Научная статья на тему 'Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки'

Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / КОСМОС / Ю.Н. РЕРИХ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COSMIC PERCEPTION / A HUMAN BEING / THE UNIVERSE / GEORGE ROERICH / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов В. В.

В статье рассматривается понятие «космическое мироощущение», особенности его формирования как состояние слитности человека и космоса, а также формы творческой деятельности Ю.Н. Рериха в этом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The term «Cosmic perception», peculiarities of it’s formation as a state of unity between a human being and the Universe as well as ways of George Roerich’s creative activity in this field are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки»

ФИЛОСОФИЯ

нципа. Если «человекоустроение» определяется главным образом Л2-принципом, то в мироустроении на первый план, по-видимому, выступает Л1-принцип. Этот принцип по праву можно назвать альфой и омегой новой, многомерной логики (логики многомерного мышления, или мышления по Логике)» [5].

Основоположения Логики представляются принципами, на которых может быть построена Синергийная Общая Теория Систем (СОТС). Для этого необходимы формализмы (язык описания и счисления, математический аппарат). Думается, что для разработки Логики троичности может быть использован ЯТО Уемова. А что касается математического аппарата, то здесь представляется плодотворной идея отрицательных геометрических величин - линейных размеров, площадей, объемов, гиперобъемов. Последняя задача - построения пространства Духа - выглядит пока что

неразрешимой имеющимися средствами, т.е. необходимы математические абстракции не внешнего, а внутреннего опыта человека. Отрицательная геометрия, возможно, будет рефлектировать временные отношения, усилия и другие виды реальности, данные человеку во внутреннем опыте.

Библиографический список

1. Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб.: Политехника, 2004. - 400 с.

2. Хоружий, С.С. Очерки синергийной антропологии / С.С. Хоружий. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 408 с.

3. Агапов, О.Д. очерки синергийной социальной философии / О.Д. Агапов. - Казань: Познание, 2008.140 с.

4. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.

5. Алтухов, В.Л. Логика человеко- и мироустроения / В.Л. Алтухов. - М.: Компания Спутник+, 2003.- 97 с.

Ю.Н. РЕРИХ КАК ФИЛОСОФ И ТВОРЕЦ НОВОЙ НАУКИ

В.В. ФРОЛОВ, проф. каф. философии МГУ Л, д-р филос. наук

Что значит быть философом? В разных культурах ответ на этот вопрос зависел от понимания сущности философии. Интересные идеи на этот счет мы находим в культурах Древней Греции и западноевропейского общества, культурах Индии и Серебряного века в России, а также в философии Живой Этики.

Сущность философии с позиций Живой Этики состоит в том, что философия представляет собой основу миропонимания человека и одновременно стержень его духовного совершенствования. Из такого представления о философии вырастает вопрос о предназначении философа - он осмысливает и претворяет в жизни закономерности космической эволюции.

С учетом сказанного крупными философами, внесшими огромный вклад в формирование и развитие философии космической реальности, были все Рерихи, так как основой их жизни и творчества выступала философия

vikfrolov@yandex.ru

Живой Этики, переданная им Великими Учителями Востока.

Крупным философом был и Ю.Н. Рерих. Такая постановка вопроса на первый взгляд звучит неожиданно, так как Юрий Николаевич не писал специальных работ в области философии. Но это обстоятельство в случае с Ю.Н. Рерихом никак не влияет на возможности осмысления его философских взглядов.

В связи с темой статьи важно учитывать, что он был членом великой семьи Рерихов, духовную основу которой, как мы отметили выше, составляла философия Живой Этики. Ю.Н. Рерих сердцем принимал идеи этой философии, что позволяло ему в ее пространстве блестяще вести научные исследования. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с его трудами. Их концептуальные основания показывают, что все они опираются на новую одухотворенную науку, то есть науку этически и духовно обоснованную.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

25

ФИЛОСОФИЯ

Идеи Рерихов, эмоциональная окрашенность их мышления и всей жизни, эволюционные действия Рерихов - все грани их космического творчества были пронизаны ощущением слитности Рерихов с Космосом, которое формировалось благодаря встречам и контактам Рерихов с Великими Учителями Востока, духовным накоплениям Рерихов, а также претворению ими в жизни и творчестве закономерностей Живой Этики. Таким образом, научное осмысление этого учения, реализация положений Живой Этики в жизни и творчестве было необходимым условием выполнения Рерихами их эволюционной миссии. Это важнейшее обстоятельство их жизни доказывает, что каждый из Рерихов не мог не быть крупным философом.

Юрий Николаевич Рерих, будучи сыном великих родителей и членом уникальной семьи, также не мог не жить и не творить в пространстве космического мироощущения. Творчество Ю.Н. Рериха в этом пространстве явилось, надо полагать, важнейшим условием блестящего выполнения Юрием Николаевичем выпавшей ему доли задач, которые были поставлены перед семьей Рерихов Учителями.

Рассмотрим основные вехи жизни и творчества Ю.Н. Рериха, которые влияли на формирование его космического сознания.

1. Главной такой вехой бесспорно являлось водительство Учителей Востока семьей Рерихов. В соответствии с космическим законом «Высшее в космической эволюции ведет низшее» Учителя оказывали огромное духовно-энергетическое влияние на каждого члена этой великой семьи и в том числе на Ю.Н. Рериха.

2. Семья Рерихов и прежде всего родители Ю.Н. Рериха - Е.И. и Н.К. Рерихи - также оказывали благотворное влияние на формирование космического сознания Юрия Николаевича. Здесь важно отметить, что благодаря космическому мироощущению семья Рерихов формировалась и развивалась как духовное целое. В то же время надо учитывать, что такое состояние духовной атмосферы не было неизменным, статичным. В процессе жизни и творчества духовный мир Рерихов,

безусловно, развивался и они становились все более совершенными людьми. Источником космического мироощущения являлось учение Живой Этики, которым владели и которое блестяще применяли и развивали в творчестве члены семьи Рерихов. Это создавало в семье неповторимую атмосферу сотворчества, в котором Юрий Николаевич принимал самое активное участие. Таким образом, Юрий Николаевич с детства формировался в семье, где космическое мироощущение было ее естественным состоянием.

Одним из проявлений космического мироощущения выступала этическая окрашенность отношений в семье Рерихов и отношений Рерихов к другим людям. Эти отношения носили высоконравственный характер, ибо их исток был в сердечности, которая выступает одним из качеств Живой Этики. «Одно из условий бытия, - отмечается в Живой Этике - искренность, иначе говоря, сердечность» (Сердце, 595). О важности этого качества писала и Е.И. Рерих: «Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение» (Рерих Е.И. Письмо от 17.05.1937). Иными словами, представления о нравственности Ю.Н. Рериха формировались под влиянием Е.И. и Н.К. Рерихов, а направляющим вектором ее формирования естественным образом была Живая Этика.

3. Ю.Н. Рерих обладал блестящими духовно-интеллектуальными способностями и качествами. Это, в частности, подтверждается тем, что он владел более чем тридцатью языками и диалектами, в число которых входили языки народов Тибета. Все это помогало Ю.Н. Рериху стать выдающимся востоковедом.

Научные исследования он проводил в свете космического мироощущения, которое способствовало пониманию культуры народов Центральной Азии в их истинном контексте - как единство духовного и материального, космического и земного. В этих исследованиях Ю.Н. Рерих проявлял себя как ученый и философ новой формации, которому было присуще космическое миропонимание и владение новой системой познания, синтезировавшей эмпирическую науку и метанауку.

26

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ФИЛОСОФИЯ

4. Формирование космического сознания Ю.Н. Рериха едва ли оказалось возможным, если бы он в процессе творчества не реализовал свои духовные накопления, аккумулированные в его индивидуальности. Об этих накоплениях можно судить по тому, какие высочайшие личностные качества проявлялись в его жизни и творчестве. Эти качества позволяли Ю.Н. Рериху решать очень важные творческие и по сути своей эволюционные задачи.

Среди этих качеств в первую очередь назовем самоотверженность и героизм, которые он проявлял в экспедициях по Центральной Азии, в руководстве института «Урус-вати», в научной работе в СССР, будучи руководителем сектора философии и истории религии Индии.

Ю.Н. Рерих был способнейшим учеником как своих родителей - Елены Ивановны и Николая Константиновича, которые являлись выдающимися мыслителями, учеными и общественными деятелями,- так и тех педагогов, под руководством которых он, будучи студентом Г арвардского и других западных университетов, изучал восточные языки и другие востоковедческие дисциплины.

Где бы ни работал Ю.Н. Рерих на научном поприще, он везде был первопроходцем и показывал образец ученого новой формации, блестяще владевшего методологией новой одухотворенной науки.

Известен также педагогический талант Юрия Николаевича. После переезда в СССР он очень много сделал для возрождения советской школы тибетологии. Ю.Н. Рерих занимался с учениками и готовил молодые кадры, которые со временем, став известными учеными, составили школу Ю.Н. Рериха в востоковедении и продолжают заложенные им в науке традиции. Это касается, прежде всего, применения методологии новой одухотворенной науки. Все ученики Ю.Н. Рериха о своем учителе отзываются с сердечной признательностью и глубочайшим уважением.

Таким образом, духовные накопления Ю.Н. Рериха, которые были реализованы в его творческой деятельности благодаря его

высочайшим качествам, свидетельствуют, что Ю.Н. Рерих формировался и занимался научными исследованиями как мыслитель и ученый в пространстве космического мироощущения.

5. Существенное влияние на формирование космического мироощущения Ю.Н. Рериха оказало то, что он принимал самое активное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, которой руководил Н.К. Рерих и в которой участвовала Е.И. Рерих. Если в связи с этим вспомнить закон: Высшее в космической эволюции ведет низшее, то в этой экспедиции старшие Рерихи безусловно оказывали на духовное развитие Ю.Н. Рериха самое благотворное влияние как в процессе совместного научного творчества, так и в повседневной экспедиционной работе. Это влияние на Юрия Николаевича шло по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Одно из них состояло в общении Ю.Н. Рериха с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, которое не могло не давать ему очень многого в духовном плане. Так, Н.К. и Е.И. Рерихи в беседах с Учителями получали очень много важной информации о задачах Центрально-Азиатской экспедиции. Если исходить из того, что Юрий Николаевич был глубоко вовлечен в дела экспедиции и решение ее научных задач, то, скорее всего, он также был осведомлен об этих задачах и представлял себе эволюционное значение экспедиции.

Старшие Рерихи показывали на протяжении всей жизни пример героизма духа. Для их сыновей это был образец самоотверженных деятелей, которые все свои силы и знания отдают на благо человечества. Героизм Рерихов проявлялся, к примеру, в Центрально-Азиатской экспедиции и, в особенности, во время зимнего пятимесячного стояния экспедиции на плато Чантанг.

Принимая во внимание космический закон энерго-информационного обмена, нельзя не учитывать также и того обстоятельства, что в процессе общения между Ю.Н. Рерихом и его родителями шел постоянный энергообмен, и Юрий Николаевич испытывал самое благотворное влияние энергетики своих родителей.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

27

ФИЛОСОФИЯ

6. В ряду важнейших духовных факторов развития Ю.Н. Рериха в пространстве космического мироощущения играла его деятельность на посту директора Института «Урусвати».

Надо отметить, что в Институте «Урусвати» в тесном сотрудничестве работали все Рерихи. Их совместная творческая деятельность и в первую очередь работа научная была пронизана энергетикой космического мироощущения, что открывало все новые и новые возможности в духовном развитии Рерихов и в том числе Ю.Н. Рериха.

Юрий Николаевич не был бы ученым новой формации, если бы эти возможности не реализовывал. Не нужно доказывать, что в семье Рерихов естественным образом действовал космический закон даяния, и все Рерихи в процессе творческого сотрудничества обогащали друг друга своими духовными дарами, значение которых далеко выходило за рамки личных отношений, так как носило планетарный характер. В этом отношении старшие Рерихи являлись для своих сыновей Ю.Н. и С.Н. Рериха учителями и духовными наставниками, в общении и сотворчестве с которыми Ю.Н. Рерих и С.Н. Рерихи постоянно возрастали духом. В то же время нельзя отрицать и того, что старшие Рерихи в общении с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем также становились богаче. Такая духовная атмосфера семьи Рерихов не могла не повлиять самым благотворным образом на формирование и развитие космического мироощущения Юрия Николаевича и его научные исследования.

7. Проявлением объединяющего семью Рерихов духовно-энергетического обмена была переписка Е.И. и Н.К. Рерихов со своими сыновьями Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем, а также переписка между братьями - Юрием и Святославом.

Таким образом, все сказанное дает основание для вывода, что духовное развитие Ю.Н. Рериха не могло не проходить в пространстве космического мироощущения, источником которого была философская система Живой Этики.

Космическое мироощущение свое действенное воплощение нашло в научных исследованиях Юрия Николаевича, стержнем которых была методология новой одухотворенной науки. Этой методологией, как показывают выдающиеся результаты его научной деятельности, Юрий Николаевич блестяще владел.

Выделим основные направления научной деятельности Ю.Н. Рериха, в которых формировалось и применялось космическое миропонимание Юрия Николаевича.

1. Научные изыскания Ю.Н. Рериха в Центрально-Азиатской и Манчжурской экспедициях

Научно-культурная деятельность Рерихов в Средней Азии сосредоточивалась вокруг Центрально-Азиатскойэкспедиции(1923-1928 гг.), одной из важнейших целей которой было изучение общих закономерностей культурного развития народов указанного региона. Надо подчеркнуть, что в определении вектора этих исследований ведущую роль играло водительство Учителей, в процессе которого формировалось космическое мироощущение Рерихов и складывались их подходы к научным исследованиям. Важную роль в этих процессах играла методология Живой Этики.

Накапливаемый в экспедиции материал использовался Рерихами для осмысления более общей проблемы, а именно роль культуры в осуществлении закономерностей эволюционного развития человечества. Николай Константинович понимал, что культура в этом процессе играет ведущую роль. К этому выводу мыслитель пришел в результате широких научных исследований.

Как уже отмечалось, Ю.Н. Рерих принимал самое активное участие в ЦентральноАзиатской экспедиции и всем ее ходом был вовлечен в решение всех задач экспедиции, среди которых на первом месте стояли задачи научных исследований. И здесь без преувеличения можно сказать, что, рассматривая экспедицию как проявление земного творчества космической эволюции, космическое мироощущение пронизывало все научные исследования Ю.Н. Рериха.

28

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ФИЛОСОФИЯ

Таким образом, творческая деятельность Ю.Н. Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции и его сотрудничество с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, а также братом Святославом Николаевичем - все это подтверждает, что Ю.Н. Рерих по своей внутренней духовной сути был не только активным носителем космического мироощущения, но и активным субъектом научного творчества, которое осуществлялось в пространстве космического мироощущения.

2. Гималайский институт научных исследований «Урусвати»

Все, что сказано о духовных предпосылках и основаниях Центрально-Азиатской экспедиции, определяющей роли Учителей, важной методологической миссии Живой Этики, наставничества старших Рерихов по отношению к их сыновьям, значения участия в экспедиции Ю.Н. Рериха, также относится к деятельности Гималайского института научных исследований «Урусвати» и работе в этом институте Ю.Н. Рериха.

Этот институт возглавляли сами Рерихи. Ю.Н. Рерих десять лет работал его директором. Е.И. Рерих была Президентом-основа-телем. Н.К. и С.Н. Рерихи также принимали самое активное участие в работе института. Институт «Урусвати», несмотря на сравнительно небольшой по историческим меркам срок своей работы (в 1939 г. он был законсервирован из-за начавшейся второй мировой войны он), показал очень высокую эффективность научных исследований. На наш взгляд, это обстоятельство объясняется прежде всего тем, что Рерихи выстраивали и проводили научные исследования в свете космического мироощущения. Это определяло главную особенность предмета исследований и процесса их проведения. Особенность эта состояла в раскрытии единства и духовной и материальной сторон исследуемых явлений при ведущей роли стороны духовной. Такой подход существенно расширял возможности комплексного научного познания человека и других социальных, природных и космических явлений.

С Институтом сотрудничали многие известные ученые Индии и других стран

мира, начиная с России и кончая США. Мировую популярность «Урусвати» обрел также благодаря высокому научному авторитету и талантам Н.К. Рериха и всех членов его семьи. Считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что реализация этих талантов обусловливалась космическим мироощущением каждого члена семьи Рерихов, что не могло не оказывать своего благотворного влияния на Юрия Николаевича.

3. Трехтомник Ю.Н. Рериха «История Средней Азии»

Свидетельством того, что Ю.Н. Рерих применял новую методологию научных исследований, являются его труды. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с его трехтомником «История Средней Азии», где при изучении истории кочевых народов Азии используется методология новой науки. Об этом пишут в предисловии к указанному трехтомнику Вице-президент Кыргызской академии наук В.М. Плоских и Председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов Е.В. Тро-янова. «Труд Юрия Николаевича Рериха по истории Центральной Азии, созданный на русском языке, не вышел в свет при жизни ученого. Мы читаем его спустя более полувека с большим сожалением о небрежении к этому прекрасному исследованию, но и с радостью о его публикации, ибо знания, собранные в нем, представляют огромный научный интерес и, несомненно, будут полезны современному востоковедению. И это обусловливается не только тем, что в «Истории Средней Азии» содержатся редкие и ранее неизвестные факты по истории кочевых народов, но прежде всего тем, что этот труд написан с позиций новой методологии» [3].

Важные мысли по поводу методологии исследования мы находим у его автора Юрия Николаевича Рериха. «В настоящем труде, - пишет он, - мы излагаем историю народов Средней Азии не с точки зрения сопредельных с ней стран, а пытаемся изложить ход исторических событий от лица племен и народов, населявших среднеазиатские области» [3]. И поскольку сами кочевые народы оставили мало непосредственных свидетельств

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

29

ФИЛОСОФИЯ

своей жизнедеятельности, то их историю Ю.Н. Рериху приходится восстанавливать по культурным источникам их оседлых соседей, что чрезвычайно усложняет изучение особенностей культурно-исторического развития кочевых племен.

При этом Ю.Н. Рерих в своем исследовании опирался в первую очередь на источники культурного характера. Это, прежде всего, археологические данные, к примеру, о могильных захоронениях и письменные источники.

По сути, явления, которые исследовал Ю.Н. Рерих в своем труде, олицетворяются в культурных достижениях этих народов в самом широком смысле этого понятия.

Это язык того или иного народа. Лингвистические особенности многих терминов древних языков Ю.Н. Рерих исследует в своем труде.

Это религиозные верования: например, буддизм, объединяющая культурная роль которого в истории Центральной Азии известна.

К явлениям такого рода относится и древнее искусство, в пространстве которого Юрий Николаевич выделяет, например, звериный стиль и керамику с гребешковым орнаментом.

Иными словами, за многообразием истории кочевых народов Юрий Николаевич видел объединяющую роль культуры, что давало ему возможность подходить к их истории как единому, целостному процессу.

В заключение отметим, что в своем труде Ю.Н. Рерих ввел в научный оборот ог-

ромный культурно-исторический и научный материал. Об этом свидетельствует не только список источников, на которые ссылается Ю.Н. Рерих, но и само содержание трехтомника.

Следует отметить, что в своем труде Юрий Николаевич осуществил концептуальное обобщение материала. По нашему мнению, такое обобщение исторического материала Ю.Н. Рерихом оказалось возможным потому, что в качестве основы этой концепции он взял культуру в том ее значении, которое определяется в Живой Этике и трудах Н.К. Рериха. Это значение раскрывает культуру как самоорганизующуюся систему духа. В этом плане такой системой может стать музыка, живопись, поэзия, наука и другие формы культуры. Применяемый Юрием Николаевичем подход выступил, если можно так сказать, методологическим гарантом рассмотрения истинной истории древних кочевых народов, одной из основных тенденций которой было их культурное саморазвитие и культурное взаимодействие с другими народами.

В заключение отметим, что жизнь и творчество Ю.Н. Рериха убеждают в том, что он был ученым и философом, которому было присуще космическое мироощущение и применение методологии новой науки.

Библиографический список

1. Сердце. - М., 1995.

2. Рерих, Е.И. Письма / Е.И. Рерих.- М.: МЦР, 19992009. - Тт. 1-9.

3. Рерих, Ю.Н. История Средней Азии / Ю.Н. Рерих.

- М.: МЦР, 2004. - Т.1.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЗМ И КРИЗИС НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Т.Л. ШЕСТОВА, доц. каф. философии МГУЛ, канд. ист. наук

Одной из характерных особенностей кризиса научной рациональности, обозначившегося еще в первой половине ХХ в. и предметно отрефлексированного в ходе постмодернистской революции 1970-х - 80-х гг., стала широкомасштабная ревизия историз-

tshestova@mail.ru ма как принципа понимания мира, сложившегося в европейской науке на основе идей Просвещения и немецкой классической философии. Отрицая классические основания современной науки, постмодернизм открыл возможность для формирования новых ме-

30

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.