Научная статья на тему 'Ю. В. Хен. Сохранение культурного многообразия малых народов как проблема «Качественной демографии»'

Ю. В. Хен. Сохранение культурного многообразия малых народов как проблема «Качественной демографии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ю. В. Хен. Сохранение культурного многообразия малых народов как проблема «Качественной демографии»»

Ю.В. Хен

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ МАЛЫХ НАРОДОВ КАК ПРОБЛЕМА «КАЧЕСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИИ»*

Осуществление глобализации экономики, информации и массовой культуры с одновременной локализацией национальных культур, отстаиванием ими своей идентичности Ю.В. Хен считает по крайней мере трудно достижимым. Признавая тот факт, что уничтожение культурного многообразия не является непосредственной целью глобализации, нельзя не признать, что это ее прямое (и необходимое) следствие.

Глобализация - естественный процесс, следствие развития коммуникационных технологий, разрушения барьеров мобильности, эволюции социальных инфраструктур от простейших родоп-леменных связей до надгосударственных образований. Процесс этот начался не вчера, хотя и считается своеобразным символом современности. Реально вся история человечества - это история взаимопроникновения культур, и избежать действия «глобализации» на предыдущих этапах не удавалось никому, за исключением самых примитивных и уединенно живущих племен.

Остановить процесс глобализации не представляется возможным не только потому, что современные олигархи в погоне за прибылью ни перед чем не остановятся, уничтожая местные ре-

* Хен Ю.В. Сохранение культурного многообразия малых народов как проблема «качественной демографии» // Россия: Многообразие культур и глобализация. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 222-260.

Ю.В. Хен

месленные производства. Главное заключается в том, что глубинные изменения затронули не столько экономику, сколько само человечество.

Источником силы, уничтожающей культурное многообразие, является в первую очередь нежелание самих этих народов вести традиционное хозяйство, в то время как цивилизованное человечество изобретает все новые и новые способы облегчения бытовых задач и все более изощренные развлечения.

Границы между государствами постепенно начинают стираться, и уже сейчас «культурный» человек из любого региона чувствует себя гражданином мира. Причина проста - сохранить границы между культурами трудно, когда не хватает физического пространства для все увеличивающегося населения. Перенаселение -вот та сила, которая уже существенно изменила облик старого мира, но в будущем изменит его гораздо сильнее. Это диктуется современным вектором демографической политики, проводимой большинством государств: увеличение рождаемости плюс увеличение продолжительности жизни.

Тема перенаселения естественным образом вызвала к жизни старые мальтузианские теории о неизбежной гибели человечества в результате избыточного размножения, то есть любой биологический вид как бы запрограммирован на самоуничтожение в результате полного истощения ресурсов.

Однако в исследовании биофизика В. Воейкова утверждается, что в природе такой рост наблюдается только в патологических популяциях. В остальной эволюции всякий рост численности строго подчинен той системе, частью которой объект является. Все нормальные популяции, начиная с молекулярного уровня, обладают жесткими механизмами регуляции своей численности. Однако человечество в силу действия культурных факторов (сострадание к слабым, социальные программы защиты малоимущих слоев населения, медицинская помощь и т.д.) вырвалось из-под давления естественных законов, и его размножение уже не подчиняется ограничениям, действующим в природе.

Ощущение «нездоровья» человеческой цивилизации, эсхатологической направленности его развития вызывает потребность оптимизации моделей будущего. Популярная ныне концепция устойчивого развития исходит из предположения о том, что стабильность мирового сообщества требует поддержания оптималь-

Сохранение культурного многообразия малых народов

ной численности населения. Следует заметить, что все существующие футуристические сценарии (к их числу относятся и экологические теории) несут на себе отпечаток старых евгенических традиций. Во-первых, они преследуют ту же цель, что и классическая евгеника - создание более совершенного человечества (в экологической редакции - совершенного человеческого общества, живущего в гармонии с окружающей средой). Во-вторых, этим теориям присущи структурные элементы, характерные именно для евгенического дискурса: идея вырождения, отсылки к объективному знанию как основе прогнозов и апелляция к государственному контролю как основному механизму осуществления прогрессивных преобразований.

Прогнозируемое будущее настолько мало соответствует футуристическому идеалу западной цивилизации (молодое здоровое население, приверженное прогрессу, но хранящее европейские культурные традиции), что подспудно подводит к мысли о необходимости начать проведение активной и грамотной демографической политики.

Проблемы демографии представляют собой основной довод в пользу глобализации, ибо глобализированная, полностью интегрированная в пределах земного шара экономика, если и не решает традиционную мальтузианскую проблему в принципе, то позволяет значительно отсрочить момент наступления реального голода. Непременным условием успешного функционирования такой экономической машины является унифицирование потребителя, позволяющее с известной степенью точности прогнозировать и формировать спрос, правильно отражая не только потребность человека в простых вещах вроде еды, одежды и количества бензина, но также состав его семьи, количество университетских преподавателей, циркачей и пианистов, которых он так или иначе сумеет «потребить» в течение жизни.

Таким образом, уничтожение культурного многообразия является в известном смысле прямой целью глобализации, а не побочным эффектом, как это кажется на первый взгляд. И если мы признаем ее неизбежным, естественным и даже в некотором смысле необходимым явлением, значит, нам придется отказаться от мысли сохранить культурное многообразие народов мира.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.