СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Ю.В. Гулюта
КОНЕЦ ИСТОРИИ В КОНЦЕПЦИЯХ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР*
В истории общественной мысли распространены концепции, именующиеся теориями исторического круговорота, согласно которым сферы общества движутся по замкнутому кругу «с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка»1.
Представители такого направления (Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер и др.) считают, что развитие истории сходно с развитием природы и что развитие культуры зависит от окружающей среды. «Одним из основных понятий данного направления является "цикличность"» (с. 57). Истоки подобной интерпретации автор реферируемой статьи находит в работе Августина Блаженного (354-430) «О граде Божием», которая была написана под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Христианский теолог Августин Блаженный одним из первых «выделил такие стадии развития человечества, как младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст и старость» (с. 57). Динамике человеческой личности посвящена работа Августина Блаженного «Исповедь», а динамика общечеловеческой истории рисуется в его трактате «О граде Божием». Град Божий - это духовная общность, основанная на любви к Богу. Августин Блаженный сравнивал развитие истории со становлением человека.
* Гулюта Ю.В. Конец истории в концепциях локальных культур // Филология и культура. - Барнаул, 2006. - Вып. 3. - С. 57-61.
1 Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. - С. 145.
Ю.В.Гулюта
Н.А. Данилевский (1822-1885), русский социолог и естествоиспытатель, также находил сходство в развитии истории и живого организма. В работе «Россия и Европа» (1869) Данилевский сравнивает историческое развитие отнюдь не с развитием человеческой личности, а с развитием растений. В основе социологической доктрины Данилевского лежит теория «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые, подобно живому организму, находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. Эти культурно-исторические типы, по Данилевскому, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский даже выделяет десять таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Духовная составляющая, по мысли Данилевского, «является стержнем развития, утрата которого приводит культурно-исторический тип к гибели, к концу истории» (с. 58).
Идеи Н.Я. Данилевского предвосхитили в какой-то мере аналогичную концепцию Освальда Шпенглера (1880-1936), который трактовал культуру как «организм», сравнивал ее с человеком и наделял культуру душой и судьбой, причем каждая культура, согласно Шпенглеру, проходит «возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость» (с. 59).
Шпенглер насчитывал восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Каждому культурному «организму», по Шпенглеру, определен тысячелетний срок, а затем культура умирает и превращается в «цивилизацию», причем это есть переход от становления к окостенению. Всякий культурный «организм», полагал Шпенглер, «рождается на свет "неожиданно", осуществляет заложенные в нем возможности и умирает» (с. 59). Шпенглер, как и Данилевский, отмечал существенную роль религии, Бога в движении истории. В своем двухтомном труде «Закат Европы» (1918-1922) Освальд Шпенглер предсказывал «неминуемую» гибель западноевропейской цивилизации.
Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), подобно своим предшественникам, «представлял историю как совокупность культур, цивилизаций, развивающихся по принципам развития живых организмов» (с. 59). В его двенадцатитомной работе «A Study of History» (1934-1961) «намечена тенденция единого исторического процесса» (с. 59). В основе истории,
Конец истории в концепциях локальных культур
согласно Тойнби, находится Бог, который является гарантом исторического прогресса. Вводя в свою концепцию понятие «первородный грех», Тойнби утверждает, что «именно грех является субстратом глобальной истории» (с. 60). Автор реферируемой статьи полагает, что Тойнби гипотетически признает, будто конец истории в принципе невозможен. «Ведь история в его понимании есть не что иное, как постижение абсолютного начала, т.е. Бога. Это абсолютное начало многообразно, настолько многообразно, что его невозможно постигнуть во всех его проявлениях, что и объясняет бесконечность истории <...>. Конец истории есть не что иное, как утрата лидерами иррационального стремления искупления первородного греха. История же (история постижения Бога) бесконечна», согласно А.Дж. Тойнби (с. 60).
И. Л. Галинская