в России составил $1,117 млрд. Эта цифра включает рынки как гражданских, так и военных применений. На гражданском рынке около 95% — импорт, 5% — компоненты российского производства. На военном рынке 60-65% — импорт. Поскольку номенклатура очень большая, могу отметить, что это достаточно условная оценка. По ряду направлений отечественные изделия уже давно не используются. В частности, это касается сложной логики, памяти. Иная ситуация, например, в области СВЧ-электроники, здесь, конечно, превалируют еще российские компоненты. Вместе с тем неплохо восстанавливаются позиции в не очень сложных в технологическом плане, но нужных для электроники областях, таких как резисторная конденсаторная сборка, производство переключателей, силовая электроника.

Что касается микроэлектроники, то здесь положение дел нам всем хорошо известно — это отставание на несколько порядков в области технологии и лет на двадцать — по времени. При этом ситуация хорошо проанализирована — требуются определенного рода шаги, которые в самое ближайшее время коренным образом поменяют ситуацию. В самое ближайшее время — в четвертом квартале этого года — запланирован ввод чистой комнаты на «Микроне». Проект сейчас вовсю раз-

Начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности Юрий БОРИСОВ

вивается — идет завоз оборудования, демонтаж старой чистой комнаты, монтаж новой, и нет никаких оснований считать, что этот проект не состоится. Таким образом, осенью этого года мы сможем сказать, что в России появится технологический уровень 0,18 микрон с возможностью перехода в 2008 году до уровня 0,13 микрон, потому что все закупаемое технологическое оборудование обеспечивает этот уровень. Это средний уровень, с параметрами 18 тысяч 200-миллиметровых пластин в месяц, но при восстановлении позиций на рынке дозакупка оборудования еще, скажем, на 30-40% от суммы проекта позволит удвоить эти мощности.

— Как обстоят дела в области СВЧ-электро-ники? В частности, интересует ситуация на предприятии «Пульсар».

— Я критически отношусь к высказываниям, что в области СВЧ-электроники, и в первую очередь твердотельной СВЧ-электроники, мы впереди планеты всей. Возможно, в области научно-технической деятельности это действительно так, но производство в атомной технике и СВЧ-электронике пока оставляет желать лучшего. Надеюсь, что в ближайшее время мы эту ситуацию поправим: уже выделены средства для восстановления предприятий данного сектора. А что касается твердотельной СВЧ-техники, это направление выставлено в стратегии развития электронной промышленности как приоритетное. СВЧ-технику невозможно купить, ее необходимо сделать, но, к сожалению, пока 90% идет для специального применения, и только 10% остается на гражданском рынке. Но в этой ситуации тоже запланированы изменения, призванные отвоевать для российской промышленности сектор в области телекоммуникаций. Из 15 отечественных предприятий, которые всегда занимались СВЧ-направлением, акцент сделан на двух — «Исток» и «Пульсар», так как именно они обеспечивают практически 80% всей номенклатуры на сегодняшний день. В этом и состоит особенность стратегии — адресность и концентрация ресурсов, в том числе и финансовых. На этих двух предприятиях уже разворачивается мощное капитальное строительство по созданию новых участков, ориентированных на создание СВЧ-техники, закупается импортное оборудова-

ние, и их технологический уровень будет соответствовать мировому. Но пока это лишь две «первые ласточки».

— Закупки иностранного оборудования — это, конечно, замечательно, но как СВЧ-техни-ку, так и хорошее оборудование нам продавать не будут. Существует ли некая программа по возобновлению производства высококачественного технологического оборудования? Возможно ли сотрудничество в этой сфере с производителями из Белоруссии?

— Существует. Кстати, что касается возможности или невозможности закупки импортного оборудования, то мы живем уже в более-менее цивилизованном мире, и Россия не изгой в этом плане, и серьезных ограничений кроме тех, которые распространяются практически на все страны, мы не испытываем, то есть современное оборудование доступно. Вопрос в средствах на его покупку.

Вы правы, существуют комконовские ограничения, но они лежат пока вне сферы наших притязаний и интересов. Тем не менее к этому надо относиться всегда достаточно серьезно, и именно по этой причине необходимо развивать собственное производство СВЧ-электроники, так как здесь затрагиваются вопросы технологической, информационной и прочей безопасности.

Что касается взаимодействия с Белоруссией, то я могу подтвердить вашу информацию, потому что совсем недавно был там, посещал «Пла-нар» — предприятие, которое всегда занималось разработкой технологического оборудования, и могу констатировать, что оно находится в достаточно хорошем состоянии и выпускает вполне конкурентоспособную продукцию, которая может быть востребована на российском рынке. Основной акцент на взаимодействии с Белоруссией сделан именно на этом. Всего же их два — в области материалов и в области высокотехнологичного оборудования. Хотелось бы выстроить эти отношения, потому что в России не осталось ни школ, ни предприятий, ни мощностей, которые серьезно могли бы выпускать технологическое оборудование для электронной промышленности, так уж исторически сложилось. В Воронеже кое-что есть, но основные мощности все-таки находятся в Белоруссии, поэтому я считаю, что это очень разумно. Эти взаимоотношения на самом деле не были потеряны, и сегодня предприятия покупают белорусскую продукцию, товарооборот у нас ежегодно растет. Хотелось бы, чтобы он рос более динамично, но это зависит уже от наших финансовых возможностей. Производственные мощности «Планара» наши потребности пока обеспечивают.

Раз уж мы коснулись Белоруссии, я считаю, что особого резона развивать активное сотрудничество с этой страной в области микроэлектроники у нас нет, потому что наши российские проекты на голову выше по масштабам и деньгам, чем белорусские. В Белоруссии планируется довести мощности «Интеграла» до уровня 0,5-0,35 микрон, мы же в своих планах этот этап перешагиваем. Тем не менее «Интеграл» имеет свою долю российского рынка, и она, в принципе, расширяется, но я считаю, что в интересах собственных производителей мы будем здесь вести достаточно жесткую позицию и их мощности не пускать.

— На каком этапе, в каком состоянии находится программа развития радиоэлектроники 2008—2015 — согласование, утверждение?

— Формально программа согласована со всеми заказчиками, с МЭРТ. Сейчас я жду так называемое «комфортное» письмо для Минфина. Я надеюсь, что в 2008 году она должна увидеть свет, потому что уже запланирована в бюджете, осталась лишь эта формальная сторона, а также утверждение ее правительством, что, мы надеемся, будет сделано в мае-июне.

—Известно, что сегодня в нашей стране на региональном уровне принимаются программы поддержки производителей электроники. Это происходит в Санкт-Петербурге, Зеленограде и т. д. Как федеральное агентство по промышленности взаимодействует с региональными властями?

— В какой-то степени данные программы были нашей инициативой. Я проехал практически все наши крупные регионы, где сосредоточены предприятия электронной промышленности и радиопромышленности. Цель очень простая — необходимо координировать действия региональных властей, потому что любому региональному предприятию приходится взаимодействовать не только с федеральными, но и местными властями. Они являются налогоплатильщиками тех регионов, где находятся, там же живут их сотрудники. И им приходится решать социальные вопросы. Поэтому, не скоординировав усилия региональных и федеральных властей, результат получить невозможно. Также мы еще хотели найти рычаг для того, чтобы как-то использовать эти дополнительные резервы. Дело в том, что программой развития радиоэлектроники предусмотрены достаточно большие стройки, здесь выделяются значительные средства (44 млрд руб.). По правилам данной программы на каждый бюджетный рубль тратится один небюджетный. Небюджетный рубль — это либо прибыль предприятия, либо кредитные ресурсы, либо инвестиционные проекты, то есть привлечение третьих лиц, которые участвуют в стройке. При этом даром никто участвовать в программе не станет, и основные интересы проявляются к имуществу. Все эти вопросы как раз надо решать именно с территориальными органами, в том числе и с имущественными, здесь необходим нормальный здоровый контакт, чтобы все понимали, ради чего все это делается. Вопросы кадров региональный участник просто не решит, поэтому мы уделили в своей программе внимание подготовке кадров. Часть средств — это около 5% от всех объемов, мы запланировали для наших созаказчиков, для Министерства образования. Поэтому мы координируем свои шаги со своими коллегами и, естественно,

на местном уровне. Я постоянно встречаюсь с ректорами ведущих вузов страны. Я считаю, что это правильная линия — подготовка кадров должна осуществляться именно в регионах, потому что рабочая сила в Москве и Санкт-Петербурге уже довольно дорога.

Поэтому координация с местными властями необходима при реализации таких крупномасштабных проектов. И регионы откликнулись очень активно, местные власти берут это все под определенный контроль. То ли это престижно, то ли это выигрышно, то ли они понимают, что цель эта очень хорошая, потому что, во-первых, в регионы идут федеральные деньги, которые превращаются в рабочие места, от чего все выигрывают. Таким образом, мы выстроили с двумя ветвями власти здесь тесное взаимодействие — с полномочными представителями президента в регионах, и с губернаторами и правительствами регионов.

— Существует ли программа по развитию производства реле в России?

— Отдельной программы по реле нет и не будет, есть программа по развитию отрасли, которая состоит из следующих направлений: СВЧ, микроэлектроника, акустоэлектроника, пьезоэлектроника и т. д. Есть направление и по пассивным компонентам. Три года назад практически не было ни одной работы, которая бы поддерживала технологический уровень или отдельные позиции в области пассивной элементной базы. Сегодня ежегодный объем на этом направлении составляет около 50 млн рублей. Я думаю, что для данного направления хотелось бы и больше, но и это уже приемлемые цифры, поэтому наши релейщи-ки, конденсаторщики уже с оптимизмом смотрят в будущее.

Что касается акустоэлектроники, пьезотехники, магнитоэлектроники и других направлений, то они достаточно серьезно представлены и в подпрограмме, которая действует, и в программе с ежегодным объемом финансирования около 400 миллионов рублей. Здесь мы опираемся на тесное взаимодействие с Академией наук РФ.

— Ваша оценка общего состояния современной российской электроники.

— Критическое состояние, я не буду скрывать. Но, тем не менее, я считаю, что первоочередные шаги мы сделали все-таки правильные в области расстановки приоритетов, приложении усилий в тех направлениях, о которых я сказал. У нас беда в области технологического оборудования, электронных материалов, а также в области САПР. Мы не можем позволить себе констатировать и ничего не делать. В области технологического оборудования мы рассчитываем на помощь наших белорусских партнеров. В области электронных материа-

лов — иная ситуация. Во-первых, его целесообразно развивать тогда, когда мы восстановили позиции на рынке, когда есть сбыт данной продукции. В частности, по кремнию ситуация является критической не потому, что мы не можем восстановить мощности, необходимые для производства монокремния, а потому, что очень проблематичен рынок сбыта. То есть рентабельным это становится тогда, когда выходишь на определенные мощности. Я думаю что ситуация с электронными материалами в ближайшие 3-4 года кардинально изменится, потому что параметры государственной программы вооружения, в частности СВЧ-тех-ники, востребуют кремния в 6-7 раз больше. Для этого осуществляется поддержка нового направления в СВЧ-технике, в области приборных структур, на «Светлане» в Петербурге в марте было выездное совещание по этому вопросу.

Таким образом, мы проблему видим, но проблема станет решаться по мере подъема всей электронной промышленности, когда спрос на электронные материалы будет более серьезным.

— Пожалуйста, несколько слов о кадровом составе отрасли.

— На сегодняшний день в отрасли работает около 300 тыс. человек. Из них 96 тыс. составляют научно-технические работники, то есть инженерный состав. Средний возраст работников отрасли составляет около 43,5 лет. Плохо это или хорошо? Конечно, плохо, лучше было бы около 35 лет. Тем не менее старение персонала отрасли замедлилось.

Что касается притока новых кадров, то, безусловно, каждое предприятие решает эту проблему по-своему, так уж жизнь устроена. При этом я вижу всю картину и могу констатировать, что в ближайшие 5 лет намечается дефицит дизайнеров. Эта тенденция связана с планами строительства около 60 дизайн-центров. Типовой дизайн-центр — это 50-70 человек высококвалифицированных спе-циалистов-схемотехников. Специальность эта, как правило, новая, и вузы, которые готовят по специальностям, связанным с микроэлектроникой, как ни странно, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это крайне мало. Скажем, с каждой кафедры ежегодно выпускается 150-200 специалистов. Из них половина уедет за рубеж, еще часть найдет место в каких-то других сферах деятельности, а нам, как правило, остается в лучшем случае от 10 до 15% от этого кадрового состава. А по плану у нас ввод от 8 до 10 дизайн-центров ежегодно. Поэтому дефицит кадров уже сейчас налицо, и мы принимаем определенного рода меры.

Мы будем пристально следить за реализацией программы развития отечественной радиоэлектроники и надеемся вернуться к этой теме на страницах следующих номеров.

естественна. Я думаю, что если у группы компаний появляется свой проект, он имеет право на существование. Если результатом их работы становится небольшая выставка, и рынок ее выдерживает, почему бы и нет?! Однако основная проблема возникающих таких образом выставок состоит в том, что это уже мероприятия не общеотраслевые, а ра-

ботающие лишь на определенный круг участников рынка.

Основная позиция профессиональных выставочных организаторов, к примеру, «Экспо-Электроники», состоит в том, что мы стараемся предоставлять равные возможности всем компаниям, работающим на рынке электроники. Естественно, существует определен-

ная конкуренция за лучшие места в залах выставки, но это скорее вопрос оперативности персонала наших участников при бронировании. Да и размеры стенда влияют — у кого-то стенд больше, у кого-то меньше — тут уже все зависит от потребностей компании.

— Полагаю, вы ощущаете новую волну интереса к российскому рынку со стороны западного бизнеса. Проявляют ли интерес к проектам «Примэкспо» в области электроники западные выставочные операторы, специализирующиеся также в этой области?

— Действительно, интерес иностранного бизнеса к России очень сильно возрос. Однако это произошло не случайно. Компания «Примэкспо» приложила немало усилий для того, чтобы обратить внимание западных предпринимателей на российский рынок. Несколько лет подряд мы выпускали специальный каталог, в котором участники выставки «Экспо-Электроника» размещали презентации своих компаний на английском языке. Эти каталоги распространялись на профильных выставках за рубежом именно для того, чтобы рассказать западным компаниям о российском рынке. Кроме того, последние 5 лет мы проводим специальные кампании по привлечению западных фирм к участию в российской выставке — приглашаем их представителей в Москву, чтобы они могли увидеть все собственными глазами. Я думаю, все это повлияло на то, что сейчас на выставке «ЭкспоЭлектроника» с каждым годом свою продукцию представляет все больше западных компаний, и «ЭкспоЭлек-тронику» сегодня по праву можно назвать самой крупной международной отраслевой выставкой в Восточной Европе.

Что касается операторов зарубежных выставок по электронике, прежде всего, следует упомянуть Messe Munich. Я полагаю, что мы представляем интерес для этого выставочного оператора во многом благодаря тому, что

значительная часть участников мюнхенской ELECTRONICA уже давно демонстрирует свою продукцию на выставке в Москве, что, несомненно, является самым ярким подтверждением привлекательности российского рынка для зарубежных компаний. И как у организаторов двух крупнейших выставок электронной промышленности, у нас есть точки соприкосновения.

— Чем знаменательна юбилейная «Экспо-Электроника»? Какие события, проходившие в рамках этой выставки, вы могли бы отметить?

— «ЭкспоЭлектроника» известна своей насыщенной программой сопутствующих мероприятий. Ведущие производители и поставщики электронных компонентов, материалов и технологического оборудования традиционно проводят здесь свои презентации и семинары, так как это великолепная возможность представить свою компанию и продукцию, напрямую наладить контакты с потенциальными клиентами.

В этом году также состоялась конференция «Инновации в электронике» журнала «Современная электроника». ГОУ Московская Академия рынка труда и информационных технологий провела научно-практическую конференцию «Достижения в технологии радиоэлектроники и приборостроения», состоялось торжественное собрание, посвященное созданию Ассоциации российских производителей электроники.

Отдельно хочется отметить, что в этом году мы провели одно мероприятие, которое заслуживает особого внимания. 26 апреля прошла презентация работ «МОЛОДАЯ ЭЛЕКТРОНИКА. Инновационные разработки молодых ученых и их коммерческий потенциал». Свои работы представили победители молодежного научно-инновационного конкурса «Электроника 2006-2007», проводимого в рамках программы Национально-

го проекта «ОБРАЗОВАНИЕ». Мы считаем, что молодежь — это не только будущее, но и сегодняшний день нашей промышленности, и мы не должны отпускать молодых ученых за границу. Проводя презентацию, мы, в первую очередь, думали о том, что это великолепная возможность реализовать разработанные ими проекты.

— Кто инициирует подобные проекты? У вас есть какая-то креативная группа?

— Генерацией идей занимается наш отдел маркетинга. Естественно, мы не эксперты и не можем глубоко вникнуть в нюансы всех отраслей, с которыми работаем. Но мы хорошие организаторы, и поэтому находим партнера, способного разработать контентную состав-

ляющую. Так получилось и с молодыми учеными. Мы очень рады, что смогли поддержать их, для нас это первая подобная инициатива. Я уверена, что такое взаимодействие бизнеса, науки, власти и различных некоммерческих организаций действительно необходимо. Так, без многолетней поддержки Министерства образования и науки Российской Федерации, которое как раз и реализует приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ», нам было бы намного сложнее добиться такого успеха выставки «ЭкспоЭлектроника».

— Выставка «ЭлектронТехЭкспо» в этом году также отметила свой юбилей. Каковы перспективы этого проекта?

— Да, действительно, проекту «ЭлектронТехЭкспо» в этом году исполнилось пять лет. Он очень активно развивается — по последним статистическим данным уже более 40% всех посетителей проявляют интерес именно к этому разделу. Но мы не планируем разделять «ЭкспоЭлектронику» и «ЭлектронТех-Экспо» по разным площадкам, так как ряд компаний поставляет как оборудование, так и компоненты, и совместное проведение двух проектов нам кажется наиболее оптимальным.

— В чем секрет успеха выставки «Экспо-Электроника»?

— Успех «ЭкспоЭлектроники» зависит, прежде всего, от ее участников. Мы очень благодарны всем участникам нашей выставки, и особенно тем компаниям, которые поддерживали нас все эти годы, были нашими мудрыми советчиками, которые радовались успехам вместе с нами, предостерегали нас от ошибок в трудные моменты. Мне очень приятно, что эти компании также активно развиваются. Надеюсь, что в этом есть и наша заслуга. Я уверена, что мы и дальше будем сотрудничать. Хочется, чтобы для тех, кто принимает участие в «ЭкспоЭлек-тронике» впервые, выставка также стала постоянной площадкой для представления продукции и услуг всем потенциальным клиентам.

От имени всей нашей редакции хочу сердечно поздравить коллектив компании «Прим-экспо» и пожелать им продолжать свой нелегкий, в каком-то смысле миссионерский путь, развивая этот успешный проект и укрепляя его позиции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.