Научная статья на тему 'Ю. В. Егерева, О. Ю. Гурова. «Хантеры» и секонд-хенд потребление в Санкт-Петербурге'

Ю. В. Егерева, О. Ю. Гурова. «Хантеры» и секонд-хенд потребление в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ю. В. Егерева, О. Ю. Гурова. «Хантеры» и секонд-хенд потребление в Санкт-Петербурге»

Ю.В. Егерева, О.Ю. Гурова

«ХАНТЕРЫ» И СЕКОНД-ХЕНД ПОТРЕБЛЕНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ*

В Санкт-Петербурге в конце первого десятилетия 2000-х годов молодежь, используя свой опыт хождения по магазинам секонд-хенд, начала развивать свои навыки, перенося их из сферы потребления одежды в сферу предпринимательства. Молодежь как наиболее гибкая и мобильная категория населения легко адаптируется к социальным условиям, открывая для себя новые виды деятельности. Юноши и девушки занимаются покупкой бывшей в употреблении одежды с целью ее дальнейшей перепродажи в секонд-хендах или на специальных площадках в Интернете. Такое предпринимательство зачастую приобретает креативный характер, когда продаваемые вещи не только отыскиваются, но тщательно отбираются и затем переделываются, прежде чем снова попасть на рынок. Эти молодые предприниматели получили название «ханте-ров» (от англ. hanter - охотник).

Хантеры - это в основном студенты высших учебных заведений различных специальностей. Продажа, как правило, происходит в сети Интернет. В социальной сети они выкладывают фотографии купленной в секонд-хендах одежды, устанавливают свою цену на эту одежду и вновь продают. «Хантеры» изначально не являются профессиональными продавцами. Суть их практик состоит в том, чтобы найти вещи, которые можно превратить в то-

* Егерева Ю.В., Гурова О.Ю. «Хантеры» и секонд-хенд потребление в Санкт-Петербурге // СуЬег1ешпка: Научные статьи: Социология. - Режим доступа: http://cyber1eninka.ru/artic1e/n/hantery-i-sekond-hend-potreb1enie-v-sankt-ре1егЪиг§е

Ю.В. Егерева, О.Ю. Гурова

вар. Эти вещи могут быть найдены как на рынке бывшей в употреблении одежды, так и в собственном гардеробе. Нельзя сказать, что предпринимательская деятельность слишком обогащает хан-теров. Сами они, будучи студентами, нередко оценивают свое материальное положение «ниже среднего», но в то же время имеют возможность покупать небольшие партии вещей, а доход от их деятельности позволяет, например, купить путевку в Египет.

Хантеры редко занимаются своим делом в одиночку. Для их деятельности важна помощь друзей или родственников. Совместная деятельность позволяет сэкономить ресурсы (например, выставлять вещи на продажу в общем помещении), заменять друг друга, если нужно встретиться с покупателем, помогать фотографировать вещи, которые затем будут выставлены на продажу, т.е. делить обязанности.

Хантеров можно еще назвать «творческими потребителями» или «просьюмерами» (англ. prosumer - от producer - производитель + consumer - потребитель). Основная характеристика творческого потребителя, или просьюмера, состоит в том, что он участвует в производстве того, что будет потреблено. Различие между производством и потреблением в этом случае установить все сложнее.

Просьюмерство можно рассматривать как характеристику до-индустриальных обществ, натурального хозяйства, в рамках которого производилось то, что затем потреблялось. Однако современный просьюмер отличается от производителя, потребителя и просьюмера прошлого тем, что, во-первых, современные просьюме-ры увлечены своей деятельностью, которая не обусловлена для них необходимостью, во-вторых они вовлечены в эту деятельность через Интернет, что делает возможным интерактивное взаимодействие между пользователями в процессе производства и потребления.

Интернет стал удобной площадкой для «хантеров», во-первых, в связи с ростом числа пользователей Интернета, и эта площадка является наиболее удобным и легкодоступным способом заявить о себе. Во-вторых, молодежь очень активна в Интернете, и «ханте-рам» проще добраться до целевой аудитории и заинтересованных покупателей. В-третьих, Интернет условно бесплатен, и открытие торговой площадки в социальных сетях не требует таких затрат, которые бы пришлось нести в случае открытия магазина.

«Хантеры» и секонд-хенд потребление

Помимо продажи вещей через Интернет «хантеры» могут участвовать в различных ярмарках, ориентированных на продажу самодельных вещей или секонд-хенда. В целом «хантеры» занимаются нелегальной деятельностью - они не платят налогов, не регистрируют свой бизнес, при этом получая от него доход.

«Хантеры» представляют собой культурных посредников, медиаторов, осуществляющих связь между производителями и потребителями. «Хантеры» тщательно отбирают из «куч» одежду, которая соответствует их вкусу, предпочтениям в стиле и моде. Они создают своеобразные «мосты» от собственного вкуса к вкусу потребителя. Социологи называют таких людей «предпринимателями идентичности». Они продают часть собственной идентичности, заложенной в выбранную ими одежду. «Хантеры» признают свою роль в конструировании вкусов современной молодежи, в том, что они облегчают выбор стиля и процесс покупки.

Вкус является инструментом «хантеров», который позволяет осуществлять конвертацию культурного капитала в экономический. Они должны следить за молодежной модой и знать, что пользуется популярностью и может быть быстро куплено. У «хан-теров» имеется навык разбираться в марках одежды, хотя для потребителей секонд-хенда марка не всегда принципиальна. Они должны быть в курсе возраста вещей, потому что среди потребителей есть любители винтажа. Переделывая вещи, «хантеры» выполняют функции дизайнеров. Часто покупаемые вещи имеют хорошую форму, но то, как выполнены эти вещи, «хантеров» не устраивают, поэтому они стараются применить свои творческие идеи к изменению находок. Это позволяет «хантерам» отличаться друг от друга, а потребителям - подчеркивать свой образ с помощью хенд-мейд решений, предлагаемых «хантерами».

Таким образом, «хантеры», используя творчество, выступают и как просьюмеры, и как культурные посредники.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.